ТОП 10:

Основные этапы становления и развития англосаксонского права и формирования в нем судейского права



Как известно, история общего права - история его возникновения и развития - в значительной мере была и остается историей английского права.

В научной литературе всю историю развития общего права условно подразделяют на четыре основных периода[37]. Первый - период формирования предпосылок возникновения общего права - хронологически исчисляется вплоть до 1066 г. Второй - период становления и утверждения общего права - с 1066 г., когда Англия была завоевана нормандцами, до 1485 г., когда в стране была установлена династия Тюдоров. Третий период - период расцвета общего права в Англии - охватывает исторический отрезок времени с 1485 по 1832 г. Наконец, четвертый период развития общего права - период его сосуществования с быстро развивающимся статутным правом и приспособления его к радикально меняющейся официальной (государственной) среде (повышение роли парламента, усиление государственной администрации и т.п.) - хронологически определяется с 1832 г. и до настоящего времени. Рассмотрим каждый из этих периодов в отдельности.

Первый период - период возникновения общего права и его развития, предшествовавший нормандскому завоеванию Англии в 1066 г. Его собственно и называют англосаксонским периодом. Характерным для него является наличие многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан), населявших в этот период территорию Англии. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи).

Римское господство, хотя и длилось в этой стране около четырех веков, тем не менее, оставило в Англии "не больше следов, чем кельтский период во Франции или иберийский период в Испании"[38].

Бесспорно, что римская культура оказала определенное влияние на развитие английской культуры рассматриваемого периода[39]. В наследство от римлян Англия получила "розу (как символ государства), развитую дорожную систему, латинский язык и систему центрального отопления". Однако римляне "не наградили", да и не могли "наградить" население этой страны своей правовой системой[40].

Основная причина такого расхождения между общим культурным наследием римлян, с одной стороны, и их правовым наследием - с другой, заключается в том, что римляне в Англии на протяжении всего своего господства, будучи более развитым и более цивилизованным по сравнению с населявшими ее племенами народом, никогда не ассимилировались с местным населением.

Они всегда выступали по отношению к нему не иначе как в роли завоевателей. Соответственно и их право рассматривалось в основном как атрибут механизма власти завоевателей. К тому же с помощью норм римского права регулировались преимущественно отношения между самими же римлянами[41].

После обращения Англии в христианство "законы составлялись так же, как и в континентальной Европе", с тем лишь различием, что писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. Как и другие варварские законы, они регулировали лишь очень ограниченные аспекты тех общественных отношений, на которые распространяется современное право[42].

Так, Законы короля Этельберта, составленные около 600 г., укладываются всего лишь в 90 коротких фраз. Вместе с существовавшими в тот период местными обычаями и традициями они отражают родоплеменной характер общества и особенности децентрализованного государства. Составленные в более поздний период Законы короля Кнута (1017-1035 гг.) являются гораздо более разработанными и знаменуют собой переход от родоплеменного, общинного строя к феодальному государству. С помощью законов закреплялись и развивались отношения господства и подчинения в обществе, создавались и закреплялись основы местного самоуправления, возвышалась и укреплялась в стране королевская власть[43].

Созданное в IX в. англосаксонское государство под названием Англия объединяло в своем составе семь ранее существовавших с XII в. королевств (Кент, Сессекс, Уэссекс и др.) и, соответственно, вбирало в действовавшее на ее территории право законы, обычаи и традиции, сложившиеся ранее на территории этих государств.

Королевский двор Англии в англосаксонский период постепенно превращался в центр управления всей страной, а королевские приближенные - в должностных лиц государства. Создавались объективные предпосылки для возникновения в стране единого централизованного государства, а вместе с тем - и для формирования общего для всей территории страны права, в том числе судейского.

Однако, как отмечают источники, этого не случилось вплоть до нормандского завоевания Англии в 1066 г. и до возникновения в связи с этим жизненно важной необходимости в создании системы централизованного управления всей страной и формировании общего для всей страны права[44]).

Второй период в истории общего права характеризуется завершением процесса формирования предпосылок, а также началом процесса становления и утверждения общего и судейского права.

Период, начинающийся с нормандского завоевания (XI в.) и заканчивающийся с приходом к власти династии Тюдоров (XV в.), некоторыми авторами и считается собственно началом "истории сугубо английского права", а то, что имело место в правовой сфере жизни общества на территории Англии раньше, в англосаксонский период - решения судов, "часть из которых существовала даже в письменной форме", наличие обычаев и традиций, - все это было лишь предтечей английского права[45].

Существовавшие наряду со светскими судами церковные суды действовали исключительно на основе канонического права, которое играло в жизни общества в данный период, особенно после нормандского завоевания, весьма значительную роль.

Появление общего права, этого творения королевских судов, распространявшегося на территорию всей страны, именно в данный период - период нормандского завоевания и покорения Англии - не было ни случайным, ни стихийным явлением[46]. Здесь прослеживается определенная историческая логика и своеобразная закономерность.

Нормандское завоевание явилось "серьезнейшим событием в истории английского права", поскольку оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией "сильную централизованную власть, богатую опытом административного управления, испытанную в герцогстве Нормандия". С нормандским завоеванием в Англии "закончилась общинно-племенная эпоха" и в стране установился феодализм[47].

Английский феодализм имел весьма специфические черты по сравнению с европейским "континентальным" феодализмом[48]. В отличие от континентальной Европы в Англии не утвердился средневековый принцип "вассал моего вассала - не мой вассал". Все феодалы делились на две основные группы: непосредственные вассалы короля (крупные землевладельцы - графы, бароны) и подвассалы (средние и мелкие землевладельцы)[49]. Все они обязаны были нести службу в пользу короля и беспрекословно следовать всем его повелениям.

Таким образом, в Англии по сравнению с континентом феодалы не имели ни той огромной самостоятельности, ни тех иммунитетов, которыми они пользовались во Франции, Германии и других странах. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило укреплению основ королевской власти и утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов[50].

Но нужно сказать, что вплоть до середины XII в. большинство судебных дел решалось в рамках местного правосудия. Что же касается королевского правосудия, то оно имело исключительный характер и могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах или же в случае особого обращения за "королевской милостью"[51].

Поскольку в это время в Англии еще не было профессиональных административно-судебных органов, "высший" суд осуществлялся или лично королем в отношении наиболее знатных баронов, или же через Curia regis - Совет наиболее знатных и приближенных к королю людей[52].

Со временем, по мере развития английского общества и увеличения числа обращений к "высшему" Королевскому суду, возникла объективная необходимость в выделении из всей совокупности властных прерогатив, которыми обладал Curia regis, чисто судебных функций. Выполнением их занимались автономные по отношению к Curia regis высокие Королевские суды[53].

Одним из первых среди них был так называемый личный Суд короля, действовавший при непосредственном его участии. С 1175 г. в его состав назначались постоянные светские и духовные судьи. Местом пребывания этого суда, так же как и других высоких ("высших") Королевских судов, был Вестминстер. Важное место среди высоких Королевских судов занимал Суд казначейства (the Court of Exchequer). Суд общих тяжб, в отличие от других высоких Королевских судов, занимался рассмотрением тех гражданских дел, касающихся земельной собственности, недвижимости и т.п., которые не затрагивали непосредственно интересы короля. В силу своей относительно широкой доступности этот суд называли Судом общих тяжб (Common pleas). Со временем Суд общих тяжб стал основным судом общего права[54]. Большую роль в отправлении королевского правосудия в рассматриваемый период играл Суд королевской скамьи[55]. Он являлся своеобразной трансформацией личного Суда короля. Свое название этот суд получил в силу того, что по обычаю король лично сидел на судейской скамье во время отправления правосудия. Суд королевской скамьи рассматривал как гражданские так и уголовные дела, непосредственно затрагивающие интересы короны[56]. Со временем он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая Суд общих тяжб.

Наряду с названными судами, отправлявшими правосудие в Вестминстере, широкое распространение в Англии в рассматриваемый период получила система королевского разъездного судопроизводства[57].

Вся система королевского судопроизводства, и в особенности Вестминстерские суды (Суд казначейства, Суд общих тяжб и Суд королевской скамьи), сыграли решающую роль в процессе возникновения, а затем становления и развития той правовой системы, которая получила название общего права в силу своего охвата всей территории страны. Эти судебные органы, собственно, и были теми органами, которые породили это право и которые нуждались в этом праве.

Необходимость в создании права, которое бы признавалось и действовало на любой части английского королевства, вызывалась целым рядом как чисто юридических, так и политических причин.

Среди первых следует указать прежде всего на разнородность, архаичность и раздробленность местного права, выступающего в основном в виде обычаев; неспособность его выйти за пределы своей традиционной территории, а тем более охватить территорию всей страны. В условиях становления нового централизованного государства, естественно, требовалось новое право.

Другой, не менее важной юридической причиной, вызвавшей необходимость формирования общего права в Англии, было то, что Вестминстерские суды в отличие от аналогичных судебных инстанций континентальных стран не могли также использовать и римское право. Известно, что римское право по природе своей и характеру - это преимущественно частное право, тогда как споры, рассматриваемые Вестминстерскими судами, были в основном публично-правовыми[58].

Среди политических причин, обусловивших необходимость создания системы общего права, а в его пределах - чисто судейского права, следует обратить внимание на те, которые связаны с правовым закреплением и усилением королевской власти, с обеспечением ее доминирующей роли в государственно-правовом механизме Англии, с прямым выражением и защитой интересов английской (в начале завоевания - фактически нормандской) короны.

По мере развития Вестминстерских судов и расширения их юрисдикции публично-правовой характер высоких Королевских судов не только не уменьшался, а, наоборот, еще более укреплялся. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и основывались на присяге верности"[59].

С другой стороны, усилению публично-правового характера Королевских судов способствовало стремление самой короны, в целях укрепления своей власти, к расширению своих судебных полномочий и соответственно к усилению публично-правового характера реализующих эти полномочия Королевских судов.

Третий период развития общего права хронологически определяется с 1485 г. (приход к власти династии Тюдоров) и по 1832 г. - год проведения судебной реформы в Англии. Он рассматривается как период расцвета общего, а вместе с ним и судейского права в Англии, его соперничества и "сотрудничества" с так называемым правом справедливости и как период начала распространения (экспансии) общего права за пределы страны.

Некоторыми авторами он не без оснований характеризуется также как период появления кризисных тенденций в развитии общего права[60]. Основные их причины усматриваются прежде всего в чрезмерном расширении компетенции Королевских судов, не позволяющей им в силу сложности, а главное многочисленности исков своевременно справляться с рассматриваемыми делами. А кроме того - в чрезмерной сложности и консервативности самой судебной процедуры.

Согласно действовавшим процедурным правилам, для обращения в Королевский суд нужно было заручиться сначала специальным предписанием (writ) короны в лице ее высшего должностного лица - канцлера. В формально-юридическом смысле такое предписание рассматривалось как привилегия со стороны короля и выдавалось лишь при наличии для того достаточных оснований и при условии предварительной оплаты канцлеру всех судебных издержек.

С технической стороны такое предписание, по мнению исследователей, представляло собой "не просто разрешение действовать", а являлось "как бы приказом короля своим чиновникам предложить ответчику не нарушать право и удовлетворить требования истца". Если ответчик отказывался повиноваться, то только после этого истец предъявлял к нему иск, который рассматривался Королевскими судами "не столько потому, что ответчик возражал против притязаний истца, сколько в связи с его неповиновением приказу властей"[61].

Данное предписание (writ) имело важнейшее значение не только в процедурном плане, но и для решения вопроса по существу. В период, когда система королевских предписаний чрезмерно разрослась и в значительной мере "предопределяла собой юрисдикцию судов общего права", весьма важную роль играли как само содержание того или иного предписания, так и правильный выбор такого предписания. Там, где нет предписания, там нет и права ("where there is no writ, there is no right"), говорили английские юристы[62].

Это касалось всех без исключения "королевских" предписаний (о взыскании долга, о возвращении "незаконно захваченного чужого имущества", о признании недействительным заключенного договора, и т.п.), но в первую очередь тех, которые непосредственно затрагивали интересы "сеньоров" баронов, желавших самим вершить правосудие в своих вотчинах и с беспокойством наблюдавших за усилением королевской власти в стране[63].

Но с развитием общее право оказалось "перед риском образования новой правовой системы - соперницы, которая по истечении некоторого времени могла даже заменить собой общее право, подобно тому, как в Риме античное гражданское право в классическую эпоху оказалось перед лицом его подмены преторским правом". Такой системой-соперницей оказалось "право справедливости" (Law of Eguity)[64] Решения Лорда-канцлера как "исповедника" и блюстителя совести короля по всем этим вопросам выносились сначала с учетом "справедливости в данном случае", а затем на основе доктрины "королевской справедливости". При этом корректировали процедуру деятельности обычных королевских судов - судов общего права и применяемые ими принципы. По мере увеличения количества обращений к королю с просьбой защитить права истцов "по совести и справедливости", а также по мере накопления жалоб на плохое правосудие, осуществляемое судами общего права, аппарат при Лорде-канцлере во главе с ним постепенно превращается в особый суд[65]. Помимо "принципов справедливости" Суд Лорда-канцлера опирался в своей деятельности также на так называемые максимы, которые призваны были подчеркнуть "справедливый и естественный характер" правосудия, отправляемого данным судом[66].

Заботясь о правосудии и справедливом его отправлении, правители Англии отдавали в тот период предпочтение юрисдикции Лорда-канцлера. Этому способствовали, с одной стороны, принципы, применяемые Судом Лорда-канцлера, а с другой - "соображения политического порядка".

Однако, несмотря на официально закрепленное превосходство канцлерского Суда над Вестминстерскими судами, канцлеры "оказались достаточно умны, чтобы не злоупотреблять своей победой". В результате повседневного взаимодействия двух судейских структур между ними со временем было достигнуто (на основе существующего status quo) своеобразное молчаливое соглашение.

Суть его сводилась к следующему: а) юрисдикция Суда Лорда-канцлера сохранялась в полном объеме, но не должна была расширяться за счет Вестминстерских судов; б) со стороны Суда Лорда-канцлера, действовавшего на основе им же самим созданной процедуры, не должно было быть никаких "выпадов" в адрес судов общего права; в) в дальнейшем король не должен был использовать свою власть для создания каких бы то ни было новых судов, не зависимых от Вестминстерских судов[67].

Данное соглашение между различными судейскими системами привело по мере их эволюции к тому, что грани между их процедурами и отдельными правовыми институтами (прецедентами) стали постепенно стираться. Однако полного слияния права справедливости и общего права так и не произошло[68].

Четвертый период развития английского права начинается в 1832 г. и продолжается до настоящего времени. Он отличается значительной трансформацией как государственного механизма, так и правовой системы Англии. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовые и судебные реформы. В результате юристы перенесли акцент с процессуального на материальное право. Была проведена также огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые массивы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной судебной реформы все английские суды были уравнены в своих правах. В отличие от всех предшествующих периодов они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы "права справедливости"[69].







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.187.106 (0.01 с.)