Контроль качества медицинского обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль качества медицинского обслуживания



Качество медицинской помощи - это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, то есть его способности снижать риск прогрессирования, имеющегося у пациента заболева­ния и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с системой здравоохранения. В отношении качества оказываемых медицинских услуг принято использовать следующие термины: оценка, контроль, обеспечение и управление.

Качество в общем понимании рассматривается как "свойство товара (или услуги) удовлетворять спрос потребителя".

Оценка качества - определение фактического уровня качества обслуживания.

Обеспечение качества - определение фактического уровня качества обслуживания и принятие мер по изме­нению обслуживания в соответствии с результатами этого определения.

Контроль качества - синоним обеспечения качества (последний термин считается более точным, поскольку термин "контроль" трактуется специалистами неоднозначно).

Важное значение в контроле качества медицинского обслуживания придается системе медико-экономических стандартов (МЭС). Стандарты могут быть рекомендательными и законодательными. Имеются федеральные (единые для всей России) и территориальные (учитывающие особенности данного региона) МЭСы.

Задачи МЭС:

а) уменьшить дублирование работы;

б) сократить длительность лечения;

в) повысить безопасность больных и защиту медицинских работников от необоснованных обвинений;

г) обеспечить возможность оценки необходимых ресурсов.

Следует сказать, что в настоящее время разработаны и действуют различные виды стандартов: международные, государственные, территориальные медицинские стандарты, стандарты медицинских учреждений, медицинских программ, медицинских технологий (для медицинских услуг и пролеченных пациентов), научно-медицинские стандарты, профессиональные стандарты медицинских знаний и практических навыков.

Любой МЭС состоит из трех основных частей: ]) медицинская технология, 2) результаты ее выполнения, 3) стоимость ее реализации. МЭС медицинских учреждений разрабатываются непосредственно учреждениями и явля­ются их собственностью.

Выделяют следующие компоненты качества медицинского обслуживания:

а) эффективность - показатель соотношения между фактическим действием службы или программы в рамках действующей системы и максимальным воздействием, которое эта служба или программа может оказать в идеальных условиях;

б) экономичность - показатель соотношения между фактическим воздействием службы или программы и ее стоимостью;

в) адекватность - показатель соответствия фактического обслуживания;

г) научно-технический уровень - степень современности применения методов диагностики, лечения и профилактики при оказании медицинской помощи;

д) своевременность - показатель соотношения между временем получения адекватной помощи от момента возникновения потребности и минимальным временем, которое понадобилось бы службе здравоохранения для организации такой помощи в идеальных условиях;

е) доступность - показатель соотношения между количеством пациентов, своевременно получающих адекватную помощь и общим количеством нуждающихся;

ж) достаточность - минимальный набор лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для достижения адекватного объема медицинской помощи и наибольшей ее эффективности;

з) репрезентативность критериев качества - характеризует соотношение" реально полученных величин, принимаемых к анализу показателей, с некоторой идеально точной величиной, наиболее полно отражающей свойства изучаемого объекта.

ВОЗ выделяет 3 компонента качества медицинской помощи (адекватность, экономичность, научно-технический уровень).

Критерии качества медицинской помощи. Конечный результат деятельности в здравоохранении и факторы на него влияющие (по К.А. Отдельновой):

1. Субъективный критерий:

- удовлетворенность медицинской помощью:

- населения,

- медицинских работников,

- руководства.

2. Объективный критерий - 1:

- показатели здоровья человека (населения).

3. Объективный критерий -2:

качество медицинской помощи:

- своевременность;

- квалификация;

- экономическая эффективность;

- деонтология.

4. Факторы влияющие на качество медицинской помощи:

- факторы общеэкономические и медицинского учреждения;

- факторы врача, медицинского персонала;

- факторы больного, условия и образ его жизни.

Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях Удмуртской Республики регламентируется приказом МЗ УР и УТФОМС № 171/45 от 12. 07.99 г. Ниже приводятся извлечения из этого приказа.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Контроль качества медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях проводится страховыми медицинскими организациями (СМО), УТФОМС и его филиалами в соответствии с договорами Фонда с ЛПУ на предоставление медицинской помощи застрахованным по утвержденному графику и объемам экспертиз утверждённых для страховой медицинской организации. Плановый контроль качества амбулаторно-поликлинической помо­щи проводится по всем профилям специалистов ведущих приём, по видам помощи, по определённым нозологичес­ким формам заболевания.

Качество амбулаторно-поликлинической помощи оценивается преимущественно по законченным случаям обращения. Вместе с тем, возможна экспертиза качества и незаконченных случаев амбулаторно-поликлинической помощи (вызов врача на дом, дородовой и педиатрический патронаж, клинико-экспертная консультация и др.).

Выборка амбулаторных карт на экспертизу проводится на основании статистических талонов, подтверждающих факт обращения к врачу.

По результатам экспертизы заполняется (Акт экспертной оценки амбулаторно-поликлинической помощи) (далее - Акт). Акт заполняется в соответствии с данной инструкцией врачом-экспертом по итогам экспертизы качества медицинской помощи, а также на основании клинико-экспертной консультации, проводимой в период оказания качества амбулаторно-поликлинической помощи. Акт является: отчётным документом врача-эксперта, свидетельствующий о проведении им экспертизы качества медицинской помощи, основанием для начисления ему заработной платы; аналитическим документом, позволяющим оценить объём и качество оказанной медицинской помощи;

- основанием в случае выявления дефектов в оказании медицинской помощи в системе ОМС для предъявления финансовой санкции к ЛПУ.

Акт хранится в СМО в течение 5 лет и предъявляется по требованию УТФОМС и его филиалов.

Оформление Акта экспертной оценки амбулаторно-поликлинической помощи

(форма приводится ниже)

ЛПУ –

Дата экспертизы –

Эксперт –

Лечащий врач (Ф.И.О.) – по коду врачебной специальности)

 

Раздел I. Исходные данные пациента

Строка 1 – Ф.И.О. и возраст пациента (дата и год рождения)

Строка 2 – код страховой организации

Строка 3 – номер страхового полиса

Строка 4 – место работы пациента

Строка 5 – подчеркивается вид обращения:

Вид обращения определяется врачом (экспертом) на основании анализа записей в амбулаторной карте. Первичным случаем поликлинического обслуживания считается первый в данном календарном году случай обращения с данной целью. При этом обращения, связанные с острыми заболеваниями, всегда будут экстренными и первичными.

При хронических заболеваниях могут быть как первичные, так и вторичные случаи обращения, часть из которых плановые (при диспансерном учете):

Строка 6 – цель посещений:

а) заболевание

б) медосмотр

в) консультации

г) диспансерное наблюдение

д) заполнение санатарно-курортной карты, посыльного листа на МСЭ, выписки справок и рецептов фиксируются как самостоятельная цель посещения.

ж) ответы на запросы, выписки из амбулаторной карты по трудовым, жилищно-экономическим или юридическим проблемам можно отнести к прочим целям и отметить (и др.).

Строка 7 – место оказания медицинской помощи

Строка 8 – диагноз основной

Строка 9 – шифр МЭС (при его наличии)

9.1. – шифр МКБ 10

Строка 10 – количество посещений по данному заболеванию

10.1 – количество посещений по медицинскому стандарту (при его наличии)

10.2 – стоимость посещения к врачу по договору с УТФОМС

Строка 11 – УЕЛ по договору УТФОМС и ЛП

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.130 (0.013 с.)