Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы становления и развития англосаксонского права и формирования в нем судейского праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как известно, история общего права - история его возникновения и развития - в значительной мере была и остается историей английского права. В научной литературе всю историю развития общего права условно подразделяют на четыре основных периода[37]. Первый - период формирования предпосылок возникновения общего права - хронологически исчисляется вплоть до 1066 г. Второй - период становления и утверждения общего права - с 1066 г., когда Англия была завоевана нормандцами, до 1485 г., когда в стране была установлена династия Тюдоров. Третий период - период расцвета общего права в Англии - охватывает исторический отрезок времени с 1485 по 1832 г. Наконец, четвертый период развития общего права - период его сосуществования с быстро развивающимся статутным правом и приспособления его к радикально меняющейся официальной (государственной) среде (повышение роли парламента, усиление государственной администрации и т.п.) - хронологически определяется с 1832 г. и до настоящего времени. Рассмотрим каждый из этих периодов в отдельности. Первый период - период возникновения общего права и его развития, предшествовавший нормандскому завоеванию Англии в 1066 г. Его собственно и называют англосаксонским периодом. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан), населявших в этот период территорию Англии. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи). Римское господство, хотя и длилось в этой стране около четырех веков, тем не менее, оставило в Англии "не больше следов, чем кельтский период во Франции или иберийский период в Испании"[38]. Бесспорно, что римская культура оказала определенное влияние на развитие английской культуры рассматриваемого периода[39]. В наследство от римлян Англия получила "розу (как символ государства), развитую дорожную систему, латинский язык и систему центрального отопления". Однако римляне "не наградили", да и не могли "наградить" население этой страны своей правовой системой[40]. Основная причина такого расхождения между общим культурным наследием римлян, с одной стороны, и их правовым наследием - с другой, заключается в том, что римляне в Англии на протяжении всего своего господства, будучи более развитым и более цивилизованным по сравнению с населявшими ее племенами народом, никогда не ассимилировались с местным населением. Они всегда выступали по отношению к нему не иначе как в роли завоевателей. Соответственно и их право рассматривалось в основном как атрибут механизма власти завоевателей. К тому же с помощью норм римского права регулировались преимущественно отношения между самими же римлянами[41]. После обращения Англии в христианство "законы составлялись так же, как и в континентальной Европе", с тем лишь различием, что писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. Как и другие варварские законы, они регулировали лишь очень ограниченные аспекты тех общественных отношений, на которые распространяется современное право[42]. Так, Законы короля Этельберта, составленные около 600 г., укладываются всего лишь в 90 коротких фраз. Вместе с существовавшими в тот период местными обычаями и традициями они отражают родоплеменной характер общества и особенности децентрализованного государства. Составленные в более поздний период Законы короля Кнута (1017-1035 гг.) являются гораздо более разработанными и знаменуют собой переход от родоплеменного, общинного строя к феодальному государству. С помощью законов закреплялись и развивались отношения господства и подчинения в обществе, создавались и закреплялись основы местного самоуправления, возвышалась и укреплялась в стране королевская власть[43]. Созданное в IX в. англосаксонское государство под названием Англия объединяло в своем составе семь ранее существовавших с XII в. королевств (Кент, Сессекс, Уэссекс и др.) и, соответственно, вбирало в действовавшее на ее территории право законы, обычаи и традиции, сложившиеся ранее на территории этих государств. Королевский двор Англии в англосаксонский период постепенно превращался в центр управления всей страной, а королевские приближенные - в должностных лиц государства. Создавались объективные предпосылки для возникновения в стране единого централизованного государства, а вместе с тем - и для формирования общего для всей территории страны права, в том числе судейского. Однако, как отмечают источники, этого не случилось вплоть до нормандского завоевания Англии в 1066 г. и до возникновения в связи с этим жизненно важной необходимости в создании системы централизованного управления всей страной и формировании общего для всей страны права[44] ). Второй период в истории общего права характеризуется завершением процесса формирования предпосылок, а также началом процесса становления и утверждения общего и судейского права. Период, начинающийся с нормандского завоевания (XI в.) и заканчивающийся с приходом к власти династии Тюдоров (XV в.), некоторыми авторами и считается собственно началом "истории сугубо английского права", а то, что имело место в правовой сфере жизни общества на территории Англии раньше, в англосаксонский период - решения судов, "часть из которых существовала даже в письменной форме", наличие обычаев и традиций, - все это было лишь предтечей английского права[45]. Существовавшие наряду со светскими судами церковные суды действовали исключительно на основе канонического права, которое играло в жизни общества в данный период, особенно после нормандского завоевания, весьма значительную роль. Появление общего права, этого творения королевских судов, распространявшегося на территорию всей страны, именно в данный период - период нормандского завоевания и покорения Англии - не было ни случайным, ни стихийным явлением[46]. Здесь прослеживается определенная историческая логика и своеобразная закономерность. Нормандское завоевание явилось "серьезнейшим событием в истории английского права", поскольку оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией "сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанную в герцогстве Нормандия". С нормандским завоеванием в Англии "закончилась общинно-племенная эпоха" и в стране установился феодализм[47]. Английский феодализм имел весьма специфические черты по сравнению с европейским "континентальным" феодализмом[48]. В отличие от континентальной Европы в Англии не утвердился средневековый принцип "вассал моего вассала - не мой вассал". Все феодалы делились на две основные группы: непосредственные вассалы короля (крупные землевладельцы - графы, бароны) и подвассалы (средние и мелкие землевладельцы)[49]. Все они обязаны были нести службу в пользу короля и беспрекословно следовать всем его повелениям. Таким образом, в Англии по сравнению с континентом феодалы не имели ни той огромной самостоятельности, ни тех иммунитетов, которыми они пользовались во Франции, Германии и других странах. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило укреплению основ королевской власти и утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов[50]. Но нужно сказать, что вплоть до середины XII в. большинство судебных дел решалось в рамках местного правосудия. Что же касается королевского правосудия, то оно имело исключительный характер и могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах или же в случае особого обращения за "королевской милостью"[51]. Поскольку в это время в Англии еще не было профессиональных административно-судебных органов, "высший" суд осуществлялся или лично королем в отношении наиболее знатных баронов, или же через Curia regis - Совет наиболее знатных и приближенных к королю людей[52]. Со временем, по мере развития английского общества и увеличения числа обращений к "высшему" Королевскому суду, возникла объективная необходимость в выделении из всей совокупности властных прерогатив, которыми обладал Curia regis, чисто судебных функций. Выполнением их занимались автономные по отношению к Curia regis высокие Королевские суды[53]. Одним из первых среди них был так называемый личный Суд короля, действовавший при непосредственном его участии. С 1175 г. в его состав назначались постоянные светские и духовные судьи. Местом пребывания этого суда, так же как и других высоких ("высших") Королевских судов, был Вестминстер. Важное место среди высоких Королевских судов занимал Суд казначейства (the Court of Exchequer). Суд общих тяжб, в отличие от других высоких Королевских судов, занимался рассмотрением тех гражданских дел, касающихся земельной собственности, недвижимости и т.п., которые не затрагивали непосредственно интересы короля. В силу своей относительно широкой доступности этот суд называли Судом общих тяжб (Common pleas). Со временем Суд общих тяжб стал основным судом общего права[54]. Большую роль в отправлении королевского правосудия в рассматриваемый период играл Суд королевской скамьи[55]. Он являлся своеобразной трансформацией личного Суда короля. Свое название этот суд получил в силу того, что по обычаю король лично сидел на судейской скамье во время отправления правосудия. Суд королевской скамьи рассматривал как гражданские так и уголовные дела, непосредственно затрагивающие интересы короны[56]. Со временем он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая Суд общих тяжб. Наряду с названными судами, отправлявшими правосудие в Вестминстере, широкое распространение в Англии в рассматриваемый период получила система королевского разъездного судопроизводства[57]. Вся система королевского судопроизводства, и в особенности Вестминстерские суды (Суд казначейства, Суд общих тяжб и Суд королевской скамьи), сыграли решающую роль в процессе возникновения, а затем становления и развития той правовой системы, которая получила название общего права в силу своего охвата всей территории страны. Эти судебные органы, собственно, и были теми органами, которые породили это право и которые нуждались в этом праве. Необходимость в создании права, которое бы признавалось и действовало на любой части английского королевства, вызывалась целым рядом как чисто юридических, так и политических причин. Среди первых следует указать прежде всего на разнородность, архаичность и раздробленность местного права, выступающего в основном в виде обычаев; неспособность его выйти за пределы своей традиционной территории, а тем более охватить территорию всей страны. В условиях становления нового централизованного государства, естественно, требовалось новое право. Другой, не менее важной юридической причиной, вызвавшей необходимость формирования общего права в Англии, было то, что Вестминстерские суды в отличие от аналогичных судебных инстанций континентальных стран не могли также использовать и римское право. Известно, что римское право по природе своей и характеру - это преимущественно частное право, тогда как споры, рассматриваемые Вестминстерскими судами, были в основном публично-правовыми[58]. Среди политических причин, обусловивших необходимость создания системы общего права, а в его пределах - чисто судейского права, следует обратить внимание на те, которые связаны с правовым закреплением и усилением королевской власти, с обеспечением ее доминирующей роли в государственно-правовом механизме Англии, с прямым выражением и защитой интересов английской (в начале завоевания - фактически нормандской) короны. По мере развития Вестминстерских судов и расширения их юрисдикции публично-правовой характер высоких Королевских судов не только не уменьшался, а, наоборот, еще более укреплялся. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности"[59]. С другой стороны, усилению публично-правового характера Королевских судов способствовало стремление самой короны, в целях укрепления своей власти, к расширению своих судебных полномочий и соответственно к усилению публично-правового характера реализующих эти полномочия Королевских судов. Третий период развития общего права хронологически определяется с 1485 г. (приход к власти династии Тюдоров) и по 1832 г. - год проведения судебной реформы в Англии. Он рассматривается как период расцвета общего, а вместе с ним и судейского права в Англии, его соперничества и "сотрудничества" с так называемым правом справедливости и как период начала распространения (экспансии) общего права за пределы страны. Некоторыми авторами он не без оснований характеризуется также как период появления кризисных тенденций в развитии общего права[60]. Основные их причины усматриваются прежде всего в чрезмерном расширении компетенции Королевских судов, не позволяющей им в силу сложности, а главное многочисленности исков своевременно справляться с рассматриваемыми делами. А кроме того - в чрезмерной сложности и консервативности самой судебной процедуры. Согласно действовавшим процедурным правилам, для обращения в Королевский суд нужно было заручиться сначала специальным предписанием (writ) короны в лице ее высшего должностного лица - канцлера. В формально-юридическом смысле такое предписание рассматривалось как привилегия со стороны короля и выдавалось лишь при наличии для того достаточных оснований и при условии предварительной оплаты канцлеру всех судебных издержек. С технической стороны такое предписание, по мнению исследователей, представляло собой "не просто разрешение действовать", а являлось "как бы приказом короля своим чиновникам предложить ответчику не нарушать право и удовлетворить требования истца". Если ответчик отказывался повиноваться, то только после этого истец предъявлял к нему иск, который рассматривался Королевскими судами "не столько потому, что ответчик возражал против притязаний истца, сколько в связи с его неповиновением приказу властей"[61]. Данное предписание (writ) имело важнейшее значение не только в процедурном плане, но и для решения вопроса по существу. В период, когда система королевских предписаний чрезмерно разрослась и в значительной мере "предопределяла собой юрисдикцию судов общего права", весьма важную роль играли как само содержание того или иного предписания, так и правильный выбор такого предписания. Там, где нет предписания, там нет и права ("where there is no writ, there is no right"), говорили английские юристы[62]. Это касалось всех без исключения "королевских" предписаний (о взыскании долга, о возвращении "незаконно захваченного чужого имущества", о признании недействительным заключенного договора, и т.п.), но в первую очередь тех, которые непосредственно затрагивали интересы "сеньоров" баронов, желавших самим вершить правосудие в своих вотчинах и с беспокойством наблюдавших за усилением королевской власти в стране[63]. Но с развитием общее право оказалось "перед риском образования новой правовой системы - соперницы, которая по истечении некоторого времени могла даже заменить собой общее право, подобно тому, как в Риме античное гражданское право в классическую эпоху оказалось перед лицом его подмены преторским правом". Такой системой-соперницей оказалось "право справедливости" (Law of Eguity)[64] Решения Лорда-канцлера как "исповедника" и блюстителя совести короля по всем этим вопросам выносились сначала с учетом "справедливости в данном случае", а затем на основе доктрины "королевской справедливости". При этом корректировали процедуру деятельности обычных королевских судов - судов общего права и применяемые ими принципы. По мере увеличения количества обращений к королю с просьбой защитить права истцов "по совести и справедливости", а также по мере накопления жалоб на плохое правосудие, осуществляемое судами общего права, аппарат при Лорде-канцлере во главе с ним постепенно превращается в особый суд[65]. Помимо "принципов справедливости" Суд Лорда-канцлера опирался в своей деятельности также на так называемые максимы, которые призваны были подчеркнуть "справедливый и естественный характер" правосудия, отправляемого данным судом[66]. Заботясь о правосудии и справедливом его отправлении, правители Англии отдавали в тот период предпочтение юрисдикции Лорда-канцлера. Этому способствовали, с одной стороны, принципы, применяемые Судом Лорда-канцлера, а с другой - "соображения политического порядка". Однако, несмотря на официально закрепленное превосходство канцлерского Суда над Вестминстерскими судами, канцлеры "оказались достаточно умны, чтобы не злоупотреблять своей победой". В результате повседневного взаимодействия двух судейских структур между ними со временем было достигнуто (на основе существующего status quo) своеобразное молчаливое соглашение. Суть его сводилась к следующему: а) юрисдикция Суда Лорда-канцлера сохранялась в полном объеме, но не должна была расширяться за счет Вестминстерских судов; б) со стороны Суда Лорда-канцлера, действовавшего на основе им же самим созданной процедуры, не должно было быть никаких "выпадов" в адрес судов общего права; в) в дальнейшем король не должен был использовать свою власть для создания каких бы то ни было новых судов, не зависимых от Вестминстерских судов[67]. Данное соглашение между различными судейскими системами привело по мере их эволюции к тому, что грани между их процедурами и отдельными правовыми институтами (прецедентами) стали постепенно стираться. Однако полного слияния права справедливости и общего права так и не произошло[68]. Четвертый период развития английского права начинается в 1832 г. и продолжается до настоящего времени. Он отличается значительной трансформацией как государственного механизма, так и правовой системы Англии. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовые и судебные реформы. В результате юристы перенесли акцент с процессуального на материальное право. Была проведена также огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной судебной реформы все английские суды были уравнены в своих правах. В отличие от всех предшествующих периодов они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы "права справедливости"[69].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.009 с.) |