Управление административно-политической сферой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление административно-политической сферой



 

Тема 17. Управление обороной

 

1. Понятие обороны. Оборонная деятельность как система военно-политических, военно-стратегических, военно-экологических и иных мер, обеспечивающих военную безопасность России. Обеспечение военной безопасности РФ – важнейшее направление деятельности государства.

Военная организация государства: Вооруженные силы РФ (виды – Сухопутные войска, Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот; рода войск – Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска); часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности (Федеральный закон «Об обороне»).

Разграничение компетенции в области обороны между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. Органы исполнительной власти (государственного управления) обороной, их полномочия.

Министерство обороны РФ как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.

Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (Положение о Министерстве, п.п. 1,2).

Генеральный штаб Вооруженных сил РФ, органы управления военных округов, флотов (объединения, соединения, воинские части, военные организации и военные комиссариаты).

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству,

Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральные агентство специального строительства как федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (Положение о Федеральной службе, п.1).

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации норм и правил в сфере государственного оборонного заказа (Положение о Федеральной службе, п.1).

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности (Положение о Федеральной службе, п.1).

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами Федерального агентства специального строительства (Положение о Федеральном агентстве, п. 1).

3.Объекты государственного управления обороной. Комплектование Вооруженных Сил РФ. Система комплектования Вооруженных Сил как комплекс урегулированных законом взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному, психологическому отбору, приему и распределению граждан, призываемых на военную службу и направленных на комплектование войск (сил) и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению в запас или в отставку (Федеральный закон «Об обороне»).

Воинская обязанность и военная служба (Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

4.Функции и методы государственного управления обороной. Централизация и единоначалие в управлении обороной.

Программно-целевой метод. Федеральная целевая программа:

«Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».

Гражданская оборона (Федеральный закон «О гражданской обороне»).

 

Тема 18. Управление безопасностью

 

1. Понятие безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Основные объекты безопасности: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (Федеральный закон «О безопасности», ст. 1).

Разграничение полномочий государственных органов власти в системе безопасности.

2. Органы государственного управления безопасностью, их полномочия.

Совет Безопасности РФ как конституционные орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности

(Положение о Совете Безопасности, п. 1).

Федеральная служба безопасности РФ как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод., территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на её осуществление (Положение о ФСБ, п. 1).

Структура органов Федеральной службы безопасности РФ:

управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности (Указ Президента РФ от 11.08.2003. № 960).

Служба внешней разведки РФ (федеральная служба), Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба) как федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, осуществляющие специальные функции в сферах обеспечения безопасности страны, лиц, подлежащих государственной охране.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам (Положение о Федеральной службе, п.1.).

3. Объекты государственного управления безопасностью. Государственная граница, её защита. Виды защиты: политическая, экономическая, миграционная, санитарная, ветеринарная. Специальные административно-правовые режимы (режим границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через границу); пограничный, таможенный и иные виды контроля (Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»).

4. Функции и методы государственного управления безопасностью. Основные задачи управления в области обеспечения национальной безопасности: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности; реализация мер по их предупреждению и нейтрализации; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; подъем экономики страны и др. Программно-целевой метод. Федеральная целевая программа: «Государственная граница РФ (2003-2010 годы)».

Тема 19. Управление внутренними делами

 

1. Понятие области внутренних дел. Группы общественных отношений, связанных с:

защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;

выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;

осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

обеспечением безопасности дорожного движения;

осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности;

проведением в жизнь правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России;

обеспечением правил пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и их транзита через территорию России;

охраной собственности юридических и физических лиц по договорам.

Разграничение компетенции в области управления внутренними делами между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

2. Органы государственного управления внутренними делами, их полномочия.

Министерство внутренних дел РФ как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности (Положение о Министерстве п.п. 1,3).

Система МВД России. Централизация управления.

Милиция как составная часть МВД России, ее виды: криминальная и милиция общественной безопасности. Административная деятельность милиции. Структура милиции общественной безопасности: дежурные части; участковые уполномоченные милиции; ГИБДД Министерства внутренних дел РФ; подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; патрульно- постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной и охранной деятельностью и другие (Закон РФ «О милиции»).

Федеральная миграционная служба как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства внутренних дел РФ.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (Положение о службе, п.1).

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба) как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту (Положение о Службе, п.1).

Подразделения в области обеспечения пожарной безопасности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, их административные полномочия. Государственная противопожарная служба МЧС России.

3. Объекты государственного управления в области внутренних дел: сфера внутренних дел, личность, общество, государство. Правовое положение милиции. Паспортная система. Основания и порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.

4. Функции и методы государственного управления в области внутренних дел. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения. Государственный пожарный надзор. Внутренние войска.

Программно-целевой метод. Федеральные целевые программы: «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

 

Тема 20. Управление иностранными делами

 

1. Понятие области иностранных дел как отношений России с иностранными государствами и международными организациями. Основное содержание деятельности в области иностранных дел: защита интересов России, ее суверенитета, а также граждан в их взаимоотношениях с зарубежными странами; координация деятельности представительств России за рубежом и в международных организациях; организация взаимоотношений с дипломатическими представителями других стран; разработка, заключение международных договоров и соглашений и контроль за их выполнением; организация и ведение переговоров с иностранными государствами, постоянное оперативное управление иностранными делами с учетом конкретной обстановки и условий межгосударственных отношений в мире.

Разграничение компетенции государственных органов власти в области иностранных дел.

2. Органы государственного управления иностранными делами, их полномочия.

Министерство иностранных дел РФ как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, отношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других её интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации её международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом (Положение о Министерстве, п.п.1,2).

Система МИД России: дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом, ее представительства при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства МИД на территории России, а также подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения его деятельности.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 образовано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств. Установлено также, что данное Агентство находится в ведении Министерства иностранных дел РФ (п.2).

3. Объекты государственного управления иностранными делами. Дипломатические представительства (посольства) и консульские учреждения, их административно-правовой статус.

4. Функции и методы государственного управления иностранными делами. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации (Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

 

Тема 21. Управление юстицией

 

1. Понятие области юстиции. Основные задачи органов и учреждений юстиции: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний.

2. Органы государственного управления юстицией, их полномочия.

Министерство юстиции РФ как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ. Система Минюста России: его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которым осуществляет Президент РФ, осуществляющим функции по выработке и реализации государственный политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации актов гражданского состояния, а также регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий, религиозных организаций (Положение о Министерстве, п.1).

Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 в ведении Министерства юстиции РФ находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов. Бывшие ранее в ведении Министерства юстиции РФ Федеральная регистрационная служба и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости перешли в ведение Министерства экономического развития РФ (п.10).

Федеральная служба исполнения наказаний как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства юстиции РФ.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (Положение о Федеральной службе, п. 1).

Федеральная служба судебных приставов как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства юстиции РФ.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов (Положение о Службе, п.1).

Федеральная регистрационная служба как федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства экономического развития РФ.

Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (п.1 Положения о Службе).

3. Объекты государственного управления юстицией: сфера юстиции, органы и учреждения юстиции, организации, обеспечивающие их деятельность. Государственная регистрация актов гражданского состояния. Нотариальные конторы и контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей и правил нотариального делопроизводства, организация лицензирования на право осуществления нотариальной деятельности. Дача согласия на образование объединений адвокатов, ведение их реестра; контроль за соблюдением адвокатами законодательства РФ (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате).

4 Функции и методы государственного управления юстицией. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ.

Программно-целевой метод. Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2007-2010 годы».

 

Тема 22. Управление в области организации работы судов общей юрисдикции

1. Судебная система РФ. Единство судебной системы. Суды в РФ: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»).

2. Органы государственного управления в области организации работы судов общей юрисдикции, их полномочия.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ как федеральный государственный орган, организационно обеспечивающий деятельность судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей, ведение судебной статистики.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Система органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента (Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российском Федерации»).

3. Объекты государственного управления в области организации работы судов общей юрисдикции. Основы статуса судей в РФ. Органы судейского сообщества в РФ: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ (Федеральные законы «О статусе судей в Российской Федерации, «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»).

4. Функции и методы государственного управления в области организации работы судов общей юрисдикции. Финансирование судов как средство обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Программно-целевой метод. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы».


[1] См.: чч.1 и 2 ст.118 Конституции Российской Федерации.

[2] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст.1.

[3] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6270.

[4] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.

[5] См.: Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст.3177.

[6] Более подробно см.: Гайдов В.Б. Производство по делам об административных правонарушениях: соотношение задач и стадий //Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. — Омск: НОУ ВПО "Омский юридический институт", 2003. С. 3-9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.076 с.)