Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Городки. Бросание биты сбоку, от плеча, занимая правильное положение. Выбивание городков (четыре пять фигур) с полукона и кона, стараясь затратить меньшее количество бит. Баскетбол (освоение игры по упрощенным правилам). Передача мяча друг другу: двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди в движении. Ловля мяча, летящего на разной высоте (от уровня груди, над головой, сбоку, внизу у пола и т. п.) и с различных сторон. Бросание мяча в корзину двум руками из-за головы, от плеча. Ведение мяча в игру одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу. Футбол (освоение игры по упрощенным правилам). Передача мяча друг другу, отбивание его правой и левой ногой, стоя на месте (расстояние 3–4 м). Подкидывание мяча ногой, ловля его руками (индивидуальное упражнение). Ведение мяча ногами «змейкой» между расставленными предметами, попадание в предметы, забивание мяча в ворота. Хоккей (на траве с мячом или на снегу с шайбой). Ведение шайбы (мяча) клюшкой, не отрывая клюшку от шайбы (мяча). Прокатывание шайбы (мяча) клюшкой друг другу, задерживание клюшкой шайбы (мяча). Обводка шайбы (мяча) клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивание шайбы (мяча) в ворота, держа клюшку двумя руками справа и слева от себя. Попадание шайбой (мячом) в ворота, ударяя по шайбе (мячу) с места и после ведения. Бадминтон. Удар по волану, правильно держа ракетку, перебрасывая его на сторону партнера по игре (без сетки или через сетку). Свободное передвижение по площадке для того, чтобы не пропустить удар партнера. Настольный теннис. Подготовительные упражнения с ракеткой и мячом: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой, с ударом об пол, о стенку и т. п. Отбивание мяча через сетку после отскока его от стола. Катание на санках. Подъем с санками на горку, скатывание с горки, торможение при спуске. Скольжение по ледяным дорожкам (горкам) самостоятельно и с незначительной страховкой взрослым. Игры-эстафеты с санками. Ходьба на лыжах. Передвижение на лыжах скользящим шагом, повороты на месте и переступания, подъемы на горку «елочкой», «лесенкой». Передвижение переменным шагом на лыжне друг за другом, заложив руки за спину. Спуск с горки в низкой и высокой стойке. Торможение. Игры-эстафеты на лыжах. Катание на велосипеде. Езда на трехколесных и двухколесных велосипедах по прямой, по кругу, «змейкой». Плавное и резкое торможение. Управление велосипедом двумя руками, одной рукой, при этом другой рукой подавая сигналы (сигналы велосипедиста по правилам дорожного движения). Езда на велосипедах по игровой площадке, оборудованной по типу «Улицы» с соблюдением правил дорожного движения. (Используется игровой комплект «Азбука дорожного движения», знаки «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка» и др.). Плавание ( при наличии бассейна). Упражнения на вдох, затем выдох в воде (от трех до десяти раз). Скольжение на груди и на спине, двигая ногами вверх и вниз, передвижение по дну водоема на руках. Плавание с надувной игрушкой или с кругом в руках. Разучивание движений, необходимых для плавания. Исходя из возможностей детей, обучение самостоятельному плаванию в бассейне. Выполнение разнообразных упражнений в воде. Водная аэробика. Несложные игры-эстафеты.
Оборудование и материалы: ¤ «Лента-гусеница» (красная, желтая, синяя, зеленая); ¤ балансировочные подушки; ¤ баскетбольная корзина на стойке – 2 шт.; ¤ баскетбольный мяч; ¤ бревно гимнастическое напольное (длина 2,4 м, ширина верхней поверхности 1 м, высота 15 см); ¤ брусья «Первые шаги»; ¤ бубны; ¤ бум с изменяющимися направлениями и высотой; ¤ вестибулярный тренажер «Перекати поле»; ¤ ворота футбольные пластиковые – 2 шт.; ¤ гантели насыпные; ¤ гантели цветные неопроновые; ¤ гимнастическая деревянная лестница (высота 2,5 м, ширина пролета 70–100 см, диаметр перекладины 2,5–3 см, расстояние между перекладинами 20–22 см); ¤ гимнастические мячи (Æ 30–40 см); ¤ гимнастические скамейки (длина 2,5–4 м, высота 30 см); ¤ городки пластмассовые; ¤ двух-трехколесные велосипеды; ¤ деревянный комплекс с горкой и перекладиной; ¤ детская беговая дорожка механическая; ¤ детская горка; ¤ детская игровая лестница; ¤ детский велотренажер механический; ¤ детский каркасный пружинный батут «Прыжок» и др.; ¤ детский пресс-бар; ¤ детский силовой тренажер; ¤ детский тренажер «Башня»; ¤ детский тренажер «Бегущая по волнам»; ¤ дидактическая «Змейка» (размер 450 ´ 8 см); ¤ дидактическая «Пирамида» (высота 79 см); ¤ дорожка-змейка из каната (длина 2 м, диаметр 6 см); ¤ дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.); ¤ доска гладкая с зацепами (длина 2,5 м, ширина 20 см, высота наклона 3 см); ¤ доска с ребристой поверхностью (длина 1,5 м, ширина 20 см, высота наклона 3 см); ¤ игровой лабиринт (поролоновый); ¤ игровой набор «Кузнечик»; ¤ игровой набор «Набрось колечко»; ¤ канат для лазания; ¤ канат для перетягивания; ¤ каркасная веревочная лестница; ¤ качалка-мостик (длина 2 м, ширина 40 см, высота 63 см, диаметр реек 2,6 см, расстояние между рейками 5–6 см); ¤ ковер или ковровая дорожка; ¤ коврик «Топ-топ»; ¤ коврик массажный для профилактики плоскостопия; ¤ коврик со следочками; ¤ кольца массажные; ¤ контейнер для хранения мячей передвижной; ¤ корзины разной величины; ¤ кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов; ¤ лестница с зацепами; ¤ магнитофон и аудиокассеты с записями различных музыкально-ритмических комплексов для гимнастики; ¤ малый надувной батут типа «Малыш», «Теремок», «Джунгли» и др.; ¤ массажные валики; ¤ массажные мячи (Æ 5 см, 6 см, 7 см, 8 см, 9 см, 10 см, 55 см, 65 см, 75 см); ¤ массажный коврик «Гофр» со следочками; ¤ маты: детские напольные и настенные, складные, сборные (высота 7–10 см, длина от 1–3 м); ¤ мешочки с песком (красные, желтые, зеленые, синие); ¤ муляжи овощей, фруктов, грибов; ¤ мягкий модуль «Труба»; ¤ мяч-медицинбол; ¤ мячи (Æ 6–8 см, 12–15 см, 20–25 см); ¤ мячи-фитболы; ¤ набор для бадминтона; ¤ набор для подвижных игр в контейнере; ¤ набор мягких модулей «Попрыгунчик»; ¤ надувное бревно или мягкий модуль цилиндрической формы; ¤ напольная дорожка «Гусеница»; ¤ обручи (Æ 55 см, 60 см, 100 см); ¤ палки гимнастические (75 см); ¤ парашют с ручками; ¤ пластмассовые кегли и шары; ¤ плитка ковровая массажная; ¤ полифункциональные наборы мягких модулей («Гномик», «Забава», «Радуга», «Фантазия», «Мастер» и др.); ¤ предметы для спрыгивания (кубы, скамейки разной высоты от 15 до 30 см); ¤ пуфик трехсекционный; ¤ различные по высоте дуги, воротики для пролезания, подлезания и прокатывания; ¤ разноцветные флажки; ¤ санки; ¤ свисток; ¤ сенсорная тропа; ¤ сенсорные мячи (набивные) (Æ 20 см, 25 см, 30 см, 40 см, 50 см, 75 см); ¤ спортивный комплекс («Юниор-2, Юниор-4, Юниор-5 или другие); ¤ степпер «Ходики»; ¤ стол для настольного тенниса с сеткой и шарики; ¤ сухой бассейн; ¤ тарелки летающие; ¤ фишки, конусы для разметки игрового поля, площадки; ¤ футбольный мяч; ¤ ходунки для спортивных игр; ¤ цветные ленточки; ¤ шароброс с шарами разных размеров; ¤ шнуры плетеные короткие (75 см), длинные (1,5–2 м);
Примерный перечень игр и упражненийс незначительной, умеренной и тонизирующей нагрузкой: упражнения в построении и перестроении: «Кто быстрее дойдет до середины», «Море волнуется», «Осень», «Трамвай», «Хомячки» и др.; упражнения в ходьбе: – в колонне по одному, по два, четверками, по кругу, в шеренге с различными движениями руками; – обычным, гимнастическим, скрестным шагом, с выпадами, в приседе, спиной вперед; – приставными шагами вперед-назад, с закрытыми глазами; упражнения в равновесии: – ходьба по гимнастической скамейке на носках, боком приставными шагами, удерживая мешочек с песком на спине, приседая на одной ноге, перебрасывая мяч с руки на руку, подбрасывая и отбивая мяч о землю, о скамью; – ходьба по узкой рейке на носках; – пробежать по скамье, взбежать на наклонную доску и сбежать с нее; – балансировка на сенсорном (набивном) мяче, гимнастическом мяче, на мяче-медицинболе; – ходьба с куба на куб (с цилиндра на цилиндр) разной высоты; упражнения в беге: – бег противоходом («змейкой») между предметами, с препятствиями, со сменой направления, направляющего; бег непрерывно, наперегонки, по пересеченной местности и др.; – бег со стартомиз разных исходных положений; – игры «Обручи», «Повязанный». Упражнения в прыжках и подпрыгивании: – подпрыгивание на месте с поворотом кругом, скрещивая и смещая ноги, сериями по 30–40 прыжков; – прыжки через скамью, с опорой на скамью со сменой ног; – сочетание прыжков с другими видами движений; – игры «Бегущая скакалка», «Спрыгни в кружок» «Чей красивее прыжок?»; упражнения в лазаньи, ползании, перелезании, подлезании: – ползание на четвереньках по полу, по скамье, по наклонной доске, по мягкой поверхности; ползание на четвереньках с высокой скоростью; – ползание между предметами; подтягивание по скамье, на животе, на спине; – проползание под рейками (высота 30 см) на животе (по-пластунски); – перелезание через скамью, рейки, палки, шнуры с опорой и без опоры; – лазанье по гимнастической стенке прямо и по диагонали, перешагивая с пролета на пролет, – спускаясь на руках; лазанье по канату на доступную высоту с переходом на гимнастическую стенку; – сочетание ползания с перешагиванием и другими движениями; – игры «Мыши в кладовой», «Разведчики»; упражнения на метание, бросание, ловлю и передачу предметов, мяча: – бросание мяча вверх, о землю, о скамью и ловля его двумя руками (не менее двадцати раз), одной рукой (не менее десяти раз); – бросание мяча в баскетбольную корзину, через шнур, вдаль, в движущуюся цель; – игры «Из группы в группу», «Кольцо на палочке», «Лови, бросай, упасть не давай», «Мяч в обруч», «Мяч по кругу», «Мячи разные несем», «Сбить городок»; упражнения на развитие координации движений в крупных мышечных группах: «Запрещенное движение», «Петушок», «Ухо – нос», «Четыре стихии»; упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений: – поочередное касание большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе; – то же пальцами левой руки; – то же упражнение, выполняемое одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимально быстром темпе; – пальцы правой (левой) руки по очереди «здороваются» с пальцами левой (правой) руки (похлопывая подушечками пальцев, начиная с большого); – максимально развести пальцы правой (левой) руки, удерживать в течение 2–3 с; – поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого; – сжимать пальцы правой (левой) руки в кулак и поочередно выпрямлять их, начиная с большого; – то же, начиная с мизинца; – скатывать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик без помощи другой рукой и др.; упражнения на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений: – укладывать спички в коробок обеими руками одновременно (большим и указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе спички и складывать их в спичечный коробок); – одновременно менять положение кистей рук (одна сжимается в кулак, другая разжимается, пальцы выпрямляются); – одновременно рисовать в воздухе указательными пальцами вытянутых вперед рук одинаковые круги любого размера (пальцем правой руки – по часовой стрелке, пальцем левой – против часовой стрелки); – отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно в такт ударяя по столу указательным пальцем левой (правой) руки; – отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем левой (правой) руки описывая в воздухе небольшой кружок. упражнения на формирование сводов стопы и укреплению ее связочно-мышечного аппарата: «Барабан», «Ловкие ноги», «Кач-кач», «Сидя по-турецки».
Образовательная область «Здоровье»
Педагогические ориентиры
Содержание образовательной области «Здоровье» на второй ступени обучения также, как и на первой, реализуется в разных формах организации работы, и, прежде всего, в ходе осуществления режимных моментов, совместной деятельности детей со взрослыми. Для организации работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков активно используется время, предусмотренное для самостоятельной деятельности детей. На этой ступени обучения важно вовлекать детей с ТНР в различные игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиальный материал и т.п., связанные с личной гигиеной, режимом дня, здоровым образом жизни. На второй ступени обучения педагоги разнообразят условия для формирования у детей правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую среду. На этой ступени обучения ребенка с речевыми нарушениями необходимо стимулировать к самостоятельному выражению своих витальных потребностей, осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук при незначительном участии взрослого, уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками). В этом возрасте ребенок становится особенно активным в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации процесса питания, режимных моментов. Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию на второй ступени обучения детей с ТНР происходит в тесной связи с другими направлениями коррекционно-образовательной работы. Большое значение для реализации содержания области имеет его взаимосвязь с содержанием логопедических занятий, таких областей как «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Познание», «Труд», «Чтение художественной литературы». В решение задач образовательной области «Здоровье» значимым является формирования у детей с ТНР на этой ступени обучения представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здоровья. Взрослые знакомят детей на доступном их восприятию уровне: со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям первые представления о целостности организма. В этом возрасте дети уже достаточно осознанно могут воспринимать информацию, предлагаемую взрослым, о правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Содержание образовательной области «Здоровье» интегрируется с образовательной областью «Безопасность» по формированию у детей представлений об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также о том, как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы дети с ТНР усвоили речевые и неречевые образцы того, как надо звать взрослого на помощь в соответствующих обстоятельствах нездоровья. Весь круг формируемых представлений, умений и навыков у детей на протяжении этой ступени обучения ведется последовательно-параллельно и многократно повторяется, расширяется и уточняется с использованием различного игрового оборудования. Осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками. Для этого взрослые создают условия для совместной игровой деятельности с детьми с речевыми нарушениями. Наиболее успешно это осуществляется в ходе совместных со взрослым, а затем и самостоятельных сюжетно-ролевых игр, например, «Поликлиника», «Больница», «Аптека». Содержание этих игр интегрируется с игрой в «Семью», «Детский сад». Важно для этого организовать предметно-развивающую среду для ознакомления детей с речевыми нарушениями с правилами здоровьесбережения и безопасности. Такие игры можно успешно проводить, использую детский игровой комплект «Азбука здоровья и гигиены» - полифункциональный игровой набор, отражающий многообразные стороны здоровьесберегающего поведения и правил безопасности. На второй ступени обучения детей для успешной реализации поставленных задач в образовательной области «Здоровье» важно расширять взаимодействие с семьями детей, обращая внимание родителей на активное стимулирование желаний и потребностей детей в формировании навыков здоровьесберегающего поведения. Задачи: – воспитывать навыки самообслуживания и самостоятельного проявления полезных привычек, элементарные навыки личной гигиены: раздеваться и одеваться самостоятельно и с помощью друг друга, аккуратно складывать вещи в шкафчик, соблюдая в нем порядок; содержать в порядке собственную одежду, пользоваться предметами личной гигиены; – расширять представления детей об алгоритме процесса умывания, одевания, еды, уборки помещения и места для прогулки, о том, что необходимо для этого; – продолжать воспитывать у детей доброжелательность, заботу о здоровье друг друга и взрослых, окружающих детей, готовность оказывать помощь друг другу, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается; – формировать навыки и потребности выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого); – учить детей элементарно рассказывать о своем самочувствии, привлекая вербальными и невербальными средствами сообщать взрослому о своем самочувствии, объяснять, что болит и показывать место возможной боли; – продолжать учить детей операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия, используя вербальные и невербальные средства: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации, в которых отражены процессы самообслуживания, гигиенические и лечебные процедуры; – стимулировать желание детей отражать в играх свой опыт по самообслуживанию, культурно-гигиенические навыки, навыки безопасного для здоровья поведения в доме, на природе и на улице, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно; – развивать, значимые для профилактики детского травматизма, тактильные, вестибулярные, зрительные ощущения детей, процессы памяти, внимания; – осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия; – создавать благоприятные физиологические условия для нормального роста тела, развития позвоночника и восстановления правильного положения тела каждого ребенка, исходя из его индивидуально-типологических особенностей; – проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы и дорожки, сухие бассейны), направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, увеличение силы и тонуса мышц, подвижностисуставов, связок и сухожилий, расслабление гипертонуса мышц и т. п.; – продолжать учить детей правильному динамическому и статическому дыханию, стимулирующему функционирование сердечно-сосудистой и дыхательной систем; – стимулировать желание детей рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья; – обращать внимание на особенности психомоторики детей с ЗПР и в соответствии с ними проводить профилактику умственного и физического переутомления детей в разные режимные моменты; – стремиться к созданию обстановки максимального комфорта, гармонизирующей эмоциональное состояние детей с окружающим их социальным и природным миром (соблюдение гигиенического режима жизнедеятельности детей, организация здоровьесберегающего и щадящего режима для детей с мозговыми дисфункциями, для детей, получающих медикаментозные препараты и т. п.).
Основное содержание Раздевание и одевание. Самостоятельное одевание. Переодевание в соответствующую определенной ситуации (пребывание в группе, прогулка и т. д.) одежду. Расстегивание застежек-«липучек», пуговиц, застежек-«молний», расшнуровывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Застегивание застежек-«липучек», пуговиц, застежек-«молний», зашнуровывание и завязывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Формирование культурно-гигиенических навыков. Самостоятельное умывание и использование предметов личной гигиены, выбор необходимых предметов гигиены для определенной процедуры. Причесывание и формирование навыка контроля за своей прической (после переодевания и раздевания). Умение сморкаться в носовой платок. Умение использовать его аккуратно и по необходимости без напоминаний со стороны взрослого. Чистка зубов, полоскание рта после еды как обязательная гигиеническая процедура. Самостоятельное пользование туалетом, выполнение всех гигиенических процедур после его посещения. Прием пищи. Поведение во время еды. Использование столовых приборов во время еды, дифференцируя их назначение. Предметно-практическая, игровая и речевая деятельность по основам здорового образа жизни. Продолжаем кинезиотерапевтические процедуры, используя для этого игровые упражнения на сенсорных ковриках и дорожках, на сенсорном (набивном) мяче и другом оборудовании, направленные на профилактику и коррекцию нарушений общей моторики (см. второй этап). Проводим с детьми следующие упражнения: – на развитие координации движений в крупных мышечных группах; – на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений; – на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений; – на формирование свода стопы и укреплению ее связочно-мышечного аппарата (см. раздел «Физическое воспитание»). – с использованием различных массажеров: массажных мячей, шишек и др. (см. второй этап). – гимнастику для глаз. Беседуем с детьми о необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног (на доступном для детского восприятия уровне). Используем приемы комментированного рисования, сюжетного рисования детьми по теме занятий о здоровье и здоровом образе жизни. Проводим с детьми игры: настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные, в которых проигрываем ситуации правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Продолжаем читать детям литературные произведения (сказки, рассказы, стихотворения) о здоровье, о ситуациях правильного и неправильного поведения в разных ситуациях, приводящих к болезни. Стимулируем желание детей пересказывать эти сказки, рассказы и стихотворения, объясняя ситуации, описанные в них (с помощью взрослого). Побуждаем детей самостоятельно обыгрывать эти ситуации с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо и др. Рассматриваем с детьми: картинки и картины, изображающие игровые ситуации, природу, животных, прогулки в разное время года, иллюстрации к литературным произведениям, наглядные модели, символические средства (знаки безопасности) по теме раздела. Разыгрываем ситуации, изображенные на картинах и иллюстрациях. Стимулируем детей использовать вербальные и невербальные средства общения по ходу разыгрывания по ролям сказок, коротких рассказов, стихотворений. Знакомим детей с пословицами о здоровье и здоровьесбережении. В специально организованных ситуациях побуждаем детей к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о здоровьесбережении. Расширяем представления детей о медицинских профессиях (окулист, стоматолог, ЛОР-врач и других медицинских работников). Проигрываем (при косвенном руководстве взрослым) сюжетные цепочки, отражающие алгоритм поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и т. д. Проводим сюжетно-дидактические игры с использованием игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены», в которых дети берут на себя роли врачей, медсестер, обучающих пациентов правилам здорового образа жизни. Вовлекаем детей в диалог от имени своего персонажа (игры «Осмотр врача для посещения бассейна», «На приеме у окулиста», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.). Проводим с детьми тематические досуги по формированию основ здорового образа жизни.
Примерный перечень игр и игровых упражнений
Обучающие игры и проблемные ситуации: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук (с использованием элементарных мудр), «Гимнастика для стоп», «Гимнастика для шеи и плеч», «Если на улице температура ниже нуля градусов…», «Задуй свечу», «Как я буду закаляться…», «Когда нельзя наступать в лужи, даже если это очень интересно…», «Обувь для дождливой, теплой сухой и морозной (снежной) погоды», «Одежда для мальчиков и для девочек», «Плаваем в шариковом бассейне», «Помоги другу», «Рассмотрим под лупу наши ногти», «Снежинки», «Уши мыть или не мыть… (правила ухода за ушами)», «Чтобы волосы были здоровыми», босохождение по ребристой доске, коврику «Гофр» и другим сенсорным коврикам и дорожкам с различными наполнителями, занятия с игровой таблицей для проверки зрения, упражнения на дыхание «Загони мяч в ворота». Сюжетно-ролевые игры: «Азбука здоровья и гигиены»: «В аптеке», «В процедурном кабинете», «Вызов врача на дом», «Вызов скорой помощи», «Медицинская лаборатория», «На медицинском осмотре у врачей: ЛОР, окулист, невропатолог», «На приеме у врача в поликлинике», «Осмотр врача и посещение спортивного зала», «Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке», «Скорая помощь увозит больного в больницу», «Посещение бассейна и фитнес-зала» и др. «Магазин»: «В цветочном салоне», «На продуктовом рынке», «Покупаем спортивную одежду в спортивном магазине», «В мастерской сапожника» и др. «Парикмахерская»: «Салон красоты», «Прически для мальчиков и девочек» и др. Театрализованные игры: «Айболит–66» (по сюжету кинофильма), «Как зайка ходил к глазному врачу…», «Незнайка в фитнес-зале», «Сказочный доктор» и др.
Иллюстративный материал
Иллюстрации: худ. Елисеева А., Новикова И.к стихотворениям С. Михалкова «Про мимозу», «Мой щенок», «Тридцать шесть и пять», «Фома», к стихотворениям К. Чуковского «Обжора», «Возьмите меня умываться…» (англ. песенка) (в кн. Детям. – М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2008).; худ. Белоусова М. к сказке А. Толстого «Грибы» (в кн. Толстой А. Н. Сорочьи сказки. – М.: Наталис; Эксмо, 2008), худ. Тржемецкий Б. к стихотворениям П. Синявского «Вкусная азбука» (М.: ДРОФА-ПЛЮС, 2007) и др.
Оборудование и материалы: ¤ дидактическая черепаха (чехол «Умелые ручки», «Волшебный круг», «Веселый калейдоскоп»); ¤ зеркало; ¤ картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.; ¤ клеенки (индивидуальные пластиковые салфетки и салфетки из клеенки); ¤ кормушки (для рыб, птиц и т. п.); ¤ кормушки, сифон для смены воды, скребок для чистки аквариума и др.; ¤ предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором и т. п.); ¤ рамки М. Монтессори (рамка с молнией, рамка с английскими булавками, рамка с крючками и петлями, рамка со шнуровкой, рамка с бантом, рамка с кнопками, рамка с пуговицами и др.); ¤ стеллаж для развешивания мелкого белья; ¤ стеллаж для хранения предметов гигиены.
Образовательная область «Безопасность» Педагогические ориентиры Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития ребенка, в том числе и ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Содержание образовательной области «Безопасность» на второй ступени обучения дошкольников с ТНР направлено на приобщение к доступным их пониманию правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения, ознакомление с элементарными правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. На второй ступени обучения взрослые обращают особое внимание детей на то, что безопасность окружающего мира – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка. Решение поставленных задач осуществляется комплексно на основе интеграции содержания образовательной области «Безопасность» с содержанием других образовательных областей, и, прежде всего: «Социализация», «Труд», «Познание», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы». Реализация содержания области происходит в рамках: - организованной образовательной деятельности (в процессе занятий, направленных на обогащение жизненного опыта и формирование: первичных представлений об окружающем мире, игровых действий, элементарных трудовых действий, изобразительных действий; - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (на прогулке, при приеме пищи и др.); - самостоятельной деятельности детей и непосредственного общения со взрослыми в течение дня; - взаимодействия с семьями детей, которые в повседневной жизни содействуют закреплению получаемых детьми в образовательном учреждении знаний и умений, стимулируют ребенка к безопасному поведению в конкретных жизненных ситуациях. Задачи образовательной области «Безопасность» решаются как в совместной образовательной деятельности с детьми воспитателями, так и ходе логопедической работы, направленной на формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мир и др. Задачи: – побуждать детей использовать в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.; – стимулировать интерес детей к творческим играм, желание играть в новые игры с сюжетами, расширяющими и уточняющими их представления о способах поведения в чрезвычайных ситуациях и в ситуациях, постоянно опасных для жизни и здоровья детей и взрослых, учить детей наполнять знакомую игру новым содержанием; – формировать представления детей о труде взрослых, связанных с работой в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник милиции и ГИБДД (регулировщик, постовой милиционер), водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п.; – в индивидуальных занятиях учить детей называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей); – расширять и дополнять представления детей о действиях с игровыми материалами по правилам безопасности жизнедеятельности, по ориентировке в окружающем пространстве: сборка игровых конструкций (установка на штативах светофоров, знаков дорожного движения, знаков безопасности, расстановка макетов шлагбаумов, домов, деревьев и т. д.) в соответствии с правилами игры; – формировать элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде: умение включить телевизор для просмотра конкретной передачи, допустимая продолжительность просмотра телевизионной передачи, включение компьютера и продолжительность занятий на нем, необходимость согласовывать свои действия со взрослыми); – учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные и поведенческие реакции по ходу игры; – закреплять кооперативные умения детей в процессе игр и образовательных ситуаций, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки в ходе проигрывания ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности; – расширять объем предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного (прилагательные) словаря импрессивной и экспрессивной речи детей, называя объекты, явления, ситуации по рассматриваемой теме, объяснять семантику слов (пассажир, пешеход, водитель транспортного средства, сотрудник МЧС, ГИБДД, правила движения, информационные, запрещающие, предупреждающие знаки и т. п.); – поощрять проявления осмотрительности и осторожности у детей в нестандартных и потенциально опасных ситуациях; – расширять, уточнять и систематизировать представления детей о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира (загрязнение мест отдыха, неосторожные действия, наносящие вред природе, опасные природные явления: гроза, наводнение, землетрясение, извержение вулканов и т. п.); – расширять, уточнять и систематизировать представления детей о безопасном для окружающей природы поведении, учить их выполнять правила без напоминания взрослых (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, разводить огонь только в присутствии взрослого и в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом и т. д.); – формировать умения детей обращаться к окружающим с напоминаниями о необходимости выполнять правила безопасной жизнедеятельности.
Основное содержание
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.013 с.) |