Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство о банкротстве в Италии.

Поиск

Порядок банкротства в Италии основан на королевском постановлении прави­тельства от 16 марта 1942 г. № 267. Это постановление, дававшее хорошие результа­ты в прежние годы, уже устарело. И оно должно быть заменено законодательством, более соответствующим проблематике современного индустриального общества.

В нем различают четыре правовые нормы:

• действительное банкротство;

• соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства);

• контролируемое управление (в случае угрозы банкротства);

• принудительная ликвидация органов управления.

Рассмотрим каждую из правовых норм более подробно.

Банкротство. Объективная предпосылка банкротства — состояние не­платежеспособности, т.е. неспособность предприятия отвечать по своим обя­зательствам. Это понятие более широкое и не ограничивается только кризи­сом ликвидности.

Приостановление платежей — форма проявления очевидного банкротства предприятия.

Цель банкротства заключается в защите интересов всех кредиторов пред­приятия путем изъятия у предпринимателя функций контроля и управления.

Органами, осуществляющими процедуры банкротства, являются: обычный суд, который выносит решение о банкротстве и о всех действиях, вытекаю­щих из банкротства; уполномоченный судья, выполняющий директивные функции и контроль действий попечителя; попечитель, управляющий иму­ществом предприятия-банкрота под руководством уполномоченного судьи; комитет кредиторов, обладающий совещательными функциями.

Объявление о банкротстве вызывает также персональные последствия, ко­торые, ограничивают сферу свободы и правоспособности банкрота (напри­мер, просмотр корреспонденции банкрота попечителем; обязательство бан­крота не покидать место жительства без разрешения уполномоченного судьи; занесение банкрота в государственный реестр банкротов).

Эта личная недееспособность остается в силе до тех пор, пока банкрот не будет восстановлен в гражданских правах, а его имя не будет вычеркнуто из реестра банкротов.

Для предпринимателя-неудачника, но аккуратного и пользующегося хо­рошей репутацией, не предусмотрено никаких уголовных последствий. Для того, кто на этапе, предшествующем банкротству, действовал с умыслом, предусмотрено уголовное наказание за мошенническое банкротство (от трех до десяти лет тюремного заключения); для того, кто действовал только не­брежно, предусмотрено уголовное наказание за простое банкротство (от шес­ти месяцев до двух лет тюремного заключения).

Соглашение с кредиторами. Предприниматель, который находится в состоянии неплатежеспособности, до тех пор пока не будет объявлено бан­кротство, может попытаться избежать этого, предложив кредиторам так назы­ваемое соглашение с кредиторами.

Предложение о соглашении должно предусматривать: предложение серь­езных имущественных гарантий личных или третьих лиц с тем, чтобы обес­печить полный платеж того, что причиталось привилегированным кредито­рам и по меньшей мере 40% от того, что причиталось кредиторам, не полу­чившим обеспечения (без привилегий), или в качестве альтернативы — пред­ложение о передаче кредиторам всего имущества, в том числе личного иму­щества предпринимателя, лишь бы оценка такого имущества заставляла обоснованно считать, что кредиторы могут быть удовлетворены в ранее ука­занном размере.

Кроме того, для предпринимателя, вносящего предложения, необходимы следующие условия:

числиться два года в реестре предприятия или хотя бы с момента начала деятельности предприятия, если у последнего меньшая продолжительность, и вести обычный бухгалтерский учет за этот же период;

в течение пяти предыдущих лет не объявляться банкротом и не допус­каться к другой процедуре соглашения с кредиторами;

не подвергаться уголовным преследованиям в связи с банкротством или правонарушением в отношении имущества, экономики, промышленности или торговли, не совершать уголовно наказуемых преступлений.

Предложение о соглашении должно представляться предпринимателем, а решение — приниматься судом по месту расположения предприятия.

Если предложение не имеет реквизитов, предписанных законом, суд объ­являет банкротство; если же предложение принимается, то суд назначает су­дью, который должен следить за порядком, и судебного исполнителя, кото­рый должен управлять процедурой.

В отличие от процедуры банкротства во время процедуры соглашения с кредиторами за предпринимателем сохраняется право управления имущест­вом и работой предприятия; он только поставлен под наблюдение судебного исполнителя и руководство уполномоченного судьи.

Начало процедуры соглашения с кредиторами примерно аналогично дей­ствиям, вытекающим из процесса банкротства, действиям, связанным с тре­бованием соблюдения равенства материальных условий для всех кредиторов.

Соглашение с кредиторами имеет одну особенность: после принятия к рассмотрению судом оно должно быть одобрено большинством кредиторов, которые вызываются на суд и приглашаются к голосованию.

Если не будет достигнуто предусмотренного законом большинства, то объявляется банкротство, при наличии большинства соглашение с кредито­рами принимается.

Контролируемое управление. Если предприниматель временно затруд­нен выполнить свои обязательства, то законом предусмотрена процедура контролируемого управления, с тем чтобы преодолеть случайный кризис, в кото­ром оказалось предприятие.

Управление предприятием и управление имуществом предпринимателя передаются на судебный контроль и предоставляется отсрочка платежей на период не более двух лет, если есть серьезные, разумные и объективные воз­можности для санации предприятия.

Во время этой процедуры за предпринимателем, как правило, сохраняется право на управление имуществом и работой предприятия. Контролируемое управление прекращается по решению суда, если не может продолжаться с пользой. За отменой следует объявление о банкротстве, если только предпри­ниматель будет не в состоянии предложить соглашение с кредиторами.

Такие же последствия происходят, если предприниматель по истечении срока действия процедуры не в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства.

Контролируемое управление прекращается по окончании временного кризиса, поскольку должник в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства.

Принудительная ликвидация органов управления. Некоторые предпри­ятия, как правило, государственные учреждения или компании, занимающие­ся деятельностью, представляющей особый общественный интерес (например, страховые компании или кредитные учреждения), подвергаются контролю государственных органов управления.

Если эти предприятия находятся в состоянии развала или из-за наруше­ний норм их функционирования или по иной причине прекращение их дея­тельности становится оправданным, целесообразна ликвидация имущества. Происходит она административным путем, отсюда и название "ликвидация органов управления".

Особые законы определяют предприятия, относящиеся к этому виду про­цедуры, и случаи, по которым может быть принято постановление о ликви­дации.

Как проявление состояния неплатежеспособности рассматриваются сле­дующие случаи:

• недостаточность активов, предоставленных & счет гарантии обязательных резервов предприятиям, занимающимся страхованием жизни, даже если страхователь докажет, что он обладает имуществом (незаложенным), доста­точным для гарантии всех принятых на себя обязательств;

• для сельских банков (кредитных учреждений кооперативного типа), если потеря уставного капитала составляет одну треть;

• потеря половины имущества других кредитных предприятий, даже ес­ли оставшаяся часть имущества достаточна для выполнения других обязательств.

Общие принципы принудительной ликвидации органов управления сле­дующие.

Хотя процедура и носит преимущественно административный характер, контроль судебных органов в целях защиты прав как должника, так и третьих лиц, заинтересованных в процедуре, все же обеспечивается.

Как правило, принудительная ликвидация органов управления исключает банкротство, но особый закон уточняет возможное исключение из этого правила. В этом случае применяется критерий прецедента, т.е. объявление о банкротстве устраняет принудительную ликвидацию, и наоборот. Процедура принудительной ликвидации аналогична той, которая предусмотрена для обычного процесса банкротства; единственное различие касается органов контроля. Так, если в случае банкротства назначается попечитель, то при принудительной ликвидации действует уполномоченный ликвидатор, кото­рый помогает наблюдательному комитету (состоит из трех или пяти человек, имеющих опыт работы в сфере деятельности предприятия).

В случае особой значимости предприятия уполномоченными ликвидато­рами могут быть три человека.

Последствия ликвидации для предпринимателя, кредиторов и сущест­вующих правоотношений аналогичны последствиям банкротства.

Рассмотренный нами закон 1942 г. носит чисто защитный характер и его недостаток в том, что он не учитывает социальное воздействие процедуры банкротства. Он направлен в первую очередь на защиту кредиторов и лишь косвенно — на защиту экономической системы от неконкурентоспособного элемента, поскольку такое предприятие способно нанести гораздо более серьезный ущерб. Этот закон никак не рассматривает социальные последст­вия в случае кризиса крупных предприятий.

Современное государство должно учитывать этот аспект. Поэтому в последую­щее время был введен комплекс законодательных норм о банкротстве, чтобы смяг­чить слишком резкие социальные последствия безработицы. Однако еще до вступ­ления в силу закона о банкротстве 1942 г. в Италии этот важный аспект был по­ставлен и решен с помощью такого инструмента, который был в системе антикри­зисного управления страны, — Института промышленной реконструкции, учреж­денного законом 3 мая 1933 г. В конце Первой мировой войны экономическая система Италии характеризовалась значительным переплетением банковского и промышленного капиталов. В послевоенных условиях эта система переживала су­щественный кризис, поэтому Банк Италии должен был вмешаться и профинанси­ровать "Консорциум для субсидирования промышленных предприятий" (создан в 1914 г. с целью способствовать финансированию деятельности оборонной про­мышленности), чтобы он в свою очередь поддерживал все предприятия, оказав­шиеся в кризисном состоянии.

В результате всех этих мероприятий к 1926 г. в Италии рождается госу­дарство-предприниматель, которое через собственное учреждение брало на себя контрольное участие в предприятиях как банковских, так и обрабаты­вающих.

Таким образом, реализация государства-предпринимателя явилась не следствием политического выбора, а результатом первой мировой войны и при всеобщем согласии мира бизнеса.

Американский кризис на Уолл-Стрите в 1929 г. и Великая депрессия 30-х гг. повлияли на итальянскую экономику: особенно пострадала банковская система, которая, как уже отмечалось, была тесно связана с промышленно­стью. С целью контроля кризиса был создан Институт промышленной рекон­струкции (ИРИ), который в мае 1933 г. должен был начать санирование трех крупных банков того времени: "Банко ди Рома", "Кредито Итальяно" и "Банка Коммерчале".

В1936 г. ИРИ из временного учреждения, созданного для оздоровления банковской системы, превратился в постоянно действующий холдинг, которому были переданы функции по управлению долями акционерного капита­ла, которыми он обладал. К этому периоду относится принятие так называе­мой "формулы ИРИ", понимаемой как:

• приобретение в течение продолжительного времени акций в государ­ственную собственность предприятий обрабатывающей промышленности;

• сохранение за этими предприятиями характера акционерных обществ и соответствующих норм частного права;

• отказ гарантировать контролируемым предприятиям монопольного положения и, более того, придание им позиции равенства в отношении част­ных конкурентов.

Переход доли акционерного капитала от частного капитала в сферу госу­дарства обеспечивал не только участие в предприятиях, в контроле над кото­рыми государство было заинтересовано, но участие во всех его делах: и в прибылях, и в убытках, которыми банки обладали в момент их санации.

С преобразованием ИРИ в постоянно действующий изъятие капитала и передача его частному предпринимательству тех долей участия, которые госу­дарство не было заинтересовано удерживать, оставались основным инстру­ментом политики ИРИ.

Вторая мировая война прервала почти на десять лет нормальную деятель­ность ИРИ. В конце 50-х годов он возобновил свою деятельность. В послед­ние годы деятельность ИРИ получила дальнейшее развитие в связи с выхо­дом на рынок автомобильной компании "Альфа Ромео", переданной "Фиат", объединения Труппо Ланеросси" из текстильного сектора, переданного част­ному объединению "Мардзотто", Merchant Bank "Медиобанка", объединения пищевой промышленности "СМЕ" и двух важных банков "Кредите Итальяно" и "Банка Коммерчале Итальяно".

В марте 1971 г. было принято постановление о создании ДжЕПИ — компании по управлению и промышленному участию, для того чтобы содействовать сохранению и повышению уровня занятости, находящегося под угрозой из-за временных трудностей предприятий, переживающих кризис.

ДжЕПИ — это не учреждение по управлению, а акционерное общество, и оно имеет временные функции по спасению и оздоровлению промышленно­сти и защиты занятости путем перекупа пакетов акций с целью создания наилучших условий для реорганизации предприятий и последующей уступки доли акционерного капитала.

Однако защита занятости возобладала над первой функцией с того мо­мента, когда ДжЕПИ продолжила скупать все новые предприятия, не сумев продать купленные предприятия, для которых не могли задействовать обыч­ные процедуры банкротства из-за необходимости защищать занятость. Следу­ет отметить негативные аспекты деятельности наряду с позитивным аспектом вмешательства ДжЕПИ.

Негативный аспект вытекает из уже привычного способа законотворчест­ва Италии в области государственной экономики, согласно которому вмеша­тельство на основе публичного права поручается не административным орга­нам или специально созданному государственному учреждению, а компании, акционерный капитал которой принадлежит многим органам управления с целью более легкого процесса вмешательства, но и делает почти невозможным его подчинение контролю судебных органов, компетентных в области администра­тивных актов, из-за принятой формальной и социетарной структуры.

Позитивный аспект заключается, напротив, в преодолении старой схемы банкротства, потому что опять (в первый раз — ИРИ) в итальянском право­порядке предусматривается вмешательство, не вытекающее из решений су­дебных органов. Новшество состоит в том типе вмешательства, который реа­лизуется через принятие реорганизации промышленного предприятия, нахо­дящегося в условиях временных затруднений и, следовательно, не в условиях действительной неплатежеспособности.

Такое вмешательство осуществляется следующим образом:

• через принятие долей участия в компании, переживающей кризис;

• через одностороннее создание или содействие созданию компаний по управлению и возможной скупке указанных предприятий;

• через финансирование, в том числе на льготных условиях, компаний, в которых участвует ДжЕПИ. Последний по времени правовой инструмент, предназначенный для спасения крупных предприятий, выявляемых на пер­вых порах через показатели отчета о долговых обязательствах, а затем через численность занятых работников, — закон от 3 апреля 1979 г. № 95.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите особенности развития государственного сектора в странах Европейского Союза.

2. Охарактеризуйте политику приватизации.

3. Назовите характерные черты приватизации в Великобритании, ФРГ, Италии.

4. В чем заключается стимулирование приватизации?

5. Назовите основные направления совершенствования государственного управления в станах Запада.

6. Перечислите особенности провидения санации и банкротства в ФРГ.

7. Охарактеризуйте банкротство предприятия по немецкому законодательству.

8. Охарактеризуйте санацию предприятия по немецкому законодательству.

9. Назовите внутренние и внешние причины несостоятельности предприятии в ФРГ.

10. Дайте характеристику особенностям антикризисного управления в Чехии.

11. Охарактеризуйте процедуру банкротства в Италии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что банкротство - это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Главный смысл этой процедуры - возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения банкротная процедура является не только неизбежной реальностью для большинства предприятий, но и очевидным благом. Предприятие, находящееся в предбанкротном состоянии, имеет очень мало шансов на самостоятельный выход из кризиса.

Процедуры банкротства являются удобным инструментом для перераспределения собственности. Благодаря процедурам банкротства появляется возможность очистить предприятие от долгов, нерентабельных производств и социальной сферы путем вывода производственно-имущественного комплекса должника в новое общество.Появляется возможность выявить все недостатки и скрытые резервы должника, а также разработать новый курс развития организации.

Успешное антикризисное управление во многом зависит от наличия у организации специального антикризисного плана. К сожалению, в большинстве организаций антикризисному пла­нированию не уделяется достаточного внимания, что во многом объясняется отсутствием у менеджеров четкого представления об антикризисном плане и каким образом следует подходить к его разработке.

Система антикризисного управления организацией нуждает­ся в постоянной оценке и совершенствовании. Мониторинг эф­фективности управления в кризисной ситуации позволяет нака­пливать опыт работы в условиях кризиса, повышать кризисную устойчивость организации и избегать возникновения опасностей в будущем.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Нормативно-законодательные документы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть - I от 30.11.1994г., № 51-ФЗ, часть - II от 26.01.1996г., № 14-ФЗ.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 19.11.1992г. №3929-1

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.1998г.№ 6-ФЗ

4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2 от 05.08.2000г. №117-ФЗ.

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002г. №95-ФЗ

7. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 1998г. № 135-ФЗ

Книги одного, двух, трех и более авторов:

1. Антикризисное управление: учебник/ Под.ред.К.В.Балдина-М.2005г.-271с.

2. Антикризисное управление: учебник/ Под.Ред. Р.Н.Попова-М.:2008г.

3. Антикризисное управление:учебник- 2-е.изд., дополненное и переработанное / Под. ред. Э.М.Короткова –М.: ИНФРА _М 2011г.-620с.

4. Велби Т.К.Антикризисное управление на основе инноваций:учебник-М.: Проспект 2012г.-312с.

5. Гончарук А.Ю. Антикризисное управление и трансформация прозводственных систем: методологии и практика-М.2012г.-287с.

6. Жарновская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник, 4-еизд., Москва: Омега-Л, 2007г.-356с.

7. Зуб А.Т., Панина Е.Н. Антикризисное управление организацией: учебное пособие- М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М 2009.-256с.

8. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). М., 2010.

9. Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление - Ростов на Дону.2005г.-128с.

10. Орехов В.И., Балдин К.В., Ганоненко Н.П. Антикризисное управление: Учебник –М.: ИНФРА-М 2006г.-544с.

11. Основы антикризисного управления предприятиями: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Н.К.Кожевников, Е.Н.Борисов-М.:2005г.-496с.

12. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М.,2005.

13. Управление в условиях кризиса:HR-технологии/ Под.Ред В.И.Ярных –М.2010г.-192с.

14. Управление в условиях кризиса/перевод с англ.-М.: Альпина Бизнес Букс 2010г.-256с.

15. Хурсевич.С.К. Банкротство. Преодолевая стереотипы.-М.: ООО «Издательство М-ОКО» 2011г.-128с.

16. Юн. Г.Б. Методология антикризисного управления: учебно-практическое пособие – М.: Дело,2004г.-431с.

 

 

Содержание.

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теория кризисов........................................................................................5

1.1.Методология предвидения кризисов.........................................................5

1.2.Кризисы в ритме циклично-генетического развития...............................11

1.3. «Новая теория кризисов»........................................................................18

1.4. Развитие теории кризисов........................................................................29

Глава 2. Основные положения антикризисного управления........................38

2.1.Сущность антикризисного управления...................................................38

2.2.Институт банкротства...............................................................................40

2.3.Предприятие на различных стадиях банкротства...................................44

2.4.Диагностика банкротства как элемент эффективного управления предприятием..................................................................................................49

Глава 3.Правовые особенности антикризисного управления.......................55

3.1.Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)........55

3.2.Государственное регулирование кризисного состояния предприятия...58

3.3. Основные понятия антикризисного управления.....................................62

3.4.Критерии и признаки неплатежеспособности..........................................68

3.5.Текущие платежи. Рассмотрение дел о банкротстве................................75

3.6. Собрание и комитет кредиторов. Заинтересованные лица. Арбитражные управляющие. Саморегулируемые организации...........................................87

Глава 4.Процедуры, применяемые в деле о банкротстве: наблюдение.......122

4.1. Досудебные мероприятия......................................................................122

4.2. Разбирательство дел о банкротстве в Арбитражном суде....................127

4.3.Определение Арбитражного суда о введении Процедуры

наблюдения...................................................................................................133

 

Глава 5. Финансовое оздоровление..............................................................149

5.1. Введение процедуры финансового оздоровления................................149

 

Глава 6. Внешнее управление.......................................................................166

6.1. Порядок введения внешнего управления..............................................166

6.2. Меры по восстановлению платежеспособности должника..................181

Глава 7. Конкурсное производство.............................................................204

 

7.1.Общие положения о конкурсном производстве...................................204

7.2. Конкурсный управляющий..................................................................208

7.3.Оценка имущества должника.................................................................211

7.4. Конкурсная масса..................................................................................214

7.5. Очередность удовлетворения требований кредиторов.......................219

7.6. Продажа имущества должника............................................................226

7.7. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства................231

7.8. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего..................234

Глава 8. Мировое соглашение.....................................................................240

8.1. Общие положения о заключении мирового соглашения....................240

8.2. Заключение мирового соглашения......................................................245

Глава 9.Особенности банкротства отдельных категорий должников –юридических лиц.........................................................................................253

9.1. 9.1.Банкротство градообразующих организаций.....................................253

9.2. Банкротство сельскохозяйственных организаций..............................258

9.3. Банкротство финансовых организаций................................................261

9.4.Банкротство стратегических предприятий и субъектов естественных монополий....................................................................................................273

Глава 10. Банкротство гражданина............................................................276

10.1. Общие положения..............................................................................276

10.2. Последствия признания гражданина банкротом..............................279

10.3. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей......282

 

Глава 11. Упрощенные процедуры банкротства(см. текст в предыдущей редакции).......................................284

 

11.1. Особенности банкротства ликвидируемого должника.....................284

 

11.2. Банкротство отсутствующего должника...........................................286

Глава 12.Международный опыт банкротства и санации предприятий....288

12.1. Особенности антикризисного государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.................................................................288

12.2.Механизм проведения санаций и банкротства в Германии...............297

12.3.Немецкое законодательство о банкротстве предприятия..................301

12.4.Организация антикризисного управления в Чехии...........................312

12.5.Законодательство о банкротстве в Италии.........................................319

Заключение..................................................................................................329

Библиографический список........................................................................330

Содержание.................................................................................................332



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.83 (0.018 с.)