Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административно-правовые основы управления в социально-культурной сфереСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социально-культурная сфера – это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений, выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, ориентированная на воспитание человека, на наиболее полное удовлетворение социально-культурных потребностей населения. Управление образованием. В ст. 49 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого гражданина на образование. Основанием для реализации этого права является система образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку. В сфере образования решаются две основные задачи: образование и воспитание. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность в сфере образования в государстве, является Закон Республики Беларусь «Об образовании». Он закрепляет доступность и бесплатность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; развитие внешкольного, последипломного образования и иных форм обучения. Им же регулируются вопросы предоставления государственных стипендий и льгот ученикам и студентам; социальной защиты воспитанников, учеников, студентов, курсантов, слушателей, стажеров, клинических ординаторов, аспирантов, докторантов и других лиц, независимо от форм их обучения и типов заведений, в которых они обучаются; способы содействия получению образования в домашних условиях и т.д. Государственная политика в области образования заключается в том, что Республика Беларусь признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. От имени государства в республике политика в области образования реализуется органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления. Основными принципами образования являются: приоритетность образования; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность; экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования. Язык образования в Республике Беларусь определяется Конституцией и Законом «О языках в Республике Беларусь», согласно которым Республика Беларусь гарантирует каждому гражданину Республики Беларусь неотъемлемое право на воспитание и получение образования на белорусском или русском языке. Это право обеспечивается системой дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Право на воспитание и получение образования на родном языке имеют и лица других национальностей, живущие в республике. К педагогической деятельности допускаются лица, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку. Профессиональные права и обязанности педагогических работников определяются законодательством Республики Беларусь, положениями и уставами соответствующих учреждений образования. Управление образованием в Республике Беларусь осуществляется системой государственных органов и органов местного самоуправления. К органам управления образованием относятся: Министерство образования (Минобразования), другие министерства, которым подчинены учебные заведения, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Минобразования анализирует состояние образования в государстве, прогнозирует и планирует его дальнейшее развитие с учетом потребностей личности, общества, государства; разрабатывает нормативно-правовую базу функционирования системы образования, осуществляет экспертизу проектов общегосударственных, ведомственных, других решений и программ в части, которая касается образования, готовит проекты законодательных актов и правительственных решений; прогнозирует и упорядочивает структуру сети учебно-воспитательных заведений; разрабатывает предложения относительно перечня специальностей и квалификаций; обеспечивает выполнение вузами государственного заказа и договоров на подготовку специалистов; разрабатывает положения об учебно-воспитательных учреждениях образования. Другие министерства, которым также подчинены учебные заведения (МВД, МЧС и др.), осуществляют вместе с Министерством образования государственное управление подчиненными им учебными заведениями путем их финансирования, создания материальной базы, назначения на должность руководителей этих заведений, организации подготовки научных и научно-педагогических кадров, обеспечения организационного и методического руководства. Акты этих органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подчиненных им органов управления образованием, учебных заведений соответствующего профиля. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обеспечивают развитие сети заведений образования, укрепление их материальной базы, хозяйственное обслуживание; осуществляют социальную защиту работников сферы образования, детей, ученической и студенческой молодежи, создают согласно требованиям нормативов материально-технического и финансового обеспечения условия для их воспитания, обучения и работы; организуют учет детей дошкольного и школьного возраста; контролируют соблюдение правил обучения детей в заведениях образования; решают ряд других вопросов в сфере образования. Для решения этих задач местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления создаются соответствующие органы управления образованием – отделы образования и управления образования (на областном уровне). Управление наукой. Государство оказывает приоритетное содействие развитию науки как определяющему источнику экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создавая необходимые условия для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научно-технической деятельности, обеспечивая использование достижений науки и техники для решения социальных, экономических, культурных и других проблем. Правовые основы государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности определены в законах Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» и «О научной деятельности». В соответствии с ними развитие науки и техники – определяющий фактор прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста. Научную деятельность осуществляют ученые, научные и педагогические работники, а также учреждения, организации, высшие учебные заведения, общественные организации. Каждая организационная форма имеет определенные особенности. Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения. С целью благоприятствования формированию государственной политики развития науки, определения приоритетных научно-технических направлений, выработки стратегии технологического развития, усовершенствования структуры управления наукой и системы подготовки научных кадров создан специальный орган – Государственный комитет по науке и технологиям. Основные задачи этого органа: реализация государственной политики в научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; организационно-экономическое регулирование вопросов развития научной, научно-технической и инновационной деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности; анализ уровня проводимых исследований и разработок, выработка предложений по повышению их экономической эффективности; координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д. Другие республиканские органы исполнительной власти осуществляют управление наукой и инновационной деятельностью в соответствующих отраслях, направляют и контролируют деятельность подчиненных им научных организаций; организуют производство современной конкурентоспособной продукции; несут ответственность за уровень научно-технического развития соответствующих отраслей. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обеспечивают выполнение государственных научных и научно-технических программ, разрабатывают и организовывают выполнение региональных программ. Особое место в системе органов, функционирующих в сфере науки, принадлежит Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (ВАК). Она реализует государственную политику в области аттестации научных и научно-технических кадров высшей квалификации, присуждает научные степени и присваивает ученые звания, контролирует деятельность специализированных ученых советов и качество аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. В целях сохранения и усиления интеллектуального потенциала, создания благоприятных условий для дальнейшего развития фундаментальной науки, обеспечения со стороны государства финансовой поддержки научных исследований создано высшее научное учреждение Республики Беларусь – Национальная академия наук. Академия наук является высшей государственной научной организацией Республики Беларусь, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в целях научного обеспечения экономического, социального и культурного развития Республики Беларусь. Академия наук объединяет в своем составе действительных членов (академиков), членов-корреспондентов, почетных и иностранных членов Академии наук, а также отделения и региональные филиалы Академии наук, аппарат Академии наук, научные организации и иные юридические лица, находящиеся в ее ведении, работников этих организаций и юридических лиц. Развитие отраслевой науки осуществляется в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других учреждений, входящих в систему соответствующих министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти. Общее руководство отраслевыми научно-исследовательскими институтами осуществляют органы исполнительной власти, в систему которых они входят. Научные исследования в вузах – вузовская наука – организуются в целях: использования научно-технического потенциала высшей школы для определения приоритетных направлений фундаментальных исследований, усиления влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; исследования и разработки теоретических и методологических основ развития образования. Исполнителями научно-исследовательских работ являются профессорско-преподавательский состав, студенты, докторанты, аспиранты, стажеры, научные сотрудники. Управление в области культуры. Культура как самостоятельная отрасль социально-культурного строительства включает в себя широкий круг государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры: театральное, музыкальное, хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное, эстрадное и цирковое искусство; концертные организации, музеи, библиотеки, дома культуры и др.; кинематографию, телевидение и радиовещание; издательское дело, полиграфию и книжную торговлю. Управление в области культуры включает: организацию создания, распространения и популяризации произведений литературы и искусства; обеспечение распространения информации и пропаганды достижений культуры; сохранение и использование культурных ценностей; охрану произведений искусства и памятников культуры, повышение культурного уровня населения; руководство предприятиями, организациями и учреждениями культуры. При этом необходимо иметь в виду, что государство осуществляет лишь отдельные управленческие функции, например, контроль за качеством образования. Законодательство Республики Беларусь о культуре регулирует общественные отношения по: установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных традиций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры, формирования культурной среды, моральных начал, эстетических взглядов и вкусов народа и приобщения его к художественному творчеству, к гуманистическим ценностям культуры. Основные принципы культурной деятельности в Республике Беларусь: свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре; защита интеллектуальной собственности, общедоступность духовных ценностей; право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ; приоритет условий для развития белорусской национальной культуры; гуманистическая направленность, усиление личного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие и высокоморальные ценности; обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов; соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности. Государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Систему органов управления в области культуры составляют Министерство культуры (Минкультуры), управления (отделы) культуры местных исполнительно-распорядительных органов, подведомственные им театры, концертные организации, художественные коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубы и другие театрально-зрелищные предприятия и заведения культуры, специальные учебные заведения культуры и искусств, музыкальные и художественные школы. Основные задачи Министерства культуры: участие в формировании и реализации государственной политики в области культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей; разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация выполнения актов законодательства по вопросам культуры; сохранение национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания; развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в области культуры, искусства, сохранение историко-культурного наследия и др. В компетенцию Министерства культуры Республики Беларусь в области охраны историко-культурного наследия входит: 1) сохранение ценностей, их среды и условий существо вания; 2) недопущение потери отличительных достоинств ценностей, их научно необоснованных изменений; 3) контроль за практическим использованием ценностей; 4) изучение историко-культурного наследия, обнаружение и учет ценностей; 5) возвращение в Республику Беларусь ценностей Беларуси, оказавшихся за ее пределами. Особое место в сфере культуры и искусства занимают объединения граждан. В Республике Беларусь созданы и действуют творческие союзы писателей, композиторов, художников, театральных деятелей, кинематографистов, журналистов, архитекторов, дизайнеров и др. Правовые, социальные, экономические и организационные принципы деятельности творческих союзов в области культуры и искусства регулируются Законом «Об общественных объединениях». Органы местного управления и самоуправления осуществляют собственные полномочия в отношении: управления учреждениями культуры; создания необходимых условий для воспитания детей, молодежи, развития их способностей; решения вопросов о предоставлении профессиональным творческим работникам на льготных условиях в пользование помещений под мастерские, студии и лаборатории, необходимые для их творческой деятельности; организации медицинского обслуживания и питания в учреждениях культуры, которые принадлежат территориальным органам либо переданные им; создания условий для развития культуры; содействия возрождению ячеек традиционного народного творчества, национально-культурных традиций населения, художественных промыслов и ремесел; содействия работе творческих союзов, национально-культурных товариществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, которые действуют в сфере культуры.
Вопросы: 1. Как вы понимаете главную цель государственного руководства в сфере экономики? 2. Охарактеризуйте главные направления, которые охватываются государственным управлением в сфере экономики. 3. Как построена система управления промышленностью? 4. Проанализируйте содержание важнейших задач Министерства сельского хозяйства. 5. Почему особо важное значение имеет государственное управление в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства? 6. В чем, по вашему мнению, состоит специфика государственного управления образованием? 7. Какие государственные структуры осуществляют управление наукой в Республике Беларусь? 8. Какие основные задачи решает Министерство культуры?
Примерные темы рефератов. 1. Правовые основы и содержание управления экономикой. 2. Административно-правовое управление промышленностью и сельским хозяйством и торговлей. 3. Управление строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и коммуникациями. 4. Управление природопользованием и охраной окружающей среды. 5. Управление образование и наукой. 6. Управление в области культуры. 7. Управление здравоохранением в Республике Беларусь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.015 с.) |