Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Стандартные приемы финансового анализа

Поиск

К стандартным приемам анализа относятся:

- чтение отчетности и анализ динамики абсолютных показателей;

- горизонтальный (динамический) анализ;

- вертикальный (структурный) анализ;

- структурно-динамический анализ;

- трендовый анализ;

- коэффициентный анализ.

Финансовая отчетность состоит преимущественно из количественных, абсолютных показателей. Поэтому анализ тех или иных показателей экономических явлений, хозяйственных процессов, ситуаций начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин.

Для анализа абсолютных показателей используется, как правило, метод сравнения, с помощью которого изучаются абсолютные и относительные изменения показателей, тенденции и закономерности их развития.

Существует несколько видов показателей для сопоставления – показатели данного предприятия за предшествующие периоды времени, нормативные показатели, эталонные показатели или аналогичные показатели других предприятий, принадлежащих той же отрасли. Это дает возможность оценить, как изменилось состояние предприятия по сравнению с предшествующими периодами, насколько успешно предприятие работает по сравнению с конкурентами.

Сравнение с плановыми показателями применяется в бизнес-планировании, где необходимым условием использования метода является сопоставимость показателей по содержанию и структуре.

Сравнение фактических показателей отчетного периода с аналогичными данными прошлых лет отражает изменение во времени динамики изучаемых параметров, сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода. При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставление данных по ценам (перерасчет в цены базисного периода с помощью индексов).

Сравнение фактических показателей с нормативными дает оценку внутренних резервов производства. Сопоставление фактических показателей организации с отчетными данными других предприятий (лучших или среднеотраслевых) выявляет конкурентоспособность организации.

Горизонтальный метод используется для оценки показателей в динамике. Для определения абсолютного изменения показателя рассчитывается величина, равная:

∆З = З10,

где З1 – значение показателя в отчетный период;

З0 – значение показателя в базисный период.

Для оценки темпа роста значение показателя рассчитывается по формуле:

Тр(З) = З1÷З0

Значение показателя показывает, во сколько раз изменилось значение в отчетный период по сравнению с базисным.

Для оценки относительного изменения рассчитывается темп прироста по формуле:

Тпр (З) = 1÷З0-1)∙100 = ∆З÷З0∙100

Темп прироста показывает, на сколько процентов изменилось значение показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом.

Вертикальный метод анализа используется для анализа структуры сложных экономических показателей. Метод позволяет определить долю каждой составляющей сложного показателя в общей совокупности.

Для оценки структуры используется формула:

Дi = Зi÷З,

где Дi – доля i-той составляющей;

Зi – абсолютное значение i-той составляющей, входящей в сложный показатель;

З – значение сложного показателя.

Вертикальный анализ позволяет определить качество использования конкретного вида ресурса в хозяйственной деятельности, проводить сравнительный анализ с учетом отраслевой принадлежности и др. характеристик. Относительные показатели более удобны для проведения анализа в условиях инфляции, позволяют объективно оценить изменения составляющих в динамике.

Структурно-динамический анализ выявляет изменения (структурные сдвиги) удельного веса (доли) отдельного показателя на конец периоды (или за отчетный период) по сравнению с его удельным весом на начало периода или за предыдущий период.

В целом горизонтальный, вертикальный и структурно-динамический анализ взаимно дополняют друг друга и являются эффективным средством для исследования финансового состояния предприятия и эффективности его деятельности. Рекомендации, составленные на основе этого анализа, должны носить конструктивный характер, чтобы оказывать воздействие на принятие управленческих решений.

Трендовый анализ – это анализ динамических (временных) рядов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития – тренда. Линия тренда отражает долгосрочное основное развитие показателя.

Применение трендового анализа включает процедуру «сглаживания» колебаний экстремальных минимальных и максимальных значений исследуемой совокупности данных. Для этого используются такие методы, как скользящие средние, центрированные скользящие средние, экспоненциальное сглаживание.

Трендовый анализ носит перспективный прогнозный характер, поскольку позволяет на основе изучения закономерности изменения экономического показателя в прошлом определить величину показателя на перспективу. Прогноз на основе трендовых показателей позволяет с определенной степенью надежности рассчитать значение прогнозируемого фактора выбирать наиболее рациональные управленческие решения и оценить последствия этих решений.

На базе абсолютных показателей формируются относительные параметры. Относительные показатели, рассчитанные на основе отчетности называются финансовыми коэффициентами. Они играют определяющую роль в анализе.

Финансовые коэффициенты – это относительные характеристики, которые позволяют сопоставлять результаты деятельности разных организаций, независимо от количественных параметров абсолютных показателей во временном разрезе.

Назначение коэффициентного анализа – охарактеризовать предприятие по нескольким основным показателям, позволяющим судить о ее финансовом благосостоянии.

Анализ финансовых коэффициентов является одной из главных составляющих финансового анализа, как начального этапа обработки информации об объекте оценки. Удобство его применения обусловлено, главным образом, наличием необходимой исходной информации и информативностью получаемых в результате значений коэффициентов.

Коэффициенты являются прекрасным инструментом финансового анализа, так как выявляют соотношения между финансовыми и производственными показателями. Проверка этих соотношений зачастую дает информацию, которую невозможно получить только из проверок финансовых отчетов или анализа бухгалтерских проводок.

Финансовые коэффициенты следует сравнивать со значением тех же коэффициентов за более ранние периоды (временной анализ) или со значениями этих же коэффициентов по другим аналогичным фирмам за тот же период (перекрестный анализ). Оба вида сравнения дают возможность углубленного изучения финансового положения компании, производства и результатов ее деятельности. Эффективный коэффициентный анализ даст хорошее представление о деятельности рассматриваемого предприятия, поможет выявить риски бизнеса и потенциальные возможности для улучшения работы и повышения результатов деятельности компании.

Следует помнить, что коэффициентный анализ является инструментом ретроспективного исследования, а не прогнозирования.

Как показал обзор экономической литературы по оценке финансового положения, и в зарубежной, и в отечественной практике нет более-менее регламентированного набора финансовых коэффициентов. Каждый из авторов определяет состав использованных им показателей чисто экспертно, без серьезных обоснований.

Общепринятая четкая классификация финансовых коэффициентов отсутствует.

Коэффициенты подразделяют на 2 группы: коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения показывают, какую часть тот или иной абсолютный показатель составляет от итога группы.

Коэффициенты координации представляют собой качественные характеристики, отражающие соотношения разных по существу абсолютных показателей.

Наиболее часто они классифицируются по отражаемым аспектам финансового состояния. Можно выделить основные пять групп показателей: коэффициенты ликвидности, коэффициенты структуры капитала (коэффициенты устойчивости), коэффициенты рентабельности, коэффициенты деловой активности (оборачиваемости), инвестиционные критерии. Однако часто можно наблюдать дублирование показателей в различных группах с незначительными изменениями в системе расчетов.

Наличие столь большого количества недостаточно четко упорядоченных показателей значительно затрудняет аналитическую деятельность. Финансовые показатели должны представлять не набор, а систему, то есть не противоречить друг другу, не повторять друг друга, не оставлять неизученными, неоцененными какие-либо аспекты деятельности предприятия.

Очевидно, что часть показателей могут рассматриваться как избыточные, что обусловлено тем, что:

1. Значительная часть коэффициентов находиться в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициенты автономии и соотношения собственных и заемных средств и т.д.). Исключение зависимых коэффициентов не приведет к снижению информативности анализа.

2. Сравнительный анализ российских предприятий часто затруднен, поскольку для многих коэффициентов достаточно сложно подобрать адекватную базу сравнения (т.е. определить значения, являющиеся нормальными для предприятия). Так, сравнение можно осуществлять:

- с общепринятыми нормативными значениями. При этом обоснованность аналитически рассчитанных нормативов вызывает сильные сомнения. Некоторые исследователи склоняются к невозможности на данном этапе чисто теоретически рассчитать оптимальные соотношения показателей отчетности.

- со среднеотраслевыми данными. Однако Росстат даже для промышленности публикует данные только примерно по 5 – 6 показателям. Использование показателей западных компаний применительно к российским предприятиям затруднительно: как показала практика, для многих успешных предприятий фактические значения показателей ликвидности и финансовой устойчивости в этом случае оказывались меньше рекомендуемых.

3. Для применимости стандартных западных методов к оценкам финансово-хозяйственных показателей деятельности российских предприятий необходимо вводить поправки на специфические российские условия, а именно: на особенности налогообложения, на отличие действующей в России системы бухгалтерского учета и отчетности по сравнению с международными стандартами, на неполноту и неопределенность значительной части финансовой информации о деятельности предприятий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что не существует единой системы коэффициентов, пригодной для любых целей. В частности, отсутствует ее обоснование для целей оценки организации. Данная система применительно к оценке должна позволять решать следующие задачи:

- выявлять сильные и слабые стороны бизнеса, диспропорции в структуре капитала;

- служить одним из источников информации об уровне риска, присущем бизнесу (и, соответственно, требуемой норме доходности для инвестиций в данный бизнес);

- способствовать выявлению ключевых факторов, влияющих на стоимость данного бизнеса;

- обеспечивать базу для сравнения с компаниями – аналогами.

 

К выбору коэффициентов для анализа в целях оценки, исходя из сформулированных выше задач, следует подходить следующим образом:

- коэффициенты должны иметь ясный экономический смысл и быть слабо коррелированны между собой;

- количество коэффициентов должно быть минимальным, однако, не в ущерб качеству анализа;

- система коэффициентов должна быть такой, чтобы анализ не был самоцелью, анализом ради анализа, а позволял увеличить точность оценки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.01 с.)