Органы местного управления и самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы местного управления и самоуправления



 

Правовой статус органов местного управления и самоуправ­ления закреплен в разделе 5 Конституции Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуп­равлении в Республике Беларусь» и других нормативных право­вых актах. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейс­кой Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

Основные принципы местного управления и самоуправле­ния:

народовластие, участие граждан в местном управлении и са­моуправлении;

законность, социальная справедливость, гуманизм, защита прав и охраняемых законом интересов граждан;

взаимодействие органов местного управления и самоуправле­ния;

разграничение компетенции представительных и исполнитель­ных органов;

единство и целостность системы местного управления и са­моуправления;

самостоятельность и независимость Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

выборность Советов, других органов местного самоуправле­ния, их подотчетность населению;

гласность и учет общественного мнения, постоянное инфор­мирование населения о принимаемых мерах по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставление каж­дому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

сочетание местных и общегосударственных интересов, учас­тие органов местного управления и самоуправления в реше­нии вышестоящими органами вопросов, затрагивающих ин­тересы населения соответствующей территории;

ответственность за законность и обоснованность принимае­мых решений.

Несмотря на общность принципов, наличие общих целей деятельности, общую правовую базу, местное управление и мест­ное самоуправление — понятия не равнозначные.

Местное управление – форма организации и деятельно­сти местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосудар­ственных интересов населения, проживающего на соответствую­щей территории.

Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, городских, район­ных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных адми­нистраций.

Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и мест­ные администрации входят в единую систему органов исполни­тельной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бела­русь» исполнительным и распорядительным органом на терри­тории области, района, города, поселка, сельсовета является ис­полнительный комитет с правами юридического лица. В дан­ной статье определены три вида исполнительных комитетов.

1. Первичный уровень сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.

2. Базовый уровень городские (городов областного подчи­нения) исполнительные комитеты.

3. Областной уровень областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Таким образом, основным исполнительным и распоряди­тельным органом на территории административно-территори­альной единицы является местный исполком. Это коллеги­альный орган управления общей компетенции. Он обеспечива­ет решение всех вопросов управления. В состав исполнительно­го комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительно­го комитета.

Исполнительный комитет осуществляет разнообразные функции:

♦ разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему уп­равления местным хозяйством и коммунальной собственно­стью, предложения по организации охраны общественного по­рядка и защиты прав граждан;

♦ разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и ис­полнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;

♦ организует получение доходов местного бюджета и их ис­пользование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

♦ распоряжается коммунальной собственностью администра­тивно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

♦ принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений ком­мунальной собственности и др.

Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма организации и деятельности граждан для самостоятельного ре­шения непосредственно или через избираемые ими органы соци­альных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особеннос­тей развития административно-территориальных единиц на ос­нове собственной материально-финансовой базы и привлечен­ных средств.

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например, деревенские старосты). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных или общественных делах.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: 1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; 2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; 3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; 4) назначение местных референдумов.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке. Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.

Таким образом, местное самоуправление в Республике Бе­ларусь осуществляется как непосредственно народом, обществен­ностью (прямая демократия), так и государственными органами Советами депутатов (представительная демократия). По распро­страненности и количеству решаемых вопросов представитель­ная демократия превалирует над прямой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.007 с.)