Бочарова Н. И. Канд. Пед. Наук, доц. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бочарова Н. И. Канд. Пед. Наук, доц.



Бочарова Н.И. канд. пед. наук, доц.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Особенности организации форм активного отдыха младших дошкольников

В младших группах проводится физкультурный досуг с частотой 1 раз в месяц. Его содержание составляют знакомые и несложные подвижные игры, игры-забавы и игровые упражнения, доставляющие детям радость от участия, общения со сверстниками и воспитателем, созерцания ярких атрибутов, физкультурного инвентаря, декораций, восприятия грамотно подобранной музыки.

Напоминаем, что по длительности физкультурный досуг не должен превышать 20 минут. Излишняя эмоциональность, шумовые эффекты и другие мощные раздражители не приемлемы в работе с младшими дошкольниками. Не должно быть места индивидуальным и групповым соревнованиям. Не рекомендуем вам объединять две одновозрастные группы для совместного проведения досуга, это слишком утомляет детей и не позволяет уделить внимание каждому малышу. Досуг в этом возрасте должен быть более камерным, иметь форму приятного весёлого семейного вечера, главная задача которого позабавить, повеселить детей, доставить им удовольствие от движений. В этом смысле особую значимость приобретают мероприятия, проводимые вместе с мамами. Совместные игры, организуемые для ребёнка и мамы, имеют наиболее высокий оздоровительный и воспитательный эффект, особенно в период адаптации ребёнка к детскому саду.

В то же время напоминаем, что основное содержание физкультурного досуга должна составлять двигательная деятельность детей. Не допустимы длительные простои, демонстрации театрализованных представлений взрослых и старших детей. Моторная плотность досуга должна быть не менее 60%, а на открытом воздухе – 80%.

 

Варианты физкультурного досуга:

· игровой досуг, составленный из подвижных игр и игровых упражнений (2-3 сюжетные подвижных игры разной подвижности, организуемые со всей группой и 1-2 игровых упражнения для поочерёдного проведения с подгруппами детей),

· физкультурно-музыкальный досуг. Его содержание составляют музыкальные игры с движениями, танцы и импровизация под музыку,

· сюжетный досуг, состоящий из игровых упражнений и знакомых основных видов движений («Прогулка в весенний лес», «Магазин игрушек», «Кошкин дом», «Кто сказал мяу» и т.п.),

· досуг, состоящий из игр-забав и простейших аттракционов. Такой досуг может быть построен на фольклорном материале и быть посвящён календарному празднику,

· досуг-развлечение, построенный из доступных спортивных упражнениях (в зимнее время - на санках, при наличии условий (бассейна) – игры в воде.

Особенности организации форм активного отдыха детей в средней группе

В данной возрастной группе проводятся следующие формы активного отдыха: физкультурные минуты (на занятиях, требующих высокой умственной нагрузки), физкультурные паузы (динамические перемены между занятиями), физкультурный досуг, физкультурный праздник, туристская прогулка и день здоровья.

Кроме того, дети средней группы могут принимать участие в отдельных мероприятиях каникул (недели здоровья).

Данные мероприятия направлены на психофизическое оздоровление и, в конечном счёте, повышение работоспособности детей. Повышенная двигательная активность, свежий воздух, положительные эмоции, развлекательная направленность удовлетворение интересов детей – вот что должно отличать данные мероприятия от ежедневных физкультурно-оздоровительных форм двигательной деятельности.

Время проведения определяется в соответствии с динамикой работоспособности ребёнка. А она, как известно, имеет тенденции к спаду в конце каждой недели, в зимний и весенний периоды. Поэтому для проведения физкультурного досуга, праздника и туристской прогулки оптимальным днём будет пятница. Это позволит привлечь родителей к посильному участию в их подготовке и проведении.

 

Длительность и частота проведения форм активного отдыха

Формы активного отдыха Частота проведения Длительность проведения
Физкультурная минута Ежедневно на каждом занятии, требующем удержания статической позы 2 минуты
Физкультурная пауза (динамическая перемена) ежедневно В средн. 5-6 мин.*
Физкультурный досуг 1 раз в месяц 20-25 мин
Физкультурный праздник 2 раза в год 30-40 мин
Туристская прогулка* 1-2 раза в месяц В средн. 1,5-2 часа
День здоровья 1 раз в квартал Весь день пребывания ребёнка в детском саду

* перерыв между занятиями – 10 минут, из них 5-6 минут – подвижные игры и игровые упражнения средней подвижности;

* туристская прогулка проводится при наличии благоприятного природного окружения.

Методические требования к построению и подбору упражнений для досуга, основные его варианты аналогичны тем, которые были изложены выше (см. младший возраст). Усложнение только идёт по линии изменения сюжета досуга, подбора адекватных возрасту движений.

Физкультурный праздник

Варианты проведения:

По двигательному содержанию:

Ø Комбинированный. Он строится на основе сочетания разных видов знакомых физических упражнений: гимнастики, подвижных игр, забав, спортивных упражнений.

Ø На подвижных играх, аттракционах, забавах. Наиболее распространённый вид праздника, который не требует большого количества сложного инвентаря, оборудованной площадки, так как его можно провести на любой достаточно большой полянке или утрамбованной дорожке. Универсальность такого праздника заключается в том, что к участию в нём можно привлечь детей всех возрастов и взрослых в неограниченном количестве.

Ø На основе спортивных упражнений. Праздник может быть смешанного типа, когда объединяются несколько разновидностей сезонных спортивных упражнений (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой типа «Зимние забавы» или катание на велосипеде, игры с водой - летом). В содержание программы может быть включены задания, основанные на выполнении спортивных упражнений одного вида (например, подготавливающих к плаванию).

Ø Интегрированные. В содержание праздника этого вида наряду с двигательной включаются элементы познавательной, изобразительной, театральной деятельности и т.п.

 

По доминирующей задаче:

Ø Формирование здорового образа жизни. Обычно это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода – мои верные друзья», «Приключения в стране неболеек» и т.п.

Ø Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные праздники-развлечения, направленные, главным образом, на создание хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов, снарядов.

Ø Воспитание интереса к народным традициям. Это фольклорные по тематике и содержанию праздники, проводимые в соответствии с христианским календарём (Рождество, Масленица, Сороки, Троица). Праздники составляются на доступном детям фольклорном материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, с использованием атрибутов национальной одежды, инвентаря.

Туристская прогулка *

Виды прогулок с детьми среднего дошкольного возраста:

Ø Оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости, повышение работоспособности, психо-эмоциональное оздоровление),

Ø Познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями),

Ø Сюжетно-развлекательные (игры, аттракционы в природных условиях, конкурсы и т.п.).

Для организации туристский прогулок выбираются несложные маршруты в ближайший парк, посадку, к водоёму, в поле и т.п. Общая длительность маршрута не должна превышать 1,5 км в оба конца. Продолжительность

* Более подробно об организации туристских прогулок с дошкольниками можно прочитать в книге Н.И.Бочаровой «Туристские прогулки в детском саду». – М.,2004

прогулки зависит от сезона, возможностей для организации длительного привала в конце маршрута, подготовленности детей. Поэтому может варьировать от 60 минут до 2 часов.

День здоровья

День здоровьяпроводится ежеквартально, поэтому в течение года планируются четыре сезонных мероприятия. План продумывается таким образом, чтобы дети по возможности долго пребывали на открытом воздухе, особенно в тёплый период года. Из режима исключаются все занятия (кроме музыкальных и физкультурных, проводимых на знакомом материале).

План мероприятий дня здоровья должен предусматривать организацию детей с момента поступления в детский сад до ухода домой. Поэтому тщательно продумывается первая и вторая половины дня, обе прогулки, некоторые изменения в меню (включение фруктов, свежих овощей, соков и т.п.). Время проведения основных режимных моментов: сна и приёма пищи, должно быть неизменно. Остальные мероприятия планируются свободно в зависимости от сезона, погоды, тех или иных нюансов в их организации. Так, развлечение с родителями проводится только во второй половине дня, туристская прогулка – в первой.

При продумывании сценария дня здоровья должны иметь место физкультурно-оздоровительные мероприятия развлекательной направленности (досуг, подвижные игры и упражнения, прогулка в парк и пр.), художественно-творческая деятельность с элементами изобразительной, музыкальной, театральной деятельности и, конечно, самостоятельная деятельность детей в соответствии с их интересами и потребностями.

Физкультурный досуг

Основные условия правильной организации физкультурного досуга:

· его содержание должны составлять хорошо знакомые, но представляющие собой известную сложность для детей физические упражнения. Это создаёт условия для их развития и обеспечивает формирование стремления к совершенствованию своих психофизических возможностей.

· сюрпризность достигается за счёт оформления зала, атрибутов, использования оригинального инвентаря, музыкального сопровождения, включения инценировок, розыгрышей, игровых и соревновательных приёмов и пр.,

· досуг строится на чередовании высоко- и низко интенсивных движений,

· фронтально организованные игры должны чередоваться с групповыми и индивидуальными, подобранными в соответствии с интересами и способностями детей,

· при организации досуга, построенного на командных играх с элементами соревнования, воспитатель должен продумать приёмы снятия чрезмерного психического и физического напряжения (музыкальные паузы: пение песен, хороводы; игры-релаксации и т.п.)

· необходимо предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей; главный акцент в системе поощрения участников досуга делать на превышение ими своих прежних результатов, а не на сравнение с другими более способными в спортивном отношении детьми или с существующими программными нормативами;

· исключить жёсткую регламентацию деятельности детей, предусматривать задания, стимулирующие проявление детской инициативы, творчества.

 

Основные варианты проведения:

Ø Игровой досуг, построенный на фронтально организованных подвижных играх (преимущественно сюжетного вида). Количество игр достигает четырёх-шести, которые должны быть подобраны и проведены в соответствии с особенностями работоспособности детей (постепенного возрастания и убывания к концу мероприятия).

Ø Досуг комбинированного вида, состоящий из гимнастических упражнений (перестроений, общеразвивающих, ритмической гимнастики), подвижных игр и игровых упражнений. Он может быть тематическим (посвящён каким либо событиям, общественным праздникам), сюжетным (например, «Космические приключения», «В стране белых зубов» и пр.), фольклорным (посвящённым календарным праздникам).

Ø Досуг по типу «Весёлые старты», состоящий из игр с элементами соревнования и игр-эстафет.

Ø Досуг «Малые олимпийские игры». Организуется на спортивной площадке. Дети малыми группами переходят от станции к станции и состязаются в выполнении основных видов движений (беге, прыжках, метании, лазании и пр.). В каждом виде выделяются победители.

Ø Спортивный досуг, состоящий из спортивных упражнений, подобранных в соответствии с сезоном (лыжи, санки, велосипед, самокат, плавание) или спортивных игр (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, ручной мяч, настольный теннис). Данный вид досуга может состоять из командных соревнований и эстафет с элементами одной или нескольких игр, а также представлять собой грамотно организованный чемпионат по футболу, баскетболу, городкам и др., организованный между группами.

 

Физкультурный праздник

Методика организации праздника – достаточно сложный процесс, включающий этапы подготовки, проведения и подведения итогов. Подготовка к праздникувключает составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.п.

Часто сценарии предусматривают выступления детей с четверостишьями, песнями, фокусами, гимнастическими упражнениями, поэтому здесь без подготовки не обойтись.

Однако, следует полностью отказаться от массовых репетиций, муштры и натаскивающих тренировок! Следует помнить, что праздник организуется для детей, а не зрителей и гостей. Поэтому на нём всегда уместны экспромт, живое непринуждённое общение, а не проработанный и заученный по сценарию диалог с заранее предусмотренным ответом детей.

Абсолютно неприемлемым для практики работы с детьми является репетиция сюрпризных моментов на глазах у участников. Отсутствие в празднике таинства, чуда, рассчитанных на удивление, озарение, восторг, делает его скучным, привычным мероприятием с заранее известным концом.

Структура праздника очень разнообразна и зависит от его вида. Но несмотря на это, условно её можно представить тремя частями. Содержание вводной части тоже весьма разнообразно. Это может быть парад участников и подъём флага соревнований, зажигание олимпийского факела. Хорошей традицией может стать открытие каждого физкультурно-спортивного праздника массовой пробежкой по территории детского сада всех участников и болельщиков. В другом случае, это неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые, забегая в каждый дом, приглашают всех принять участие в массовых играх, аттракционах и весёлых потехах. Зимой праздник можно начать с движения длинного санного поезда или тройки лошадей, забирающих малышей в зимние путешествия. Совсем другое, интригующее, начало может быть у праздника - игры в спасателей, путешественников, космонавтов. Так, в первом чае это может быть сигнал тревоги, который разносится по селекторной связи и призывает всех сильных и смелых принять участие в спасении пострадавших от наводнения (пожара, землетрясения и пр.) зверей. Таким образом, вариантов очень много.

Основная часть праздника направлена на решение главной его задачи. Поэтому в зависимости от вида она наполняется соответствующим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Очень важно предусмотреть участие каждого ребёнка в конкурсах. Поэтому, если сценарий предусматривает поочерёдное участие отдельных представителей команд в играх, то необходимо продумать чёткую систему их приглашения.

Подводить результаты необходимо по ходу и в конце праздника. После каждой игры-эстафеты, соревнования ведущий сам может подвести краткий итог и оценить степень проявления физических и морально-волевых качеств команд и отдельных игроков. Предоставить слово жюри можно после двух-трёх конкурсов детей, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание и время включения зависит от возраста участников и вида праздника. Чаще всего в качестве сюрпризного момента используются неожиданные появление сказочных персонажей (взрослые или старшие дети) и разыгрывание коротенького представления. Персонажи могут пригласить детей поиграть с ними вместе, разрешить проблему, с которой они столкнулись, научить их заниматься физкультурой. В любом случае, эта сценка должна быть очень зрелищной и весёлой. Она должна сопровождаться музыкой, необычными звуками.

В конце праздника вне конкурса уместно провести общую массовую игру средней подвижности (лучше в круге) по типу «Мышеловка», «Карусели», организовать всех участников и болельщиков на танец. Жюри и организаторам данное время можно использовать на подсчёты очков и подведение итогов. Награждение должно проходить торжественно и весело, где каждый должен получить сувенир на память.

 

По методам

Выделение разновидностей праздников в соответствии с данным признаком достаточно условно, так как в любом их них используется широкий арсенал методов и приёмов обучения и воспитания детей. Поэтому речь пойдёт только о преимущественном использовании какой либо одной группы. Итак, это праздники с использованием:

· игрового метода.

· Соревновательного метода. Разновидности: 1) участники двух и более команд соревнуются между собой или 2) все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем.

· Метода сюжетного рассказа. Одна из наиболее привлекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сюжетный рассказ ведущего. Все игры и упражнения объединяются единой темой и идеей.

· Метода творческих заданий, направленного на формирование творческой активности, самостоятельности принятия решений, инициативы (проблемные ситуации и задачи, задания-головоломки, вопросы-провокации, поисковые вопросы, метод групповой дискуссии и т.п). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей. Его проведение требует от взрослого высокого профессионализма, находчивости, так как неожиданное для ведущего решение детей может изменить ход сценария. Поэтому в его основу закладываются разные варианты выхода из предлагаемой детям ситуации, чтобы участники почувствовали себя ответственными за ход и результаты своих действий.

По месту проведения:

· на спортивной площадке или стадионе,

· в природных условиях (в лесу, у водоёма, в парке),

· в спортивном зале школы,

· в бассейне.

 

В зависимости от сезона

выделяютсясоответственно четыре вида праздников. Такое их посезонное проведение может стать доброй традицией детского сада, объединяя детей всех возрастов и взрослых идеей здоровья, взаимопонимания и дружбы.

 

 

Туристская прогулка *

Туристские прогулки организуются в безопасные, экологически чистые и интересные в познавательном отношении районы: ближайший парк, лесопосадку, к водоёму, в поле и т.п.

 

 

День здоровья

День здоровьяпроводится ежеквартально. В этот день из режима исключаются все занятия (кроме музыкальных и физкультурных, проводимых на знакомом материале) и вся деятельность детей (особенно в тёплый период года) организуется на открытом воздухе. День здоровья может быть тематическим («Здравствуй осень», «Зимушка-зима», «Масленица» или сюжетным «Приключения в стране Спортландии», «В некотором царстве…» и пр. Увлекательная деятельность, новые впечатления, положительные эмоции, сюрпризность – вот неотъемлемые спутники дня здоровья.

Основные принципы организации дня здоровья: оптимальное сочетание в течение дня разных видов оздоровительной деятельности (двигательной, художественно-творческой: изобразительной, музыкальной, театральной),

- сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми,

- удовлетворение интересов и потребностей каждого ребёнка,

- отсутствие мероприятий с выраженной обучающей задачей.

Хотим предостеречь от излишней заорганизованности детей в течение всего дня, когда участники только успевают перебегать с одного мероприятия на другое. Помните, что это - День здоровья! Крайняя возбуждённость детей от излишних эмоций, постоянных аттракционов, шумных «Шоу» и состязаний не принесёт нужного эффекта, а напротив, усугубит ситуацию со здоровьем детей. В то же время бездействие детей в течение длительного времени - утомительно и монотонно. Поэтому стремитесь к золотой середине. Самый оптимальный вариант в этом смысле - организация дня здоровья (первая его половина) в лесу, парке, где само окружение благотворно влияет на психофизическое состояние ребёнка. Во второй половине можно провести, например, развлечение детей с карандашами и красками с участием родителей.

 

Каникулы

Каникулы или неделя здоровья организуется длительностью 1 неделя (5 дней). Обычно это конец декабря или начало января (зимние каникулы) и конец марта (весенние). Указанная продолжительность и время проведения каникул при условии грамотно организованной воспитательно-оздоровительной работы в течение года позволяет сгладить, а в некоторых случаях даже устранить воздействие психофизиологических причин нарушения здоровья.

По определению В.Ф.Базарного, одна из причин - это факторы телесной атонии (низкая двигательная активность, синдром истощённого развития, недостаток конструктивных и рукотворных принципов обучения). В этот период не проводятся занятия, а планируются физкультурно-оздоровительные мероприятия (подвижные игры, игровые упражнения, игры с водой, снегом, развлечения, соревнования, ритмическая гимнастика, туризм).

Другая причина нарушения здоровья – это информационно-психогенные факторы, воздействие на психику избытка абстрактной сигнальной информации на фоне обеднённой образной сферы. Поэтому воздействие на развитие левополушарных, т.е. рационально-логических процессов мышления должно быть скомпенсировано воздействием на правополушарные образные процессы. Этому будет не в малой степени способствовать художественно-творческая деятельность изобразительная: рисование, конструирование, лепка; музыкальные и театрализованные игры, развлечения, хореография), сюжетно-ролевая игра.

Ликвидировать последствия сенсорного голода вследствие воздействия факторов влияния закрытых помещений помогут выходы детей за пределы детского сада (экскурсии, посещения музеев, детских театров, туристские прогулки).

Каникулы могут быть с единым сюжетом и персонажами «Путешествие в страну здоровья», «Зимние приключения», «Солнечные деньки», по мотивам волшебных сказок «Снежная королева», «Морозко» (зимняя неделя здоровья), могут быть приурочены к календарным праздникам (Рождественская неделя).

Каникулы строятся по определённой структуре. Первый день – открытие каникул, которое может быть ознаменовано поднятием флага с символикой детского сада, общим сбором детей на площадке детского сада или общей пробежкой по территории детского сада детей и персонала и т.п. Третий или четвёртый день – кульминация. Это может быть общий физкультурно-спортивный праздник, выезд (выход) детей в лес. Последний день – закрытие каникул, которое можно завершить совместным с родителями мероприятием (семейным досугом, конкурсами, аттракционами и т.п.) Промежуточные дни могут иметь свою тематику. Например, день музыки, день физкультуры и спорта, день театра и т.п. Однако следует помнить, что независимо от этого, в режиме каждого дня должны быть пропорционально представлены разные виды деятельности, разумно сочетаться фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, организованная и произвольная деятельность детей.

Бочарова Н.И. канд. пед. наук, доц.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.065 с.)