Организация амбулаторно-поликлинической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация амбулаторно-поликлинической



ОРГАНИЗАЦИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Поликлиническая служба по своему значению, содержанию и объему занимает в здравоохранении ведущее место. Согласно статистическим данным около 80 % больных начинают и заканчивают лечение в условиях поликлиники. Современная поликлиника является многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, в котором доминирующее положение занимает терапевтическая помощь. Амбулаторно-поликлиническая помощь больным терапевтического профиля осуществляется городскими и районными поликлиниками, а на селе – участковыми больницами и амбулаториями.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). ПМСП – термин, появившийся в нашем здравоохранении относительно недавно.В 1978 году в Алма-Ате прошла крупнейшая международная конференция, на которой была разработана концепция ПМСП и принята соответствующая декларация- Алма-Атинская декларация. Согласно этой декларации (ВОЗ, 1978) под термином ПМСП понимается зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и системой здравоохранения. У нас в стране этой зоной является амбулаторно-поликлиническая служба. Система ПМСП должна обеспечивать не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах. ПМСП, являясь центральным звеном системы здравоохранения, должна осуществлять главную функцию качественного улучшения показателей здоровья населения.

Организация оказания ПМСП.

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с организацией оказания первичной медико-санитарной помощи населению на территории Российской Федерации.

2. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства

3. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства:

3.1. амбулаторно-поликлиническими учреждениями: амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практики, районная (в т.ч. центральная), городская поликлиника, детская городская поликлиника, женская консультация.

4. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями

5. Учреждения, обеспечивающие первичную медико-санитарную помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным порядком.

6. Обязанность учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами специалистами, а также специалистами со средним медицинским и высшим сестринским образованием, в соответствии с установленным порядком.

7. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи <*>.

8. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает:

- оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;

- диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

- восстановительное лечение;

- клинико-экспертную деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности;

- диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

- диспансеризацию беременных женщин, родильниц;

- диспансеризацию здоровых и больных детей;

- динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка;

- организацию питания детей раннего возраста;

- организацию дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям гражданам, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами;

- установление медицинских показаний и направление в учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

- установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

- медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

- осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;

- врачебную консультацию и медицинскую профориентацию;

- медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

9. Стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:

- оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;

- восстановительное лечение и реабилитацию.

10. Госпитализация в больничное (стационарно-поликлиническое) учреждение осуществляется по медицинским показаниям:

- по направлению врача лечебно-профилактического учреждения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;

- скорой медицинской помощью;

- при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.

От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально незащищенных групп населения: детей, инвалидов, престарелых и лиц пожилого возраста.

Наиболее перспективным считается переход к оказанию ПМСП врачом общей (семейной) практики, чьи функции значительно шире обязанностей терапевта, педиатра и включает часть услуг, оказываемых врачами-специалистами. С приоритетным развитием ПМСП и подготовкой врачей общей практики связывается сегодня совершенствование медицинской помощи населению РФ.

ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

В связи с реформами первичной медико-санитарной помощи населению все большее значение придается развитию семейной медицины. Первичная медицинская помощь - это ступень первого профессионального контакта, в который индивид или семья вступают при возникновении у них необходимости в помощи или совете.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено право семьи на выбор семейного врача, обеспечивающего ей медицинскую помощь по месту жительства (статья 22).

Исторически сложилось так, что развитие отечественной системы здравоохранения пошло по пути приоритетного развития узкой специализации. Состояние амбулаторно-поликлинического сектора в настоящее время характеризуется:

- чрезмерно углубленной специализацией врачей в условиях поликлиники;

- обязательным в большинстве случаев характером направлений к врачам-специалистам с консультативной и диагностической целью;

- организационной оторванностью врачей-специалистов от стационарной базы;

- системой прямой записи населения на прием к врачам-специалистам;

- преобладанием рутинных медицинских услуг, оказываемых врачами-специалистами в поликлинике.

От участкового терапевта постепенно были переданы в компетенцию других специалистов многие, входящие в его профессиональную обязанность, оздоровительные, профилактические, лечебно-диагностические функции и врачебные манипуляции, предусмотренные его базовой подготовкой и относящиеся к объему первой врачебной помощи. Участковый терапевт перестал быть центральной фигурой в первичном звене здравоохранения и координатором “медицинского маршрута пациента” в поликлинике.

Система контроля качества работы участкового терапевта привела к тому, что участковый терапевт стал направлять к узким специалистам даже тогда, когда мог это заболевание вылечить сам (причем речь идет не о консультации, а о дальнейшем ведении больного). Так, гипертоническую болезнь и НЦД стал лечить кардиолог, гастрит и язвенную болезнь – гастроэнтеролог, тонзиллит – оториноларинголог и т.д. Большинство участковых терапевтов «превратились» в диспетчеров, направляя до 50% пациентов, обратившихся к ним за помощью, к «узким» специалистам. Вместе с тем роль специализированной медицинской помощи заключается в следующем:

• у специалистов консультативная роль;

• они должны не лечить, а управлять процессом лечения;

• вместо переноса больных переносить информацию об их состоянии;

• узкие специалисты не могут лично заботиться о пациентах

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИКЛИНИКИ

Как известно, на долю терапевтического отделения поликлиники приходится самый большой объем работы (более 30 % всех посещений поликлиники и более 90 % вызовов на дом). Деятельность терапевтического отделения амбулаторно-поликлинических учреждений строится по участково-территориальному принципу, позволяющему осуществлять постоянное медицинское наблюдение и оказание необходимой медицинской помощи обслуживаемому населению. Выделяют территориаль-ную участковость – при обслуживании городского и сельского населения, и цеховую – при обслуживании работников промышленных предприятий. В связи с этим, терапевтическая служба поликлиники может быть представлена участковым и/или цеховым терапевтическим отделением. Руководство деятельностью терапевтического отделения осуществляет заведующий терапевтическим отделением (участковым или цеховым).

Для обеспечения терапевтического обслуживания населения в поликлинике и оказания помощи на дому предусмотрено 5,9 должностей участковых терапевтов на каждые 10 тысяч взрослого населения. Снижение количества населения на территориальном терапевтическом участке имеет принципиальное значение для дальнейшего повышения качества оказания поликлинической помощи. Должности заведующих отделениями (кабинетами) устанавливаются в зависимости от количества полагающихся должностей врачей. Должность заведующего поликлиникой устанавливается в каждой поликлинике, соответствующей действующим типовым категориям. В больнице (медико-санитарной части), имеющей в своем составе одну поликлинику, должность заведующего этой поликлиникой вводится независимо от указанного выше условия. Должность заместителя главного врача больницы (медико-санитарной части) по поликлиническому разделу работы устанавливается при наличии в ее составе поликлиники с числом полагающихся ей должностей врачей амбулаторного приема не менее 20, вместо должности заведующего поликлиникой.

Важным организационным мероприятием в деятельности терапевтического отделения поликлиники является график работы врачей – терапевтов, утверждаемый заведующим терапевтическим отделением (руководителем ЛПУ), в котором предусматриваются фиксированные часы для проведения амбулаторно-поликлинического приема больных и оказания помощи пациентам на дому. Большое значение имеет разделение потоков первичных и повторных больных, выделение фиксированных дней для проведения профилактических мероприятий, оптимальное распределение времени по приему больных в поликлинике и по оказанию помощи больным на дому. Наиболее рациональным считается следующий график работы участкового врача-терапевта: прием в поликлинике – от 2,5 до 3,5 часов, оказание помощи на дому (по вызовам и активным посещениям) – от 3 до 4 часов. Распределение времени приема и помощи на дому устанавливается в зависимости от численности и состава населения участка, уровня заболеваемости, показателей посещаемости.

Ежедневно 0,5 часа врачам-терапевтам выделяется для работы с медицинской документацией. Следует отметить, что нагрузка врача на приеме и по обслуживанию больных на дому может зависеть от сезонности, дней недели, посещений поликлиники по часам в течение рабочего дня. Известно, что наибольшая обращаемость населения за медицинской помощью к участковому врачу-терапевту приходится на осенне-зимний и зимне-весенний периоды, по дням – на понедельник и пятницу, по времени – на 9-11 и 15-18 часов. Принимая во внимание данные факты, график работы участковых врачей-терапевтов по производственной необходимости может быть изменен (например, за счет увеличения времени приема больных в поликлинике до 4-4,5 часов). В дни недели с более низким уровнем обращаемости врачам следует планировать проведение других видов деятельности: проведение диспансеризации, профилактических мероприятий и др. Рациональному использованию рабочего времени врачей-терапевтов поликлиники способствует регулирование потоков первичных и повторных больных. Как правило, первичные больные стремятся попасть на прием к врачу в начале его работы, в связи с чем, планирование повторных посещений должно приходиться преимущественно на вторую половину дня работы (приема) врача в поликлинике. Регулирование повторных посещений осуществляется посредством талонов повторного приема. В связи с тем, что прием первичных больных требует большей затраты времени, нежели прием повторных, время на их прием может быть увеличено за счет сокращения времени выделяемого для обслуживания повторных больных.

Кроме того, качество работы терапевтического отделения зависит от квалификации врачей-терапевтов и среднего медперсонала, лечебно-диагностических возможностей поликлиники, деятельности вспомогательных отделений, оснащения врачебных кабинетов необходимым оборудованием и документацией, грамотного руководства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в содержании работы участкового врача-терапевта можно выделить следующие разделы:

- лечебно-диагностический, реабилитационный;

- профилактический;

- противоэпидемический;

- санитарно-просветительный;

- ведение оперативно-учётной документации.

 

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

(ЭКСПЕРТИЗА ВРЕМЕННОЙ И СТОЙКОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ)

Участковый врач-терапевт обеспечивает так называемый первый уровень экспертизы временной нетрудоспособности (ВН).

Напомним основные понятия, отражающие сущность экспертизы трудоспособности: объект исследования, трудоспособность, нетрудоспособность, инвалидность.

Объектом исследования экспертизы трудоспособности является трудоспособность больного, увечного человека.

Трудоспособность - социально-правовая категория, отражающая способность человека к труду, определяемая уровнем его физического и духовного развития, а также состоянием здоровья, профессиональными знаниями, умением и опытом. Различают общую и профессиональную трудоспособность.

Общая трудоспособность – это способность человека к неквалифицированному труду в обычных условиях. Профессиональная трудоспособность – способность данного работника к труду по своей профессии (специальности) и квалификации либо по другой адекватной ей профессии (специальности). В зависимости от того, какой объем трудовых функций и в каких производственных условиях может выполнять работник по состоянию своего здоровья, различают полную (общую и профессиональную) и частичную (неполную) трудоспособность.

Частичная трудоспособность – способность к профессиональному или неквалифицированному труду, сохранившаяся у лиц, перенесших заболевание или увечье. Объем частичной трудоспособности зависит от степени утраты профессиональной и общей трудоспособности. При частичной профессиональной трудоспособности работник может выполнять лишь часть трудовых операций по своей или равной ей квалификации и оплате профессии, либо все трудовые функции, но в облегченных условиях труда, либо работу по другой, менее квалифицированной профессии.

Нетрудоспособность – это невозможность вследствие медицинских или социальных противопоказаний продолжать привычную профессиональную деятельность.

Установление нетрудоспособности имеет юридическое значение, так как оно гарантирует работнику право на освобождение от работы, бесплатное лечение по программе обязательного медицинского страхования, выплату пособий за счет средств социального страхования.

В зависимости от степени утраты трудоспособности различают полную и частичную нетрудоспособность. Полная нетрудоспособность – такое состояние человека, когда он вследствие заболевания или увечья не может и не должен выполнять работу и нуждается в специальном режиме. Если нетрудоспособный без нарушения процесса лечения, без ущерба для своего здоровья и для производства может выполнять прежнюю работу, но не в полном объеме или в облегченных условиях, то нетрудоспособность считается частичной.

Различают стойкую (постоянную и длительную) и временную утрату трудоспособности. Отнесение нетрудоспособности к той или иной категории связано с медицинским или социально-трудовым прогнозом, т.е. прогнозированием функционально-клинического течения, обратимости и исхода болезненного процесса, характером и продолжительностью возможного восстановления утраченной трудоспособности.

Лечащий врач, осуществляющий экспертизу ВН:

- Определяет признаки временной утраты трудоспособности на основе оценки состояния здоровья, характера и условий труда, социальных факторов;

- В первичных медицинских документах фиксирует жалобы пациента, анамнестические и объективные данные, назначает необходимые обследования и консультации, формулирует диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести, обуславливающих нетрудоспособность;

- Определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения основного и сопутствующих заболеваний, наличия осложнений и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях и травмах;

- Выдает листок нетрудоспособности (справку) в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (в том числе, при посещении на дому), назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;

- При последующих осмотрах отражает динамику заболевания, эффективность проводимого лечения, обосновывает продление сроков освобождения пациентов от работы;

- Своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособности свыше сроков установленных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, решения вопросов о дальнейшем лечении и других экспертных вопросов;

- При нарушении назначенного лечебно-охранительного режима (в том числе, при алкогольном опьянении) делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и, в установленном порядке, в истории болезни (амбулаторной карте) с указанием даты и вида нарушения;

- Выявляет признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, стойкой утраты трудоспособности, своевременно организует направление пациента на клинико-экспертную комиссию и медико-социальную экспертизу;

- Осуществляет диспансеризацию длительно и часто болеющих пациентов граждан, имеющих в году 4 и более случаев и 40 дней временной нетрудоспособности по одному заболеванию или 6 случаев и 60 дней с учетом всех заболеваний;

- При восстановлении трудоспособности и выписке на работу отражает в первичных медицинских документах объективное состояние и аргументированное обоснование для закрытия листка нетрудоспособности;

- Анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

- Постоянно совершенствует знания вопросов экспертизы ВН.

Таким образом, процесс экспертизы трудоспособности начинается с установки диагноза, оценки состояния здоровья пациента. Результаты осмотра больного (в т.ч. и анамнестические сведения) должны быть отражены в первичных медицинских документах. При этом на первом месте должны быть наиболее значимые для данной ситуации, больного анамнестические сведения, результаты объективного исследования.

Затем врач формирует предварительный диагноз заболевания, указывая степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести.

Вся эта характеристика сопоставляется с условиями выполняемой им работы и выносится экспертное заключение о наличии или отсутствии факта ВН.

Установление факта ВН требует обязательного определения ее видов. Это особенно важно, так как каждый из видов имеет свои особенности определения и оформления, а некоторые из них влекут за собой особую оплату больничного листа.

Выделяют следующие виды ВН:

1) заболевание;

2) несчастный случай на производстве и в быту;

3) санаторно-курортное лечение и медицинская реабилитация;

4) уход за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком-инвалидом;

5) карантин;

6) беременность и роды;

7) протезирование.

Затем назначаются необходимые обследования и консультации.

Назначение лечения начинается с указания вида режима (постельный, домашний, амбулаторный, стационарный, дневной стационар, санаторный). Затем указываются другие лечебные мероприятия.

После этого определяются сроки ВН больного (с учетом ориентировочных сроков) и выдается листок нетрудоспособности. Назначается дата очередного посещения врача.

При последующих осмотрах, в первую очередь, отражается динамика заболевания, эффективность проводимого лечения; запись должна обосновывать продление сроков освобождения пациента от работы. При необходимости назначают дополнительные обследования и проводят коррекцию лечения, и снова на первом месте указывается лечебно-охранительный режим. Отметим также, что лечащий врач обязан делать отметки о фактах нарушения режима (несоблюдение предписанного режима, несвоевременная явка на прием, алкогольное опьянение, выход на работу без выписки врача, отказ от направления или несвоевременная явка на МСЭ). Не считается нарушением режима отказ от стационарного обследования и лечения, т.к. право пациента на выбор лечащего врача и отказ от медицинского вмешательства определены действующим законодательством РФ. Отказ от стационарного лечения и обследования оформляется записью в медицинской карте с указанием возможных последствий и подписывается пациентом.

Лечащий врач обязан своевременно направить пациента на врачебную комиссию (ВК) для продления листка нетрудоспособности или решения других экспертных вопросов. Он должен уметь своевременно выявлять признаки стойкой утраты трудоспособности или стойкого ограничения жизнедеятельности, направляя больного также на ВК, а затем и на МСЭК. Направление на МСЭК (ф. 088/у – 06; см. приложение) оформляет также лечащий врач. В направлении должны быть представлены все сведения – о профессии, должности больного, анамнестические сведения, сведения о проведенных реабилитационных мероприятиях и их эффективности, было ли предпринято ранее рациональное трудоустройство (через врачебную комиссию) и какова эффективность последнего. Диагноз должен представлять собой все клинические и функциональные характеристики.

При восстановлении трудоспособности и выписке на работу лечащий врач фиксирует в первичных медицинских документах данные объективного исследования и обоснование для закрытия листка нетрудоспособности, т.е. аргументирует восстановление трудоспособности.

Таким образом, помимо клинической грамотности, от лечащего врача амбулаторно-поликлинического учреждения требуется постоянное совершенствование знаний по вопросам экспертизы трудоспособности.

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

 

II. Классификации основных видов нарушений функций

организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения,

2 степень - умеренные нарушения,

3 степень - выраженные нарушения,

4 степень - значительно выраженные нарушения.

 

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности

человека и степени выраженности ограничений этих категорий

5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень - неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

 

IV. Критерии установления степени ограничения

способности к трудовой деятельности

8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

10. Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

11. Критерием установления 2 степени ограничения способности к труд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.102 с.)