Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-правовые основы управления внешними сношениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
После принятия Декларации о государственном суверенитете Украины 16 июня 1990 г.1 и Акта о независимости Украины от 24 августа 1991 г.2 Украина вышла на новый виток своего создания государства. Весомым фактором утверждения суверенитета Украины становится и внешнеполитическая деятельность. Конституция Украины в ст. 18 определяет, что внешнеполитическая деятельность Украины направлена на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержки мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общеопределенным принципам и нормам международного права3. 2 июля 1993 г, Верховная Рада Украины одобрила «Основные направления внешней политики Украины» в которых, в частности, отмечается, что внешняя политика Украины направлена на выполнение главнейших задач создания и развития Украины как независимого демократического государства, таких как: обеспечение стабильности международного положения Украины; сохранение территориальной целостности государства и неприкосновенности ее границ; включение национального хозяйства в мировую экономическую систему для его полноценного экономического развития; повышение благосостояния народа; защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических и физических лиц за границей; создание условий для поддержания контактов с зарубежными украинцами и выходцами из Украины, предоставление им помощи согласно международному праву; распространение в мире образа Украины как надежного и предвиденного партнера. С целью определения основных принципов внешней политики Украины и развития ее дипломатической службы был принят ряд соответствующих законов и нормативных актов, которые касаются различных аспектов осуществления Украиной своей внешней политики, полномочий и задач государственных органов Украины. Среди них надлежит отметить: «Декларацию о государственном суверенитете Украины» от 16 июня 1990 г.1, «Акт о независимости Украины» от 24 августа 1991 г.2, Положение «О дипломатическом представительстве Украины за границей» 1992 г.3, Положение «О Министерстве иностранных дел» от 3 апреля 1999 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года4, Закон Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 г.5, Консульский устав Украины от 2 апреля 1994 г.6 Все это позволяет сегодня утверждать, что в Украине уже создана довольно развитая нормативно-правовая база для эффективного осуществления внешней политики. Воздавая дань справедливости нужно сказать, что Украина как союзная республика СССР почти одна изо всех республик, имела свое внешнеполитическое ведомство, которое, как в сущности, так и по форме, играло незначительную роль в существующей тогда политической системе. В советские времена Министерство иностранных дел УССР имело лишь четыре зарубежных представительства, и те при международных организациях: в Нью-Йорке, Париже, Женеве, что было почти единственным каналом осуществления Украинской ССР своей международно-правовой деятельности в многосторонней дипломатии. Несмотря на это, ведомство давало большую пользу, особенно в накоплении опыта внешнеполитических отношений с другими государствами мира. Интересные данные по этому вопросу приводит ректор Дипломатической академии профессор Б. И. Гуменюк в своем труде «Основы дипломатической и консульской службы»7. На начало 90-х годов Министерство иностранных дел Украины насчитывало 156 человек, из которых лишь 97 были дипломатами, остальные — административно-технический и вспомогательный персонал. Состоянием на 1 января 1997 г. Украину как независимое государство признали 154 страны мира, 138 из них установили с ней дипломатические отношения, 58 иностранных государств открыли свои посольства, послы 41 страны мира выполняют свои функции в Украине по совместительству, три страны представлены почетными консулами. В Украине открыты 8 представительств ведущих международных организаций, одно генеральное консульство, одно представительство военного атташе. Сегодня в 67 странах Украина открыла 50 посольств, 8 генеральных консульств, 8 постоянных представительств при международных организациях, в которых работает более чем 955 человек, и в центральном аппарате — 545 человек. Украина стала членом 40 международных межправительственных организаций, в частности ОБСЕ, Совета Европы, ЧЕС, ЦЕИ, что свидетельствует о том, что Украина проводит гибкую и сбалансированную политику в направлении развития двухсторонних международных отношений, расширении участия в Европейском региональном сотрудничестве, сотрудничества в рамках СНГ и членства в иных международных организациях. Украина реализует свою внешнюю политику основываясь на общепризнанных нормах и принципах международного права, Статуса ООН, Хельсинского заключительного акта, Парижской хартии для Новой Европы, и иных документов ОБСЕ. При этом основным требованием в осуществлении внешней политики является наиболее полная и наиболее эффективная реализация стратегических, геополитических, экономических, региональных и локальных интересов Украины. Украина проводит взвешенную, последовательную и целенаправленную внешнеполитическую деятельность. Основные направления ее внешней политики в целом остаются неизменными со времени провозглашения независимости в 1991 году. Украина последовательно и неуклонно строит свою внешнюю политику на основе безоговорочного соблюдения принципов международного права, Устава ООН и иных международно-правовых актов. Позиция нашего государства закреплена в одобренных Верховной Радой 2 июля 1993 г. «Основных направлениях внешней политики Украины», являющихся концептуальным документом, на котором базируется и развивается внешнеполитическая деятельность Украины. На данном этапе можно определить такие три основные направления внешней политики Украины: 1) развитие двухсторонних межгосударственных отношений; 2) европейская и евроатлантическая интеграция; 3) многосторонняя дипломатия. В двухсторонних отношениях приоритетными являются два направления деятельности украинской дипломатии: отношения с соседними странами; отношения со стратегически важными партнерами и влиятельными государствами мира. Европейская и евроатлантическая интеграция в первую очередь означает: дальнейшее политическое и институционное сближение с Европейским Союзом и эволюционное продвижение к конечной цели интеграции Украины — вхождению в Европейский Союз; адаптирование украинского законодательства к нормам Европейского Союза и Совета Европы как ключевой интеграционный элемент; углубление отношений Украины с НАТО как одной из основных составных всеохватывающей системы европейской стабильности и безопасности. В рамках многосторонней дипломатии можно выделить такие приоритетные направления внешнеполитической деятельности: обеспечение эффективного участия государства в деятельности международных организаций; налаживание эффективного регионального и субрегионального сотрудничества, усиление роли Украины в региональных и субрегиональных организационных форумах и объединениях; активизация деятельности во многосторонних договоренностях в области разоружения, в т. ч. ядерного, мероприятий доверия, в миротворческих и мироподдерживающих операциях, безопасных режимах и контрольных механизмах. Политическая функция, которую осуществляет государство, разделяется на внутреннюю и внешнеполитическую деятельность. Определяющей является внутриполитическая деятельность, поскольку как раз она закрепляет соответствующие общественные отношения, государственный строй, определяет основные принципы функционирования всей государственной структуры и является основным политическим средством существования и укрепления государственной власти. Внешняя политика Украины, как политика любого государства, подчинена ее внутриполитическим целям. Любая страна не сможет долго поддерживать свой авторитет на международной арене, если не обеспечит слаженное и эффективное функционирование своих внутренних институций и самостоятельность своей экономики. При этом экономика является основополагающей и фактически определяет место государства в мире, поэтому внешнеполитическая деятельность должна опираться на политически и экономически сильное государство и обеспечивать защиту его интересов. Цели внешней политики определяются интересами государства и, исходя из этого, внешнеполитическая функция не может осуществляться сама по себе, независимо от определяющей внутренней деятельности, что четко зафиксированно в Законе Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 г. Исходя из этого Закона известный специалист в области дипломатической деятельности государства В.О.Зорин классифицирует государственные органы внешних отношений на две отдельные группы: — центральные органы внешних отношений государства; — заграничные органы внешних отношений государства. В свою очередь группа центральных органов разделяется еще на две группы: — органы общеполитического руководства, чей статус определяется Конституцией Украины; — органы специальных (отраслевых, ведомственных) отношений Украины с иными странами. К центральным органам общеполитического руководства, как определяет Конституция Украины, относятся высшие законодательные органы власти: Верховная Рада Украины; глава государства — Президент Украины; Кабинет Министров и, прежде всего, Премьер-министр Украины; Министерство иностранных дел во главе с министром. Согласно ст. 85 Кбнституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относятся: определение основ внутренней и внешней политики; утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление контроля за их использованием; одобрение решений о предоставлении военной помощи иным государствам, о направлении подразделений Вооруженных сил Украины в иные государства или о допуске подразделений вооруженных сил иных государств на территорию Украины; предоставление в установленный законом срок согласия на обязательность международных договоров Украины и денонсация международных договоров Украины. Непосредственно вопросами внешней политики в Верховной Раде Украины занимается Комитет по иностранным делам и связям с СНГ. Учитывая, что Верховная Рада Украины имеет сессионный характер, она не может решать вопросы постоянного представительства государства в международных организациях и руководства ими, а также непрерывное руководство внешней политикой, которое осуществляется круглые сутки и не может прерываться ни на миг. Ряд традиционных полномочий возлагается только на главу государства, например: — назначение и освобождение послов и посланников; — принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных в государстве послов и посланников иностранных государств; — непосредственно встречается, ведет переписку и переговоры с главами иных государств, и представляет страну по всем вопросам внешних отношений. Согласно ст. 102 Конституции Украины «Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина». Конкретные полномочия Президента Украины содержит ст. 106 Конституции Украины. Так Президент Украины: обращается с посланием к народу и с ежегодным и внеочередным посланием к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины, представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, принимает решение о признании иностранных государств, назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в иных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств, вносит в Верховную Раду Украины представление об объявлении состояния войны и принимает решение об использовании Вооруженных сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины, присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и прочие высшие специальные звания, а также классные чины. Повседневное оперативное руководство в сфере внешней политики возложено на Кабинет Министров Украины, который не только намечает основные направления в этой работе, а организует и контролирует выполнение принятых внешнеполитических решений. Так, согласно п. 1 ст. 116 Конституции Украины Кабинет Министров Украины обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. Непосредственно руководство внешнеполитическими действиями и дипломатической службой государства Правительство осуществляет через Министерство иностранных дел, руководителю которого Правительство дает прямые поручения и следит за их выполнением. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
Деятельность Министерства иностранных дел Украины регулируется Положением «О Министерстве иностранных дел Украины», утвержденном Указом Президента Украины от 3 апреля 1999 г. с изменениями, дополнениями, внесенными Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года1. Согласно п. 1 Положения «О Министерстве иностранных дел Украины» в редакции Указа Президента Украины от 3 апреля 1999 года Министерство иностранных дел Украины (МИД Украины) как центральный орган исполнительной власти является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере внешних отношений Украины и координации мероприятий в этой сфере. В своей деятельности Министерство иностранных дел Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, международными договорами Украины, а также этим Положением. Данное Положение определяет главные задачи Министерства иностранных дел Украины, которыми являются: — участие в обеспечении национальных интересов и безопасности Украины путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества; — содействие обеспечению стабильности международного положения Украины, подъему ее международного авторитета, распространению в мире образа страны как надежного и предвиденного партнера; — обеспечение реализации государственной политики по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз в сфере внешней политики и безопасности; — создание благоприятных условий для укрепления независимости, государственного суверенитета, экономической самостоятельности и сохранения территориальной целостности Украины; — обеспечение, в соответствии с предоставленными полномочиями, целостности и согласованности внешнеполитического курса Украины; — защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за границей; — содействие развитию связей с зарубежными украинскими гражданами и предоставление этим общинам поддержки и защиты, согласно нормам международного права и действующего законодательства Украины. Вместе с выполнением главных задач на Министерство иностранных дел возложены и другие задачи в сфере внешнеполитических связей, а также руководством собственными органами. Согласно возложенным на него задачам Министерство иностранных дел: — принимает участие в осуществлении внешнеполитической деятельности государства; — разрабатывает предложения относительно основ внешних отношений и в установленном порядке представляет их Президенту Украины; — разрабатывает и представляет Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения относительно инициатив международного характера и мероприятий, направленных на повышение эффективности сотрудничества Украины с иностранными государствами и международными организациями; — вносит в установленном порядке на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины предложения относительно разработки проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы; — разрабатывает и представляет Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения относительно реализации государственной политики по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, в сфере внешней политики и безопасности проводит соответствующие мероприятия и координирует мероприятия, осуществляемые органами исполнительной власти в этой сфере; — разрабатывает и вносит Президенту Украины предложения относительно признания иностранных государств, установления дипломатических отношений с иностранными государствами; — проводит работу относительно повышения роли международного права в международных отношениях; — оказывает содействие расширению политических, экономических, научно-технических, культурных, гуманитарных и иных связей Украины с иностранными государствами и международными организациями; — оказывает содействие во взаимодействии органов исполнительной власти с органами законодательных и судебных властей в части осуществления ими внешних отношений и соблюдения международных обязательств Украины; — вносит в установленном порядке предложения относительно заключения международных договоров Украины, прекращения, остановки их действия, в том числе вместе с иными центральными органами исполнительной власти, а также согласовывает представление таких предложений министерствами и иными органами исполнительной власти; — принимает участие в приведении национального законодательства Украины в соответствие с его международными обязательствами и готовит выводы и предложения относительно проектов законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам внешнеполитической деятельности, международных отношений; — оформляет или по доверенности Кабинета Министров Украины в установленном порядке предоставляет полномочия на заключение международных договоров, а также на участие в работе международных организаций и пр. В систему Министерства иностранных дел Украины входят: — дипломатические представительства; — консульские учреждения; — постоянные представительства Министерства иностранных дел Украины; — учреждения и организации, связанные с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров. Структура Министерства иностранных дел, кроме руководства Министерства, включает в себя: — послов по особым поручениям и главных советников; — региональные управления; — функциональные управления; — административно-технические управления. Министерство иностранных дел Украины возглавляет Министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке. Министр подчиняется непосредственно Президенту Украины по вопросам, относящимся к конституционным полномочиям Президента Украины. Он имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются с должностей согласно законодательству Украины. Обязанности между заместителями распределяет Министр. Заместители Министра выполняют по доверенности Министра отдельные его функции и замещают Министра в случае его отсутствия или невозможности выполнять им свои полномочия. Министр иностранных дел Украины: — осуществляет управление в сфере внешних отношений Украины, направляет и координирует деятельность иных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его ведению; — осуществляет руководство Министерством иностранных дел Украины, его представительствами на территории Украины, Дипломатической академией при Министерстве иностранных дел Украины, иными учреждениями и организациями, относящимися к сфере его управления, а также обеспечивает руководство дипломатическими представительствами Украины за границей, консульскими учреждениями Украины за границей, представительствами Украины при международных организациях; — присваивает дипломатические ранги советника первого класса, советника второго класса, первого секретаря первого класса, первого секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, второго секретаря второго класса, третьего секретаря, атташе и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством. Для согласованного решения самых важных вопросов, относящихся к компетенции Министерства иностранных дел Украины, а также для определения основных направлений его деятельности, в Министерстве иностранных дел Украины образовывается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, иных руководящих работников Министерства иностранных дел Украины и ректора Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины. Членов коллегии утверждает и освобождает от обязанностей Кабинет Министров Украины по представлению Министра. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министерства иностранных дел Украины. При Министерстве иностранных дел Украины действует Дипломатическая академия, устав которой утверждается Кабинетом Министров Украины. Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений относительно главных направлений развития внешней политики Украины, обсуждения и изучения самых важных международных проблем и иных вопросов в Министерстве иностранных дел Украины может образовываться Научный совет из высококвалифицированных специалистов и ученых. Состав Научного совета и положения о нем утверждает Министр. Министерство иностранных дел Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через дипломатические представительства Украины за границей, консульские учреждения Украины за границей, представительства Украины при международных организациях, представительства Министерства иностранных дел Украины на территории Украины, организации и учреждения, относящиеся к сфере его управления. Министерство иностранных дел Украины при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с иными центральными и местными органами исполнительной власти и Советом министерств Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами иных государств. Министерство иностранных дел, в границах своих полномочий и согласно действующему законодательству, издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение, а в случае необходимости издает вместе с иными центральными органами общие акты. К центральным государственным органам внешних отношений относятся также и иные министерства и ведомства (государственные комитеты), которые по роду своей деятельности непосредственно причастны к межгосударственным отношениям. В Украине, например, таким ведомством является Министерство внешнеэкономических связей и торговли. Ему, в частности, поручено формировать состав торгово-экономических миссий, которые действуют непосредственно в составе дипломатического представительства Украины за границей. В налаживании международных связей активное участие принимают также Министерства связи, гражданской авиации, культуры, внутренних дел, обороны, экономики, науки и тому подобное. Они не в равной степени задействованы в межгосударственных отношениях, но как раз они составляют систему государственных органов внешних сношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.011 с.) |