Особенности организации форм активного отдыха младших дошкольников 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации форм активного отдыха младших дошкольников



В младших группах проводится физкультурный досуг с частотой 1 раз в месяц. Его содержание составляют знакомые и несложные подвижные игры, игры-забавы и игровые упражнения, доставляющие детям радость от участия, общения со сверстниками и воспитателем, созерцания ярких атрибутов, физкультурного инвентаря, декораций, восприятия грамотно подобранной музыки.

Напоминаем, что по длительности физкультурный досуг не должен превышать 20 минут. Излишняя эмоциональность, шумовые эффекты и другие мощные раздражители не приемлемы в работе с младшими дошкольниками. Не должно быть места индивидуальным и групповым соревнованиям. Не рекомендуем вам объединять две одновозрастные группы для совместного проведения досуга, это слишком утомляет детей и не позволяет уделить внимание каждому малышу. Досуг в этом возрасте должен быть более камерным, иметь форму приятного весёлого семейного вечера, главная задача которого позабавить, повеселить детей, доставить им удовольствие от движений. В этом смысле особую значимость приобретают мероприятия, проводимые вместе с мамами. Совместные игры, организуемые для ребёнка и мамы, имеют наиболее высокий оздоровительный и воспитательный эффект, особенно в период адаптации ребёнка к детскому саду.

В то же время напоминаем, что основное содержание физкультурного досуга должна составлять двигательная деятельность детей. Не допустимы длительные простои, демонстрации театрализованных представлений взрослых и старших детей. Моторная плотность досуга должна быть не менее 60%, а на открытом воздухе – 80%.

 

Варианты физкультурного досуга:

· игровой досуг, составленный из подвижных игр и игровых упражнений (2-3 сюжетные подвижных игры разной подвижности, организуемые со всей группой и 1-2 игровых упражнения для поочерёдного проведения с подгруппами детей),

· физкультурно-музыкальный досуг. Его содержание составляют музыкальные игры с движениями, танцы и импровизация под музыку,

· сюжетный досуг, состоящий из игровых упражнений и знакомых основных видов движений («Прогулка в весенний лес», «Магазин игрушек», «Кошкин дом», «Кто сказал мяу» и т.п.),

· досуг, состоящий из игр-забав и простейших аттракционов. Такой досуг может быть построен на фольклорном материале и быть посвящён календарному празднику,

· досуг-развлечение, построенный из доступных спортивных упражнениях (в зимнее время - на санках, при наличии условий (бассейна) – игры в воде.

Особенности организации форм активного отдыха детей в средней группе

В данной возрастной группе проводятся следующие формы активного отдыха: физкультурные минуты (на занятиях, требующих высокой умственной нагрузки), физкультурные паузы (динамические перемены между занятиями), физкультурный досуг, физкультурный праздник, туристская прогулка и день здоровья.

Кроме того, дети средней группы могут принимать участие в отдельных мероприятиях каникул (недели здоровья).

Данные мероприятия направлены на психофизическое оздоровление и, в конечном счёте, повышение работоспособности детей. Повышенная двигательная активность, свежий воздух, положительные эмоции, развлекательная направленность удовлетворение интересов детей – вот что должно отличать данные мероприятия от ежедневных физкультурно-оздоровительных форм двигательной деятельности.

Время проведения определяется в соответствии с динамикой работоспособности ребёнка. А она, как известно, имеет тенденции к спаду в конце каждой недели, в зимний и весенний периоды. Поэтому для проведения физкультурного досуга, праздника и туристской прогулки оптимальным днём будет пятница. Это позволит привлечь родителей к посильному участию в их подготовке и проведении.

 

Длительность и частота проведения форм активного отдыха

Формы активного отдыха Частота проведения Длительность проведения
Физкультурная минута Ежедневно на каждом занятии, требующем удержания статической позы 2 минуты
Физкультурная пауза (динамическая перемена) ежедневно В средн. 5-6 мин.*
Физкультурный досуг 1 раз в месяц 20-25 мин
Физкультурный праздник 2 раза в год 30-40 мин
Туристская прогулка* 1-2 раза в месяц В средн. 1,5-2 часа
День здоровья 1 раз в квартал Весь день пребывания ребёнка в детском саду

* перерыв между занятиями – 10 минут, из них 5-6 минут – подвижные игры и игровые упражнения средней подвижности;

* туристская прогулка проводится при наличии благоприятного природного окружения.

Методические требования к построению и подбору упражнений для досуга, основные его варианты аналогичны тем, которые были изложены выше (см. младший возраст). Усложнение только идёт по линии изменения сюжета досуга, подбора адекватных возрасту движений.

Физкультурный праздник

Варианты проведения:

По двигательному содержанию:

Ø Комбинированный. Он строится на основе сочетания разных видов знакомых физических упражнений: гимнастики, подвижных игр, забав, спортивных упражнений.

Ø На подвижных играх, аттракционах, забавах. Наиболее распространённый вид праздника, который не требует большого количества сложного инвентаря, оборудованной площадки, так как его можно провести на любой достаточно большой полянке или утрамбованной дорожке. Универсальность такого праздника заключается в том, что к участию в нём можно привлечь детей всех возрастов и взрослых в неограниченном количестве.

Ø На основе спортивных упражнений. Праздник может быть смешанного типа, когда объединяются несколько разновидностей сезонных спортивных упражнений (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой типа «Зимние забавы» или катание на велосипеде, игры с водой - летом). В содержание программы может быть включены задания, основанные на выполнении спортивных упражнений одного вида (например, подготавливающих к плаванию).

Ø Интегрированные. В содержание праздника этого вида наряду с двигательной включаются элементы познавательной, изобразительной, театральной деятельности и т.п.

 

По доминирующей задаче :

Ø Формирование здорового образа жизни. Обычно это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода – мои верные друзья» , «Приключения в стране неболеек» и т.п.

Ø Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения, направленные, главным образом, на создание хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, снарядов.

Ø Воспитание интереса к народным традициям. Это фольклорные по тематике и содержанию праздники, проводимые в соответствии с христианским календарём (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Праздники составляются на доступном детям фольклорном материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, с использованием атрибутов национальной одежды, инвентаря.

Туристская прогулка *

Виды прогулок с детьми среднего дошкольного возраста:

Ø Оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости, повышение работоспособности, психо-эмоциональное оздоровление),

Ø Познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями),

Ø Сюжетно-развлекательные (игры, аттракционы в природных условиях, конкурсы и т.п.).

Для организации туристский прогулок выбираются несложные маршруты в ближайший парк, посадку, к водоёму, в поле и т.п. Общая длительность маршрута не должна превышать 1,5 км в оба конца. Продолжительность

* Более подробно об организации туристских прогулок с дошкольниками можно прочитать в книге Н.И.Бочаровой «Туристские прогулки в детском саду». – М.,2004

прогулки зависит от сезона, возможностей для организации длительного привала в конце маршрута, подготовленности детей. Поэтому может варьировать от 60 минут до 2 часов.

День здоровья

День здоровьяпроводится ежеквартально, поэтому в течение года планируются четыре сезонных мероприятия. План продумывается таким образом, чтобы дети по возможности долго пребывали на открытом воздухе, особенно в тёплый период года. Из режима исключаются все занятия (кроме музыкальных и физкультурных, проводимых на знакомом материале).

План мероприятий дня здоровья должен предусматривать организацию детей с момента поступления в детский сад до ухода домой. Поэтому тщательно продумывается первая и вторая половины дня, обе прогулки, некоторые изменения в меню (включение фруктов, свежих овощей, соков и т.п.). Время проведения основных режимных моментов: сна и приёма пищи, должно быть неизменно. Остальные мероприятия планируются свободно в зависимости от сезона, погоды, тех или иных нюансов в их организации. Так, развлечение с родителями проводится только во второй половине дня, туристская прогулка – в первой.

При продумывании сценария дня здоровья должны иметь место физкультурно-оздоровительные мероприятия развлекательной направленности (досуг, подвижные игры и упражнения, прогулка в парк и пр.), художественно-творческая деятельность с элементами изобразительной, музыкальной, театральной деятельности и, конечно, самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами и потребностями.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.008 с.)