Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть. Административное право как отрасль права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Государственное управление и исполнительная власть. Административное право как отрасль права.



АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Для студентов экономических специальностей

 

 

Бобруйск, 2010

 

УДК 342.9

ББК 67.401

Г 79

 

Р е ц е н з е н т доцент кафедры общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО «БГЭУ», кандидат философских наук, доцент Стульский В.Ф.

 

Р е к о м е н д о в а н о кафедрой общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО БГЭУ

 

 

Гребенчук И В.

Г 79 Административное право: учебно-методическое пособие / И. В. Гребенчук. – Бобруйск: БФ УО «БГЭУ», 2010. – __ с.

 

 

Рассмотрены основные понятия, категории и институты административного права на современном этапе развития законодательства. Особое внимание уделено эффективному применению административно-правовых норм в конкретных ситуациях. Дана целостная характеристика административного права как важного и необходимого инструмента управления социальными процессами в обществе.

 

УДК 342.9

ББК 67.401

 

@ Гребенчук И. В.

@ Бобруйский филиал УО «Белорусский

государственный экономический университет, 2010

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….…………..  
  Государственное управление и исполнительная власть. Административное право как отрасль права.  
  1.1 Социальное и государственное управление………….………………  
  1.2 Исполнительная власть ………………………………………………..  
  1.3 Понятие, предмет и метод административного права. Его роль и место в правовой системе Республики Беларусь………………………...  
  Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения. Административно-правовой статус физических лиц  
  2.1 Административно-правовые нормы: понятие и содержание, формы (способы) реализации………………………………………………………  
  2.2 Понятие и виды источников административного права …………….  
  2.3 Административно-правовые отношения …………………………….  
  2.4 Административная право- и дееспособность гражданина…………..  
  2.5 Юридические гарантии прав и свобод граждан ……………………..  
  2.6Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………  
  Административно-правовой статус органов исполнительной власти и государственных служащих  
  3.1 Центральные органы исполнительной власти как основные субъекты административного права, их полномочия……………………  
  3.2 Органы местного управления и самоуправления ……………………  
  3.3 Государственная служба в Республике Беларусь: понятие сущность, виды, основные принципы…………………………………….  
  3.4 Государственные служащие…………………………………………...  
  Административно-правовой статус организаций, общественных объединений  
  4.1 Административно-правовой статус предприятий и учреждений…...  
  4.2 Основы правового статуса общественных объединений …………...  
  4.3 Политические партии и профессиональные союзы в системе общественных объединений……………………………………………….  
  4.4 Административно-правовой статус религиозных организаций…….  
  Административное правонарушение и административная ответственность  
  5.1 Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения…………………………………….  
  5.2 Объект и объективная сторона административного правонарушения……………………… …………………………………...  
  5.3 Субъект и субъективная сторона административного правонарушения…………………………………………………………...  
  5.4 Понятие, виды и принципы административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность….  
  Административные взыскания. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву  
  6.1 Административные взыскания и порядок их наложения …………...  
  6.2 Дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания….  
  6.3 Материальная ответственность по административному праву….….  
  Обеспечение законности и дисциплины в сфере государственного управления  
  7.1. Принцип законности и его юридическое значение …………………  
  7.2 Способы обеспечения законности и дисциплины.Государственный контроль и его виды …………………………………..  
  7.3. Государственный надзор..…………………………………………….  
  7.4 Судебный контроль...………………………………………………….  
  Правовые основы управления в экономической и социально-культурной сферах  
  8.1 Понятие, содержание и правовые основы управления экономикой..  
  8.2 Управление отдельными отраслями экономики. ……………………  
  8.3 Административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере ………………………………………………………….  
  Управление в административно-политической сфере  
  9.1 Управление в области обороны……………………………………….  
  9.2. Управление в области государственной безопасности ……………..  
  9.3. Управление внутренними делами…………….....................................  
  9.4. Управление иностранными делами…………………………………..  
  Литература……………………………………………………………………...  
  Тестовые задания по всему курсу……………………………………………..   Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету…………………...    

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Государственное управление, будучи разновидностью социального управления, является организующей деятельностью государства, охватывающей его политические, экономические, социально-культурные функции. Чтобы организовать такую деятельность субъекты государственного управления должны руководствоваться какими-то правилами, правовыми нормами, вступать между собой в административно-правовые отношения, т.е. необходим регулятор управленческого механизма. В качестве такого регулятора выступает административное право. С его помощью закрепляется и развивается система органов исполнительной власти, что позволяет обеспечить реализацию конституционного принципа целостности и единства системы государственной власти.

Административное право имеет длительную историю. Это ведущая и наиболее мобильная отрасль права. Предмет админи­стративного права составляют совокупные общественные отно­шения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в процессе практической реализации государственного управления (исполнительной власти). Ему присущи соответствующие границы правового регулирования, а именно: деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественные отношения управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешние организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

В данном учебном пособии на основании анализа действующего законодательства Республики Беларусь и с учетом теоретических положений раскрыты основные понятия административного права: управление, госу­дарственное управление, исполнительная власть, административное право; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы управления; административное при­нуждение; ответственность по административному праву; виды административных правонарушений и взыскания, применяемые за их совершение; административное право и законность в сфере государ­ственного управления; административно-правовые основы уп­равления экономической, социально-культурной и администра­тивно-политической сферами.

В процессе изучения административного права у студентов возникает ряд трудностей как объективного, так и субъективного плана. Они обусловлены огромной и постоянно меняющейся нормативной базой, ограниченным количеством аудиторных занятий, отсутствием у многих студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и нормативными актами.

При написании данного учебного пособия в основу положено учебное пособие «Административное право», написанное группой авторов под редакцией доктора юридических наук, профессора Л.М. Рябцева.

ТЕМА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

Государственные служащие

 

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законода­тельством порядке государственную должность, наделенный со­ответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республи­канского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Важную роль в регулировании государственной службы иг­рают законы Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» «О мест­ном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», «О прокура­туре Республики Беларусь», «Об органах государственной безо­пасности Республики Беларусь», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и др.

Административно-правовой статус государственных служа­щих характеризуется тем, что они имеют право на:

Ø письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

Ø принятие решений или участие в их подготовке в соответ­ствии со служебными обязанностями;

Ø получение в установленном порядке от граждан, государствен­ных органов, иных организаций информации и других мате­риалов, необходимых для исполнения служебных обязаннос­тей;

Ø повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета? повышение в должности, классе государственного служащего;

Ø заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

Ø уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должност­ных лиц и граждан.

Государственный служащий обязан:

Ø поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конститу­ции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

Ø исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

Ø соблюдать ограничения, связанные с государственной служ­бой, установленные Конституцией Республики Беларусь, За­коном «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

Ø обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов физических и юридических лиц;

Ø соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

Ø сохранять, не распространять доверенные ему государствен­ные секреты, в том числе после прекращения государствен­ной службы в течение срока, установленного законодатель­ством;

Ø не разглашать полученные при исполнении служебных обя­занностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти, за оскорбление пред­ставителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоин­ство.

Государственный служащий не вправе:

Ø заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким род­ственникам в осуществлении предпринимательской деятель­ности, используя служебное положение, а также быть пред­ставителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятель­ностью государственного органа, служащим которого он яв­ляется либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

Ø принимать участие лично или через доверенных лиц в управ­лении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

Ø принимать участие в забастовках;

Ø заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культур­ной, творческой деятельности, медицинской практики, осу­ществляемой в порядке и на условиях, установленных зако­нодательством;

Ø использовать служебное положение в интересах политичес­ких партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами госу­дарственной службы;

Ø использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

Ø соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определен­ного образования не требуется;

Ø необходимые стаж и опыт работы по специальности, за ис­ключением случаев, когда для занятия государственной дол­жности они не установлены;

Ø владение государственными языками Республики Беларусь;

Ø знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

Ø признания его в установленном законом порядке недееспо­собным или ограниченно дееспособным;

Ø лишения его судом права занимать государственную долж­ность в течение определенного времени;

Ø наличия подтвержденного медицинским заключением забо­левания, препятствующего исполнению служебных обязанно­стей;

Ø отказа от прохождения процедуры оформления допуска к све­дениям, составляющим государственные секреты, если испол­нение служебных обязанностей по государственной должно­сти, на занятие которой претендует гражданин, связано с ис­пользованием таких сведений;

Ø несоответствия квалификационным требованиям, предъявля­емым к гражданам для занятия соответствующих государ­ственных должностей;

Ø близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, род­ные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их слу­жебная деятельность будет связана с непосредственной под­чиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Ø отсутствия гражданства Республики Беларусь;

Ø представления заведомо недостоверных сведений, необходи­мых для занятия государственной должности;

Ø наличия судимости;

Ø непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

Ø иных случаях, установленных законодательными актами.

 

Вопросы:

1. На какие ветви разделена государственная власть в Республике Беларусь?

2. Какое место занимает Президент Республике Беларусь в системе исполнительной власти?

3. Какова структура Правительства Республике Беларусь и содержание его полномочий.

4. Что такое государственная служба и на каких основных принципах она организована?

5. Кто является государственным служащим? Охарактеризуйте основные права и обязанности госслужащих.

 

Примерные темы рефератов:

1. Центральные органы исполнительной власти Республики Беларусь.

2. Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

3. Европейс­кая Хартия местного управления и самоуправления.

4. Государственные служащие в Республике Беларусь: административно-правовой статус.

5. Прохождение государственной службы.

ТЕМА 6 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

 

ТЕМА 7 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Государственный надзор

 

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осу­ществляющих, делится на два вида.

Первый вид – общий надзор прокуратуры,т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Прези­дента и Совет Министров, но включая местные Советы депута­тов.

Прокурорский надзор в сфере управления – деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за испол­нением республиканскими органами государственного управле­ния, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами местного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами Конституции Республики Беларусь и зако­нов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:

§ областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;

§ городские (районные) прокуратуры;

§ транспортную прокуратуру;

§ военную прокуратуру.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О проку­ратуре Республики Беларусь» основные направления деятельно­сти прокуратуры:

- надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хо­зяйственного управления и контроля, местными Советами депу­татов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяй­ствования, независимо от принадлежности и форм собственнос­ти, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, долж­ностными лицами и гражданами;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари­тельное следствие;

- надзор за соответствием закону судебных решений по граж­данским и уголовным делам, делам об административных пра­вонарушениях;

- надзор за исполнением законов в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, при исполнении наказа­ний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную дея­тельность предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

­ проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами;

­ проверка исполнения законов поднадзорными органами;

­ участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления;

­ изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;

­ проверка действий должностных лиц.

Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:

· беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

· иметь беспрепятственный доступ к документам и материа­лам;

· проверять исполнение законов;

· требовать от руководителей и других должностных лиц пред­ставления необходимых документов, материалов и сведений;

· выделять и направлять специалистов для выяснения вопро­сов, касающихся проверки соблюдения законности;

· истребовать от должностных лиц декларации об источни­ках доходов;

· вызывать должностных лиц и граждан для дачи объясне­ний по поводу нарушений законов и др.

Второй вид надзора – административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобя­зательных правил, закрепленных в законах и подзаконных ак­тах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора:

органы надзора(в том числе и прокурорского) осуществля­ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, ко­торые им организационно не подчинены; органы контроля – в основном в отношении организационно подчиненных и в неко­торых случаях в отношении неподчиненных объектов;

в процессе контроля могут применяться меры дисциплинар­ного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административ­ного воздействия к физическим и юридическим лицам;

по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подкон­трольных объектов; органы административного надзора прове­ряют соблюдение специальных правил на поднадзорных объек­тах.

Методы деятельности органов, осуществляющих админис­тративный надзор:

­ постоянное наблюдение;

­ периодические проверки;

­ обследование;

­ изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

­ истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

отказ в регистрации;

временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;

отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

дача предписаний об устранении нарушений;

приостановление работ, эксплуатации объектов;

применение мер административной ответственности.

Итого, административный надзор представляет собой наблюдение компетентных органов и их должностных лиц за соблюдением гражданами, учреждениями, предприятиями и организациями, установленных государством норм и правил, обеспечивающих общественный порядок и безопасность, а также применение к нарушителям правопорядка предусмотренных законом мер.

 

Судебный контроль.

Важная роль в государственном управлении принадлежит судебному контролю. К субъектам судебного контроля в дан­ной области управления относятся:

Конституционный Суд Республики Беларусь;

суды общей юрисдикции;

хозяйственные суды.

Конституционный Суд разрешает дела и дает заключение о соответствии Конституции Республики Беларусь и междуна­родно-правовым актам, ратифицированным Республикой Бела­русь, законов, нормативных актов Президента Республики Бе­ларусь, Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего Хо­зяйственного Суда, Генерального прокурора, актов любого дру­гого государственного органа.

В случае признания Конституционным Судом акта не соот­ветствующим Конституции данный акт считается утратившим силу в целом или в определенной его части с момента, опреде­ляемого Конституционным Судом. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государ­ственными органами, предприятиями, учреждениями, организа­циями, должностными лицами и гражданами.

Задача судов общей компетенции – рассмотрение уголов­ных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмот­рения этих дел. При рассмотрении конкретных дел суд оценива­ет правомерность действий должностных лиц органов государ­ственного управления. Кроме того, граждане могут непосред­ственно обратиться в суд с жалобой на действие того или иного должностного лица органа исполнительной власти.

Формы контроля судов общей юрисдикции за законностью в государственном управлении включают:

Ø рассмотрение жалоб граждан на действия и решения орга­нов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы;

Ø рассмотрение жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

Ø рассмотрение жалоб организаций;

Ø проверку при рассмотрении уголовных дел качества предва­рительного следствия;

Ø рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

Ø проверку при рассмотрении уголовных, гражданских, адми­нистративных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц.

Суды общей юрисдикции влияют на законность деятельно­сти органов государственного управления путем:

- предупреждения нарушений через санкционирование власт­ных действий, вынесение частных определений;

- восстановления нарушенных прав;

- взыскания причиненного имущественного и морального ущерба; привлечения нарушителей законности к ответственности.

Хозяйственные суды Республики Беларусь являются орга­нами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Кон­ституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отноше­ний в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных орга­низаций, не являющихся юридическими лицами.

Систему хозяйственных судов представляют:

• Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

• хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска;

• специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председа­теля Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Свою деятельность указанные суды осуществляют на основа­нии Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе су­дей и Хозяйственного процессуального кодекса.

Таким образом, содержанием судебного контроля при рассмотрении административных дел и споров является проверка судом соответствия или несоответствия действий и актов органов управления, должностных лиц требованиям законности.

 

 

Вопросы:

1. В чем заключается сущность законности?

2. Какова роль государственной дисциплины в административном управлении?

3. Какие способы обеспечения законности и дисциплины вам известны?

4. Назовите формы контрольной деятельности.

5. Охарактеризуйте роль президентского контроля.

6. Сравните понятия «государственный надзор» и «судебный контроль.

 

Примерные темы рефератов.

1. Принцип законности и его юридическое значение.

2. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления.

3. Контроль Президента Республики Беларусь и органов законодательной (представительной) власти в сфере управления.

4. Прокурорский надзор в сфере управления.

5. Общий административный и судебный надзор в сфере управления.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 нояб­ря 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2005.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонаруше­ниях от 21 апреля 2003 г. № 194-3 с последующими изменениями и дополнениями.

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-3 с последующими изменениями и дополнениями.

Административное право зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: учеб. пособие / под ред. А.И. Сухарковой. Минск, 1995.

Административное право: курс лекций / Под ред. Л.М.Рябцева. – Минск, 2006.

Административное право Российской Федерации: учебник / под ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2004.

Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М., 2004.

Административное право: учебное пособие / Л.М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева.– Минск, 2009.

Административно-правовые основы государственного управления: Учеб. пособие / Общ. ред. А.Н. Крамника. Минск, 2004.

Алехин А.П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. М., 2005.

Атаманчук Г.В. Управление: социальная ценность и эффективность / Г.В. Атаманчук. М., 1995.

Балашенко С.А. Административно-правовые основы государствен­ного управления / С.А. Балашенко, Т.С. Бойко, Г.А. Василевич, А.Н. Крамник. Минск, 2004.

Вельский К.С. Феноменология административного права / К.С. Вельский. Смоленск, 1995.

Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Бе­ларусь: конституционно-правовой статус / Г.А. Василевич. Минск, 1998.

Гавриленко Д.А. Административная ответственность и современ­ность: некоторые вопросы теории и практики / Д.А. Гавриленко. Минск, 1998.

Гавриленко Д.А. Правовое государство и дисциплина / Д.А. Гав­риленко. Минск, 1991.

Гавриленко Д.А. Административное право: учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. Минск, 2002.

Гавриленко Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. Минск, 2004.

Забелов С.М., Забелов П.С. Административное право: курс лек­ций / СМ. Забелов, П.С. Забелов. Минск, 2004.

Забелов С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. Минск, 2009.

Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю.М. Козлов. М., 2001.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях / под ред. Ю.М. Козлова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Крамник А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть / А.Н. Крамник. Минск, 2004.

Крамник А.Н. Административное право и государственное управ­ление в Республике Беларусь / А.Н. Крамник. Минск, 2000.

Крамник А.Н. Курс административного права Республики Бела­русь / А.Н. Крамник. Минск, 2002.

Мах, И.И. Административное право: курс лекций / И.И. Мах. Минск, 2008.

Овсянко Д.М. Административное право: учеб. пособие / Д.М. Овсянко. М., 2002.

Постникова А.А. Административное право: учеб. пособие/ А.А. Постникова, А.Н. Сухаркова. Минск, 2003.

Россинский Б.В. Административные правонарушения: энцикл. словарь / Б.В. Россинский. М., 2003.

Рябцев Л.М. Административное право: учеб.-метод, комплекс / Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая. Минск, 2005.

Тихомиров Ю.А. Управление делами общества / Ю.А. Тихоми­ров. М., 1987.

Юсупов В.А. Теория административного права / В.А. Юсупов. М., 1985.

 

 

Тестовые задания по всему курсу

1. Административное право – это отрасль права, призванная регулировать общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу практической реализации решений органов…власти:

a) законодательной

b) исполнительной

c) судебной

d) контролирующей

 

2. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет:

a) Президент

b) Правительство

c) Парламент

d) Совет Безопасности

 

3. Органы исполнительной власти осуществляют специальный вид деятельности:

a) государственное управление

b) прокурорский надзор

c) судебный контроль

d) законодательную деятельность

 

4. Административно-правовая санкция представляет собой меру административного или дисциплинарного:

a) наказания

b) принуждения

c) воздействия

d) пресечения

e) поощрения

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Для студентов экономических специальностей

 

 

Бобруйск, 2010

 

УДК 342.9

ББК 67.401

Г 79

 

Р е ц е н з е н т доцент кафедры общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО «БГЭУ», кандидат философских наук, доцент Стульский В.Ф.

 

Р е к о м е н д о в а н о кафедрой общественных дисциплин и права Бобруйского филиала УО БГЭУ

 

 

Гребенчук И В.

Г 79 Административное право: учебно-методическое пособие / И. В. Гребенчук. – Бобруйск: БФ УО «БГЭУ», 2010. – __ с.

 

 

Рассмотрены основные понятия, категории и институты административного права на современном этапе развития законодательства. Особое внимание уделено эффективному применению административно-правовых норм в конкретных ситуациях. Дана целостная характеристика административного права как важного и необходимого инструмента управления социальными процессами в обществе.

 

УДК 342.9

ББК 67.401

 

@ Гребенчук И. В.

@ Бобруйский филиал УО «Белорусский

государственный экономический университет, 2010

 

Содержание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.185 с.)