Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На период ознакомительного этапа практики

Поиск

 

День практики Время   № задания   Содержание задания
1 день 9.00-14.00 №2   №1 «Знакомство: с образовательным учреждением, функциональными обязанностями его работников, оборудованием спортивных залов и правилами их эксплуатации»; «Изучение технологии планирования профессионально-педагогической деятельности»
2 день 9.00-14.00 №3 «Оценка условий обучения и воспитания с точки зрения здоровьесберегающих технологий»
3 день 9.00-14.00 №5     «Изучение личности отдельного ученика, и коллектива в целом на основе психолого-педагогической диагностики»
4 день 9.00-14.00 №4 «Изучение и анализ нормативно-регламентирующей и учебно-методической документации по физической культуре»
5 день 9.00-14.00 №6 «Изучение содержание работы педагога по физической культуре»
6 день 10.00-12.00   Итоговая конференция на факультете

 

 

Требования к зачету

Так как ознакомительный этап является составной часть комплексного этапа практики, то итоги подводятся в виде промежуточного зачета. Групповой методист комплексно рассматривает работу студента и на основании выполненных заданий принимает решение о зачете или не зачете по итогам ознакомительного этапа. Данная аттестация должна учитываться факультетскими руководителями при подведение итогов практики по окончании комплексного этапа. Так как вышеуказанные этапы практики являются органично связующим комплексом практико-ориентированного блока основной образовательной программы по специальности 033100 физическая культура.

№ п\п Задание Форма отчетности Вид аттестации
  Изучение технологии планирования профессионально-педагогической деятельности Индивидуальный план. Утверждение методистом
  Знакомство с образовательными учреждениями, с функциональными обязанностями его работников Характеристика базы практики.   зачет/незачет
  Оценка условий обучения и воспитания с точки зрения здоровьесберегающих технологий Оценка санитарно-гигиенического состояния инвентаря, оборудования и мест проведения занятий по физическому воспитанию. Разработка на основе полученных данных предложений по улучшению санитарно-гигиенических условий мест проведения занятий, состояния оборудования и инвентаря.* зачет/незачет
  Изучение и анализ нормативно-регламентирующей и учебно-методической документации (программы, учебные планы, учебники и учебные пособия) по физической культуре Анализ документов нормативно-регламентирующих физическое воспитание школьников. Комплексный план работы школы по физическому воспитанию на учебный год. зачет/незачет
  Изучение личности отдельного ученика, и коллектива в целом на основе психолого-педагогической диагностики Психолого-педагогическая характеристика ученика, класса.* зачет/незачет
  Изучение содержания работы педагога по физической культуре Педагогический анализ урока.   зачет/незачет

Примечание: * конкретное содержание заданий разрабатывается преподавателями педагогики, психологии и гигиены. Они же курируют выполнение заданий и оценивают практикантов.

 

Методические указания для выполнения заданий

Задание №1

«Изучение технологии планирования профессионально-педагогической деятельности»

Примерное содержание работы студентов по разделам практики

Организационная работа

- Участие в установочной конференции по вопросам содержания и организации практики.

- Собеседование с администрацией школы (директором школы, классным руководителем, учителем физкультуры, завучем по воспитательной работе, врачом или медсестрой) с целью ознакомления с режимом работы и традициями в школе, особенностями педагогического и ученического коллектива, учебно-воспитательными задачами на период практики, системой и условиями работы по физическому воспитанию учащихся, задачами и содержанием работы молодежных организаций и ее актива, организацией врачебного контроля за состоянием здоровья и физического развития учащихся, санитарно-гигиенического и педагогического контроля за проведением учебных занятий и массовых физкультурных мероприятий.

- Участие в совещаниях, проводимых администрацией школы по вопросам организации физического воспитания учащихся, а также в собраниях организованных методистами университета.

- Выполнение заданий предусмотренных программой практики, подготовка и оформление материалов отчета с последующей сдачей ее групповому методисту.

- Участие в собрании по подведению итогов практики, которое проводит методист совместно с администрацией школы и учителем физкультуры.

- Участие в итоговой конференции, на которой студенты и методисты обмениваются полученным опытом, изучают и знакомятся с постановкой физического воспитания в других школах.

Учебно-методическая работа

- Изучение документов планирования учебной и внеклассной работы по физическому воспитанию.

- Разработка комплексного плана работы школы по физическому воспитанию на учебный год.

- Под руководством методиста просмотр уроков, проводимых учителями физкультуры в младших, средних и старших классах с последующим их обсуждением и выполнением педагогического анализа урока.

Внеклассная работа по физическому воспитанию

- Просмотр и изучение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников и в группах продленного дня: гимнастика до занятий, подвижные игры на перемене, физкультминутки на уроках, физкультурный час и др.

- Выполнение отдельных поручений по оказанию помощи совету школьного коллектива физкультуры: проведение совещаний, занятий по подготовке физкультурного актива, оформление наглядной агитации и др.

- Изучение документации по внеклассной работе (журнал учета работы секций, протоколы соревнований и т.д.)

Воспитательная работа в прикрепленном классе

- Ознакомление с классом, особенностями работы классного руководителя, посещение уроков по разным предметам, просмотр мероприятий, проводимых классным руководителем и активом во внеурочное время, установление личных контактов и беседы с учащимися.

- Изучение плана воспитательной работы классного руководителя. и участие в нем. Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися класса.

Учебно-исследовательская работа

- Оценка санитарно-гигиенического состояния инвентаря и оборудования, мест проведения занятий по физкультуре учащихся, разработка предложений по улучшению санитарно-гигиенического состояния обследуемого объекта.

- Гигиеническая оценка урока или внеклассного мероприятия по физической культуре.

- Изучение личности школьника методом психологических наблюдений за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе класса, а также по материалам бесед с учащимся и классным руководителем.

- Составление психолого-педагогической характеристики ученика.

- Изучение особенностей классного коллектива и межличностных отношений в нем с использованием наблюдений за жизнью и деятельностью школьников на уроках и во время внеучебных воспитательных дел, бесед с учащимися, учителями.

- Составление на основе материалов наблюдений, бесед и эксперимента психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

Задание №2

«Знакомство: с образовательным учреждением, функциональными обязанностями его работников, оборудованием спортивных залов и правилами их эксплуатации»

 

Заполнить общие сведения о базе практике, отвечая на поставленные вопросы и зарисовать необходимые схемы.

В инструктаже по технике безопасности должны освещаться требования к безопасному использованию мест проведения занятий, работе на имеющихся тренажерах, оборудовании, предметами. Требования к спортивной обуви и одежде занимающихся и тренеров.

Студенты-практиканты должны знать место нахождения средств безопасности данного учреждения, планы эвакуации занимающихся и сотрудников при чрезвычайных ситуациях.

На первой недели практики студенты прослушивают инструктаж и строго его выполняют, а также следят за его выполнением со стороны учащихся.

Задание №3

«Оценка условий обучения и воспитания с точки зрения здоровьесберегающих технологий»

Анализ литературы, касающейся вопросов содержания и организации педагогической практики студентов педвузов, показал, что специфика педагогической деятельности учителя физической культуры по обеспечению здоровья школьников до настоящего времени не исследовалась.

Педагог физической культуры, рассматриваемый с точки зрения, учителя по обеспечению здоровья школьников является специалистом, ориентированным на решение двух основных задач:

1) педагогической, направленной на трансляцию знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ), воспитание, обучение и создание стойкой мотивации на здоровье;

2) методической, связанной с помощью конкретному лицу (ученику) или группе учащихся в сохранении и укреплении здоровья, в использовании возможностей организма для достижения здоровья, в разработке программ оздоровления.

Решение первой из указанных выше задач учителя физической культуры - педагогической - требует от него достаточно серьезного освоения широкого круга теоретических и практических основ психолого-педагогической деятельности.

Это касается буквально всех сторон деятельности педагога, т.к. ему в решении рассматриваемой задачи придется сталкиваться со многими проблемами:

1) в обучении и воспитании коллектива учащихся необходимо владеть соответствующими педагогическими технологиями, методами обучения и воспитания;

2) индивидуальная работа с учащимися, помощь каждому из них в его проблемах возраста, психологии, здоровья и др. связана с хорошим знанием психолого-педагогических основ возрастного развития, общения, психологии групп и семьи и т.д.;

3) необходимость создания коллектива педагогов единомышленников, одной из основных задач которого является воспитание здоровых учащихся, требует от учителя физической культуры хорошего знания профессиональных вопросов психологии групп, особенно в сфере межличностных отношений;

4) учителю физической культуры необходимо создавать определенную среду, ориентированную на формирование у ребенка ЗОЖ; в этом отношении особого внимания заслуживает работа с родителями, т.к. подавляющую часть времени, информации, привычек, традиций ребенок приобретает за стенами образовательного учреждения; отсюда становится понятным, насколько важно для учителя знание основ
семейного воспитания;

При решении второй задачи учитель физической культуры должен ориентировать участников учебно-воспитательного процесса и свою работу с ними на стимуляцию функциональных возможностей организма ребенка. Но при этом он воздействует не на одну какую-либо систему (или тем более - орган), а на организм ребенка в целом.

Последнее имеет огромный методологический смысл, т.к. сама адаптация как состояние, которое определяет здоровье ребенка, является показателем функциональных возможностей организма в целом. Отсюда возникает и следующая посылка: активное воздействие на организм предопределяет использование целого арсенала средств, который бы позволил школьнику остаться здоровым.

Поэтому становится понятным, что педагог по физической культуре должен хорошо знать и в достаточной мере владеть широким комплексом средств и методов регуляции психофизического состояния, двигательной активности, тренировки иммунитета, рационального питания, закаливания и т.д.

Интенсификация учебного процесса в школе и негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения, остро проявившиеся в последние годы, поставили перед учебными заведениями новые задачи.

Среди них особую значимость приобрели разработки здоровьесберегающей системы школьного образования. В связи с этим деятельность учителя физической культуры предполагает не только трансляцию знаний о здоровье и ЗОЖ, воспитание потребности в нем, но и реализацию определенных принципов в учебно-воспитательном процессе школы по следующим направлениям:

1) врачебно-педагогическая диагностика: выявление отклонений в состоянии здоровья на основе современных методов и оценка резервных возможностей здорового организма;

2) врачебно-педагогическая коррекция: устранение нежелательных отклонений в состоянии здоровья с использованием многообразных комплексов и методик;

3) педагогика: знакомство и овладение современными педагогическими приемами, технологиями и методами, позволяющими создавать оптимальный со здоровьесберегающей позиций режим усвоения учебного материала и организовывать учебный процесс в соответствии с принципами ЗОЖ; способствовать здоровьесберегающей целесообразности организации учебно-воспитательного процесса;

4) здоровьесберегающее обучение: вооружение базовыми знаниями, умениями и навыками для ознакомления с основными вопросами обеспечения здоровья и ЗОЖ человека;

5) профилактика: предупреждение возникающих отклонений в состоянии здоровья посредством устранения способствующих их развитию условий.

Исходя из приоритетных направлений подготовки педагогов по физической культуре и целей педпрактики, можно выделить следующие задачи:

1) ознакомиться с методами оценки и коррекции функциональных состояний и работоспособности школьников;

2) освоить методы оценки условий организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса с позиций здоровьясбережения;

3) освоить здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению, использованию и активизации резервных возможностей учащихся, формированию личностно-интеллектуальной деятельности;

4) сформировать умение оценивать и корректировать методические приемы и педагогические технологии с позиций формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Профессиональная подготовка учителя физической культуры к деятельности по обеспечению здоровья школьников является важнейшим условием успеха его профессионализма.

Задание №4

«Изучение и анализ нормативно-регламентирующей и учебно-методической документации по физической культуре»

 

На ознакомительном этапе практики студенты в беседе с завучем и директором учреждения знакомятся с документами, регламентирующими деятельность школы, и анализируют их.

При анализе нормативно-правовых и учебно-методических документов необходимо указывать: название документа, его назначение и срок действия, краткое его содержание.

Данное задание студенты делают под руководством методиста и письменно отражают в отчете.

Примерный анализ документов регламентирующих деятельность общеобразовательного учреждения

 

Название документа Назначение Его номер и срок действия Краткое содержание Другие характеристики документов
Лицензия (аккредитация)        
Устав (положение) учреждения        
Положение о правилах внутреннего распорядка учреждения        
Положение о тарификации, оплате труда, установлении доплат        
Положение об аттестации и повышении квалификации        
Другие документы учреждения        
         

Примерные документы, которые необходимо проанализировать студентам:

1. Стандарты образования по физической культуре.

Примерные программы по физической культуре.

3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.

4. Программа " Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей".

Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 1 по 11 классы, в изложении программного материала урочных и самостоятельных занятий. Программа включает в себя только содержание урочных форм занятий по физической культуре. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной
(дифференцированной). Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников.

Авторы программы докт. пед. наук Лях В.И., канд. пед. наук Мейксон Г.Б.Москва " Просвещение" 1993 год.

С содержанием данной программы можно ознакомиться. Журнал " Физическая культура в школе " 1,2,3 за 1994 год.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.013 с.)