Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга для воспитателя детского сада

Поиск

В.А.Шишкина

ДВИЖЕНИЕ

+

ДВИЖЕНИЯ

КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Москва «Просвещение» 1992

 

 

ДВИЖЕНИЕ + ДВИЖЕНИЯ—ФОРМУЛА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Гиподинамия — что это такое? Угрожает ли она маленьким детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного чело­века, пока не коснулся ни условий быта самого ребенка, ни его основной деятельности — игры.

Однако ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к раннему возрасту. В результате подобран надеж­ный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной актив­ности, умения действовать «рядом» и «вместе» с другими. Этот ключ — движения!

Каково же мнение разных специалистов о значении двига­тельной активности?

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необхо­димой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особен­но важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение — это предупреждение раз­ного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно­сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение — это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок — деятель! И дея­тельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку прихо­дят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в про­странстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информа­ция поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное раз­витие. Развитость движений — один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание ок­ружающего посредством движений наиболее всего отвечает пси­хологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Все известные педагоги с древности до наших дней отме­чают: движения — важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения — первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а у более старших детей—форма проявления человеческих качеств.

А разве может быть труд — основа основ жизни — бет точ­ных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эсте­тическое удовольствие.

Итак, выведем формулу:

 

Движение + Движения = Основа основ
фундамент настоящего и будущего здоровья де­тей, их гармонического физического развития важнейшее условие и средство общего развития ребенка, фор­мирования его психики, спо­собностей, жизненной актив­ности физического, умственно­го, нравственного, эсте­тического и трудового воспитания
     

 

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ

МОЖНО ЛИ ИЗМЕРИТЬ ДВИЖЕНИЯ?

В своем историческом развитии организм человека форми­ровался в условиях высокой двигательной активности. Перво­бытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спа­саться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба — для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье — для преодоления пре­пятствий, метание — для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существова­ния человека — выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости — че­ловек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигатель­ной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существо­вание» специально придуманными движениями — физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности взрослых и детей А теперь попытаемся ответить на два вопроса:

достаточно ли двигаются дети раннего возраста в условиях
дошкольного учреждения; }

существуют ли нормы двигательной активности для детей двух-трех лет и каковы они?

При сравнении режима дня групп детей раннего возраста и детского сада на первый взгляд кажется, что у первых мень­ше факторов, ограничивающих двигательную активность. На­пример, действующей программой на проведение занятий в груп­пах детского сада отводится 40—100 минут, тогда как в груп­пах детей второго и третьего года жизни — до 30 минут. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем старшие дети, двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиваться на таких занятиях, как рисование, леп­ка, рассматривание книг, слушание сказок, радиопередач. По­давляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действия с предметами и игрушками. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает

значительно труднее.

В то же время по ряду причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у ма­лышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, часто с трудом находят себе занятие, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности.

Следовательно, в режиме дня групп детей раннего возраста есть и «плюсы» и «минусы», знание которых необходимо для правильной организации двигательной активности детей.

В результате специальных исследований учеными установ­лены ориентировочные нормы двигательной активности детей.

В каких единицах можно измерить движения ребенка? Преж­де всего — в условных шагах. Для этого используется специаль­ный прибор — шагомер. Это так называемый объем дви­жений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен 5,5 тысячи, двух с половиной и трех лет — 6,3 и 6,8 тысячи шагов. Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается.

Другим показателем является продолжительность двигатель­ной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования.

Интенсивность двигательной активности — среднее количест­во движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей двух лет, 43—50 — двух с половиной, 44—51 — трех лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойствен­на частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение- и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.

В этом возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется главным образом предложенным двигательным ре­жимом. На повышение двигательной активности оказывают влия­ние достаточная площадь для игр, правильное размещение обо­рудования и игрушек, новизна игровых и физкультурный занятий, по­собий.

Во многом подвижность детей зависит от их двигательных умений, эмоционального состояния.

Знание воспитателями и родителями особенностей двигатель­ной активности детей поможет в рациональном построении дви­гательного режима в детском саду и семье.

КАКИЕ ОНИ РАЗНЫЕ!

Давайте понаблюдаем в группе за малышами, каждый из которых занят своим делом. Таня и Ира играют с куклами. Таня играет сидя: кормит куклу, переодевает, укладывает спать. Все движения при этом выполняет почти не вставая с места и не меняя позы. Ира те же действия с куклой выполняет, находясь в постоянном движении: приседает, наклоняется, пере­двигается на коленках, садится на корточки, переходит с места на место.

Даже с такой игрушкой, как мяч, который программирует именно активные движения, дети по-разному подвижны. Игорь и Юра могут бросать мяч и бегать за ним по 15—25 раз подряд. А вот Сережа чаще выполняет с мячом более спокойные движе­ния: упирается лбом в середину мяча, прижатого руками к полу, и крутит его, удерживая равновесие; сидя перекатывает мяч по одной ноге, затем по другой или прокатывает мяч под одной и другой ногой и вокруг себя; вращает мяч на месте; с кем-нибудь вдвоем катают мяч друг другу; если бегает за мячом, то непродолжительное время.

При ознакомлении с новой игрушкой дети проявляют свою активность по-разному. Например, игрушечный грузовой автомобиль один ребенок катает сидя на коврике; другой — лежа на полу, подолгу рассматривая, как крутятся колеса; третий — резко толкает машину и бежит за ней, громко смеясь. Некоторые дети, особенно на втором году жизни, могут продолжительное время без каких-либо дополнительных движений и эмоций во­зить автомобиль по кругу, держа за веревочку. Кто-то шумно бегает, задевая предметы и игрушки; кто-то, ничем не занятый, со скучающим видом сидит на полу. Как тут разобраться: кому из детей что нужнее и следует ли что-нибудь здесь менять? А что говорят по этому поводу ученые?

Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей. Так, у двух-трсх-летних ребят объем движений за день составляет: у одних — в пределах 2160, у других более 13 тысяч шагов, а в среднем около 6 тысяч шагов. Время двигательной активности колеблет­ся в пределах 1—3 часов, а интенсивность от 21 до 108 движе­ний в минуту (в среднем 38—51).

Таким образом, можно условно выделить три группы детей: большой, средней и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. В каждой группе детского сада их примерно половина или чуть больше. Среди них выделяются дети с несколько повы­шенной или сниженной интенсивностью двигательной.активности, не сказывающейся на их общем поведении. При хороших усло­виях в группе они самостоятельно активны. Движения обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Среднесуточное количество шагов у этих детей в пределах 5300—6700 шагов, продолжи­тельность двигательной активности 2,5—3 часа, интенсивность — 32—56 движений в минуту.

Дети большой подвижности всегда особо заметны, хотя и составляют от общего состава группы примерно одну пятую часть. Среднесуточное количество шагов у них 8—10 тысяч, сезонное колебание которых, по сравнению с детьми средней и низкой подвижности, проявляется наиболее ярко. Индивидуаль­ные проявления в продолжительности и интенсивности двигатель­ной активности колеблются в разное время года в пределах 139—212 минут в день и 54-—108 движений в минуту. Среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью дви­жений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигатель­ной активности ровное, спокойное. Дети с высокой интенсив­ностью движений (более 70 движений в минуту) отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конф­ликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у этих детей отмечается «малая степень ее осознанности*. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях. В отдельные дни или в разное время дня наблюдается резкий спад подвижности. Возможно, что именно дефицит времени при высокой потребности в движе­нии вызывает повышенную интенсивность двигательной актив­ности, что отрицательно сказывается на общем поведении ре­бенка, так как вызывает утомление. Основное внимание в разви­тии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.

Дети малой подвижности в детском саду составляют пример­но одну четвертую часть. Объем двигательной активности у них невелик — от 2700 до 4500 шагов в день, а индивидуаль­ные и сезонные проявления двигательной активности меньше, чем у детей средней и особенно высокой подвижности. Мало­подвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В проти­вовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, вы­бирают деятельность, не требующую большого пространства и движении. Они не решаются вступить в общение со сверстни­ками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподви- ных детей отмечается целый ряд неопределенных движений. Например, медленное продвижение за счет скользящего шага вперед или в сторону, движения типа «полуходьбы» {шаг — остановка — полшага или шаг на месте—снова остановка). У некоторых детей такие движения до 30—40 минут в день.

У малоподвижных детей воспитывают интерес к движенням, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внима­ние уделяется развитию двигательных умений и навыков. Мало­подвижность следует рассматривать как серьезный недостаток поведения ребенка. Не можно объяснить дефицитом условий для движений, слабыми двигательными умениями и навыками детей, их состоянием здоровья, а также тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.

КИРПИЧИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

Программой воспитания в детском саду выделено два основ­ных компонента двигательного режима: организованная и само­стоятельная двигательная деятельность. Чтобы отдать предпоч­тение той или иной форме двигательной деятельности в груп­пах раннего и младшего дошкольного возраста, рассмотрим со­отношение времени, затраченного на выполнение различных ре­жимных моментов, и двигательную активность детей в них (дан­ные автора).

Формы деятельности Продолжительность деятельности Двигательная активно. сти, н %
    в мин в %    
Самостоятельная Организованная Бытовая (кормление ит. д.)   54,1 36,7 30 2,8 6,6
Всего       39,4  

Как видно из таблицы, организованная деятельность в этих группах занимает немного времени, всего 9,2% от общего перио­да бодрствования (данные взяты в детских садах при 9-часо­вом пребывании детей, из них 3 часа уходит на сон). Двига­тельная активность в организованных мероприятиях составляет

всего 2,8%.

Время бытовой деятельности составляет в среднем беге ми­нуты, двигательная активность детей при этом —6,6%.

Самое продолжительное время занимает в этих группах са­мостоятельная деятельность детей, которая составила 54,1 /0. Дви­гательная активность дошкольников в этой деятельности также самая высокая —30% из 39,4% общего времени двигательной активности за день.

Таким образом, основной резерв двигательного режима ма­лышей — в их самостоятельных движениях.

Необходимо искать пути увеличения двигательной активности и в бытовой деятельности, а также путем включения различ­ных движений и действий в занятия по развитию речи, изобра­зительной деятельности и т. д.

БОЛЬШЕ ДВИГАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня маленьких детей. Она является и наименее уто­мительной из всех форм двигательной активности.

Замечено, что при правильной организации самостоятельной деятельности значительно облегчается привыкание детей к детско­му саду. Малыши охотнее идут в группу, меньше капризни­чают, если воспитатель концентрирует их внимание на актив­ных движениях и играх.

Вместе с тем самостоятельная деятельность, занимающая боль­шую часть времени пребывания ребенка в детском саду, мень­ше всего находится под руководством взрослых.

Проанализируем, как распределяется время воспитателя при организации режимных процессов. Как показал хронометраж, из 6 часов рабочего времени около 4 часов уходит на обслу­живание детей (кормление, переодевание, туалет и т. д.), 70— 75 минут — на проведение занятий и подготовку к ним и лишь 45—55 минут — непосредственно на руководство самостоятельной

деятельностью детей.

В самостоятельной деятельности малышей основное место за­нимают различные игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообра­зие движений, в свою очередь, обогащает содержание игры и делает ее особенно интересной и желанной для малыша.

" Однако наблюдения показывают, что часто в сюжетных играх малыши двигаются мало. Все действия с куклой (кормят, переоде­вают, укладывают спать) они обычно выполняют сидя. Особенно незначительны их движения при действиях с такими образ­ными игрушками, как птицы, животные: дети лишь переставляют их с места на место, держат в руках. Из всех видов движений в играх они чаще всего используют ходьбу, иногда бег и очень редко — прыжки, лазанье, метание. Большинство детей, прежде чем сосредоточиться на игре, некоторое время остаются в «без­деятельном» состоянии. Продолжительность такого состояния у раз­ных детей колеблется за день от 5 до 60 минут.

Как обогатить игру ребенка разнообразными движениями? Преж­де всего, необходимо выделить достаточную площадь для игр и обеспечить детей разнородным игровым материалом. Дети в возрас­те от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев больше всего любят каталки (озвученные, с сюрпризами), машины, коляски. Игрушки двигательного характера в этой группе должны составлять не менее половины всех имеющихся в группе пособий. Многие игруш­ки дети не используют в своих играх, потому что не знают, что с ними можно делать. Поэтому при внесении в группу новых игрушек детей учат разным действиям с ними, например: машину можно возить за веревочку быстро и медленно (идти или бежать), ползти за ней на четвереньках, подталкивая осторожно сзади, если она нагружена; можно играть вдвоем, перекатывая машину друг другу и находясь в разном исходном положении (присев, нагнувшись). В упражнениях с каталкой предусматриваются дейст­вия медленные и быстрые, с прыжками, остановками; показывается передвижение по дорожке из шнуров, доске, между предметами.

Можно выделить целый ряд движений и в играх с образными игрушками. Например, зайчик играет в прятки с лисичкой, убе­гает от нее, прыгает. Обычное подлезание под скамейку вместе с зайчиком для ребенка превращается в веселую игру. Игрой для ребенка становится и ситуация, при которой он усаживает своего мишку на стул и предлагает ему посмотреть, как надо ходить по скамейке. Здесь часто можно услышать забавный разго­вор ребенка со своей игрушкой. Вот ребенок ведет зайца по скамей­ке, а у того все время подгибаются лапы. Тогда он усаживает его, грозит пальцем («Внимательно смотри, как надо ходить») и выполняет движение сам. Малыш явно подражает воспитателю, который показал действие. Но не это важно. Главное, что он многократно самостоятельно повторяет движение в занимательной для себя форме, радуется этому.

Значительно разнообразит движения в играх использование физ­культурных пособий. Наиболее доступные из них для маленьких детей — мяч, обруч, скакалка. Вначале действия с ними предельно просты, не носят специфического характера — дети обыгрывают их. Например, двухлетняя Машенька кладет на пол обруч, а в середину его мяч, садится на него с мишкой, заявляя: «Это наш дом, мы будем жить в нем с мишкой». Сергей превращает обруч в «окошечко» своего дома, в которое он то выглядывает, то пря­чется. Кто-то использует тот же обруч в качестве руля «автомашины» или «мотоцикла». Из скакалки можно соорудить «дом» (круг на полу), использовать ее в качестве микрофона, построить дорожку для ходьбы и т. д.

Постепенно таким же образом вносят в игры детей и более сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящи­ки и др.

Разнообразие пособий вызывает у ребенка интерес к движе­ниям, предупреждает развитие у него двигательных стереотипов, развивает творческие способности, умение использовать пособия в разнообразной деятельности — двигательной, игровой.

Пока у детей мал запас действий, вносимые пособия необхо­димо «обыгрывать», т. е. показывать самые простые движения. Когда же движения усвоены, не следует торопиться с показом их на новом оборудовании — пусть дети сами догадаются, как применить уже знакомые действия в новой для них обстановке. А с неуверенными, робкими детьми воспитатель всегда рядом, чтобы подбодрить и оказать им помощь, поиграть вместе.

Следующий этап в обогащении детских игр движениями — внесе­ние в них содержания, требующего использования этого оборудо­вания. Воспитатель подзывает к себе несколько детей: «Хотите на машине поехать? Давайте ее построим». Все вместе строят машину из того, что есть в группе: кирпичиков, кубов, скамеек и т. д., затем воспитатель предлагает детям сесть в машину: «Поехали, би-би-би». Дети с одного показа усваивают этот не­сложный сюжет и очень любят повторять его на разных пособиях (кубах, стульях).

Детям от двух до трех лет (при хорошей постановке работы по физической культуре в целом) вполне доступны в элементар­ной форме сюжеты на темы музыкальных и физкультурных за­нятий, утренней гимнастики, прогулки. Действия в этих играх эле­ментарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют. Иногда они бе­рутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно.

Важно показать детям возможности использования физкультур­ного оборудования в играх с куклами. Пусть дети «учат» своих кукол «заниматься» физкультурой — ходить по доске, спрыгивать с кубов, влезать на лестницу-стремянку (пособия находятся в этот день в группе), «танцевать» и т. п. Обычно ребенок делает это с большим удовольствием, приговаривая: «Иди, не бойся, ты уже большая. Вот молодец!»

Можно изготовить специальное физкультурное «кукольное» обо­рудование: скамейку, лестницу-стремянку, горку-скат. По форме оно похоже на обычное оборудование, но несколько уменьшено в размерах. Обязательные требования к нему — легкость и проч ность, чтобы дети могли легко его переносить и использовать для собственных движений, а не только в играх с куклами.

Отдельные действия с куклами воспитатель показывает в играх-занятиях со всеми детьми в качестве образца, другие — индиви­дуально, с учетом интересов каждого ребенка. Иногда педагог просто напоминает ребенку какое-либо действие: «Что-то твоя дочка только ест и спит, разве она больше ничего не умеет делать? Научи ее ходить по дорожке» («Пойди с ней на прогулку», «Пусть кукла потанцует», «Покажи, как она умеет подпрыгивать», «Влезь вместе с куклой на лесенку» и т. п.).

Воспитатель замечает интересные начинания детей и закрепляет их. Для этого достаточно порой лишь зафиксировать внимание ребенка на каком-то действии. Вот малыш влез и сел верхом на лестницу-стремянку высотой 1 м, превратив ее в машину.

Педагог шутит: «Что это за машина — ни колес, ни руля». Ребенок вначале теряется, затем слезает с лестницы, разыскивает маленький обруч, быстро возвращается с ним обратно на лестни­цу и с торжествующим видом заявляет: «Это самая лучшая ма­шина». Кто-нибудь из детей обязательно становится свидетелем этой сцены и в силу подражательности тут же превращается в такого же «водителя» машины. Интересно, что в группе после этого случая все дети стали использовать лестницу-стремянку в своих играх: для одних она становилась самолетом, для других — домом (дети говорили: «Это девятый этаж»). Иногда на ней со­биралось сразу трое-четверо детей, и лестница превращалась в поезд. Дети влезали и спускались с лестницы по нескольку раз. Это движение естественно и прочно вошло в ролевые игры ребят.

Не нужно бояться, что все дети в таких случаях начнут вы­полнять однотипные действия. Обычно малыши выполняют дейст­вие, каким увидели, лишь два-три раза, а затем обязательно вносят в него что-то от себя. Например, девочка (возраст около трех лет), идя по гимнастической скамейке, вдруг вспомнила стихотво­рение А. Барто «Бычок», которое разучивалось в этот день на занятии. Она декламировала его, сочетая с темпом ходьбы, а прежде чем сойти со скамейки, изобразила, что боится упасть. Действие тут же было подхвачено другими детьми. Когда малыши прошли по скамейке два раза, они вспомнили стихотворение «Зайка» того же автора, а затем и другие произведения.

Дети в самостоятельной деятельности любят бегать. Если бег становится чрезмерно продолжительным, это ведет к перевозбуж­дению нервной системы и переутомлению. Вовремя подсказанный ребенку сюжет вносит в бесцельную беготню и образность, вызывает необходимое и, регулирования движения. Сюжетной на­правленности игр способствует внесение различных атрибутов в виде нагрудных знаков, шапок с изображением зверей, птиц, авто­буса, троллейбуса, самолета, ракеты, тепловоза. В играх с этими пособиями дети обычно берут на себя сразу два образа, например самолета и летчика, автобуса и водителя. Эти игры кратковременны, но ценны своими целенаправленными движениями.

Положительно сказывается на развитии движений детей об­щение их в играх, для чего создаются соответствующие предпо­сылки. Пусть дети в играх ходят друг к другу в гости, органи­зовывают совместные прогулки кукол, строят один дом на всех играющих. Особенно полезно общение детей с разным уровнем развития движений, а также детей разной степени подвижности.

Чтобы движения стали полноценным компонентом игровой дея­тельности, детей учат разным действиям с игрушками и пособиями, приучают использовать физкультурное оборудование в играх, выби­рать для игр сюжеты, включающие применение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье)

ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ВСЕХ ВМЕСТЕ

На физкультурных занятиях дети усваивают новые движения, уточняют способы выполнения уже знакомых действий, учатся приме­нять их в новой для себя обстановке. При этом должна быть обеспечена оптимальная физическая нагрузка и двигательная актив­ность каждого ребенка; созданы благоприятные условия для обще­ния детей между собой и с воспитателем. Иными словами, решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных за­дач. Каким же образом обеспечить высокую результативность каждо­го из занятий?

Прежде всего, создадим эмоционально непринужденную обста­новку. Пусть малыши двигаются, играя, почаще проговаривают свои действия, слышат похвалу, чувствуют, что взрослые тоже радуются вместе с ними.

Малыши очень любят заниматься физкультурой в коллективе. Однако если присмотреться к ним внимательно во время занятия, то можно заметить, что действуют они пока каждый сам по себе, старательно выполняя указания воспитателя. Поэтому и приходится педагогу обращаться с заданиями и ко всем, и к каждому в отдель­ности, например: «Все ребята идут по дорожке. И Коля идет, и Ира...» Учитывая это, на первых порах воспитатель особо за­ботится о том, чтобы каждому ребенку было достаточно места для движений на занятии, чтобы никто не ждал очереди для выполнения упражнений.

Организовать выполнение прыжков с места можно так. Вос­питатель использует пособие «Три дорожки», рассчитанное на вы­полнение движения 10—12 детьми одновременно. «Перед вами три дорожки,— говорит педагог.— Подойдите к синей дорожке (край­ней). Ровненько станьте. А теперь приготовимся и прыгнем вместе. Молодцы! (Воспитатель выполняет движения вместе с детьми.) Сейчас подойдем к красной дорожке. Опять приготовились... прыг­нули!»

Малыши не умеют быть бездеятельными. Если они ничем не заняты, то начинают шалить, толкать друг друга. Этого не слу­чится, если заранее предусмотреть организацию детей, расста­вить оборудование, стараясь использовать его на занятии много­кратно.

Например, пособие «Три дорожки» можно включить в вводной части занятия для ходьбы, перешагивания; в основной — для полза­ния на четвереньках, прокатывания мячей, прыжков; гимнастичес­кую скамейку — для общеразвивающих упражнений, ходьбы, ла­занья, перелезания, подлезания, спрыгивания, в подвижной игре — в качестве «домика».

В группах детей раннего возраста все двигательные задания связывают с конкретной задачей: «Перешагнем палочку, бросим мяч в корзину, достанем рукой погремушку» и т. д. Это помо­гает ребятам понять смысл движения, что является важным стиму­лом к его выполнению. Вовлечению детей в движение способствует также игровой образ: «Все зайчики прыгают, и Женечка тоже прыгает, как зайчик: прыг-прыг! Давай вместе попрыгаем!»

Не у всех детей движения получаются сразу. У кого-то они пока совсем не выходят. Как тут быть? Стыдить ребят? Сердиться? Ни в коем случае! Они не поймут этого. Подойдите к неумейке, возьмите его за руку и предложите выполнить движение вмес­те. Опять не получилось? Что ж, значит, следует с ребенком позаниматься отдельно вне занятия, создать для него специаль­ные условия, в которых он выполнил бы это движение самостоя­тельно.

Оптимальность физической нагрузки оцениваем показателями пульса детей. В вводной части занятия он увеличивается обычно на 15—20% к исходному, а пик нагрузки приходится на подвиж­ную игру, которая проводится в конце основной части занятия (пульс повышается на 40—50%). К концу занятия пульс должен восстановиться.

Двигательную активность детей можно измерить с помощью шагомера. Объем двигательной активности на занятии составляет 900—1500 шагов, а общая ее продолжительность — 65—75% все­го времени занятия.

С детьми третьего года жизни, кроме физкультурных занятий, проводят утреннюю гимнастику. В нее включают ходьбу, легкий бег, три-четыре общеразвивающих упражнения, заключительную ходьбу.

На прогулке рекомендуется проводить с детьми комплексы под­вижных игр и физических упражнений. Их проводят по типу физ­культурных занятий, придав им больше занимательности, непринуж­денности, игровых ситуаций. Обязательно учитываются условия участка, время года, вид предшествующей прогулке деятельности детей. Конечно, воспитатель при этом обязательно должен иметь в виду время года, и условия участка дошкольного учреждения, и индивидуальные особенности детей своей группы.

 

ПРИМЕНЕНИЯ

ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

В группе 17—25 малышей в возрасте от 1 до 2 или от 2 до 3 лет. Трудно с ними: всех надо переодеть, накормить, уложить спать, соблюдая множество гигиенических требований. Но если бы только это... Как тут не вспомнить слова Шекспира: «Что значит человек, когда его желанья еда да сон? — Животное, и все!» Это сказано о взрослых. Но это можно отнести и к детям. Даже у самых малень­ких еда и сон не должны быть самоцелью. Назначение их — дать силы для активного взаимодействия с окружающим миром в часы бодрствования.

Чтобы появились силы к движению, надо хорошо спать, с ап­петитом есть и много двигаться. Главный секрет хорошего само­чувствия здорового ребенка в детском саду — в его активной де­ятельности. Вот почему подвижность детей считается одним из критериев оценки правильной организации режима дня в груп­пах детей раннего возраста. Движения становятся в руках воспитателя важным средством организации жизни детей в группе и общения. А раз так — надо научиться умело пользоваться этим средством.

Можно выделить несколько наиболее трудных моментов орга­низации жизни и быта детей в дошкольном учреждении. Прежде всего это следует отнести к адаптационному периоду их пребы­вания в яслях — детском саду. Замечено, что, если ребенок много двигается, привыкание его к новой обстановке значительно об­легчается. Малыши охотнее идут в группу, быстрее перестают плакать, если воспитатель умеет сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Можно привести такой пример.

Во время утреннего приема на участке детского сада дети не хотят расстаться с родителями, многие плачут. Уговоры ма­ло помогают, всех взять на руки нет возможности. Тогда вос­питатель приносит корзинку с мячами, собирает детей вокруг себя и начинает игру: «Я подкину мячики высоко-высоко, разлетятся мячики далеко-далеко. А детки побегут и мячики мне принесут». Педагог подкидывает мячи... и удивительно — равнодушных не оста­ется. Даже стойкие «ревуны», даже те, кто не совсем уверенно держатся на ногах, бегут за мячами.

Большие трудности воспитатели испытывают в переходные от одного режимного момента к другому периоды: после завтрака, в начале прогулки, после сна. Многие дети в это время не знают, чем им заняться. Одни бесцельно ходят по группе, другие, наоборот, начинают бегать, толкаться, махать руками, кричать, ссориться из-за игрушек. И то и другое состояние поведения отрицательно сказывается на нервной системе ребенка. Воспитатель сосредоточи­вает свое внимание именно на этих детях, следит, чтобы каждый ребенок взял игрушку и начал играть. Лишь после этого можно приступить к общему руководству игровой деятельностью и к инди­видуальной работе, к подготовке группы к занятиям и т. д.

Часто воспитателей затрудняет сбор игрушек. Между тем, исполь­зуя игровые приемы, можно легко вызвать у детей интерес к наве­дению порядка в группе. Это удается, если опираться на естествен­ный интерес детей к движению. Например, предложить одному стать шофером и отвезти куклу в игровой уголок — «домой», друго­му — помочь кукле дойти до своей кроватки. Вот несколько приемов из опыта воспитателя Н.

После игры с кубиками педагог предложила Вадиму отнести их на место, но тот отказывался. Тогда воспитатель дала мальчику грузовик, сказала ему, что он шофер и должен все кирпичики отвезти на место, чтобы потом с ними было удобно играть. Вадик нагрузил кубиками машину, вез ее медленно, следя, чтобы кубики не рассыпались. Убедившись, что они прочно держатся в кузове,ч он повел машину быстрее. Обратно за кубиками Вадик побежал, нагрузил машину более уверенно и повез быстрее, даже пытался бежать.

Летом в конце каждой прогулки воспитатель Н. организует мытье игрушек, которые во время игры были раскиданы по всему участку. Каждый ребенок моет ту игрушку, которую нашел сам. Сначала стимулом для сбора было желание поиграть с водой, а затем появился интерес к поиску игрушек. Таким образом, сбор игрушек у педагога Н. проходит без трудностей при дополнитель­ных 10—15 минутах целенаправленной двигательной активности ребят.

Иногда бывает трудно восстановить контакт с ребенком, долго не посещавшим детский сад. Воспитатель Н. и здесь умело поль­зуется потребностью детей в движении. Можно привести такой пример.

Коля пришел в детский сад после продолжительной болезни. На прогулке он был пассивен, сторонился детей. На все



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.117 (0.015 с.)