Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности, и только в этом случае она может приносить пользу гражданам, обществу и государству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности, и только в этом случае она может приносить пользу гражданам, обществу и государству.



Таким образом, обеспечение законности в деятельности органов государственного управления предполагает:

v предупреждение, пресечение и устранение нарушений требований закона в деятельности государственных органов и должностных лиц;

v устранение причин и условий, способствующих совершению таких нарушений, разработку системы мер по их устранению;

v привлечение виновных к моральной и юридической ответственности.

Связь законности и дисциплины проявляется в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В демократическом обществе имеются объективные предпосылки поддержания законности, дисциплины, их точного и полного соблюдения. Однако это не означает, что законность поддерживается на высоком уровне автоматически, как бы сама собой.

7.2 Способы обеспечения законности и дисциплины. Государственный контроль и его виды

 

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законно­сти и дисциплины, наделены для этого юридически властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-пра­вовой характер. Такая деятельность понимается в качестве спо­соба обеспечения законности и дисциплины.

Виды способов обеспечения законности и дисциплины:

• государственный контроль;

• государственный надзор;

• судебный контроль;

• обжалование.

Государственный контроль – это деятельность специаль­но уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процес­сом функционирования объекта с целью устранения его откло­нения от заданных параметров.

Гос ударственный надзор как способ обеспечения законности – и постоянное, систематическое наблюдение специальных го­сударственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности.

Судебный контроль как способ обеспечения законности – это правовая оценка действий и решений органов исполнитель­ной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождаю­щих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Обжалование как способ обеспечения законности – реали­зация гражданами своего права высказывать претензии орга­нам и должностным лицам исполнительной власти и госу­дарственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод.

Контроль осуществляет­ся государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использовани­ем государственно-властных полномочий.

Органы, осуществляющие контроль в государственном уп­равлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все пре­доставленные ему полномочия.

Существуют формы контрольной деятельности: провер­ка, наблюдение за действиями контролируемого, экспертиза, зас­лушивание отчетов, информации и сообщений, координация де­ятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изуче­ние деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей и др.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям.

Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального кон­троля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предваритель­ный, текущий и последующий контроль. Цель предварительно­го контроля состоит в предупреждении, профилактике правона­рушений. Цель текущего контроля – выяснение состояния за­конности и дисциплины, вынесение оценки правильности совер­шаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответству­ющих решений, предписаний контролирующих органов.

По отношениям (связям) субъектов контроля с государ­ством контроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осу­ществляется общественными объединениями: профессиональны­ми союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

По характеру деятельности контроль может быть вне­шним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в сис­тему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль прово­дится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных – в пределах предприятий, учреждений.

Существуют также и иные виды контроля.

В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и харак­тера их полномочий можно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Рес­публики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и ины­ми нормативными правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Пре­зидента Республики Беларусь:

o контроль в процессе формирования органов управления;

o контроль за содержанием деятельности аппарата государствен­ного управления, фактическими результатами, качеством ру­ководства;

o контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми фор­мами, методами и стилем его работы;

o контроль за исполнением законов, декретов и указов Прези­дента, соблюдением государственной дисциплины;

o контроль за обеспечением и охраной прав граждан и обще­ственных организаций в области государственного управле­ния.

Контроль Президента через создаваемые им органы, так на­зываемый опосредованный контроль, осуществляется с помо­щью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально пред­назначенного для контроля Комитета государственного контро­ля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь – определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь:

Палата представителей дает согласие Президенту Респуб­лики Беларусь на назначение Премьер-министра;

заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятель­ности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рас­сматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правитель­ству.

Палата представителей осуществляет контроль за деятель­ностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республи­канского бюджета и отчет о его исполнении, об основах соци­альной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президен­том Председателя и членов Правления Национального банка. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных орга­нов, образуемых или избираемых Парламентом.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответству­ющим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их ком­петенции.

Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает от­чет исполкома.

Местные советы депутатов осуществляют контроль за ис­полнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая по сравнению с контролем Национального со­брания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммуналь­ной собственности (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона «О местном управле­нии и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан.

Особым методом контроля представительных органов госу­дарственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сес­сиях Советов и по которым принимаются соответствующие ре­шения.

Государственный надзор

 

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осу­ществляющих, делится на два вида.

Первый вид – общий надзор прокуратуры,т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Прези­дента и Совет Министров, но включая местные Советы депута­тов.

Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за испол­нением республиканскими органами государственного управле­ния, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами местного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами Конституции Республики Беларусь и зако­нов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:

§ областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;

§ городские (районные) прокуратуры;

§ транспортную прокуратуру;

§ военную прокуратуру.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О проку­ратуре Республики Беларусь» основные направления деятельно­сти прокуратуры:

- надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хо­зяйственного управления и контроля, местными Советами депу­татов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяй­ствования, независимо от принадлежности и форм собственнос­ти, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, долж­ностными лицами и гражданами;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари­тельное следствие;

- надзор за соответствием закону судебных решений по граж­данским и уголовным делам, делам об административных пра­вонарушениях;

- надзор за исполнением законов в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, при исполнении наказа­ний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную дея­тельность предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

­ проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами;

­ проверка исполнения законов поднадзорными органами;

­ участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления;

­ изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;

­ проверка действий должностных лиц.

Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:

· беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

· иметь беспрепятственный доступ к документам и материа­лам;

· проверять исполнение законов;

· требовать от руководителей и других должностных лиц пред­ставления необходимых документов, материалов и сведений;

· выделять и направлять специалистов для выяснения вопро­сов, касающихся проверки соблюдения законности;

· истребовать от должностных лиц декларации об источни­ках доходов;

· вызывать должностных лиц и граждан для дачи объясне­ний по поводу нарушений законов и др.

Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобя­зательных правил, закрепленных в законах и подзаконных ак­тах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора:

органы надзора(в том числе и прокурорского) осуществля­ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, ко­торые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в неко­торых случаях в отношении неподчиненных объектов;

в процессе контроля могут применяться меры дисциплинар­ного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административ­ного воздействия к физическим и юридическим лицам;

по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подкон­трольных объектов; органы административного надзора прове­ряют соблюдение специальных правил на поднадзорных объек­тах.

Методы деятельности органов, осуществляющих админис­тративный надзор:

­ постоянное наблюдение;

­ периодические проверки;

­ обследование;

­ изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

­ истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

отказ в регистрации;

временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;

отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

дача предписаний об устранении нарушений;

приостановление работ, эксплуатации объектов;

применение мер административной ответственности.

Итого, административный надзор представляет собой наблюдение компетентных органов и их должностных лиц за соблюдением гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями, установленных государством норм и правил, обеспечивающих общественный порядок и безопасность, а также применение к нарушителям правопорядка предусмотренных законом мер.

 

Судебный контроль.

Важная роль в государственном управлении принадлежит судебному контролю. К субъектам судебного контроля в дан­ной области управления относятся:

Конституционный Суд Республики Беларусь;

суды общей юрисдикции;

хозяйственные суды.

Конституционный Суд разрешает дела и дает заключение о соответствии Конституции Республики Беларусь и междуна­родно-правовым актам, ратифицированным Республикой Бела­русь, законов, нормативных актов Президента Республики Бе­ларусь, Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего Хо­зяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого дру­гого государственного органа.

В случае признания Конституционным Судом акта не соот­ветствующим Конституции данный акт считается утратившим силу в целом или в определенной его части с момента, опреде­ляемого Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государ­ственными органами, предприятиями, учреждениями, организа­циями, должностными лицами и гражданами.

Задача судов общей компетенции – рассмотрение уголов­ных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмот­рения этих дел. При рассмотрении конкретных дел суд оценива­ет правомерность действий должностных лиц органов государ­ственного управления. Кроме того, граждане могут непосред­ственно обратиться в суд с жалобой на действие того или иного должностного лица органа исполнительной власти.

Формы контроля судов общей юрисдикции за законностью в государственном управлении включают:

Ø рассмотрение жалоб граждан на действия и решения орга­нов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы;

Ø рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

Ø рассмотрение жалоб организаций;

Ø проверку при рассмотрении уголовных дел качества предва­рительного следствия;

Ø рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

Ø проверку при рассмотрении уголовных, гражданских, адми­нистративных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц.

Суды общей юрисдикции влияют на законность деятельно­сти органов государственного управления путем:

- предупреждения нарушений через санкционирование власт­ных действий, вынесение частных определений;

- восстановления нарушенных прав;

- взыскания причиненного имущественного и морального ущерба; привлечения нарушителей законности к ответственности.

Хозяйственные суды Республики Беларусь являются орга­нами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Кон­ституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отноше­ний в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных орга­низаций, не являющихся юридическими лицами.

Систему хозяйственных судов представляют:

• Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

• хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска;

• специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председа­теля Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Свою деятельность указанные суды осуществляют на основа­нии Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе су­дей и Хозяйственного процессуального кодекса.

Таким образом, содержанием судебного контроля при рассмотрении административных дел и споров является проверка судом соответствия или несоответствия действий и актов органов управления, должностных лиц требованиям законности.

 

 

Вопросы:

1. В чем заключается сущность законности?

2. Какова роль государственной дисциплины в административном управлении?

3. Какие способы обеспечения законности и дисциплины вам известны?

4. Назовите формы контрольной деятельности.

5. Охарактеризуйте роль президентского контроля.

6. Сравните понятия «государственный надзор» и «судебный контроль.

 

Примерные темы рефератов.

1. Принцип законности и его юридическое значение.

2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления.

3. Контроль Президента Республики Беларусь и органов законодательной (представительной) власти в сфере управления.

4. Прокурорский надзор в сфере управления.

5. Общий административный и судебный надзор в сфере управления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.061 с.)