Немецкое законодательство о банкротстве предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкое законодательство о банкротстве предприятия.



Немецкое законодательство признает предприятие банкротом при наличии двух ситуа­ций: если предприятие неплатежеспособно в прогнозируемом длительном периоде; если пассивы превышают активы.

Момент наступления банкротства — коммерческие банки отказывают предприятию в кредите, понимая, что предприятие в сложном финансовом положении, т.е. уже длительный период времени несло убытки и не имеет имущества, которое могло бы быть залогом под кредит (превышение пасси­вов над активами).

Второй показатель неплатежеспособности предприятия (превышение пас­сивов над активами) имеет условный характер, поскольку предприятия, осо­бенно часто в период их становления, несут большие затраты по вхождению в бизнес и довольно часто на этом этапе расходы предприятия превышают его доходы. Поэтому Верховный суд ФРГ вынес решение, что предприятие при­знается банкротом в случае превышения пассивов над активами только тогда, когда либо активы предприятия не покрывают долгов, либо предприятие не в состоянии представить положительный прогноз своего развития.

Поэтому нормативные акты, регулирующие деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью обязывают предприятие постоянно оценивать свои активы с тем, чтобы иметь возможность оплачи­вать свои долговые обязательства в долгосрочном периоде.

При оценке бизнеса предприятия на длительную перспективу необходимо исходить из рыночной стоимости активов предприятия, поскольку балансовая стоимость активов не отражает их реальной стоимости и может быть как зна­чительно выше(по товарам, оборудованию, которые в данный момент трудно реализовать), так и значительно ниже (чаше всего это стоимость земельных участков).

Немецкое законодательство предусматривает конкурсное производство (которое рассматривается как синоним банкротства) при наличии двух при­чин банкротства: прекращения кредитования банком и превышения пассивов над активами.

Арбитражный суд открывает конкурсное производство на основании заяв­ления кредиторов или самого предприятия-должника. Причем предприятия обязаны подавать заявления сразу же при обнаружении превышения пассивов над активами. Несвоевременная подача заявления руководством предприятия рассматривается как уголовное преступление.

Окончательное превышение пассивов над активами устанавливается ар­битражным судом по конкурсным делам с помощью конкурсного управляю­щего, главная задача которого заключается в выяснении причины банкротст­ва — имеет ли место неплатежеспособность.

Если предприятие не обладает активами, достаточными для оплаты су­дебных издержек, проведение конкурсного производства отклоняется судом из-за отсутствия конкурсной массы, и предприятие ликвидируется.

Цель конкурсного производства — удовлетворение требований кредито­ров. Однако достижение этой цели крайне затруднено, что объясняется сле­дующими причинами:

• стоимость конкурсной массы практически сложно определить на началь­ном этапе, поскольку коммерческие банки кредитуют предприятие под за­лог имущества. В результате при открытии конкурсного производства не остается свободного от залога имущества и остальные кредиторы (мелкие банки, поставщики) могут удовлетворить в ходе конкурсного производства лишь незначительную часть своих требований; •

в балансе практически нельзя обнаружить гарантийные права креди­торов, за исключением залоговых прав на участки земли, которые за­носятся в поземельную книгу, и потому часто возникают ситуации, когда оказывается, что конкурсное производство открыто слишком поздно и невозможно удовлетворить требования кредиторов на 100%.

Существуют три группы кредиторов:

государство — как налоговый кредитор, который первым получает удовлетворение своих требований из конкурсной массы;

задолженность по заработной плате сотрудникам предприятия. Если ликви­дируемое предприятие не в состоянии выплатить заработную плату своим сотрудникам, то зарплату выплачивает государство, таким образом интере­сы работников предприятия-банкрота оказываются защищенными;

прочие кредиторы

Конкурсное производство начинается с момента подачи заявления, на основании которого суд принимает решение об открытии конкурсного производства и назначает временного конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий должен обладать достаточными знаниями в области права и экономики и иметь в своем распоряжении штат сотрудников, чтобы обеспечить квалифицированное ведение бухгалтерского учета на предприятии. Чаще конкурсным управляющим назначаются адвокаты, которые пользуются доверием коммерческих банков, выступающих главными кредиторами в конкурсном производстве. Конкурсный управляющий одновременно является и менеджером предприятия, если собрание кредиторов, проводимое судом по конкурсному производству, придет к заключению, что назначенный судом конкурсный управляющий их удовлетворяет.

Собрание кредиторов решает вопрос, должно ли предприятие быть ликвидировано немедленно или может продолжать свою деятельность некоторое время.

Если собрание кредиторов проголосовало за немедленную ликвидацию предприятия, то предприятие-должник может быть продано другой фирме целиком. Для этой цели создается компания-преемница, состоящая из кредиторов несостоятельного должника и имеющая статус юридического лица, которая продает предприятие, с тем чтобы удовлетворить свои требования. Такая ситуация возможна, если предприятие-должник может быть санировано ее распространенный вариант — кредиторы приходят к решению, что предприятие-должник может продолжить свою деятельность, отказываются от части своих требований и выдают предприятию новые кредиты.

Санация предприятия-банкрота происходит в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия - понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции. Правовая предпосылка проведения санации предприятия — удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, а оно не начнет получать прибыль.

Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие

может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например различные здания, земельные участки) в ликвидные активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем арендовано.

При осуществлении организационных мероприятии на крупных предприятиях, как правило, создают новые стратегические единицы, т.е. предоставляют юридиче­скую самостоятельность различным подразделениям предприятия, преобразуя их в дочерние предприятия. В такой ситуации становится очевидным, приносит ли прибыль и насколько эффективна продукция этого подразделения, а каждый управляющий отвечает за успех своего предприятия.

Важная особенность проведения санации в Германии — обязательная смена менеджеров, особенно занимающих ведущую роль в органах управле­ния, поскольку старые управленческие структуры зачастую не в состоянии осознать ошибочность проводимого курса и радикально изменить его.

На крупных предприятиях, как правило, много ступеней управления, что часто ведет к потере информации и снижает оперативность управления. По­этому в процессе санации происходит значительное сокращение уровней управления. Опыт показывает, что на предприятиях, где занято около 25 ты­сяч работающих, достаточно четыре уровня управления.

Для улучшения внутренней системы контроля создаются специальные службы, в задачи которых входит контроль за соблюдением стратегических целей в деятельности предприятия. В поле зрения данных спецслужб нахо­дится бухгалтерский учет и его соответствие руководящим линиям, оплата приходных счетов согласно установленным срокам, контроль за использова­нием инвестируемых средств в строгом соответствии утвержденным приори­тетам. Кроме того, к спецслужбам относится независимый ревизионный от­дел, осуществляющий регулярную проверку всех служб предприятия, с тем чтобы предупредить противоправные действия отдельных сотрудников пред­приятия. В такой ситуации необходимо, чтобы время проведения проверок (ревизии) не было заранее известно службам предприятия.

Предприятия в Германии довольно часто применяют такой опыт совер­шенствования структуры предприятия: независимо от кризиса приглашают консультантов со стороны для того, чтобы они осуществили изменение всей внутренней организации предприятия и предотвратили укоренение нерацио­нальных, часто надуманных структур.

В ходе проведения санации предприятие избирает определенную стратегию — наступательную или оборонительную.

Наиболее часто предприятия, испытывающие финансовые трудности, вы­бирают оборонительную стратегию. Она выражается в том, что предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточ­ной продукции, соответственно сократив численность работников предпри­ятия, распродать излишние производственные мощности, чтобы выправить свое финансовое положение.

Один из вариантов оборонительной стратегии — политика предприятия, направленная на то, чтобы отстоять свои позиции на рынке в борьбе с кон­курентами: сократить затраты на производство, снизить цены и обеспечить себе успех на рынке. Наступательная стратегия — стратегия диверсификации, которая заключается в завоевании дополнительных рынков сбыта за счет выпуска новых видов продук­ции. Наступательная стратегия заключается в том, что предприятие выходит на рынок с новыми видами продукции по более дешевым ценам и вытесняет конку­рентов. Однако признано, что в Германии наступательная стратегия малопригодна для предприятий, испытывающих финансовые трудности, поскольку выпускать более дешевые товары можно только при наличии финансовых ресурсов, которы­ми предприятие в данный момент не располагает.

Для завоевания передовых позиций на рынке сбыта предприятие исполь­зует такие приемы, как управление качеством продукции, управление расхо­дами. Для обоснованного выбора между возможными вариантами поведения предприятия на рынке необходимо тщательное изучение рынка и тактики конкурентов. Руководство предприятием должно четко определить потенци­альную емкость рынка и тактику конкурентов.

Особенность финансового оздоровления предприятий в Германии — в том, что изучение рынка не требует значительных затрат, поскольку сущест­вуют детальные разработки на эту тему. Хороший менеджер знает своих кон­курентов на память. В зависимости от состояния рынка и положения пред­приятия выбирается определенная стратегия, которая на каждом предприятии имеет свои особенности.

План санации предприятия может разрабатываться самим предприятием или собранием кредиторов. И за его принятие должно проголосовать квали­фицированное большинство.

Концепция санации включает следующие элементы будущей политики предприятия — концепцию продукта, концепцию производства и концепцию кадровой политики. Необходимо рассмотреть отдельные концепции в их взаимосвязи в общем плане деятельности предприятия. При разработке перечисленных концепций основное внимание акцентируют на постановке центрального вопроса, общей характеристики концепции и запланированных мероприятий.

Проведение санации предполагает следующие меры.

Организационные:

• приспособление к измененной общей экономической ситуации;

• ориентация программы производства и продаж на потребности рынка;

• пересмотр и создание контроля расходов;

• пересмотр и создание производственного процесса;

• проверка компетенции руководящих сотрудников;

• прекращение работы нерентабельных отделов.

Финансовые:

• взыскание требований по открытым счетам;

• увеличение капитала предприятия;

• преобразование заемного капитала в собственный путем привлечения дебиторов в качестве участников;

• конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолжен­ности в долгосрочные ссуды или в долгосрочные ипотеки.

Если позднее выяснится, что санация не может быть успешно осуществ­лена, поскольку потери предприятия слишком велики, то конкурсное произ­водство будет вновь возобновлено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.012 с.)