Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целесообразность возможна и допустима только в рамках законности, и только в этом случае она может приносить пользу гражданам, обществу и государству.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Таким образом, обеспечение законности в деятельности органов государственного управления предполагает: v предупреждение, пресечение и устранение нарушений требований закона в деятельности государственных органов и должностных лиц; v устранение причин и условий, способствующих совершению таких нарушений, разработку системы мер по их устранению; v привлечение виновных к моральной и юридической ответственности. Связь законности и дисциплины проявляется в том, что используемые государством юридические средства укрепления и обеспечения законности одновременно являются средствами укрепления и дисциплины. В демократическом обществе имеются объективные предпосылки поддержания законности, дисциплины, их точного и полного соблюдения. Однако это не означает, что законность поддерживается на высоком уровне автоматически, как бы сама собой. 7.2 Способы обеспечения законности и дисциплины. Государственный контроль и его виды
Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины. Виды способов обеспечения законности и дисциплины: • государственный контроль; • государственный надзор; • судебный контроль; • обжалование. Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за процессом функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Гос ударственный надзор как способ обеспечения законности – и постоянное, систематическое наблюдение специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности. Судебный контроль как способ обеспечения законности – это правовая оценка действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих, по принятию мер к восстановлению нарушенных прав, по привлечению виновных лиц к ответственности. Обжалование как способ обеспечения законности – реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти и государственного управления в отношении их ущемленных прав и свобод. Контроль осуществляется государственными органами повседневно в ходе выполнения поставленных задач. При этом в государственном управлении контроль осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Органы, осуществляющие контроль в государственном управлении, интересуются не только тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, но и тем, насколько правильно, целесообразно и эффективно он использовал все предоставленные ему полномочия. Существуют формы контрольной деятельности: проверка, наблюдение за действиями контролируемого, экспертиза, заслушивание отчетов, информации и сообщений, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей и др. Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям. Так, в зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил). По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля – выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов. По отношениям (связям) субъектов контроля с государством контроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными органами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами. По характеру деятельности контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных – в пределах предприятий, учреждений. Существуют также и иные виды контроля. В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочий можно выделить: • контроль Президента Республики Беларусь; • контроль органов законодательной (представительной) власти; • контроль органов исполнительной власти; • контроль органов судебной власти. Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь: o контроль в процессе формирования органов управления; o контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, качеством руководства; o контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы; o контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины; o контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления. Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией. Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь – определены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь: Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правительству. Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной защиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др. Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка. Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома. Местные советы депутатов осуществляют контроль за исполнительными комитетами. При этом сфера этого контроля более широкая по сравнению с контролем Национального собрания. Так, они утверждают не только местные бюджеты и отчеты об их исполнении, но и программы экономического и социального развития, устанавливают местные налоги и сборы, определяют порядок управления и распоряжения коммунальной собственности (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). В соответствии с пунктом 1 ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные комитеты разрабатывают и вносят для утверждения в Совет предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан. Особым методом контроля представительных органов государственной власти за субъектами административного права являются запросы депутатов, которые рассматриваются на сессиях Советов и по которым принимаются соответствующие решения. Государственный надзор
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида. Первый вид – общий надзор прокуратуры,т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов. Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя: § областные прокуратуры и прокуратуру города Минска; § городские (районные) прокуратуры; § транспортную прокуратуру; § военную прокуратуру. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основные направления деятельности прокуратуры: - надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами; - надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; - надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций. В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы: проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; проверка исполнения законов поднадзорными органами; участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления; изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; проверка действий должностных лиц. Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право: · беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов; · иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам; · проверять исполнение законов; · требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов и сведений; · выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности; · истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов; · вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др. Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.). Наиболее характерные черты надзора: органы надзора(в том числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам; по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах. Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор: постоянное наблюдение; периодические проверки; обследование; изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления; истребование документов и отчетных данных. Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления: отказ в регистрации; временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.; отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности; лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности; дача предписаний об устранении нарушений; приостановление работ, эксплуатации объектов; применение мер административной ответственности. Итого, административный надзор представляет собой наблюдение компетентных органов и их должностных лиц за соблюдением гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями, установленных государством норм и правил, обеспечивающих общественный порядок и безопасность, а также применение к нарушителям правопорядка предусмотренных законом мер.
Судебный контроль. Важная роль в государственном управлении принадлежит судебному контролю. К субъектам судебного контроля в данной области управления относятся: Конституционный Суд Республики Беларусь; суды общей юрисдикции; хозяйственные суды. Конституционный Суд разрешает дела и дает заключение о соответствии Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законов, нормативных актов Президента Республики Беларусь, Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого другого государственного органа. В случае признания Конституционным Судом акта не соответствующим Конституции данный акт считается утратившим силу в целом или в определенной его части с момента, определяемого Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Задача судов общей компетенции – рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. При рассмотрении конкретных дел суд оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. Кроме того, граждане могут непосредственно обратиться в суд с жалобой на действие того или иного должностного лица органа исполнительной власти. Формы контроля судов общей юрисдикции за законностью в государственном управлении включают: Ø рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы; Ø рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях; Ø рассмотрение жалоб организаций; Ø проверку при рассмотрении уголовных дел качества предварительного следствия; Ø рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления; Ø проверку при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц. Суды общей юрисдикции влияют на законность деятельности органов государственного управления путем: - предупреждения нарушений через санкционирование властных действий, вынесение частных определений; - восстановления нарушенных прав; - взыскания причиненного имущественного и морального ущерба; привлечения нарушителей законности к ответственности. Хозяйственные суды Республики Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. Систему хозяйственных судов представляют: • Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; • хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска; • специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Свою деятельность указанные суды осуществляют на основании Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и Хозяйственного процессуального кодекса. Таким образом, содержанием судебного контроля при рассмотрении административных дел и споров является проверка судом соответствия или несоответствия действий и актов органов управления, должностных лиц требованиям законности.
Вопросы: 1. В чем заключается сущность законности? 2. Какова роль государственной дисциплины в административном управлении? 3. Какие способы обеспечения законности и дисциплины вам известны? 4. Назовите формы контрольной деятельности. 5. Охарактеризуйте роль президентского контроля. 6. Сравните понятия «государственный надзор» и «судебный контроль.
Примерные темы рефератов. 1. Принцип законности и его юридическое значение. 2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления. 3. Контроль Президента Республики Беларусь и органов законодательной (представительной) власти в сфере управления. 4. Прокурорский надзор в сфере управления. 5. Общий административный и судебный надзор в сфере управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.009 с.) |