Подготовительный этап логопедической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительный этап логопедической работы



На первой ступени обучения

Программное содержание

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Привлечение внимания ребенка к предметам. Рассматривание предметов: обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию. Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет)

Знакомство с объемными и плоскостными геометрическими фигурами и формами предметов (круг, квадрат, треугольник; круглый, квадратный, треугольный). Их различение в процессе сопоставления, сравнения (рамки Монтессори с вкладышами, противопоставление предметов по форме по принципу «такой – не такой», различение предметов контрастных и близких по форме). Развитие стереогноза. Соотнесение формы предмета со словом.

Элементарное понятие о величине предметов и ее параметрах (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький; длинный, короткий; высокий, низкий; широкий, узкий; толстый, тонкий). Различение предметов по величине и параметрам: противопоставление по принципу «такой – не такой»; выбор предметов, одинаковых по величине и ее параметрам из группы однородных; группировка разнородных предметов по величине и ее параметрам; расположение предметов по словесной инструкции в ряд (в порядке возрастания или убывания) и т. п. Соотнесение величины предмета и ее параметров со словом.

Понятие о цвете предмета (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый). Различение предметов по цвету (противопоставление по принципу «такой – не такой»; выбор предметов одного цвета из группы разных по форме и величине; различение предметов контрастных и близких по цвету и т. п.). Соотнесение цвета предмета со словом.

Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий – тихий), высоты (высокий – низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний. Воспитание слухового внимания к речи.

Развитие основных функциональных уровней памяти: от простого (узнавание) к более сложному (воспроизведению). Расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений. Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (три-четыре), картинок, геометрических фигур, различных по величине, цвету и форме; запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (двух), звукоподражаний (двух) и т. п.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Обогащение двигательного опыта детей в процессе упражнений в ходьбе, беге, прыжках, в действиях с предметами. Развитие праксиса позы (по подражанию и самостоятельно). Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений. Обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений с движениями других детей. (При определении содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях учитель-логопед исходит из программных требований образовательной области «Физическая культура».)

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); складывание разрезных картинок; обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов; шнуровка и т. д.

Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию («Крокодил» – широко открыть рот, «Веселый Петрушка» – растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» – вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка – высунуть язык вперед).

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

Формирование мыслительных операций. Обучение детей получению новых сведений об объекте в процессе использования не только знакомых, но и новых способов действия. Развитие произвольности, опосредованности, восприятия, пространственных отношений, способности создавать целое из частей. Обучение детей простейшим обобщениям на основе установления сходных признаков.

Формирование операции анализа и обучение способам ее реализации в деятельности. Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разобрать и собрать двух(четырех)составную матрешку, пирамиды из четырех (шести) колец; игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.).

Формирование операций анализа и синтеза в различных по трудности условиях идентификации и моделирования. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения части и целого и их пространственной организации на предметном уровне. Развитие умения оперировать предметами и образами (доски Сегена с пятью-шестью вкладышами, «Заборчик»; складывание фигурок или картинок из двух, трех, четырех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали; дополнение до целого; конструктивные игры и т. п.).

Формирование операций сравнения, обобщения, классификации. Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам.

Обучение пониманию содержания и смысла сюжетных картинок, формирование способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения (игры в лото, домино, «Парные картинки», «Почтовый ящик», «Найди лишнее»; понимание сюжетных картинок; группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Воспитание чувства ритма. Обучение ритмическим движениям в соответствии с характером звучания музыки. Прохлопывание простого ритма по подражанию. Развитие слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех ритмических сигналов. Отстукивание ритма детских песен. Развитие чувства ритма в ритмических («Смотри и делай вместе со мной», «Слушай и делай вместе со мной», «Посмотри и сделай, как я», «Послушай и сделай, как я») и музыкально-ритмических играх («Мишки бегают», «Кормим петушка», «Птичка летает», «Мишки ходят» и др.).

Развитие импрессивной речи. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции. Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Покажи куклу», «Покажи мячик», «Покажи мишку»; «Покажи куклу» - «Принеси куклу»). Понимание двухступенчатых инструкций («Подойди к шкафу и возьми мишку», «Возьми ложку и покорми куклу», «Возьми кубики и построй дом»). Обучение пониманию вопросов: Что? Кто? Где? («Покажи, что лежит на столе», «Покажи, кто спит», «Покажи, где лежат игрушки», «Покажи, что гудит, а что звенит», «Покажи, кто спит, а кто сидит», «Покажи, где кошка лежит, а где умывается»). Соотнесение слов один – много с соответствующим количеством предметов и слов большой – маленький с величиной предметов.

Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого. Вызывание речевого подражания на гласных звуках и их сочетаниях («Катя поет: а-а-а»; «Вьюга гудит: у-у-у»; «Петрушка удивляется: о-о-о»; «Мышка пищит: и-и-и»; «В лесу кричат: ау»; «Малыш плачет: уа»; «Ослик кричит: иа» и т. п.).

Вызывание звукоподражаний на материале открытых слогов: корова –«му»; мышка – «пи»; пальчик – «бо-бо»; машина – «би-би»; гусь – «га-га-га»; курица – «ко-ко-ко»; на материале закрытых слогов: мячик – «бух»; собака – «ав-ав»; гномик – «ням-ням»; чайник – «пых-пых»; на материале слогов со стечением согласных: лягушка – «ква», «ква-ква»; уточка – «кря», «кря-кря»; поросенок – «хрю», «хрю-хрю» и т. п. Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до пяти повторений).

Формирование способности называть предмет или действие словом, а не звукоподражанием. Формирование умения называть имена детей (Тата, Вова, Аня, Ляля, Катя, Нина), членов семьи (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), выражать просьбы (на, дай), произносить указательные слова (это, тут, там), называть действия, обозначаемые глаголами повелительного наклонения 2-го лица единственного числа (возьми, иди, пей, спи, сиди, положи).

Обучение фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы («Мама, дай», «Дай кису», «Папа, иди»), предложения сотрудничества («Давай играть») или выражения желания («Хочу пить»).

Формирование умения составлять двухсловные предложения, включающие усвоенные существительные в именительном падеже, вопросительные и указательные слова (вопросительное слово + именительный падеж существительного – «Где баба?»; указательное слово + именительный падеж существительного – «Вот Тата», «Это мама»).

Оборудование и материалы:

¤ альбомы с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, любимых игрушек и т. д.;

¤ вкладыши (по типу вкладышей М. Монтессори);

¤ геометрические фигуры (разной величины);

¤ деревянные ложки;

¤ детские конструкторы;

¤ дидактические бусы со шнурками для нанизывания;

¤ зеркало (большое настенное и индивидуальные детские зеркала-книжки);

¤ игрушки (образные: кошка, собака, мышка, петушок и др.; звучащие: погремушки, неваляшка и др.; сборно-разборные: пирамида, матрешки, кубики и др.).

¤ карандаши;

¤ картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх: парные картинки, разрезные картинки, сюжетные и предметные картинки;

¤ картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей (по сказкам, игровым ситуациям, о прогулках, о хозяйственно-бытовом труде, раскрывающий социальное содержание отношений между персонажами);

¤ коврики дидактические, по типу: коврик дидактический «Ферма», «Транспорт», дидактическое панно «Ежик» и др.

¤ коробка высотой 16 см, шириной 12 см, имеющая на верхней крышке 5 прорезей соответствующей формы для 10 объемных фигур;

¤ коробки и ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм;

¤ кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус и др.;

¤ куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний;

¤ куклы-марионетки;

¤ ленты разных цветов и размеров (25 ´ 3 см, 12 ´ 3 см, 8 ´ 25 см, 2 ´ 25 см);

¤ магнитофон с аудиокассетами и CD-дисками с записями различных мелодий и детских песен (маршевых, танцевальных мелодий, например, «Конь», муз. Е. Тиличеевой, «Цыплята», муз. А. Филипенко, «Дождик», муз. В. Калиникова, «Зайчик», муз. Л. Лядовой, «Марш», муз. М. Журбина и т.п.);

¤ мячи разного размера и цвета, флажки, обручи, шнур, контуры-следы, изображающие камешки, следы ног;

¤ наборы детской кухонной и чайной посуды;

¤ наборы объемных и плоскостных геометрических фигур основных цветов и форм;

¤ набор музыкальных инструментов: бубен, дудочка, барабан, колокольчик, марокассы и др.

¤;пазлы из двух-четырех частей с прямым и фигурным соединением, по типу: пазлы «Три медведя» и др.;

¤ предметные и сюжетные картинки по лексическим темам «Игрушки», «Семья», «Домашние животные», «Посуда», «Части тела и лица», «Одежда», «Мебель»;

¤ рамки Монтессори с вкладышами;

¤ рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных;

¤ счетные палочки;

¤ шнурки и пластиковые (полистироловые) карточки (различной формы) с отверстиями для шнуровки;

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, можно использовать любые другие оборудование и материалы.

 

Примерный перечень игр и игровых упражнений:

настольно-печатные: «Чудесный мешочек», «Цветные кубики», «Лото малышам», «Парные картинки», «Домино», «Найди такую же картинку», «Найди лишнее» и др.;

музыкально-дидактические и музыкально-ритмические: «Заинька, выходи» (муз. Е. Тиличеевой), «Игра с куклой» (муз. В. Карасевой), «Коза рогатая» (рус. нар.), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто);

для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти: «Бабочки и цветы», «Где звучит колокольчик?», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине), «Закрой окошко», «Кто за кем пришел?», «Лото малышам», «Мозаика», «На чем играет Буратино?», «Найди погремушку», «Подбери пару», «Поручение», «Почини коврик», «Принеси и покажи», «Приходите на лужок», «Прятки с игрушками», «Раз, два, три – ищи!», «Расставь по местам», «Тихо – громко», «Угадай, кто в домике живет», «Угадай, кто позвал», «Цвет и форма», «Цветные кубики», «Цветные шары», «Чашки и блюдца», «Чего не стало?», «Что делает кукла?», «Что за чем звучало?», «Что звучит?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Шарики и воротики», «Шесть картинок» и др.;

на вызывание речевого подражания: «Волшебный сундучок», «Детский сад», «Кормление куклы», «Кто как кричит?», «Кто пришел в гости», «Мамины помощники», «Непослушные игрушки», «Помощники», «Построим дом», «Праздник елки», «Прятки», «Репка», «У бабушки в деревне», «Угощаем куклу», «Узнай игрушку», «Цирк», «Экскурсия» и др.;

для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: «Веселый язычок», «Гнездо», «Кидаем мячики», «Коза», «Мостик», «Мышки», «Мяч», «На одной ножке вдоль дорожки», «Обезьянки», «Очки», «Петушки», «Самолеты», «Улитка», «Человечек», Птицы и лиса», игры-потешки («Сорока-ворона», «Этот пальчик – дедушка») и др.;

конструктивные: «Забор из кирпичиков и кубиков», «Игры с кубиками», «Построим башню», «Спрячь матрешку в домик», «Играем с плоскостным конструктором» и др.;

с бытовыми предметами-орудиями: «Мамин стол», «Накроем кастрюли крышками», «Чашки и ложки» и др.;

с природным материалом: «Игра с уточками в тазу», «Печем куличи», «Разноцветные колобки» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.026 с.)