Управление экономической сферой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление экономической сферой



 

Тема 2. Управление государственным имуществом

1. Понятие управления государственным имуществом.

Управление государственным сектором экономики – совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны РФ, а также имущественных прав РФ, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством РФ в бюджетный процесс). Цели, задачи и принципы государственной политики РФ в сфере управления государственным сектором экономики определяются концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ (Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 №1024).

Компетенция в области управления государственным имуществом разграничивается между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Управление государственным имуществом, как вид межотраслевого управления, распространяется на все отрасли и сферы управления.

В ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею (ст. 71, п. «д» Конституции РФ). В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится разграничение государственной собственности (ст. 72, п. «г» Конституции РФ).

Большую роль государство отводит приватизации государственного имущества. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц (ст.1). Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций ОАО, в уставной капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия (федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ) включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из члена стратегических предприятий (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. ст. 1-14).

2. Субъекты государственного управления государственным имуществом и их компетенция.

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которым осуществляет Правительство РФ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально- экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития России в установленном порядке принимает нормативно-правовые акты, определяющие перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных ГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий (п.1 и др. Положения о Министерстве экономического развития РФ).

Министерство экономического развития РФ появилось в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2008 года. Данным Указом Президента РФ (п.10) ранее функционирующее Министерство экономического развития и торговли РФ было преобразовано в Министерство экономического развития РФ. Министерству экономического развития РФ переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Минэкономразвития России, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п.1 Положения об Агентстве).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом появилось в структуре федеральных органов исполнительной власти в результате преобразования Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008г. № 724, п.10).

На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Федеральные агентства согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004г.№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральные агентства при реализации своих полномочий взаимодействуют с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Комитеты по управлению государственным имуществом действуют в субъектах РФ и входят в систему исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

3. Объекты управления государственным имуществом. К объектам управления относятся: государственные унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); государственные учреждения; акции, находящиеся в федеральной собственности; доли РФ в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость.

Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий отражается в Федеральном законе от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Полномочия органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества государственного унитарного предприятия подразделяются на три основные группы:

- полномочия, касающиеся учреждения унитарного предприятия, определения основных направлений его деятельности, назначения руководства (п.п. 4-8, 13, 14 ст.20). К таким полномочиям относятся утверждение устава унитарного предприятия, внесение в него изменений; формирование уставного фонда; назначение на должность руководителя, согласование приема на работу главного бухгалтера;

- полномочия, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (п.п. 3, 10, 13, 15 ст. 20). В данный блок полномочий входит определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом, на совершение крупных сделок в установленных случаях;

- контрольные полномочия (п.п. 9, 11, 12, 16 ст. 20). К указанным полномочиям относится утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов унитарных предприятий; осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль их выполнения (Унитарные предприятия: правовое регулирование деятельности // «Главбух». Приложение «Учет в производстве». 2003 №3. Права и полномочия собственника имущества).

Важные административно-правовые аспекты содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Названный Закон определяет особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности.

4. Функции и методы управления государственным имуществом.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314; п.2, п/п г.).

Управление государственным имуществом реализуется в рамках функций и методов государственного управления: контроль (надзор) регулирование, организация, прогнозирование, программно-целевой метод.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (см. Положение об Агентстве).

 

Тема 3 Управление антимонопольной и предпринимательской

деятельностью

 

1. Понятие антимонопольной политики. Антимонопольная политика – политика, осуществляемая против монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Государство поощряет конкуренцию – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В России действует законодательство, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий, Федеральный закон от 17 августа 1995г. «О естественных монополиях» определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (ст.3). Государственному регулированию подлежит деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;

- услуги по перевозке электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (п.1, ст.4).

Государство реализует политику в области содействия и укрепления предпринимательства. Федеральный закон от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

2. Субъекты государственного управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью, их полномочия.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). В отличие от большинства федеральных служб, руководство Федеральной антимонопольной службой осуществляет Правительство РФ. Указанная особенность позволяет Федеральной антимонопольной службе осуществлять некоторые министерские функции, в частности, по принятию нормативных правовых актов. Федеральная антимонопольная служба может принимать следующие нормативные акты:

- порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг;

- правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

- формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности. (Положение о Службе, п.п. 1; 5,2).

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам, как и Федеральной антимонопольной службы, осуществляет Правительство РФ. Тем самым Федеральной службе по тарифам присущи некоторые министерские функции, в частности, по принятию нормативных актов (Положение о Службе, п.п. 1; 5,2).

В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Основными задачами данных органов являются:

1. государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;

2. достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов;

3. недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей;

4. создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий (Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, ст. 3).

В Кемеровской области органами исполнительной власти в области антимонопольной и предпринимательской деятельности являются:

- структурные подразделения Администрации Кемеровской области: департамент потребительского рынка и предпринимательства; департамент топливно-энергетического комплекса, департамент цен и тарифов, департамент промышленности, транспорта и связи;

- исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции: региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.

3. Объекты управления в области антимонопольной и предпринимательской деятельности имеют свой административно-правовой статус.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с законодательством, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

- текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

- проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с законодательством, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов (групп лиц), занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) хозяйствующих субъектов.

4. Функции и методы управления в области антимонопольной и предпринимательской деятельности:

- ценовое регулирование (установление цен (тарифов) или их предельного уровня);

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (регулируемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

- государственный контроль за естественными монополиями (дача обязательных для исполнения предписаний, рассмотрение фактов нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, государственной поддержке предпринимательства, рекламе, товарных биржах, естественных монополиях и принятие соответствующих решений);

- программно-целевой метод.

В соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства (Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (ст., ст. 6,7).

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Тема 4. Управление промышленностью

1. Понятие промышленного комплекса. К отраслям промышленности относятся: машиностроительная, металлургическая, химическая, нефтехимическая, биотехнологическая, медицинская, легкая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, авиационная, судостроительная и др. отрасли.

Компетенция в области управления промышленностью разграничивается между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Согласно Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится: управление федеральной государственной собственностью (п. «д», ст.71); установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, в том числе и промышленного развития (п.«е», ст.71); установление правовых основ единого рынка (п. «ж», ст.71); федеральные энергетические системы; ядерная энергетика (п. «и», ст.71); оборонное производство (п. «м», ст.71).

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится: разграничение государственной собственности (в том числе в сфере промышленного производства) (п. «г», ст.72).

Вне этих пределов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст.73).

2.Субъекты государственного управления промышленностью, их полномочия.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли;

функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно- бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специвальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений;

функции по поддержке экспорта промышленной продукции и др (п.1 Положения о Министерстве).

Министерство промышленности и торговли РФ находится в ведении Правительства РФ. Структурными подразделениями Министерства промышленности и торговли РФ являются департаменты по основным вопросам деятельности. В состав департаментов включаются отделы.

Министерство промышленности и торговли РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (п.п.1,2 Положения о Министерстве).

Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. №724 ранее действующее Министерство промышленности и энергетики РФ преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ с соответствующим распределением функций между этими министерствами (п. 8). Министерству промышленности и торговли РФ переданы функции преобразуемого Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере торговли. В связи с упразднением Федерального агентства по промышленности, Министерству промышленности и торговли РФ переданы функции указанного агентства. Тем самым Министерство промышленности и торговли РФ вправе выполнять некоторые функции федеральных агентств: оказывать государственные услуги и управлять государственным имуществом в установленной сфере деятельности.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, в области обеспечения биологической и химической безопасности РФ (п.1 Положения об Агентстве).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (Положение о Службе, п.1).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора;

специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

органом государственного энергетического надзора;

специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха (п.п.1,2 Положения о Службе).

До издания Указа Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 руководство деятельностью Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляло Правительство РФ. В порядке исключения Служба обладала функциями по принятию нормативно- правовых актов в установленной сфере ведения. Данное обстоятельство выделяло Службу среди других федеральных служб, которые, как правило, находятся в ведении тех или иных федеральных министерств. Ситуация изменилась после утверждения новой структуры федеральных органов исполнительной власти приведенным Указом Президента РФ. В данной структуре Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, как и большинство федеральных служб, находится во втором разделе и подведомственна федеральному министерству: Министерству природных ресурсов и экологии РФ.

Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

До 20 марта 2008 года в структуре федеральных органов исполнительной власти значилось Федеральное агентство по атомной энергии. Данное агентство являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования атомной энергетики, ядерного оружейного комплекса, ядерно-топливного цикла, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, а также международное сотрудничество в этой сфере (п.п.1,2 Положения о Федеральном агентстве).

В порядке исключения, руководство деятельностью Федерального агентства по атомной энергии осуществляло Правительство РФ. Как правило, федеральные агентства находятся в ведении того или иного федерального министерства. Отличительной особенностью Федерального агентства по атомной энергии было то, что данное Агентство осуществляло функции не только по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности, как большинство существующих федеральных агентств. Федеральное агентство по атомной энергии обладало также министерскими полномочиями: по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Указом Президента РФ от 20 марта 2008 г. № 369 «О мерах по созданию государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Федеральное агентство по атомной энергии было упразднено".

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» создана и действует в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно- правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области(Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317- ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», ст. 4). Как видно, Корпорация обладает функциями федеральных органов исполнительной власти: федеральных министерств и федеральных агентств. Между тем Корпорация не относится к федеральным органам исполнительной власти. Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно- правовой форме государственной корпорации (ст. 3).

До издания Указа Президента от 12 мая 2008 года № 724 действовало Федеральное агентство по промышленности, которое являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений, а также уполномоченным (национальным) органом РФ по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (п.п.1,2 Положения об Агентстве).

Федеральное агентство по промышленности находилось в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ. К данному Агентству были применимы особенности большинства федеральных агентств, которые не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, за исключением случаев, установленных Указами Президента РФ или Постановлениями Правительства РФ. Структурными подразделениями центрального аппарата Федерального агентства по промышленности являлись управления по основным направлениям деятельности. В состав управлений включались отделы.

Приведенным Указом Президента РФ Федеральное агентство по промышленности упразднено, его функции переданы созданному Министерству промышленности и торговли РФ (п. 11).

До издания Указа Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 действовало также Федеральное агентство по энергетике, которое являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Федеральное агентство по энергетике находилось в ведении преобразованного Министерства промышленности и энергетики РФ. В настоящее время Федеральное агентство по энергетике упразднено и его функции переданы созданному Министерству энергетики РФ (п. 11).

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере топливно- энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно- энергетических ресурсов (Положение о Министерс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.085 с.)