ФОРМ АКТИВНОГО ОТДЫХА В ДЕТСКОМ САДУ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФОРМ АКТИВНОГО ОТДЫХА В ДЕТСКОМ САДУ



Усложнение содержания начального обучения и интенсификация учебного процесса в школе связаны с более сложными задачами подготовки детей к обучению.

В детском саду приучают детей к умственному труду, увеличивая объем и время умственной работы в соответствии с возрастом. Программы детского сада предусматривают значительный объем знаний и достаточно высокий уровень интеллектуального развития детей. Овладение знаниями осуществляется на занятиях, где дети находятся в неподвижном положении.

Основная причина нервно-психических и соматических заболеваний заключается в интеллектуальных перегрузках. Особенно это касается образовательных программ в прогимназиях, частных дошкольных образовательных учреждениях, лицеях и других престижных заведениях.

Поэтому особенно значимой становится проблемы регулирования умственной работоспособности.

В связи с этим, нам необходимо определиться с понятиями «утомление» и «усталость».

Утомление – это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.

Усталость – это субъективное ощущение утомления. По словам Ухтомского А. ,усталость – это натуральный предупредитель утомления.

Основным средством предупреждения развития нервно-психического утомления является целесообразная ДА. Однако за последние годы происходит её неуклонное снижение как по объёму, так и по интенсивности.

Известно, что удар, наносимый гипокинезией по мышечной системе, - это удар по нервной, эндокринной системам. Понижается эмоциональный тонус детей, ухудшаются показатели ССС, формируются различные дефекты осанки.

Высокие интеллектуальные нагрузки и низкая ДА нередко порождают изменения в эмоциональной сфере. Феномен «засушенное сердце»(отсутствие чувства) , наблюдавшемся у современников Л.С.Выготского и связанный с воспитанием , направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потерял актуальности и в наши дни. Сейчас «обесчувствованию» детей способствует технологизация жизни, в которой участвует ребёнок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться друг с другом, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали более рациональными и менее отзывчивыми к просьбам и чувствам других.

 

Всё вышесказанное является веским основанием для продумывания системы оздоровительной работы с использованием разных форм досуговой деятельности рекреативной направленности.

Почему досуг ?

 

· Важнейший результат развлечения, основанного на подвижных играх, забавах и аттракционах – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие средства физической культуры, адекватны потребностям растущего организма человека в движении познании , общении. Одно только представление о празднике, развлечении способно вызвать у ребёнка положительные эмоции, отвлекает больного ребёнка от «ухода» в болезнь ( В.Л.Страковская ).

Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим фактором. В ряде американских и шведских клиник открыты кабинеты смехотерапии, которые, по мнению специалистов, помогают успешнее лечить хронические заболевания.

Игры, часто сопровождающиеся неожиданными смешными ситуациями , вызывают искренний смех у детей, следовательно, уже по одному поэтому они незаменимые корректоры в комплексном лечении детей.

Замечательный врач В.В.Динейка(1986) , который создал стройную систему психофизической тренировки, убедительно доказывает целительность радости, смеха, настроя психики на жизнеутверждающий лад.

· Второй аргумент в пользу досуговой двигательной деятельности – её ярко выраженная рекреативная направленность, которая предполагает его использование в качестве средства эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе интеллектуальной деятельности.

 

Белоярцева В.В., Змановский Ю.Ф., Юрко Г.Л., Ященко Л.Б. отмечают, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление токов крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

По мнению Н. Т. Тереховой (1977), формирование умственной работоспособности неразрывно связано с тренированностью различных функциональных систем, увеличением сопротивляемости к утомлению. Нельзя рассматривать работоспособность изолированно от утомляемости ребенка (40).

Г.П.Лескова, Н.А. Ноткина (1983) утверждают, что утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявление нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени (32). Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитие ребенка, его здоровье и поведение. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и, как можно быстрее, снять их.

В 70-е годы Н. Аксарина выделила основные признаки утомления:

- нарушение недавно сформированных умений;

- нарушение координации мелких движений, замедленность их;
- длительные отвлечения;

- примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание
предметов и др.);

- проявление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических
движений, например, сосание пальцев, раскачивание;

- повышенная раздражительность;

- зевота (32. 8).

Исследование Н.Т. Тереховой (1977) показали, что первые признаки утомленияпоявляются у детей средней группы на 7 - 9 минуте занятия, старшей - на 10 - 12, подготовительной к школе -на 12-14 минуте (40. 43). MJL Голощекина (1972) выделила две фазы утомления:

• появление общего двигательного беспокойства, свидетельствует о широкой иррадиации возбуждения и рассматривать как первая фаза утомления. При этом значительно падает работоспособность: снижается уровень внимания, памяти, уменьшается подвижность нервных процессов, ухудшается взаимодействие сигнальных систем.

- вторая фаза утомления характеризуется иррадиацией охранительного торможения: ребенок становится вялым, сонливым (16. 33).

Наука и практика ставят перед педагогами сложнейшую задачу -развивать у детей высокую умственную работоспособность и не допускать переутомление детского организма.

В качестве мер сохранения высокого уровня работоспособности детей на умственных занятиях Голощекина М.П, Ерастова Л.П. рекомендуют применять как различные формы рационализации учебного процесса, так и некоторые формы активного отдыха.

Первые принципы активного отдыха научно обосновал более ста лет тому назад И.М. Сеченов. Он связал причину ускоренного восстановления работоспособности при переключении деятельности с нервными импульсами, которые возникают во время активного отдыха и «заражают энергией» нервные центры. В последующем эти закономерности были использованы в физиологии труда, инженерной психологии, экономике (19. 74).

Н.Е. Веденский (1952), П.Ф. Лесгафт (1953) отметили, что использование физических упражнений является наиболее распространенными формами активного отдыха. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе (39).

Понятие «активный отдых» собирательное. М.П. Голощекина (1972) считает, что оно включает все виды физических упражнений (подвижные игры, гимнастику, физический труд, игры с элементами спорта, спортивные виды физических упражнений...). Среди этого обширного перечня особое место занимают, так называемые, малые формы активного отдыха -физкультурные паузы и физкультурные минуты (16).

Весьма ценным для уточнения методики проведения физкультурных пауз и минут является исследование Г.М. Рыженко (1970), в котором она отмечает, что эффект активного отдыха, с одной стороны, зависит от глубины утомления, а с другой стороны, и от нагрузки активного отдыха. По ее данным малые физические нагрузки существенно не влияют на повышение работоспособности ребенка, а большие нагрузки имеют даже отрицательный эффект. И только нагрузки средней интенсивности дают ярко выраженную степень повышения работоспособности. Следовательно, особенно важно правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультурных пауз и физкультурных минут.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.007 с.)