Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие для воспитателей и логопедов

Поиск

Т. Б. Филичева Г. А. Каше

 

Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста

Пособие для воспитателей и логопедов

Издание четвертое

 

 

Рецензенты: доцент кафедры логопедии МГПИ им. В. И. Ленин», кандидат педагогических наук С. Н. Шаховская;

логопед детского комбината № 82 г.Люберцы, кандидат педагогических наук В.П. Глухов

предисловие

Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усво­ить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом раз­витии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сход­ных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В само­стоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и' становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он приме­няется при обследовании речи детей и формировании:

а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звуко­вого анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности речи;

г) связной речи.

Активизация умственной деятельности детей, развитие внима­ния и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной ра­боты. Предлагаемый материал Помогает решить и эти задами.

При подборе картинок учитывается насыщенность лексическо­го материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);

ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);

ш, ж — V серия (картинки 1—32);

р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последую­щих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.

.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и помес­тить в отдельные конверты.

 

Использование дидактического материала при обследовании речи детей

При обследовании произношения звуков детьми воспитатель имеет возможность подобрать из каждой серии картинки, в на­званиях которых проверяемый звук находится в начале, середине или конце слова, например сом, колесо, лес; луна, клубника, пол; рак, баран, пар и т. п.

Выявляя, правильно ли ребенок употребляет тот или иной звук, воспитатель подбирает картинки для составления предложений, в словах которых неоднократно повторяется этот звук, например: Пастух пасет стадо. Дедушка покупает Мише шахматы. Пионеры работают на огороде и т. д.

Проверяя, различает ли ребенок старшей или подготовитель­ной группы звуки в составе слова, воспитатель берет картинки, в названиях которых включенные для различения звуки находятся в начале слова. Например, на звук с используются картинки: сом, самолет, сова, сумка; на звук ш — шина, шахматы, шляпа, шуба, шкаф. Картинки перемешивают и ребенку предлагают отобрать те из них, которые включают один из указанных звуков.

Для выяснения степени развития грамматического строя речи детей воспитатель применяет сюжетные картинки.

Выявляя словарный запас детей, воспитатель использует пред­метные картинки из всех серий пособия.

Детям предлагаются следующие задания;

1) назвать предмет по его изображению или назначению. На­пример: скажи, как называется (покажи) животное, которое лает, на котором ездят, которое нам дает молоко; как называется предмет, на котором мы сидим; инструмент, которым мы пилим; предмет, из которого пьют; скажи (покажи), кто регулирует улич­ное движение, подметает улицу;

2) назвать действие по его изображению. Например: скажи, что делают дети; что делают ножом (иглой, топором); на стуле сидят, а на кровати змея ползает, а жаба...; корова мычит, а собака г

3) определить признаки предмета по его изображению, назва­нию й контрасту. Например: какой шар купили девочке? Этот ка­рандаш тупой, а этот...; Дедушка старый, а юноша...;

4) определить соотношение между предметами (употребление падежных беспредложных и предложных конструкций в форме единственного и множественного числа). Например: скажи (пока­жи), где живет белка; откуда выглянула лиса; куда подъезжает машина; где едет грузовик и т. д.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Серия I

 

1. Панама — панамы

2. Ива

3. Кот — коты

4. Ванная

5. Паук — пауки

6. Коньки

7. Автомат

8. Ветка — ветки

9. Конфета — конфеты

10. Антенна

11. Нитки

12. Мох

13. Компот

14. Кепка — кепки

15. Вата

16. Кухня

17. Муха — мухи

18. Петух — петухи

19. Окно — окна

20. Тахта

21. Венок

22. Мак — маки

23. Конь — кони

24. Охотник — охотники

 

Серия II

1. Лифт

2. Малина

3. Туфли

4. Калитка

5. Вафли

6. Улитка — улитки

7. Валенки

8. Клетка — клетки

9. Клюква

10. Хлеб

11. Плита

12. Пальто

13. Юбка

14. Маяк

15. Майка

16. Линейка — линейки

17. Лилия

18. Липа (с листом липы)

19. Павлин — павлины

20. У Лены ленты.

21. У Коли линейка, у Юли клей.

22. На поляне олени.

23. Алик пьёт кофе.

24. Лёня катает Валю.

25. Коля наливает в лейку воду.

26. Лёва и Лена наливают в лейку воду.

27. В клетке львы.

28. Лиля и Павлик гуляют По аллее.

29. Оля поёт.

30. Оля и Ната поют.

31. Толя покупает лимон.

32. Валя и Толя покупают лимоны.

33. Вот комната. Тут Павлик и Юля. Павлик лепит танк, а Юля лепит утку.

34. Лёня маленький. Мама купает Лёню в ванне. У Лёни лев. Лёня моет льва.

35. Валя помогает маме. Она моет окно. Алик и Лёва копают ямы. Тут будут ели и липы.

36. Аня и Оля гуляли на поляне. На поляне были пень­ки. Аня и Валя бегали около пеньков.

Серия III

1. Сом — сомы

2. Сук

3. Суп

4. Самолёт

5. Самокат

6. Весы

7. Усы

8. Песок

9. Носки

10. Лес

11. Пылесос

12. Апельсин

13. Сосиски

14. Такси

15. Колеср — колёса

16. Коса — косы

17. Аист — аисты

18. Спутник — спутники

19. Сова — совы

20. Письмо — письма

21. Синий автобус

22. Синий василёк — синие васильки

23. Синий пояс — синие пояса

24. Синяя беседка

25. Синяя сумка — синие сумки

26. Соня пьёт сок.

27. Света и Саня пьют сок.

28. Вася стоит на мосту.

29. Испугалась.

Стоит Сима вся в слезах. К Симе идёт Люся: «Что с тобой, Сима?» Сима сказала: «Я боюсь собаки!» — «Не бойся, собака маленькая, она не кусается». Люся стала гладить собаку. Собака махала хвостом.

30. Зима.

Выпало много снегд. В лесу с осин, с кустов ветер сорвал все листья. Листья занесло снегом. Теперь в лесу сосны и ели спят под снегом.

31. Соня и собака.

У дома сад. В саду сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони собака. Соня дает собаке кусок хлеба.

32—33. Лиса и гуси.

Гуси и гусята спят на поляне. А тут лиса. Гуси не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает в лес. Несёт лиса гусёнка своим лисятам.

34. Завод

35. Замок — замки

36. Зубы

37. Земляника

38. Газета — газеты

39. Магазин

40. Знамя — знамёна

41. Гнездо — гнёзда

42. Зоя ведёт козлёнка.

43. Зоя загоняет козу в хлев.

44. В клетке обезьяна.

45. Лиза завязывает зелёный бант.

46. Коля забивает гвоздь.

47. Зелёный лист — зелёные листья

48. Зелёная сосна — зелёные сосны

49. Зоя запускает змей.

50. Под кустом змеи.

51. Саня и Вася зимой заливают каток.

52. Цапля — цапли

53. Цепь

54. Пуговица

55. Конница

56. Мельница

57. Мыльница

58. Яйцо — яйца

59. Овца — овцы

60. Синица- синицы

61. Гусеница — гусеницы

62. Лестница

63. Солнце

64. Кузнец куёт цепь.

65. Цыбик.

У нас есть собака. Её зовут Цыбик. Цыбик — цепная собака. Она кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбик никого не пускает в сад. Цыбика все боятся.

66. Лесная лечебница.

Есть у нас особая лечебница. В ней лечатся две птицы. За зиму поправились птицы, мы их выпишем из больницы.

67. Тюльпаны

68. Утюг

69. Костюм

70. Сети

71. Птенец — птенцы

72. Паук плетёт паутину.

73. Птицы летят на юг.

74. Двор.

Звуки с, сь: сад, аист, гусыня, гусята, свинья, соба­ка, скамейка, ставни, сосны, осины, кусты, миска, сту­пеньки, лестница, лес, листья.

Звуки з, зь: гнездо, коза, козлёнок, забор.

Звук ц: птица, птенцы, курица, цыплята, лестница, крыльцо.

Серия IV

1. Букет

2. Бублики

3. Буквы

4. Альбом — альбомы

5. Билет — билеты

6. Бинокль

7. Бельё

8. Кубики

9. Бинт

10. Дом — дома

11. Дым

12. Дыня — дыни

13. Губы

14. Губка

15. Бумага

16. Вагон — вагоны

17. Ягоды

18. У Дины болит нога.

19. Надя идёт в магазин.

20. Гуси.

Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: га-га-га. «Не бойся, Галя, гусей, гони их». Галя гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.

Серия V

1. Шина

2. Уши

3. Мешок — мешки

4. Катушка — катушки

5. Бабушка

6. Пушка

7. Кукушка

8. Шляпа — шляпы

9. Миша вешает шубу.

10. Дедушка покупает Алёше шахматы и пушку.

11. Даша под душем моет шею и уши.

12. Кошка Машка.

Кошка Машка поймала мышку, накрыла лапкой. Катала кошка мышку лапкой. Сыта была кошка, не ела мышку.

13. Мышонок.

Бежал мышонок. Попал в мышеловку. В мышеловке было сало. Глупый мышонок. Вот как ловко обманули!

14—15. Мишка.

Паша маленький. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка был большой, плюшевый, мягкий. У Па­ши машина. Он катает мишку на машине.

16. Жаба

17. Жук — жуки

18. Ножи

19. Одежда

20. Художник

21. Дедушка лежит на кушетке.

22. Маша вяжет жакет.

23. Наташа ест сушки.

24. По шоссе идут машины.

25. Саша спешит на каток.

26. Магазин.

Звук ш: мишка, мышка, шкаф, машина, шашки, шахматы, пушка, лягушка.

Звук с: весы, сумка, сова, маска, лиса, собака, авто­бус, посуда, ослик, Кот в сапогах, санки, самолёт.

27—28. Собака Пушок.

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок — шалун. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож.

29. Еж и ежата.

Живёт в лесу ёжик. У ёжика ежата. Летом ёжик и ежата сыты. Они едят мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ежей. Ежи спят всю зиму.

30. Собачка.

Вот собачка Жучка, Хвост закорючкой, Зубы острые, Шёрстка пёстрая. Жучка не кусается, А ко всем ласкается, Сердцем добра Для всего двора...

31. Ежик.

Шьёт ежатам ёжик восемь кожаных сапожек, Каждому на ножки новые сапожки.

32, Игрушки.

Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шка­фом, кукла между стульчиками на полу.

Серия VI

1. Лото

2. Лук

3. Луна

4. Ландыш

5. Пила

6. Калоши

7. Пол

8. Клубника

9. На столе стоит лампа.

10. Клубок упал на пол.

11. В лодке два весла.

12. Из полосок бумаги Володя сделал флажок.

13. Женя упал.

14. Женя упала.

15. Женя заплакал.

16. Женя заплакала.

17. Кот.

В бидоне было молоко. Кот толкнул бидон. Бидон упал, молоко потекло. Кот лакал молоко.

18—20., Шалун.

У Милы был белый котик. Его звали Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле тёп­лые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из ком­наты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок

упал со стола на пол. Котик катал клубок по полу, тол­кал его лапками. Беляк катал, катал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, ай, какой ты шалун, Беляк!»

 

21. Рак

22. Радуга

23. Корова

24. Баран

25. Горы

26. Кормушка

27. Пар

28. Груша и виноград

29. Градусник

30. Подъёмный кран

31. Рома рубит топором дрова.

32. Пионерский костёр

33. Маруся кормит кур.

34. Грузовик везёт дрова.

35. Пионеры работают на огороде.

36. Орехи

37. Моряк

38. Верёвка

39. Брюки

40. Пряники

41. Букварь

42. Рита делает зарядку.

43. От пристани отходит катер.

44. Журнал

45. Крыло — крылья

46. Зеркало

47. Эскалатор

48. Руль

49. Журавли

50. Портфель

51. У вертолёта пропеллер.

52. Телевизор

53. Телеграмма

54.Троллейбус

55.Календарь

56.Орёл

57.Белый кролик

58.Белый мел

59.Белый халат

60.Белая кастрюля

61.Белое полотенце

62.Белое облако

63.Белые голуби.

64. Голубой шар

65. Голубой платок

66. Голубая тетрадь

67. Голубая тарелка

68. Голубое ведро

69. Голубое блюдце

70. Голубые карандаши

71. Голубые варежки

72. Голубые флажки

73. Жёлтый подсолнух

74. Жёлтая рубашка

75. Жёлтая репа

76. Жёлтая кукуруза

77. Жёлтое одеяло

78. Жёлтое платье

79. Жёлтые кружки

80. Красный пионерский галстук

81. Красный флаг

82. Красный барабан

83. Красный помидор

84. Красная крыша

85. Красная редиска

86. Красное яблоко

87. Красное кресло

88. Красные лыжи

89. Красные розы

90. Рома отплыл далеко от берега.

91. Физкультурники идут на парад.

92. Рома переходит улицу.

93. Рома подходит к дому.

94. Рома входит в дом.

95. Рома выходит из дома.

96. Рома обходит дом.

97. Рая прыгает на площадке.

98. Рая перепрыгивает через ручей.

99. Рая спрыгивает со скамейки.

100. Кошка выпрыгивает из окна.

101. Портниха шьёт платье.

102. Портниха пришивает пуговицу к пл

103. Портниха вышивает узор на платье

104. Машина подъезжает к гаражу.

105. Машина выезжает из гаража.

106. Машина объезжает вокруг гаража.

107. Грузовик переезжает реку.

108. Грузовик едет между домами.

109. Рома поливает клумбу.

112. Рома выливает воду из стакана.

113. Рома заливает каток.

114. Левой, правой,

Левой, правой,

На парад идёт отряд.

На парад идёт отряд,

Барабанщик очень рад,

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

115. Пастушок.

Рано-рано поутру

Пастушок: тру-ру-ру-ру.

А. коровы по лесу:

Му-му-му да му-му-му.

116. Огород.

Поднялся наш огород,

Всё под солнышком растёт.

В огороде много гряд,

Тут и репа и салат,

Тут и свёкла и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

117—118. Вороны.

Юра и Володя пришли в лес. Они нашли на берёзе гнездо. В гнезде были птенцы вороны. Ребята хотели вы­кинуть из гнезда птенцов. Налетели вороны. Вороны клевали мальчиков и били их крыльями. Юра и Володя спустились с берёзы и убежали от ворон. Так вороны спасли своих птенцов.

119. В зоопарке ходят львята

Прямо по дорожке.

Лапы мягкие, как вата,—

Настоящие котята,

Только больше кошки!

120—122. Собака-санитар.

Один солдат был ранен в руку и ногу. Он упал. Раненый лежал два дня. Вдруг он слышит: фыркает соба­ка. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Раненый бал спасён.

34. Девочка пьёт чай.

35. Девочка выпила чай.

36. Девочка играет в мяч.

37. Девочка качается на качелях.

38. Миша чинит тачку.

39. Миша починил тачку.

40. Девочка ставит на стол чайник.

41. Девочка поставила чайник.

42. Девочка рисует бабочку.

43. Девочка нарисовала бабочку.

44. Мальчик лепит зайчика.

45. Мальчик слепил зайчика.

46—47. Мячик.

Мальчик играл в мячик. Мячик упал на чайник. Чайник разбился. 48—51. Синичка.

Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна, она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.

52—53. Почта.

Девочка пошла на почту. Почта была далеко. Девочка получила на почте газеты, журналы и маленькую посылку. Она купила на почте конверты и почтовую марку.

54. Скачет синичка по ельничку,

Бьёт хвостом по метельничку.

55. Щавель

56. Щепки

57. Щука

58. Ящик — ящичек

59. Красная площадь

60. Щипцы

61. На вешалке висит плащ.

62. Рыбаки вытащили сети.

63. Овощи

64. Курица и цыплёнок.

Не кричи! Не пищи!

Червячка поищи!

А под старым кирпичищем

Мы с тобой вдвоём поищем.

65. Поезд.

Поезд свищет и шипит

И колёсами стучит:

Я стучу, стучу, стучу,

Мигом всех вас дотащу.

 

Серия VIII

А. Животные и их детёныши.

1. Ворона, воронята

2. Гусь, гусята

3. Коза, козлята

4. Утка, утята

5. Белка, бельчата

6. Волк, волчата

7. Заяц, зайчата

8. Еж, ежата

9. Лиса, лисята

10. Лев, львята

11. Медведь, медвежата

12. Орёл, орлята

13. Тигр, тигрята

14. Курица, цыплята

15. Корова, телята

16. Кошка, котята

17. Свинья, поросята

18. Собака, щенята

 

Б. «Чей хвост, чья голова?»

1. Беличья морда, беличий хвост

2. Волчья морда, волчий хвост

3. Заячья морда, заячий хвост

4. Лисья морда, лисий хвост

5. Львиная морда, львиный хвост

6. Медвежья морда, медвежий хвост

7. Коровья морда, коровий хвост

8. Кошачья морда, кошачий хвост

9. Лошадиная морда, лошадиный хвост

10. Собачья морда, собачий хвост

 

В. «Кто где живёт».

1. Белка живёт в дупле.

2. Медведь живёт в берлоге.

3. Лиса живёт в норе.

4. Собака сидит около конуры.

5. Лошади стоят в конюшне.

6. Куры и петух сидят на насесте в курятнике.

7. Коровы стоят в хлеву.

8. Свиньи живут в свинарнике.

9. Скворец сидит на скворечнике.

10. Ласточка летит в гнездо.

 

Г. «Что забыл нарисовать художник?

1. Машина — без колеса

2. Стол — без ножки

3. Стул — без спинки

4. Кастрюля — без ручки

5. Дом — без окон

6. Часы — без одной стрелки

7. Самолёт — без крыла

8. Кресло — без ручки

9. Петух — без гребешка

10. Корова — без рогов

 

Д. «Скажи наоборот».

1. Высокий дом — низкий дом

2. Длинная лента — короткая лента

3., Широкое полотенце — узкое полотенце

4. Толстая палка — тонкая палка

5. Грязные руки — чистые руки

6. Острый карандаш — тупой карандаш

7. Старый человек— молодой человек

8. Весёлый мальчик — грустный мальчик

9. Здоровая девочка — больная девочка

10. Белый пудель — чёрный пудель

 

Е. Наши мамы, наши папы.

1. Воспитательница занимается с детьми.

2. Учительница учит детей.

3. Врач лечит детей.

4. Хирург делает операцию.

5. Библиотекарь выдает книги.

6. Экскурсовод проводит экскурсию.

7. Уборщица убирает мусор.

8. Портниха шьёт одежду.

9. Почтальон разносит письма, газеты, журналы

10. Продавщица продаёт овощи.

11. Парикмахер стрижёт ребёнку волосы.

12. Слесарь чинит водопровод.

13. Штукатур штукатурит дом.

14. Маляр красит дом.

15. Сапожник чинит сапоги.

16. Стекольщик вставляет стекло.

17. Часовщик чинит часы.

18. Чистильщик чистит обувь.

19. Машинист ведёт поезд.

20. Милиционер регулирует уличное движение.

21. Дежурный стоит около эскалатора.

22. Контролёр проверяет билеты.

23. Экскаваторщик работает на экскаваторе.

24. Космонавт летит в ракете.

25. Тракторист пашет колхозное поле.

26. Ткачиха ткёт ткань.

27., Шахтёр добывает уголь.

28. Пианист играет на рояле.

29. Скрипач играет на скрипке.

30. Балерина танцует.

31. Скульптор лепит скульптуру.

32. Дрессировщик дрессирует зверей.

33. Кассир получает деньги.

34. Пограничник охраняет нашу границу.

35. Машинистка печатает на машинке.

36. Точильщик точит ножи.

37. Фигуристы танцуют на льду.

38. Печник кладёт печь.

39. Дежурный встречает поезд.

40. Птичница кормит птиц.

41. Телятница поит телят.

42. Доярка доит коров.

43. Конюх ухаживает за лошадьми.

44. Пастух пасёт стадо.

45. Столяр делает стул.

46. Телефонистка работает на телефонной станции.

47. Фотограф фотографирует детей.

48. Велосипедист едет на велосипеде.

49. Мотоциклист едет на мотоцикле.

50. Хоккеисты играют в хоккей.

51. Футболисты вышли на поле.

52. Парашютисты прыгают с парашютом.

 

Ж. Составь рассказ.

1—3. Нашли ежа.

1) Ребята пришли в лес. Под кустом нашли ежа.

2) Они положили ежа в шапку и понесли домой.

3) Дома они напоили ежа молоком.

4—7. Собака и вороны.

1) Собака ела мясо. Прилетели две вороны.

2) Одна ворона клюнула собаку, другая схватила мясо.

3) Собака бросилась за вороной.

4) Обе вороны улетели.

 

8—10. Доигрались!

1) Ребята сидят за столом. Они сделали бумажную ло­дочку.

2) Мальчики схватили лодочку и стали тянуть каждый к себе.

3) Оба мальчика упали, а лодочку разорвали.

11 —13. Просто старушка.

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка по­скользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, пере­давая девочке свой портфель, и бросился на помощь к старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет,— отвечал мальчик.

— Мама?

— Нет!

— Ну, тётя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — отвечал мальчик.— Это просто старушка.

(В. Осеева.)

14—19. Бобик.

20—23. Зайка и морковка.

24—26. Кошка и мышка.

27—30. Весна наступила.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................... 3

Указания для воспитателей массовых детских садов........ 4

Использование дидактического материала при обследовании речи детей 6 Использование дидактического материала при формировании правиль­ного звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя

речи........................ 7

Указания для логопедов и воспитателей специальных групп детского сада _

Упражнения и игровые приемы............... 9

Упражнения на закрепление правильного произношения звуков...

Упражнения на дифференциацию звуков........... 12

Упражнения на уточнение и расширение словарного запаса.... 13

Перечень иллюстраций................... 15

 

Татьяна Борисовна Филичева

Галина Амосовна Каше

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ДИДАКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. Б. Филичева Г. А. Каше

 

Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста

Пособие для воспитателей и логопедов

Издание четвертое

 

 

Рецензенты: доцент кафедры логопедии МГПИ им. В. И. Ленин», кандидат педагогических наук С. Н. Шаховская;

логопед детского комбината № 82 г.Люберцы, кандидат педагогических наук В.П. Глухов

предисловие

Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усво­ить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом раз­витии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сход­ных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В само­стоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и' становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он приме­няется при обследовании речи детей и формировании:

а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звуко­вого анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности речи;

г) связной речи.

Активизация умственной деятельности детей, развитие внима­ния и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной ра­боты. Предлагаемый материал Помогает решить и эти задами.

При подборе картинок учитывается насыщенность лексическо­го материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);

ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);

ш, ж — V серия (картинки 1—32);

р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последую­щих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.

.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и помес­тить в отдельные конверты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.021 с.)