Безопасность в доме (детском саду). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасность в доме (детском саду).



Продолжать знакомство детей с простыми и понятными для них правилами поведения в детском учреждении: во время игры не мешать друг другу, не причинять боль себе и другим детям.

Объяснение детям того, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, ничего нельзя засовывать в нос, в ухо, так это опасно. Развитие у детей адекватной реакции на запреты, выражаемые с помощью запретов (нельзя, опасно), выражаемых вербально и не вербально.

Практические упражнения в развитии у детей умения аккуратно перемещаться между предметами мебели в групповой комнате, спокойно, держась за перила спускаться по лестнице и др.

Совместное с детьми рассматривание предметов, бытовых приборов (электрический чайник, утюг), которые могут включать только взрослые, четкое и доступное для детей объяснение, почему нельзя самостоятельно пользоваться этими предметами.

Образовательные ситуации, в ходе которых дети знакомятся с пожароопасными предметами, средствами пожаротушения, со знаками пожарной безопасности, запрещающими и эвакуационными знаками («Указатель выхода». «Запрещается пользоваться открытым огнем», «Питьевая вода»).

Знакомство детей с «памятками»: «Каждый ребенок должен знать…», «Чего никогда не нужно делать…», «Что нужно делать, если…» (при отсутствии рядом взрослого), которые педагоги могут представить в виде картинок. Систематически повторяем с детьми содержание «памяток» [13].

Безопасность на улице, в природе. Игры и игровые упражнения на уточнение ранее сформированных у детей представлений о цветовых сигналах светофора (двухстороннего, пешеходного), о величине, цвете и форме знаков безопасности (предупреждающих, информационных, запрещающих, знаках пожарной безопасности).

Знакомство детей с новыми знаками[14]

В игровых этюдах, театрализованных, сюжетно-ролевые и дидактических играх, моделирующих возможные ситуации на улице, в природе, на железной дороге, в квартире, в лифте, стимулируем желание детей выполнять игровые и речевые действия в рамках образа (пассажир, машинист поезда, начальник поезда, проводник вагона, ребенок дома, пешеход, регулировщик, водитель транспортного средства, пожарный). Вместе с детьми разыгрываем сюжеты рассказов, сказок, стихотворений, картин с использованием детских игровых комплектов по основам безопасности жизнедеятельности («Азбуки безопасности»).

Предлагаем детям упражнения на моделирование ситуаций по картинкам-нелепицам и предлагаем оценить правильность или ошибочность действий их персонажей (участников дорожного движения, людей на вокзале, в метрополитене, во время возгорания предметов и объектов и т. п.).

Предлагаем детям игровые ситуации, в которых возникает необходимость менять сюжетную линию в определенных условиях, задаваемых взрослым или кем-то из детей по рекомендации взрослого. Например, в ходе игр «Азбука пожарной безопасности», «Скорая помощь» и др. создаем игровою предметно-развивающую среду, побуждающую детей дополнять предложенные педагогом игры и самостоятельно их разворачивать.

Создаем мини-библиотеку детской литературы, открыток, календарей, рассказывающих об истории транспортных средств, о поведении детей на улице, о правилах дорожного движения и пожарной безопасности, о поведении в природе и в чрезвычайных природных ситуациях. Вместе с детьми проводим сюжетно-ролевую игру «В библиотеке: читаем книги по безопасности».

Побуждаем детей к рисованию, аппликации, изготовлению поделок, книжек-самоделок, раскрашиванию рисунков в альбомах для раскрашивания, дорисовыванию, вырезанию, склеиванию и изготовлению настольно-печатных игр[15].

«Пишем» по трафаретам и развешиваем в доступных для детей местах информационные стенды с телефонами службы спасения, скорой помощи, пожарной службы, милиции.

Знакомим детей с фильмами о правилах дорожного движения, правилах пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях в природе и т. п.

При наличии специальной площадки (по типу «Автогородок») проводим с детьми обучающие игры, соревнования, моделируя различные ситуации по профилактике и предупреждению детского травматизма, правил поведения на улице, на проезжей части и т. п. Если такой площадки нет, то организуем эту работу на площадке около детского учреждения.

Во время прогулки по территории детского учреждения, рассматривание различных растений и пояснение о правилах безопасного для окружающей природы поведения (нельзя рвать листья, срывать цветы и т.п.). Элементарные беседы с детьми о правильных способах взаимодействия с растениями и животными, не нанося им вред, не пугая животных. Наблюдения за кошкой, собакой, которая гуляет с хозяином на поводке, за птицами, не беспокоя их, и не причиняя им вреда.

Экскурсии на улицу, во время которых вместе с детьми проводятся наблюдения (на достаточном удалении от проезжей части) за движущимся транспортом, поведением пешеходов, комментирование происходящего на доступном детям уровне.

Знакомство детей с дидактическим (объемным светофором). Выбор красного цвета, затем желтого и зеленого сигнала светофора. Проигрывание действий по сигналам светофора (совместно со взрослым). Выполнение игровых действий на сигнал «светофора» (совместно со взрослым): ждать сигнала, держась за руку переходить улицу по зеленому сигналу светофора, стоять на красный свет. Игры: «Красный, зеленый свет», «Стой - иди» и др.

Проектная деятельность по теме: «Месячник воспитанных водителей и пешеходов».

 

Игровая деятельность. Совместные с детьми игры с сюжетными игрушками (большого размера), в процессе которых выполняются действия, отражающие безопасное поведение и действия.

Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями с ориентацией детей на самостоятельное их использование в сюжетных играх на темы безопасного поведения в доме, природе, на улице. В игровых ситуациях побуждение детей выражать с помощью вербальных и невербальных средств радость от выполнения правил безопасного поведения, вступать в общение со сверстниками (парное, в малых группах).

Игровые ситуации, в которых используются естественные звуки улицы, природы (аудиокассеты «Звуки улицы», «Звуки леса», «Театральные шумы»).

Совместные с детьми игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых дети отвечают на вопросы «Кто это?», «Что мальчик правильно (не правильно) делает на улице?», «Что это?» и др.

Организация игровой предметной среды, побуждающей детей дополнять игровую обстановку, самостоятельно разворачивать игру в игровом уголке, соблюдая последовательность действия в разных бытовых ситуациях с соблюдением норм безопасности.

Использование литературных произведений для театрализованных (режиссерские, драматизации), отобразительных игр, сюжетных подвижных игр (совместно со взрослыми) по содержанию основ безопасности жизнедеятельности. Исходя из окружающих условий жизни детей (город, поселок, село, микрорайон), бытовой среды дома и образовательного учреждения, проводятся обучающие игры по ознакомлению с пожароопасными предметами и средствами пожаротушения, игры, в которых знакомим детей со знаками пожарной безопасности, запрещающими и эвакуационными знаками (два-три знака).

В играх и игровых упражнениях знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, с дорожными знаками (два три знака, например, «Пешеходная дорожка», Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено»).

В игровой форме знакомство детей с трудом пожарных, сотрудников ГИБДД.

Вместе с детьми проигрывание несложных сюжетов с образными игрушками (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволновая печь, детский телефон, детский светильник и др.) и элементами комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги».

Побуждение детей к несложному ролевому диалогу, в ходе которого они называют себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Улица» и др.

Самостоятельные игры детей с сюжетом из нескольких действий, в которых необходимо использовать детали костюмов («Я – водитель», «Я – пожарный», «Я – полицейский»). Разыгрывание ситуаций, в которых детям необходимо отвечать на вопросы «Кто это?», «Ты хочешь перейти улицу?», «Это красный свет?», «Что это?».

Конструктивные и строительные игры и включение постройки (автобус, пожарную машину, корабль, поезд) в игровую среду.

Чтение детям художественной литературы о безопасности жизнедеятельности. Чтение детям потешек, стихотворений, коротких рассказов, в которых говорится об источниках опасности для детей и элементарных правилах безопасного поведения на улице, в природе, в доме.

Воспитание у детей умения слушать (аудиальное чтение) звуковые книжки-игрушки со звуками транспортных средств, звуковых сигналов светофора и т.п.

Оборудование и материалы:

² альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, друзей, ближайших родственников, ситуаций из жизни детей (переходит улицу с папой, играет на детской площадке со старшей сестрой и т. п.);

² велосипеды трехколесные;

² детские бытовые приборы-игрушки (пылесос, стиральная машина, миксер, микроволновая печь и т. п.);

² детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения о безопасном поведение в доме, на улице и в природе, о труде пожарных, полицейских, водителей транспортных средств и др.;

² детские телефоны;

² детский игровой комплект «Азбука дорожного движения»;

² детский игровой комплект «Азбука железной дороги»;

² детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности»;

² диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами кинофильмов и телепередач, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к безопасности жизнедеятельности, труд спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т. п.;

² дом, пластмассовый, например, «Дом с палисадником», «Дом садовника с аксессуарами» и т. п.

² домики, деревья, елки и другие игрушки, деревянные, картонные или пластмассовые

² иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий бытовой, социальный, игровой опыт безопасной жизнедеятельности детей и др.;

² иллюстрации и открытки по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов о безопасности жизнедеятельности, о труде водителей транспортных средств, полицейских, пожарных и др.;

² крупный деревянный и пластмассовый строительный материал;

² куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.);

² магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями звуков природы и улицы, песенками, сказками, стихотворениями по безопасности жизнедеятельности;

² набор картинок с изображением знакомых детям объектов: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника и т. п.;

² наборы для настольного театра из полистирола, пластмассы, дерева или картона: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Рукавичка», «Теремок», «Три медведя» и др.;

² настольно-печатные игры: «Деревенский дворик», «Как избежать неприятности», «Колобок», «Мой дом», «Учим дорожные знаки» и др.;

² оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, сушилка для белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, игрушечная посуда разных размеров и т. п.;

² полифункциональные наборы мягких модулей («Веселый паровозик», «Гномик» и др.);

² свисток;

² тележки, машины;

² флажки разноцветные;

² ширмы (ширма-домик, ширма «Театрал» и др.).

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, можно использовать любые другие оборудование и материалы.

Примерный перечень игр и игровых упражнений

 

Дидактические игры: «Волшебные стрелки», «Дорожные знаки» (лото), домино с изображением дорожных знаков, «Как избежать неприятностей: 1) на воде и на природе; 2) во дворе и на улице, 3) дома?», «Мой дом», «Знаю все профессии», «Правила поведения на улице: правильно — неправильно», «Светофор», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Я — спасатель» и др.

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»: «Дети играют на площадке у дома», «Дети с родителями посещают парк», «Семья отдыхает на даче», «Семья отдыхает на природе: опасные ситуации» и др.

«Школа»: «В библиотеке: читаем книги о безопасности», «Урок – перемена», «Школьники на автобусной экскурсии по городу» и др.

«Азбука дорожного движения» (сюжетно-дидактическая игра): «Азбука дорожной безопасности», «Движение на нерегулируемом перекрестке», « Моя улица», «Помощники на улице», «Улица полна неожиданностей» и др.

«Азбука пожарной безопасности»: «Вызов пожарных», «Магазин пожарного оборудования», «Пожарная команда выезжает на пожар и тушит пожар», «Пожарные спасают пострадавших на пожаре» и др.

«Лесники»: «Лесник вышел на работу», «Лесник спасает зверей, попавших в беду», «Пожарные тушат лесной пожар».

 

Примерный перечень литературного материала:

Бианки В. «Синичкин календарь».

Барто А. «Мы с Тамарой»

Берестов В. «Больная кукла»

Зайцев Г. «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра».

Козлов С. «Доверчивый ежик».

Коростылёв В. «Королева Зубная щётка».

Маршак С. «Дрозд-богатырь».

Михалков С. «Грипп», «Мой щенок», «Прививки», «Про мимозу», «Тридцать шесть и пять», «Фома», «Чудесные таблетки».

Остер Г. «Как лечить удава».

Потапова Т. «Пожарный», «Эколог», «Водолаз»;

Синявский П. Вкусная азбука.

Толстой А. «Грибы»

Усачев Э. «Академик Иванов».

Чуковский К. «Мойдодыр», «Айболит» и др.

 

 

Образовательная область «Социализация»

 

Педагогические ориентиры

Содержание образовательной области «Социализация» на третье ступени обучения направлено на формирование у детей с ТНР навыков игровой деятельности, приобщению их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, обогащению первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР на третьей ступени обучения предполагает следующие направления работы: формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов; воспитание правильного отношения к людям, к вещам и т. д.; обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу – не хочу», «могу – не могу», «нравится – не нравится»). На основе формирования представлений о себе и окружающем мире осуществляется работа по активизации речевой деятельности, по накоплению детьми словарного запаса.

Образовательную деятельность в рамках области «Социализация» проводят воспитатели, согласуя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Социализация» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста, в том числе и детей с ТНР, является значимым для целостного развития ребенка и является основополагающей в осуществлении совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательной области «Социализация». Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении стимулирует, прежде всего, речевую активность детей.

Содержание образовательной области «Социализация», направленной на овладение детьми навыками игровой деятельности, тесным образом связано с содержанием всех образовательных областей на всех ступенях обучения дошкольников с ТНР.

На третьей ступени обучения детей с ТПР основное внимание обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях.

В этот период большое значение придается созданию предметно-развивающей среды и привлечению детей к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры с детьми, осуществляя косвенное руководство ими. Элементы сюжетно-ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.

На третьей ступени обучения происходит активное приобщение детей к театрализованной деятельности: совершенствуются исполнительские умения детей (под руководством педагогов и самостоятельно); обогащается театрально-игровой опыт детей (за счет освоения разных видов режиссерской театрализованной игры и игры-драматизации).

Режиссерские игры проводятся с использованием настольного объемного и плоскостного театра, стендового театра на фланелеграфе, ковролинографе или магнитной доске, пальчикового театра, театра кукол бибабо, театра на рукавичках, театра-оригами и т. п. В режиссерских играх дети используют разные предметы (ложки, прищепки, куколы-марионетки, образные игрушки и др.).

Игры-драматизации представляют собой разыгрывание литературных произведений с полным или частичным костюмированием.

Для постановок выбираются более сложные тексты, основой театрализованной игры становится фантазирование, которое в последствии делает возможным применение таких психокоррекционных технологий, как сказкотерапия, куклотерапия и др. При обучении детей используются сказки, богатые диалогами, репликами, что дает ребенку возможность усвоить разнообразные выразительные вербальные и невербальные средства.

На третьей ступени обучения дети учатся самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. Кроме того, в этот период вводятся командные и спортивные игры, которые требуют большей четкости, точности выполнения заданий, групповой сплоченности и развитых двигательных навыков. (Содержание работы с детьми с использованием подвижных игр представлено в разделе «Физическое воспитание».)

На третьей ступени обучения детей ТНР возрастает значение дидактических игр, которые активно используются в общеразвивающей и логопедической работе с детьми. Особая роль отводится дидактическим играм в процессе формирования у детей общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности. (Содержание работы с детьми с использованием дидактических игр представлено в разных разделах программы.)

Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное использование игротерапевтических методов с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогами группы и родителями.

 

Сюжетно-ролевая игра

Задачи:

– вызывать у детей интерес к творческим играм, желание поиграть в новую игру и наполнить знакомую игру новым содержанием;

– побуждать детей использовать в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры и умения переносить эти игровые действия на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

– предоставлять детям возможность обыгрывать сюжеты, играть роли в соответствии с их желаниями и интересами;

– учить детей использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– поддерживать желание детей изготавливать атрибуты для игры, учить их этому;

– развивать воображение детей в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– формировать умение детей моделировать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр;

– учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры;

– закреплять кооперативные умения детей в процессе игры, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

– учить детей отражать в играх свой жизненный опыт, включаться в игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;

– учить детей играть в дидактические игры, формируя у них умения организаторов и ведущих игр;

– в процессе игровой деятельности формировать речевую, интеллектуальную, эмоциональную и физическую готовность к обучению в школе.

 

Основное содержание

 

Подготовка к игре (вместе с детьми): изготовление игровых атрибутов, строительно-конструктивные игры с последующим разыгрыванием сюжетов и т. п.

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых по различным темам, способствующим обогащению социально-бытового опыта дошкольников. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру, например, «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта».

Организация и проведение сюжетно-дидактических игр (при косвенном руководстве взрослым): «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности» и др.

Игровые ситуации, в которых возникает необходимость менять сюжетную линию в определенных условиях (эти условия задаются взрослым или кем-то из детей по рекомендации педагога), например, в ходе игр «Космос», «Азбука пожарной безопасности», «Скорая помощь» и др.

Сюжетно-ролевые игры, разворачивающиеся в нескольких планах: «Строители и инженеры», «Театр», «Мы творим» и др.

Создание игровой предметно-развивающей среды, побуждающей детей дополнять предложенные педагогом игры, а также самостоятельно разворачивать игры в игровом уголке. Самостоятельная постройка автобуса, пожарной машины, корабля, поезда из игровых и бытовых предметов (мягкие модули, крупный строительный конструктор, стульчики, сервировочные столики) для дальнейшей игры.

Игры на малых батутах («Сказка», Джип», «Лукоморье»). Оказание помощи детям в разворачивании сюжетно-ролевой игры с использованием нестандартного игрового оборудования («Едем на джипе в гости», «Театр сказки» и др.).

 

Оборудование и материалы:

¤ батуты «Сказка», «Джип» («Лукоморье») и другие малые батуты, используемые в помещениях;

¤ детские наборы для хозяек («Набор для глажки», «Набор для уборки на тележке», «Хозяюшка» и др.);

¤ детские телефоны;

¤ детский игровой комплект «Азбука дорожного движения»;

¤ детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности»;

¤ детский игровой комплект «Будь здоров!»;

¤ игровые наборы «Магазин» (с прилавком), «Парикмахерская» (различные варианты) и другие модульные наборы в соответствии с тематикой игр;

¤ картинки с изображением знакомых детям объектов с доступными их пониманию названиями: строительная площадка, дом мод, телевизионная студия, магазин, школа, улица, поликлиника и т. п.;

¤ крупный деревянный и пластмассовый строительный материал;

¤ куклы, отражающие возраст, половую принадлежность, средние (25–35 см) и большие (40–50 см);

¤ магнитофон, аудиокассеты и DVD-диски с записями разных мелодий и детских песен;

¤ мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.;

¤ муляжи овощей, фруктов, грибов и т. п.;

¤ наборы детских инструментов («Рабочий стол с инструментами», «Набор инструментов на тележке» и др.);

¤ наборы кухонной мебели и т. п.;

¤ наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках» - Дымковская игрушка (Мозаика-Синтез), «Гжель», «Каргополь: народная игрушка», «Филимоновская народная игрушка», «Хохлома: изделия народных промыслов»

¤ образные игрушки-животные, большие, средние и малые;

¤ объемные и плоскостные модели птиц, животных (мягкие, ПВХ, деревянные, полистироловые и др.);

¤ полифункциональные наборы мягких модулей «Гномик», «Радуга», «Веселый паровозик», «Фантазия», «Мастер» и др.;

¤ различная одежда для кукол;

¤ различные грузовые и легковые автомобили;

¤ н/п игра «Русские узоры: Детям о художественных промыслах России»;

¤ уголок «Игровой», уголок отдыха и др.;

ширмы (ширма-домик, ширма «Театрал» и др.).

 

Можно использовать любое другое оборудование и материалы в соответствии с тематикой сюжетно-ролевых игр, исходя из педагогических задач, стоящих перед педагогом.

 

Примерный перечень игр:

«Семья»: «Большая уборка дома», «Выходной день в семье», «Папа, мама и дети на выставке в художественном салоне», «Поездка семьи на дачу», «Семья отправляется на корабле в путешествие», «Семья посещает дельфинарий», «Семья посещает магазин и игровой центр» и др.

«Транспортные средства»: «Поездка на поезде: Путешествие из Петербурга в Москву», «Путешествие по рекам и каналам на прогулочном кораблике», «Регулировщик и транспортные средства в городе», «Скорая помощь на дежурстве», «Строительство новой станции метро и открытие новой станции», «Экскурсионный автобус» и др.

«Магазин»: «В цветочном салоне», «На продуктовом рынке», «Покупаем костюмы и маски к новогоднему празднику», «Рабочий день продавцов и кассиров в супермаркете», «Спортивный магазин», «Центр моды», «Центр продажи игрушек и школьных принадлежностей» и др.

«Парикмахерская»: «Салон красоты», «Салон модных причесок», «Прически к празднику» и др.

«Будь здоров!»: «В аптеке», «В процедурном кабинете», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи», «Медицинская лаборатория», «На медицинском осмотре у врачей: ЛОР, окулист, невропатолог», «На приеме у врача в поликлинике», «Осмотр врача и посещение спортивного зала», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке», «Скорая помощь увозит больного в больницу» и др.

«Школа»: «В магазин за школьными принадлежностями», «В школьной библиотеке», «Кукольный театр в гостях у школьников», «На уроке физкультуры», «На школьной спортивной площадке», «Обед в школьной столовой», «Урок – перемена», «Урок веселого счета», «Школьники на автобусной экскурсии по городу» и др.

«Почта»: «Пишем и отправляем письма с пожеланиями Деду Морозу в Великий Устюг», «Покупаем и отправляем поздравительную открытку другу», «Почтовый вагон» и др.

«Азбука дорожного движения» (сюжетно-дидактическая игра): «Азбука дорожной безопасности», «Движение на нерегулируемом перекрестке», « Моя улица», «Помощники на улице», «Улица полна неожиданностей» и др.

«Азбука пожарной безопасности»: «Вызов пожарных», «Магазин пожарного оборудования», «Пожарная команда выезжает на пожар», «Пожарные спасают пострадавших на пожаре», «Пожарные тушат пожар» и др.

Космос»: «Космодром и космические станции», «На межпланетном корабле», «Путешествие на Луну», «Путешествие на Марс», «Строим космический корабль и отправляемся в космос», «Центр подготовки космонавтов» и др.

«Строители и инженеры»: «Автозавод», «Конструкторское бюро», «Строительство нового дома» и др.

«Театр»: «В музыкальной студии», «Драматический театр», «На концерте юмористов», «Театр моды» и др.

«Мы творим»: «В школе искусств», «Мастерская дизайнеров», «Открытие художественного салона», «Подготовка телевизионных передач в телецентре» и др.

 

Театрализованные игры

 

Задачи:

– приобщать детей к театральной культуре, знакомить их с назначением театра, с видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.), учить выбирать сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который разрабатывается вместе с детьми;

– учить детей имитировать движения, голоса, преображаться в процессе театрализованных игр;

– учить детей использовать предметы в новом значении, исходя из игровой ситуации;

– учить детей подробно характеризовать главных и второстепенных героев игры;

– учить детей пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

– учить детей согласовывать свои действия с партнерами, проявлять творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

– развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с реальными предметами, но в чем-то отличающимися от них;

– учить детей готовить сцену, декорации, театральных кукол и простые костюмы к театрализованным играм и детским спектаклям (вместе со взрослыми);

– учить детей формулировать главную идею литературного произведения и давать словесные характеристики главным и второстепенным героям.

 

Основное содержание

 

Игры-имитации последовательных действий человека, животных и птиц в соответствии с заданной ситуацией для театрализации и демонстрации различных эмоций человека.

Разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию). Игры-имитации образов сказочных персонажей в соответствии с сюжетом произведения.

Игры-импровизации пo сюжетам сказок, рассказов и стихотворений, которые читает педагог или дети прослушивают в аудиозаписи.

Игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), игрушками, бытовыми предметами под музыку, во время чтения сказок, потешек, стихов и других литературных произведений.

Использование в театрализованных играх построек, создаваемых по сюжету литературных произведений (из строительных материалов, полифункциональных наборов мягких модулей и др.).

Разыгрывание детьми ситуаций по сюжетам сказок, стихотворений в песочном ящике с использованием объемных и плоскостных фигурок, природного материала и т. п.

Театрализованные игры, в которых в качестве сцены могут быть использованы малые батуты «Сказка», «Лукоморье» и др. Привлечение детей к участию в театрализованных играх в обстановке, требующей концентрации на происходящем действии (перемещение кукол, диалоги) при специфическом перемещении в пространстве (координация движений на подвижной поверхности).

Изготовление (вместе с детьми) атрибутов для театрализованных игр: простых по конструкции кукол бибабо, кукол из платочков, игрушек из пластилина и др.

 

Оборудование и материалы:

 

¤ атрибуты для игр-драматизаций;

¤ аудиокассеты и компакт-диски с записью различных мелодий, природных и театральных шумов и т. п.;

¤ батуты «Джип», «Лукоморье», «Сказка» и другие малые батуты, используемые в помещениях;

¤ глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, тверская и др.), игрушки из дерева (матрешки, элементы настольного театра, выполненные в хохломской росписи), из соломы (куколки);

¤ детский игровой комплект «Азбука дорожного движения»;

¤ детский игровой комплект «Азбука пожарной безопасности»;

¤ детский игровой комплект «Будь здоров!»;

¤ дом из пластика (например, «Дом с палисадником», «Дом Белоснежки с аксессуарами», «Дом садовника с аксессуарами» и др.);

¤ игрушки, изображающие сказочных героев: Карлсона, Телепузика, Деда Мороза, Снеговика, Красную Шапочку, Доктора Айболита, крокодила Гену, Львенка, Черепашку и др.;

¤ ковролинограф;

¤ костюмы различных сказочных персонажей;

¤ куклы бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и др.);

¤ магнитная доска;

¤ магнитофон;

¤ наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и др.);

¤ настольная и напольная ширмы (например, ширма «Театрал»);

¤ плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

¤ полифункциональные наборы мягких модулей «Радуга», «Гномик», «Ромашка», «Веселый паровозик», «Горка» и др.;

¤ рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных (кошка, собака, курочка и др.);

¤ специальные пластмассовые игрушки (наборы для настольного театра), веточки, шишки (для имитации деревьев, кустов), семена тыквы, камешки, ракушки (из них выкладываются дорожки, река) и т. п.;

¤ столы-ванны с песком (используются как поверхность для разыгрывания ситуаций по сказкам и стихотворениям);

¤ фланелеграф;

¤ цветные фартучки, пелеринки (белого, серого цвета – для зайчика, рыжего – для лисы и др.) с нагрудными прозрачными карманчиками, в которые вкладываются плоскостные изображения мордочек животных;

¤ элементы декораций (солнце, тучи, деревья, елки, дома и др.).

Можно использовать любое другое оборудование и материалы в соответствии с тематикой театрализованных игр, исходя из задач, стоящих перед педагогом.

 

Примерный перечень игр:

на развитие воображаемых движений (пантомимы и игры-пантомимы): «Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разные времена года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам» и др.;

на формирование представлений об эмоциях: «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны», «Мы художники», «Пальцы и ладонь», «Паровозик», «Пройди с закрытыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чье имя?», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

 

Литературный материал

 

Сказки: «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко» (К. Ушинский), «Красная шапочка» (Ш. Перро), «Три медведя» (обр. Л. Толстого), «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова) и др.

Произведения классической и современной литературы:

З. Александрова «Новая столовая».

В. Берестов «Где право, где лево», «Путешественники».

В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».

В. Даль « Девочка снегурочка», «Старик-годовик».

В. Драгунский «Англичанин Павля», «Тайное становится явным».

Б. Житков«Храбрый утенок».

С.Козлова «Неосторожный ежик».

И.Крылов «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей».

Н. Носов«Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса».

В. Осеева «Волшебное слово», «На катке».

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Л. Толстой«Старый дед и внучек».

К. Ушинский«Утренние лучи», «Лиса Патрикеевна».

К. Чуковский«Путаница», «Федорино горе», «Айболит».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.165 с.)