Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения

Поиск

Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения

 

Под социальной защитой следует понимать комплекс мероприятий, осуществляющихся государством в разных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, которые оказывают содействие устранению социального неравенства и поддержку наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан. Институт социальной защиты включает в себя социальное страхование, социальную помощь, государственное пенсионное обеспечение, государственные и частные фонды1.

18 апреля 1998 г. Указом Президента Украины были утверждены представленные Кабинетом Министров Украины «Основные направления реформирования пенсионного обеспечения в Украине»1.

В них была дана характеристика современного состояния пенсионного обеспечения граждан, анализ факторов, обусловивших необходимость проведения в Украине глубокого реформирования пенсионного обеспечения, которое будет основываться на положениях Конституции Украины, определились главные цели и приоритетные направления реформирования пенсионного обеспечения в Украине, мероприятия по правовому обеспечению реформирования пенсионного обеспечения.

Так, основными задачами реформирования пенсионного обеспечения стали: реализация конституционных прав граждан на социальную защиту; внедрение действующей системы пенсионного страхования, которое даст возможность застрахованным гражданам после выхода на пенсию иметь гарантированный уровень доходов, который обеспечит постоянный уровень жизни; внедрение принципа заинтересованности каждого трудоспособного лица в собственном материальном обеспечении при выходе на пенсию; учет результатов трудовой деятельности каждого работника при определении размера пенсии путем установления зависимости размера пенсии от трудового вклада и страхового стажа; уменьшение демографической нагрузки на финансовую основу пенсионного обеспечения; внедрение негосударственного пенсионного обеспечения; перевод государственного льготного пенсионного обеспечения на профессионально-отраслевой уровень.

Реализация основных задач реформирования пенсионного обеспечения даст возможность перейти к более высоким стандартам материального обеспечения пенсионеров.

Первоочередными мероприятиями, связанными с повышением уровня жизни пенсионеров, стали: поэтапное обеспечение соответствия размера минимальной трудовой пенсии стоимостной величине предела малообеспеченности; осуществление периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен, а в будущем — с учетом динамики средней заработной платы работников, занятых в различных сферах экономики; создание условий для развития страховых принципов в пенсионном обеспечении; содействие развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, отраслевых, частных пенсионных систем за счет работодателей и работников при усилении государственной защиты и поддержке плательщиков сборов (взносов).

Определились неотложные первоочередные задачи реформирования пенсионного обеспечения, в частности усовершенствование организационной структуры Пенсионного фонда Украины и уменьшение административных затрат, связанных с выплатой пенсий, путем внедрения более эффективных и экономичных форм доставки пенсий.

Значительное внимание отводилось реформированию управления пенсионным обеспечением и его правовому обеспечению.

Управление пенсионным обеспечением будет осуществляться Пенсионным фондом Украины. Контроль за целевым использованием средств общеобязательного государственного пенсионного страхования будет осуществляться Наблюдательным советом, который станет функционировать на началах социального партнерства. Государственный надзор в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования будет осуществлять специально уполномоченный Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти.

На первом этапе реформирования пенсионного обеспечения остается действующей система органов, которые назначают и выплачивают пенсии. После внедрения персонифицированного учета платежей на общеобязательное государственное пенсионное страхование предполагается передать функции назначения и выплаты трудовых (страховых) пенсий Пенсионному фонду Украины.

Назначение и выплату пенсий отдельным категориям граждан (военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другим) будут осуществлять соответствующие государственные органы.

Предполагается создать четкую систему государственного надзора и контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.

Правовое обеспечение реформирования пенсионной системы будет осуществляться путем внесения изменений и дополнений в законодательные и другие нормативно-правовые акты и принятия актов законодательства об обязательном государственном пенсионном страховании и о негосударственных пенсионных фондах.

Реализация Основных направлений реформирования пенсионного обеспечения в Украине создаст возможности для улучшения пенсионного обеспечения граждан, реализации конституционных прав граждан на социальную защиту, в том числе права на их пенсионное обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, а также в старости.

Указом Президента Украины от 24 мая 2000 г. были утверждены представленные Кабинетом Министров Украины «Основные направления социальной политики на период до 2004 года»1.

«Основные направления социальной политики на период до 2004 года» разработаны с целью создания условий для формирования и реализации социальной политики на основе определенной стратегии экономического развития и финансовой стабилизации, обеспечения прав каждого гражданина на достаточный жизненный уровень.

Приоритетами социальной политики является создание условий для обеспечения достаточного жизненного уровня населения, развития трудового потенциала, народонаселения, формирования среднего класса, недопущения чрезмерной дифференциации населения по уровню доходов, проведения пенсионной реформы, оказания адресной поддержки незащищенным слоям населения, всестороннего развития образования, культуры, улучшения здравоохранения населения.

В разделе третьем «Основных направлений социальной политики на период до 2004 года», в частности, предполагалось реформирование системы социального обеспечения, которое включало:

— реформирование системы социального страхования;

— реформирование в сфере пенсионного обеспечения;

— реформирование системы социальной помощи, развитие адресной помощи;

— реформирование системы социального обслуживания;

— усовершенствование системы социальной защиты инвалидов, ветеранов войны и труда;

— социальная защита граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы;

— социальная поддержка граждан, уволенных в запас или отставку с воинской службы, службы в органах внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, и членов их семей.

Одним из важных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения является становление государственных стандартов и государственных социальных гарантий. Государственные социальные стандарты — это установленные законами, другими нормативно-правовыми актами социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий. Государственные социальные гарантии — установленные законами минимальные размеры оплаты труда, доходов граждан, пенсионного обеспечения, социальной помощи, размеры других видов социальных выплат, установленные законами и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

5 октября 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях»1.

Этот Закон определяет правовые основы формирования и применения государственных социальных стандартов и нормативов, направленных на реализацию закрепленных Конституцией Украины и законами Украины основных социальных гарантий.

Государственные социальные гарантии являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Органы местного самоуправления при разработке и реализации местных социально-экономических программ могут предусматривать дополнительные социальные гарантии за счет средства местных бюджетов.

Размежевание полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере формирования и применения нормативов финансового обеспечения предоставления государственных социальных гарантий определяется в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины. Координацию деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно применения государственных социальных стандартов и нормативов и нормативов финансового обеспечения предоставления государственных социальных гарантий осуществляют специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти, отвечающие за реализацию государственной политики в сфере финансов и социальной защиты.

Государство осуществляет финансовую поддержку местного самоуправления с целью обеспечения предоставления государственных социальных гарантий на основе нормативов затрат (финансирования). Целевая государственная поддержка осуществляется с целью выравнивания возможностей отдельных территориальных общин относительно обеспечения предоставления государственных социальных гарантий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.01 с.)