Основной этап логопедической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной этап логопедической работы



На первой ступени обучения

Программное содержание

Формирование общих речевых навыков. Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем – постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (три слова).

Развитие силы голоса (тихо – громко) и модуляций голоса (высоко – низко); правильного умеренного темпа речи.

Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.

Развитие импрессивной речи. Дальнейшее развитие предметного, предикативного и адъективного словаря. Уточнение значений слов. Закрепление обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть», «Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на прогулку»).

Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей – вылей, застегни – расстегни, надень – сними, завязывает – развязывает, закрывает – открывает, залезает – слезает), прилагательных (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий), наречий (впереди – сзади, внизу – вверху, высоко – низко, далеко – близко, много – мало).

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопросительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает молоко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, куда спрятался котенок»).

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода с окончанием - ы (-и), (-а) в именительном падеже («Покажи, где стол, где столы», «Покажи, где мяч, где мячи», «Покажи, где шар, где шары», «Покажи, где кубик, где кубики», «Покажи, где кукла, где куклы», «Покажи, где чашка, где чашки», «Покажи, где рыба, где рыбы», «Покажи, где дом, где дома», «Покажи, где глаз, где глаза»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи, где мальчик спит, где мальчики спят», «Покажи, где девочка поет, где девочки поют», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени мужского и женского рода («Покажи, где Женя спал, где Женя спала», «Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»).

Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий).

Формирование понимания значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных - ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка»).

Понимание вопросов по сюжетной картинке, по прочитанной сказке (с использованием иллюстраций).

Понимание соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой: «Покажи, кто ловит рыбу», «Покажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»).

Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи. Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

· слов-действий;

· слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Мебель» и др.;

· слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный);

· личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш);

· наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горько, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо).

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных (один, два, три).

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения.

Обучение употреблению форм единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями - ы (шар – шары), - и (кошка – кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

· винительный падеж единственного числа с окончанием - у (Я беру… куклу, зайку, мишку);

· родительный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа без предлога (Чего нет у зайки?) и с предлогом у (У кого нет мяча? У кого есть усы?).

· дательный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием - е(Кому подарили игрушки?).

· творительный падеж существительных мужского рода единственного числа с окончанием - ом (Чем режут хлеб?).

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, играй, иди), глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (поет – поют, стоит – стоят, лежит – лежат).

Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел – ушла – ушли).

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов - ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам.

Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения. Формирование умения отвечать на вопросы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)

Обучение употреблению в речи трехсоставного простого предложения с прямым и косвенным дополнением, в котором подлежащее выражено формой единственного числа существительного в именительном падеже, сказуемое – формой повелительного наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени (Вова ест кашу. Катя машет рукой).

Формирование умения предлагать сотрудничество или выражать желание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив (Мама, хочу пить. Катя, давай играть).

Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксической конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).

Закрепление синтаксических связей в составе простого предложения посредством ответов на поставленные вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога).

Формирование связной речи. Создание условий для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие).

Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря).

Узнавание и воспроизведение гласных на основе восприятия их беззвучной артикуляции. Развитие фонематического восприятия. Различение контрастных гласных ([И – У], [И – О], [А – У], [Э – У]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [М – Б], [Н – Д]; по месту образования: [П – Т], [Т – К], [М – Н]).

Формирование звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки [А](мама, зайчик, банка, мука, река, мак),[У](муха, кукла, утка, иду, веду, суп), [И](киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит), [О](осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом), [Ы](мыло, мыши, мышка, кусты, сын).

Восприятие и воспроизведение ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).

Обучение воспроизведению звукослоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени при произнесении пар глаголов (первым членом предъявляемой пары является глагол в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа: спи – спит, лежи – лежит, лети – летит, сиди – сидит и т. д.).

Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка – белая мука; бы-бы – высокие дубы; ха-ха-ха – купили петуха; га-га-га – нет сапога). Обучение воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов с одновременным отхлопыванием (ку¢рица, маши¢на, сапоги¢, та¢почки, капу¢ста, кирпичи¢).

Развитие творческой инициативы интонационного «окрашивания» речи (произвольной выразительности, модуляций голоса) посредством специальных игр, хороводов, доступных для ребенка небольших стихотворных диалогов.

 

Оборудование и материалы:

¤ дудочка, губная гармошка;

¤ зеркала (большое настенное и индивидуальные детские зеркала-книжки);

¤ игрушки;

¤ карточки с чистоговорками, стихотворными диалогами: «Гуси-гуси», «Тили-бом! Тили-бом», «Идет коза рогатая». «Сорока-ворона»;

¤ Монтессори-материалы: тепловые таблички, вкусовые баночки, «Розовая башня», «Красные штанги», «Цветные цилиндры» и др.;

¤ предметные, сюжетные картинки и образные игрушки по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Новый год», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.;

¤ развивающая игрушка «Мякиши» - кубики «Кто где живет» и др.;

¤ снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, флюгер, бумажные кораблики, бумажные бабочки на цветке, стакан с водой и трубочка;

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, можно использовать любые другие оборудование и материалы.

 

Примерный перечень игр и игровых упражнений:

настольно-печатные: «Два медведя», «День рождения», «Игрушки», «Командир», «Кто в домике живет?», «Ласковые имена», «Магазин», «Назови сколько», «Найди свою картинку», «Наряди елку», «Непослушные игрушки», «Одеваем куклу», «Один – много», «Передай флажок», «Подарки», «Подскажи словечко», «Поручение», «Послушная Катя», «Прятки», «Репка», «Семья», «Скажи ласково», «Скажи правильно», «Угощаем куклу», «Чего нет?», «Что у вас?», «Экскурсия», настольно-печатные игры по типу настольного лото и др.;

для коррекции нарушений фонетической стороны речи: «Бим и Бом», «Братцы ОХ! и АХ!», «Веселый – грустный», «Недовольный медвежонок», «Почемучка», «Хоровод», «Царевна-Несмеяна» и др.;

для воспитания общих речевых навыков: «Бабочка летит»,«Больной пальчик», «Вода кипит», «Высоко – низко», «Горячий чай», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Потянем резиночки», «Снежинки», «Тихо – громко», «Укладываем куклу спать» и др.

 

Примерный перечень литературного материала для логопедической работы с детьми [2]

 

Малые фольклорные формы: [3] «Ай, ду-ду», «Ай, лады, лады, лады», «Баю-баю, баю-баю», «Валенки», «Водичка-водичка», «Жили у бабуси», «Идет коза рогатая», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Летят гули», «Скок-скок-поскок», «Сорока-белобока» «Тень-тень-потетень», «Тили-бом», «Уж ты, котенька, коток» и др.

Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» и др.

Произведения классической и современной литературы для детей: З. Александрова «Прятки»; А. Барто «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака», «Кто как кричит»; В. Берестов «Больная кукла», «Бычок», «Котенок»; Е. Благинина «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»; М. Дружинина «Всюду разнее цвета»; Б. Заходер «Ежик», «Шофер»; С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша не плачет»; С. Маршак «Песенка друзей»; С. Михалков «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Елка»; Э. Мошковская «Приказ», «Жадина», «Капризы»; И. Токмакова «Медведь», «Баиньки»; С. Прокофьева «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про соску», ««Сказка про игрушечный городок»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Айболит» и др.

 

Образовательная область «Физическая культура»

 

Решение задач образовательной области «Физическая культура» на первой ступени обучения детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в разнообразных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (занятие физкультурой, утренняя зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура, массаж и закаливание). Основной формой организации работы являются занятия физической культурой, обеспечивающие реализацию основных задач, определенных данной программой.

Занятия с детьми на первой ступени обучения представляют собой увлекательные игры, удовлетворяющие потребность детей в двигательной активности, доставляющие им удовольствие и радость. На первой ступени обучения много внимания уделяется проведению подвижных игр с детьми. Игры проводят воспитатели в утреннее и вечернее время (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя) два раза в неделю по подгруппам и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. д. Кроме того, во второй половине дня воспитатель организует игры со всей группой. Эти игры направлены на двигательное развитие детей.

Подвижные игры детей на первой ступени обучения в основном представляют собой бессюжетные игры с правилами, которые не отягощены сложными речевыми инструкциями. На этой ступени обучения в непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников широко используются игры с мячами: прыжки на мячах-хопах, перекатывание сенсорных (набивных) мячей, бросание, катание мячей и т. д.

Занятия лечебной физкультурой проводятся с детьми по рекомендации врача ЛФК. Они дополняют, но не заменяют занятия по физической культуре.

Физкультурное оборудование подбирается и размещается с учетом специфики помещения и участка дошкольного учреждения: в физкультурном зале, музыкально-физкультурном зале, групповой комнате со спальнями и без спален, раздевалке, на физкультурной площадке, групповом участке и т. п.

Утренняя зарядка с детьми проходит в групповой комнате, в которой оборудуется место для хранения спортивного инвентаря и полифункциональных игровых модулей, не занимающих большого пространства помещения. Предметно-развивающая среда физкультурного уголка многофункционально используется в течение дня для стимулирования двигательной активности детей. Для младших дошкольников с ТНР она должно содержать игровой элемент, позволяющий ребенку свободно переходить от двигательной активности к игре и наоборот. Для этого наиболее подходят полифункциональные игровые мягкие модульные наборы («Гномик», «Радуга» и др.), коврики и сенсорные дорожки (сенсорная тропа, коврик «Гофр» со следочками, коврик «Топ-топ», игровая дорожка и др.). Использование полифункционального игрового оборудования определяется задачами интеграции разных видов детской деятельности в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР.

Применение этого оборудования позволяет развивать и корригировать у детей с ТНР сенсорно-перцептивные и моторные компоненты деятельности:

· зрительно-моторную координацию;

· мышечную выносливость;

· способность перемещаться в пространстве на основе выбора объекта по заданному признаку;

· произвольность и осознанность выполняемых действий;

· ориентировку в трехмерном пространстве;

· способность к точному управлению движениями в пространстве, то есть чувство пространства.

Подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудования проводятся в ходе реализации задач образовательной области «Социализация», «Физическая культура», «Познание» и других образовательных областей. Игры малой и средней подвижности применяются на логопедических занятиях с детьми. Таким образом, подвижные игры с полифункциональным игровым оборудованием находят широкое комплексное применение в логопедической, общеразвивающей и психологической, работе с детьми с нарушениями речи.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ТНР, помимо образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта, решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре.

Задачи образовательной области «Физическая культура» решаются:

· в ходе непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников;

· в процессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкультурой, массажа, закаливающих процедур);

· на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических, в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении музыкально-ритмических движений и т. д.);

· в играх и упражнениях, направленных на сенсомоторное развитие;

· в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естественные жесты, мимика;

· в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным сопровождением;

· в ходе непосредственно образовательной деятельности, направленной на правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных состояний и др.;

· в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической, работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с общефизическими упражнениями, в работе с детьми с ТНР, исходя из их индивидуально-типологических особенностей, широко используются релаксационные упражнения с элементами логоритмики, различные порядковые упражнения под музыку, общеразвивающие упражнения под музыку или в сопровождении стихотворных текстов, которые читает взрослый, простейшие упражнения пальцевой гимнастики.

Следует помнить, что в группах детей с ТНР основной целью коррекционной работы является преодоление речевых нарушений. Поэтому в основе всех форм двигательной деятельности детей лежит принцип «логопедизации», который реализуется в использовании в подвижных играх, логоритмических упражнениях, физминутках, спортивно-досуговой деятельности речевого материала в соответствии с изучаемой лексической темой.

На первой ступени обучения детей с ТНР задачи и содержание образовательной области «Физическая культура» тесно связаны задачами и содержанием логопедической работы и образовательных областей «Здоровье», «Музыка», «Социализация», «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

 

Педагогические ориентиры:

– стимулировать появление эмоционального отклика на подвижные игры и игровые упражнения и желание участвовать в них;

– развивать и корректировать нарушения сенсорно-перцептивных и моторных компонентов деятельности детей (зрительно-моторной координации, мышечной выносливости, способности свободно перемещаться в пространстве);

– формировать у детей навыки элементарной ориентировки в пространстве, обучая детей движению по ориентирам (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

– развивать и корректировать нарушения сенсорно-перцептивных и моторных компонентов деятельности детей (зрительно-моторной координации, мышечной выносливости, способности свободно перемещаться в пространстве);

– формировать способности детей реагировать на изменение положения тела во время перемещения в сухом бассейне, на сенсорных дорожках и ковриках, на мягких модулях (конструкции типа «Горка»);

– обучать детей элементам мышечной релаксации;

– формировать у детей умения согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;

– формировать понятия «быстро – медленно», «сильно – слабо», «громко – тихо» в процессе выполнения детьми различных по скоростно-силовым характеристикам упражнений;

– развивать у детей способность реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;

– учить детей выполнять по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, уверенно выполнять физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

– обучать детей правильному динамическому и статическому дыханию, способствующему стимулированию функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– развивать силу, объем, точность движений;

– развивать способности детей к точному управлению движениями в пространстве в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскости (чувство пространства);

– стимулировать желание детей принимать активное участие в подвижных играх; целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные, координационные способности детей;

– учитывать индивидуально-типологические особенности детей при выполнении ими специальных комплексов упражнений, способствующих устранению нарушения развития моторики;

– развивать ручную моторику в действиях с мелкими предметами в различных пальчиковых и кистевых упражнениях;

– осуществлять профилактику и коррекцию плоскостопия;

– создавать благоприятные физиологические условия для нормального роста тела, развития позвоночника и восстановления правильного положения тела ребенка, исходя из его индивидуально-типологических особенностей;

– проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы и дорожки, сухой бассейн), направленные на улучшение венозного тока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, увеличение силы и тонуса мышц, подвижностисуставов, связок и сухожилий, расслабление гипертонуса мышц и т. п.;

– снижать повышенное психическое возбуждение детей, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей.

 

Основное содержание

Построения и перестроения. Построения в круг, парами, в колонну друг за другом (с помощью взрослого). Свободное построение: врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг.

Перестроение из колонны в два-три звена по ориентирам (с помощью взрослого, а затем самостоятельно). Повороты, переступая на месте.

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: в заданном направлении (к игрушке), друг за другом, держась за веревку, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина 2–3 м), по извилистой дорожке (ширина 25–30 см), по шнуру (прямо, по кругу, зигзагом). Перешагивание через препятствия (высота 10–15 см), из обруча в обруч, из круга в круг, с цилиндра на цилиндр (пуфики, ящики), подъем на возвышение и спуск с него (высота 25 см).

Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к взрослому и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).

Ходьба и бег по дорожке (сенсорной тропе, игровой дорожке, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» и др.).

Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина, мягких модулей и другого материала, с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Перемещение по кругу (хороводные игры).

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).

Ходьба на носках (при необходимости с поддержкой).

Перешагивание через небольшие препятствия (веревку и другие невысокие (5 см) предметы) с помощью взрослого и самостоятельно.

Движения под музыку, движения с прихлопыванием и проговариванием слов, коротких стихов и т. п.

Бег. Бег за взрослым (воспитателем, инструктором по физической культуре) и к нему, в разных направлениях, между линиями, между цилиндрами коврика «Топ-топ», между мягкими модулями и т. п. Бег в медленном темпе и на скорость. По мере освоения темповых заданий переход к бегу с ускорением и замедлением (с изменением темпа).

Бег в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.).

Бег на носках (при необходимости с поддержкой).

Прыжки. Поскоки на месте на двух ногах, с доставанием предмета, слегка продвигаясь вперед. Перепрыгивание через линии, веревку, через две линии (расстояние 10–30 см), прыжки на одной ноге (при необходимости индивидуально, поддерживая ребенка), спрыгивание с предмета. Прыжки с продвижением вперед (2–3 м), из круга в круг, вокруг предметов и между ними. Прыжки в длину с места, в высоту с места.

Прыжки на мягких модулях из набора «Веселый зоопарк», для передвижения отталкиваясь ногами от пола и приподнимая туловище (как на лошадке).

Прыжки на мячах и надувных игрушках-прыгунах (гимнастический мяч, пони, зебра, Вини-Пух и т. п.). Подпрыгивание на надувном мяче (фитболе) со страховкой.

Формирование представлений о цвете (с шариками красного, желтого, зеленого, синего цвета). Поиск игрушек в шариковом бассейне и другие игры.

Катание, бросание, ловля округлых предметов. Прокатывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предметами. Ловля мяча, брошенного взрослым (расстояние определяется исходя из особенностей моторного развития детей с тяжелыми нарушениями речи), бросание мяча друг другу, бросание мяча вверх, отбивание мяча об пол 2–3 раза подряд. Прокатывание мяча в ворота.

Метание мячей малого размера в вертикальную или горизонтальную цель (расстояние 1–1,5 м).

Игры на мячах-хопах (фитбол).

Катание сенсорных (набивных) мячей, ориентируясь на размеры. Катание на сенсорных мячах, лежа на них на животе. Игры с сенсорными (набивными) мячами: прокатывание мяча одной и двумя руками по полу, под дугу (ширина 50–60 см), друг другу на расстояние 1,5 м, между предметами, расположенными в ряд (например, кегли или гимнастические палки); перекидывание мяча (Æ 20 см) двумя руками через веревку, натянутую на уровне груди ребенка с расстояния 50–80 см; бросание мяча (Æ 20 см) на дальность (расстояние 60–100 см) в вертикальную цель; упражнения, сидя на сенсорном мяче с удержанием статической позы с опорой ногами на пол (выбор мяча определяется ростом ребенка), руки в стороны или на талии.

Катание колец пирамиды-гиганта (высота 78 см, диаметр самого большого кольца 65 см) друг другу, по залу и т. п. Катание модуля «Труба» или трубы от тренажера «Перекати поле» с игрушкой внутри или с кем-то из детей. Катание цилиндров от коврика «Топ-топ» и т. п.

Игры с шариками в сухом бассейне (бросание, собирание шариков, погружение в них и т. п.). Игры и игровые упражнения на развитие тонкой моторики рук с шариками из сухого бассейна или малыми массажными мячами. Дети прокатывают шарики, собирают шары (мячи) по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывают шарики (мячи) из одной руки в другую, сжимают и разжимают шарики, поглаживают ладонями шарики в сухом бассейне, достают шарики со дна бассейна и т. д.

Ползание и лазанье. Ползание на животе и на четвереньках по прямой линии, в разных направлениях к предметной цели, по указательному жесту взрослого, по словесной инструкции взрослого.

Проползание на четвереньках и на животе под дугой, рейкой, воротиками из мягких модульных наборов («Радуга», «Забава»), между ремнями игровой дорожки.

Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия (мягкие модули из наборов «Гномик», «Радуга», «Горка», «Островок» и т. п.). Упражнения в движении на четвереньках по следочкам от рук и цыпочек на коврике со следочками и подобных дорожках.

Игры в сухом бассейне («купание», ползание по шарикам и т. п.).

Лазанье по лестнице-стремянке, по гимнастической стенке (с поддержкой взрослым).

Подготовка к спортивным играм. Катание на трехколесном велосипеде по прямой линии, с поворотами, по кругу.

Передвижение на лыжах ступающим шагом, с поворотами, переступанием (со страховкой взрослым).

Упражнения на координацию движений рук и ног в положении лежа (плаваем). Передвижение в воде (при наличии бассейна) со страховкой взрослым. Обливание водой (закаливающие процедуры).

Игры зимой на улице. Катание на санках кукол (мягких игрушек), друг друга с помощью взрослого, затем катание с небольших горок.

Скольжение по ледяным дорожкам на двух ногах с помощью взрослого.

 

Оборудование и материалы:

¤ бревно гимнастическое напольное (длина 2,4 м, ширина 10 см, высота 15 см);

¤ бубны;

¤ вестибулярный тренажер «Перекати поле»;

¤ деревянные, картонные или пластмассовые домики, деревья, елки и др.;

¤ детская горка;

¤ детский каркасный пружинный батут «Прыжок»;

¤ дидактическая пирамида (большая)

¤ дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см);

¤ дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.);

¤ доска гладкая с зацепами (длина 2,5 м, ширина 20 см, высота наклона 3 см);

¤ доска с ребристой поверхностью (длина 1,5 м, ширина 20 см, высота наклона 3 см);

¤ дуга большая (высота 50 см, ширина 50 см);

¤ дуга малая (высота 30 см, ширина 50 см);

¤ зонтики (большие и маленькие);

¤ игольчатая дорожка;

¤ игровая дорожка;

¤ игрушки с крепящимися деталями;

¤ качалка-мостик (длина 2,0 м, ширина 40 см, высота 63 см, диаметр реек 2,6 см, расстояние между рейками 5–6 см);

¤ ковер или ковровая дорожка;

¤ коврик «Топ-топ»;

¤ коврик со следочками;

¤ колокольчики;

¤ коляски с рукоятками;

¤ контейнер для хранения мячей передвижной;

¤ корзины разной величины;

¤ кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов;

¤ шнур «Перейди дорогу»;

¤ лестница деревянная с зацепами (длина 2,4 м, ширина 40 см, диаметр перекладины 3 см, расстояние между перекладинами 22–25 см);

¤ лоточки для скатывания шариков;

¤ магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий (марш, полька и т. п.).

¤ массажный коврик «Гофр» со следочками;

¤ маты: детские, напольные, складной, «Великан» и др.;

¤ мешочки с грузом малые (масса 150–200 г);

¤ модульный набор «Веселый зоопарк»;

¤ муляжи овощей, фруктов, грибов;

¤ игровой модуль «Пирамида»;

¤ игровой модуль «Труба»;

¤ мячи: средние (Æ 10–12 см) и малые (Æ 6–8 см);

¤ игровой набор «Достань колечко»;

¤ игровой набор «Набрось кольцо»;

¤ наборы мягких модулей «Забава», «Горка», «Улитка» и др.;

¤ нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных и птиц;

¤ надувное бревно или мягкий модуль цилиндрической формы;

¤ обручи (Æ 55–60 см);

¤ палки гимнастические (75 см);

¤ пластмассовые кубики, кегли и шары;

¤ погремушки;

¤ полифункциональные наборы «Гномик», «Радуга» и др.;

¤ пуфики-«таблетки»;

¤ разноцветные флажки;

¤ ребристая доска;

¤ санки;

¤ сенсорная тропа;

¤ сенсорные (набивные) мячи;

¤ скамейки гимнастические (длина 2,0 м, ширина 24 см, высота 20 см);

¤ стенка гимнастическая деревянная высота 2,7 м, ширина пролета 80 см, 4–6 пролетов, диаметр перекладины 3 см, расстояние между перекладинами 22 см);

¤ сухие бассейны с шарами;

¤ тележки, машины;

¤ трехколесные велосипеды;

¤ трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками;

¤ фишки, конусы для разметки игрового поля, площадки;

¤ цветные ленточки;

¤ шароброс с шарами двух размеров;

¤ шары-мячи прозрачные, с наполнителями (Æ 50–55 см);

¤ шары-мячи фибропластиковые (Æ 35–40 см, 20–25 см, 10–12,5 см, 6–8 см);

¤ ширма «Театрал»;

¤ шнуры плетеные короткие и длинные;

В зависимости от задач, стоящих перед педагогом, можно использовать любые другие оборудование и материалы.

 

Примерный перечень игр и игровых упражнений с незначительной, умеренной и тонизирующей нагрузкой:

построение, перестроение: «Делай так: круг-квадрат», «Какой мяч больше», «Кто как передвигается», «Найди свой цвет», «Передача мяча», «Пройди по ребристой доске», «Прячем мишку», «Увидели флажок», «Упражнения в ходьбе», «Ходьба по наклонному мостику», «Ходьба по прямому мостику», «Цветные автомобили»;

ходьба: на носках, пятках, прямыми и боковыми приставными шагами (по шнуру, обручу, палке, рейкам), высоко поднимая колени (перешагивая через предметы), в колонне, по кругу, не держась за руки, парами друг за другом и в разном направлении (врассыпную); с выполн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.181 с.)