ТОП 10:

Понятие, черты и формы источника права



Право, как особый феномен общественной жизни, в юриспруденции рассматривается посредством выделения его сущности, содержания и особой формы. Вместе с тем, язык права содержит в себе элементы образности мышления и условности. Таково происхождение термина «источник права».

Понятие «источник права» существует в течение многих веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран.

Дореволюционный цивилист и юрист Г. Шершеневич[1] справедливо отмечал, что под термином «источник права» понимаются:

а) силы, творящие право. Например, источником права считают «волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»;

б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется, например, тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса Наполеона;

в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего права». Например, о таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris сivilis, русской правдой и т.п.;

г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона.

Разнообразие значений, которые придаются выражению "источник права", призывает нас к тому, чтобы заменить другим выражением - "формы права". Под этим термином следует понимать различные виды права, которые отличаются по способу выработки содержания норм.

Современный ученый – юрист Вопленко считает, что «в целом источники права – это то, откуда мы можем почерпнуть сведения о тех или иных нормах права (правилах поведения), об их содержании. То есть, это внешнее выражение права»[2].

Таким образом, «под источником права в юридической науке принято понимать официально принятые в данном государстве способы и формы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение»[3].

Государственная воля, воплощенная в системе источников права, имеет свое социальное и юридическое содержание. Социальной точки зрения, в ней представлены юридически выра­женные и защищенные интересы классов, наций, народностей, социальных групп в основных социальных сферах их жизнедея­тельности. Это наиболее значимые социальные интересы в облас­ти экономики, политики, культуры, быта и т. д., принявшие форму юридических мотивов и воплотившиеся в правовых нор­мах, составляющих юридическое содержание законов, указов, постановлений и т. д.

Источник права есть «официальная форма выражения и зак­репления государственной воли»[4].

По мнению Вопленко «к характерным признакам, по которым можно определить источник права, являются:

А. Правотворческая значимость источника права.

Б. Содержание в виде юридически оформленной государственной воли.

В. Государственная обязательность и гарантированность.

Г. Особая юридическая форма

Д. Установление основ, начал рпавового регулирования вопределенных сферах общественной жизни.

Правотворческое значение источника права определяется тем, что он либо создается в процессе специальной правотворческой деятельности, либо его практическое значение выражается в ус­тановлении норм права, созданных в особом порядке»[5].

Источник права следует рассматривать как традиционно это делается в юридической литературе с разных сторон и в разных аспектах.

Во-первых, с этимологической стороны, с точки зрения общепринятого представления об источнике – его понятии и содержании как таковом.

Обратившись к отечественным и зарубежным толковым сло­варям, можно констатировать, что источник в этимологическом смысле понимается как:

а) «то, из чего берется, черпается что-ли­бо; то, что дает начало чему-либо, служит основой для чего-либо»;

б) «письменный памятник, документ, на основе которого строит­ся научное исследование»;

в) «исходные место или позиция, служащие основой для развития чего-либо».

Данное представление об источнике позво­ляет определить дальнейшее направление процесса познания источников как таковых вообще и ис­точников вполне конкретных явлений, институтов и учреждений в виде политики, экономики, культуры, идеологии и, естественно, права, в частности.

Во-вторых, «под углом зрения источника права как естествен­ного - географического, климатического, биологического и иного фактора, оказывающего непосредственное влияние на процесс правообразования и опосредственное - на процесс правотворче­ства и, соответственно, на само право»[6]. Это - своего рода естест­венный источник права.

В-третьих, «с точки зрения источника права как социального, политического, идеологического, культурологического и иных по­добных факторов, оказывающих прямое воздействие на процесс ~ правотворчества, а через него, опосредственно, - и на само право»[7]. Этот источник права можно назвать, исходя из его природы и на­значения, социальным источникам права.

В-четвертых, с экономической сторо­ны,«с точки зрения восприятия в качестве источника права эконо­мических факторов, существующих в том или ином обществе и оказывающих на процесс правообразования, наряду с другими факторами, определенное влияние»[8]. Исходя из природы и характе­ра данного источника права, его обычно называют материальным источником права.

Для того, чтобы уяснить, что такое «форма права», необходимо остановиться на категории «форма», которая является одной из самых сложных в философии. Парной категорией для нее выступает философская категория – «содержание»[9].

«Содержание» с философской точки зрения – «это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии, поскольку с точки зрения логики всякое понятие имеет содержание и объём»[10]. Форма же есть способ существования, выражения и преобразования содержания. Обычно различают внутреннюю и внешнюю форму явления.

«При относительном единстве содержания и формы, содержание представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию»[11].

 

Виды форм права

«На данный момент существуют различные классификации видов права. Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов»[12].

1) Наиболее древней формой права является правовой обычай. Правовой обычай – это сложившееся и часто применяемое в какой-то сфере человеческой деятельности правила поведения, независимо от того, закреплено оно в каком – либо письменном документе или нет, но признанное, санкционированное, поставленное под защиту государства. Правовой обычай следует отличать от обычая, который источником права не является, а только может им стать в результате санкционирования государства.

Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай образует обычное право. Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев - Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская правда и т.д.

В статье 427 ГК РФ[13] говорится, что санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридических обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права. И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая - результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике.

2) Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения последующих аналогичных дел[14].

Виды правовых прецедентов:

а) судебный;

б) административный.

Различие этих прецедентов связано с существованием в механизме государства судебных и административных органов.

В ряде современных государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств прежде всего относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного прецедента в этих странах неодинаковы.

В Украине судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к числу правотворческих органов. Публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических дел высшими судебными инстанциями служат ориентиром правильного понимания и единообразного применения норм материального и процессуального права.

3) Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержится юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.).

Согласно ст. 422 ГК РФ[15] договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

«Для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. «Историческими примерами договора нормативного содержания в советском праве могут служить Договор об образовании Закавказской советской республики (1922 г.), Договор об образовании СССР (1922 г.), Федеративный договор (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации, 1992г.)»[16].

В области трудового права значительную роль продолжают играть коллективные договоры. Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ[17], коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Следует подчеркнуть, что договорное право - юридический фундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.

«Принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» один из наиболее значимых актов, цельно регулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников. В качестве основной формы права выступает договор в международном праве. Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Примером международно-правового договора нового типа может служить принятый 12 сентября 1990 г. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, согласно которому «объединенная Германия будет включать территорию Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия и всего Берлина»»[18].

Нормативно-правовые договоры - проявление нормативной саморегуляции. Но нельзя забывать, что "первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает нормативно-правовой акт, а конкретнее диспозитивные нормы права. Например, Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 160-167, 255, 295, 350) закрепляет формы и общие условия договоров, ст. 22 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» фиксирует содержание договора между соучредителями средства массовой информации»[19].

4) Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

«Нормативный акт – важнейший источник права РФ. Нормативный акт обладает всеми основными признаками источника права»[20]. В частности, он: а) имеет правотворческую природу; б) содержит в себе нормы права; в) об­ладает государственной обязательностью; г) издается строго оп­ределенными органами государственной власти и в некоторых случаях уполномоченными на это общественными объединения­ми; д) имеет четко определенную законом форму; е) распрост­раняет свое действие на широкий круг общественных отношений и не исчерпывает свое регулирующее воздействие разовым ис­полнением.

«Нормативные акты исходят от компетентного государственного органа, рассчитаны на неоднократное количество применений, без «привязки» к конкретному случаю с конкретным лицом – в отличие от актов применения права»[21].

Нормативные акты в России делятся на законы и подзаконные акты. Очевидно из названия этих двух групп нормативных актов, что законы имеют главенство над подзаконными актами. Подзаконные акты не должны противоречить законам, а в случае, если такое противоречие все же имеет место, то применяется закон, а не противоречащий ему подзаконный акт.

Законы бывают различными. По юридической силе их располагают следующим образом[22]:

а) Конституция России;

б) федеральные конституционные законы (особый вид законов, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией – например, в пункте 1 статьи 70 Конституции[23]). Число федеральных конституционных законов ограничено – их может быть принято ровно столько, сколько предусматривает Конституция. Действуют на всей территории России);

в) федеральные законы (действуют на всей территории России);

г) законы субъектов Российской Федерации (принимаются парламентами соответствующего субъекта Российской Федерации – например, Московской городской Думой или Законодательным Собранием Ленинградской области – и действуют на территории только этого субъекта Российской Федерации).

Подзаконные акты в России по своей юридической силе (в порядке убывания) бывают следующими[24]:

а) указы или распоряжения Президента России (действуют на всей территории России);

б) постановления или распоряжения Правительства России (действуют на всей территории России);

в) нормативные акты федеральных министерств и ведомств (действуют на всей территории России. Названия и самих министерств/ведомств различны, а также различаются наименования нормативных актов: указания федеральных министерств, приказы федеральных министерств, циркуляры федеральных служб, письма федеральных служб, телеграммы Центрального Банка и т.п.);

г) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (действуют только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации – например, указы мэра Москвы и постановления Правительства Москвы действуют только на территории города Москвы как субъекта Российской Федерации);

д) нормативные акты органов местного самоуправления (действуют только на соответствующей территории).

Более подробно о примерах нормативных актов можно посмотреть в разделе «Обществознание» на сайте Лицея – там в числе материалов для подготовки выложен текст с примерами нормативных актов в России.

Из всех перечисленных признаков следует выделить два, отличающих нормативные акты от других источников права. Это основанная на авторитете органов власти безусловная государ­ственная обязательность и внешняя формальная определенность.

5) Религиозные правовые тексты для стран религиозной правовой семьи.

6) Традиции и обычаи родоплеменной правовой семьи.

«Каждая система права признает обычно несколько источников права, но какие-то из них преобладают. Например, в России как в стране с правовой системой, относящейся к континентальному виду, в основном предпочтение отдается нормативным актам. В то же время в США, где действует англосаксонская правовая система, основным источником права является судебный прецедент»[25].







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.008 с.)