Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые основы управления обороной

Поиск

 

Украина, провозгласив 24 августа 1991 года свою независимость, стремится жить в мире и дружбе со всеми государствами мира. Однако сейчас не исключена возможность возникновения военных конфликтов, которые будут угрожать ее суверенитету и территориальной целостности. Исходя из этого, одним из первых законов принятых Верховной Радой Украины был Закон Украины «Об обороне Украины» и «О Вооруженных Силах Украины» от 6 декабря 1991 года.

День принятия этих законов — 6 декабря 1991 г. Верховная Рада постановила считать праздником — Днем Вооруженных сил Украины.

Конституция Украины в ч.1 (ст. 17) установила, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются наиважнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа и возлагается на Вооруженные силы Украины, на все государственные органы, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, на всех граждан Украины и их объединения.

Согласно Конституции (ст. 107) для координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны создан специальный орган — Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Закон Украины «Об обороне Украины»1 формулирует понятие обороны Украины как систему политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных, иных мероприятий государства относительно подготовки к вооруженной защите и его защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Этот Закон уточняет, что обороноспособность государства — это способность государства к защите в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта. Она состоит из материальных и духовных элементов и является совокупностью военного, экономического, социального, морально-политического потенциала в сфере обороны, а также надлежащих условий для его реализации.

Оборона Украины организуется и функционирует на основе Военной доктрины Украины, которая утверждена Постановлением Верховной Рады Украины от 19 октября 1993 года.

Военная доктрина Украины — это совокупность взглядов на сущность, цели и характер возможной будущей войны, на подготовку к ней Вооруженных сил государства и на способы ее ведения.

Военная доктрина Украины имеет оборонительный, миролюбивый, а не агрессивный характер. Стратегической задачей Украины в области обороны является защита ее государственного суверенитета и политической независимости, сохранение территориальной целостности и неприкосновенности границ. Военная доктрина соотнесена с экономической и внешнеполитической доктринами Украины и скоординирована с военными доктринами соседних государств.

Основными направлениями реализации Военной доктрины Украины является:

— стремление решать все международные проблемы невоенными средствами;

— обеспечение обороны государства военными средствами;

— строительство боеспособных Вооруженных сил;

— создание материальной основы качественно новых войск.

Военная доктрина исходит из того, что государственная граница Украины со смежными государствами является окончательно установленной, а сама Украина не имеет территориальных претензий ни к одному государству. Использование Вооруженных сил возможно в случае вооруженной агрессии, посягательств на территориальную целостность Украины, а также при выполнении Украиной своих международных обязанностей.

Военная доктрина утверждает, что Украина никогда первой не начнет боевых действий против иного государства, если сама не станет объектом его агрессии. Отказ от использования первой своих Вооруженных сил совсем не означает, что Украина должна всегда придерживаться пассивной стратегической обороны. В условиях войны могут быть активно и широко использованы все формы современного военного искусства: стратегический разворот, отражение воздушно-космического удара, стратегическая наступательная, оборонная операция и пр. Военная доктрина Украины предусматривает участие в обеспечении обороны вместе с Вооруженными силами Украины также Погранвойск Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, войск Гражданской обороны Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, а также соответствующие правоохранительные органы.

Однако основой обороны являются Вооруженные силы Украины, обеспечивающие защиту ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от вооруженной агрессии.

Организация и управление подготовкой обороны государства в мирное время включает:

— прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

— осуществление мероприятий во внешнеполитической сфере, направленных на предотвращение вооруженного конфликта и отпор вооруженной агрессии;

— формирование и реализацию военной, военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики государства;

— усовершенствование структуры, уточнение заданий и функций Вооруженных сил Украины и других военных формирований, обеспечение необходимой численности их личного состава, а также их развитие; подготовка и поддержка на надлежащем уровне боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к обороне государства, планирование их применения;

развитие военно-промышленного комплекса, создание благоприятных условий для мобилизационного развертывания сфер национальной экономики с целью производства в необходимых объемах вооружения, военной техники и имущества;

- обеспечение Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, и правоохранительных органов подготовленными кадрами, вооружением, военной и иной техникой, продовольствием, вещевым имуществом, иными материальными и финансовыми ресурсами;

— развитие военно-технического сотрудничества с иными государствами с целью обеспечения Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, образованных согласно законам Украины, и правоохранительных органов вооружением, военной техникой и имуществом, которые не производятся в Украине;

— подготовку национальной экономики, территории, органов государственных властей, органов военного управления, органов местного самоуправления, а также населения к действиям в особый период;

— создание государственного материального резерва и резервных фондов денежных средств;

— обеспечение охраны государственной границы Украины;

— военно-патриотическое воспитание граждан Украины, подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах Украины, обеспечение престижа военной службы;

— обеспечение развития военной науки для создания высокоэффективных средств вооруженной борьбы;

— защита информационного пространства Украины и ее вхождение в мировое информационное пространство, создание развитой инфраструктуры в информационной сфере;

— обеспечение открытого и демократического гражданского контроля в сфере обороны в порядке, определенном законодательством, и соблюдение требований относительно сохранения государственной тайны.

41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны

 

Конституция Украины согласно ч. 2 ст. 102 возлагает на Президента Украины обязанности быть гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины. На него возлагается обязанность обеспечения как неприкосновенности границ Украины, так и безусловного прекращения попыток любых сил внутри страны расчленить территорию Украины или отделить ее часть.

Конституция Украины (ст. 106) закрепляет перечень конкретных полномочий, которые возлагаются на Президента Украины в сфере обеспечения государственной независимости, национальной безопасности и обороны страны — принятие решения об общей или частичной мобилизации и введении военного положения, управление Советом национальной безопасности и обороны.

Президент Украины как Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил Украины, в границах своих полномочий, определенных Конституцией Украины, издает указы, распоряжения, директивы и приказы по вопросам обороны.

Широкие полномочия в формировании и проведении военной политики закрепляет ст. 85 Конституции Украины за Верховной Радой Украины. Согласно этой статье Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины относятся:

— законодательное регулирование вопросов в сфере обороны и военного строительства;

— объявление, по представлению Президента Украины, состояния войны и заключение мира;

— одобрение решения Президента Украины об использовании Вооруженных сил Украины и других военных формирований в случае вооруженной агрессии против Украины;

— одобрение решения о предоставлении военной помощи другим государствам, о направлении подразделений Вооруженных сил Украины в другое государство или о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины;

— утверждение общей структуры, численности, определение функций Вооруженных сил Украины;

— утверждение, на протяжении двух дней с момента обращения Президента Украины, указов о введении военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, об общей или частичной мобилизации и т. п.

Важные функции в сфере обороноспособности страны, возложены Конституцией Украины (ст. 116) и Законом Украины «Об обороне Украины» на Кабинет Министров Украины.

Согласно ст. 9 Закона Украины «Об обороне Украины» на Кабинет Министров Украины возложены следующие полномочия в сфере обороны государства:

— обеспечение, в границах своей компетенции, государственного суверенитета Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины в сфере обороны государства;

— определение потребности в оборонительных затратах, обеспечение выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины относительно финансирования мероприятий в сфере обороны в определенных объемах;

— организация разработки и выполнения государственных программ развития Вооруженных сил Украины, других военных формирований и развития вооружения и военной техники, иных программ (планов) по вопросам обороны;

— осуществление предусмотренных законодательством мероприятий по формированию, размещению, финансированию и выполнению государственного оборонительного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, предоставление услуг для потребностей Вооруженных сил Украины, иных военных формирований;

— осуществление общегосударственных мероприятий по обеспечению нормального функционирования объектов национальной экономики и государственного управления в военное время;

— обеспечение комплектования личным составом Вооруженных сил Украины и других военных формирований, осуществлениє мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан Украины на срочную военную службу;

— осуществление, согласно законодательству Украины, мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации, создание государственного материального резерва, резервного фонда денежных средств, иных резервов для обеспечения потребностей обороны государства;

— организация подготовки населения и территории государства к обороне;

— решение вопроса относительно урегулирования деятельности местных органов военного управления (военных комиссариатов), допризывной и призывной подготовки, подготовки призывников по военно-техническим специальностям, ведение военного учета военнообязанных и призывников, выполнение военно-транспортной обязанности;

— образование, реорганизация, ликвидация, научно-исследовательских учреждений Вооруженных сил Украины, иных военных формирований и военных учебных заведений и военных кафедр (отделения, факультеты) иных государственных высших учебных заведений;

— обеспечение реализации права на социально-экономическую защиту военнослужащих и лиц, освобожденных в запас или в отставку, членов их семей, а также членов семей военнослужащих, которые погибли (умерли), пропали бесследно, стали инвалидами во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны) или во время участия в международных миротворческих операциях;

— установление, согласно закону, порядка и утилизации вооружения, военной техники, иного имущества Вооруженных сил Украины и других военных формирований и правоохранительных органов, а также утилизации образовавшегося металлолома;

— обеспечение осуществления предусмотренных законодательством мероприятий по гражданской обороне Украины, предоставление военной помощи иным государствам, направление подразделений Вооруженных сил Украины в другие государства, допуска и условий пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины и участия Украины в международных миротворческих операциях; контроля за выполнением законов в сфере обороны, осуществление, согласно законам, иных мероприятий по обеспечению обороноспособности Украины и др.

Центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение в жизнь законов в сфере обороноспособности Украины, является Министерство обороны Украины. В ст. 10 Закона Украины «Об обороне» изложены основные функции Министерства обороны. В соответствии с ними Министерство обороны Украины:

— принимает участие в формировании и реализации государственной политики по вопросам обороны и военного строительства, подготовке проектов Концепции (основ государственной политики) национальной безопасности Украины, Военной доктрины Украины, законодательных и иных нормативных актов в сфере обороны, обеспечивает их выполнение в Вооруженных силах Украины, в установленном порядке координирует деятельность государственных органов и органов местного самоуправления относительно подготовки государства к обороне;

— проводит разведывательную и информационно-аналитическую деятельность в интересах национальной безопасности и обороны государства, участвует в анализе военно-политической обстановки и определении уровня военной угрозы национальной безопасности Украины;

— обеспечивает надлежащий уровень боеспособности, укомплектованности, боевой и мобилизационной готовности и подготовки Вооруженных сил Украины;

— принимает участие в формировании оборонительного бюджета, отчитывается перед Кабинетом Министров Украины об использовании выделенных средств;

— проводит государственную военную кадровую политику, обеспечивает развитие военного образования и науки, укрепление дисциплины, правопорядка и воспитание личного состава;

— принимает участие в обеспечении функционирования национальной экономики и государственного управления в особый период, в планировании мобилизационной подготовки ее областей и контроле за подготовкой предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности к выполнению мобилизационных задач и надзоре за их выполнением;

— выступает заказчиком государственного оборонительного заказа на разработку, производство, снабжение, ремонт, уничтожение и утилизацию вооружения, военной техники, военного имущества и металлолома, выполнение работ и предоставления услуг, а также на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв Вооруженных сил Украины;

— осуществляет управление переданным Министерству обороны Украины военным имуществом и имуществом предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере его управления;

— организовывает накопление вооружения, военной техники, иных материальных ресурсов в неприкосновенном запасе и мобилизационном резерве, а также создание резерва воен-но-подготовленных человеческих ресурсов;

— обеспечивает комплектование Вооруженных сил Украины и других военных формирований личным составом, осуществляет вместе с министерствами и иными центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления мероприятия по подготовке граждан к военной службе, их призыву на военную службу или принятию на военную службу по контракту; при мобилизации, увольнении в запас военнослужащих, которые выслужили установленные сроки службы и в случае демобилизации, а также обеспечивает их неотъемлемые права и свободы;

— осуществляет мероприятия, направленные на реализацию социально-экономических и правовых гарантий военнослужащим, членам их семей и гражданским лицам, работающим в Вооруженных силах Украины, лицам, уволенным в запас или отставку, а также членам семей военнослужащих, которые погибли (умерли), пропали бесследно, стали инвалидами во время прохождения военной службы или попали в плен в ходе боевых действий (войны или во время участия в международных миротворческих операциях;

— обеспечивает реализацию мероприятий демократического гражданского контроля за Вооруженными силами Украины;

— осуществляет, в границах своей компетенции, военное и военно-техническое сотрудничество с соответствующими государственными органами иных государств;

— обеспечивает выполнение решений об участии подразделений Вооруженных сил Украины в международных миротворческих операциях и предоставление военной помощи иным государствам, направление подразделений Вооруженных сил Украины в другие государства, допуск и условия пребывания подразделений вооруженных сил иных государств на территории Украины;

— обеспечивает взаимоотношения Вооруженных сил Украины с государственными органами, общественными организациями и гражданами, реализует иные полномочия, вытекающие из этого и иных законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины — в сфере обороны.

Вместе с Вооруженными силами Украины в обороне государства участвуют Погранвойска Украины, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел Украины, войска Гражданской обороны Украины и прочие военные формирования, образованные согласно законам Украины, а также соответствующие правоохранительные органы.

Они, в границах своих полномочий, осуществляют вместе с Вооруженными силами Украины подготовку и обеспечивают готовность'к общим действиям с целью обороны, принимают участие в создании единой системы управления, согласовывают с Генеральным штабом оперативно-стратегические требования к вооружению и военной технике, совместно с Министерством обороны Украины разрабатывают государственную программу развития вооружения и военной техники и формируют государственный оборонный заказ, участвуют в подготовке граждан к военной службе, а также в выполнении задач территориальной обороны.

На территориальную оборону Украины, как на систему общегосударственных военных и специальных мероприятий, возложены задачи:

— охраны и защиты государственной границы;

— обеспечения условий для надежного функционирования органов государственной власти, органов военного управления, стратегического (оперативного) развертывания войск (сил);

— охраны и обороны важных объектов и коммуникаций;

— борьбы с диверсионно-разведывательными силами, иными вооруженными формированиями агрессора и антигосударственными незаконно образованными вооруженными формированиями;

— организации и осуществления эвакуационных мероприятий;

— проведения аварийно-спасательных и иных неотложных работ в опасных районах; защиты населения от последствий военных действий, аварий (разорений), обусловленных применением средств поражения, террористическими актами и диверсиями;

— поддержка правового режима военного положения.

Организация территориальной обороны Украины на всей территории возложена на Генеральный штаб Вооруженных сил Украины, на областные государственные администрации возложена организация территориальной обороны в областях.

Непосредственное руководство территориальной обороной страны возлагается на заместителя министра обороны Украины — командующего Сухопутными войсками Вооруженных сил Украины. '

Основные задачи и мероприятия по подготовке к территориальной обороне определяются Положением о территориальной обороне Украины, которое утверждено Президентом Украины.

Для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера создается Гражданская оборона1.

Важные полномочия в сфере обороны возложены Законом Украины «Об обороне Украины» на органы местного самоуправления, а также на предприятия, учреждения и организации. Согласно ст. 15 Закона Украины «Об обороне Украины» местные государственные администрации и органы местного самоуправления в области оборонной работы обеспечивают:

— подготовку граждан к военной службе, а также общее военное обучение в военное время;

— приписку граждан к призывным участкам, военный учет военнообязанных и призывников;

— призыв граждан на срочную военную службу;

— направление граждан на учебные (или проверочные) и специальные сборы;

— организацию и участие в осуществлении на соответствующей территории мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой, территориальной и гражданской обороной;

— бронирование военнообязанных на период мобилизации и военное время;

— проведение мобилизации человеческих, транспортных и иных ресурсов в особый период;

— осуществление контроля за использованием и охраной предоставленных в установленном порядке для потребностей обороны земельных, водных и иных природных ресурсов, согласно законодательству;

— решение, согласно законодательству, вопросов, связанных с предоставлением частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных сил Украины и другим военным формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, и правоохранительным органам служебных помещений и жилой площади, иных объектов, осуществлением контроля за их использованием, предоставлением коммунально-бытовых и иных услуг;

— организацию производства и поставки войскам предприятиями и организациями, относящимися к коммунальной собственности, заказанной продукции, энергетических и иных ресурсов;

— содействие в поддержке соответствующего режима в пограничной полосе и в контролируемых пограничных районах.

Согласно ст. 16 Закона Украины «Об обороне Украины» на предприятия, учреждения и организации в сфере обороны возложены задания:

— выполнение государственных оборонных заказов, в том числе проведение научных исследований и выполнение разработок в сфере обороны, создания и поддержания в готовности мобилизационных мощностей, сохранение материальных ценностей мобилизационного резерва;

— осуществление на договорных началах производства и поставки Вооруженным силам Украины, иным воинским формированиям, правоохранительным органам продукции, исполнение иных работ, предоставление коммунально-бытовых и прочих услуг, не входящих в государственный оборонный заказ;

— осуществление, согласно законодательству, мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

— обеспечение участия в осуществлении мероприятий гражданской обороны.

Должностные лица предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в интересах обороны: оказывают содействие в обеспечении ведения персонального военного учета военнообязанных и призывников, их подготовке к военной службе, призыва на срочную военную службу, учебные (или проверочные) и специальные сборы и во время мобилизации, созданию работникам надлежащих условий для исполнения ими военной обязанности согласно законодательству, обеспечивают осуществление мероприятий по их военно-патриотическому воспитанию, а также обеспечивают производство оборонной продукции и снабжение ею в установленные сроки и за определенной номенклатурой заказчиков.

Должностные лица предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности несут персональную ответственность за подготовку их предприятия, учреждения и организации к выполнению мобилизационных заданий, сохранение материальных ценностей мобилизационного резерва.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.014 с.)