Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-лекция «Преемственность учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Поиск

Интернет-лекция «Преемственность учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Введение

 

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.


Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

 

I. Условия эффективности взаимодействия всех специалистов в преодолении речевых нарушений у дошкольников

 


Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, руководитель изодеятельности, семья.


Но всего лишь задействовать в коррекционно-образовательной работе все перечисленные силы мало. Самое главное - довести до каждого из звеньев этой цепи смысл предстоящей работы. А заключается он в следующем:


1. Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом (или каком-либо другом) развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.


2. Каждый из участников процесса формирования корректного образовательного пространства должен не только иметь верные представления о том, каким необходимо быть это пространство, но и нести ответственность за свой отрезок этого пространства и осуществлять двухстороннюю связь с другими участниками этого процесса.


3. Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.


4. Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно - от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы. Здесь необходимо заметить, что само формирование общего, единого развивающего пространства происходит поэтапно. Сначала целесообразно осуществлять два параллельных процесса: становление психолога-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия

воспитателей логопедических групп, узких специалистов детского сада и логопеда - с одной стороны - и установление взаимодействия логопеда и родителей - с другой. Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Это длительный и сложный этап.


5. Последнее условие эффективности взаимодействия - достижение результата. Результатом взаимодействия являются достижения качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению, а также планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения (см. Приложение 3).

II. Организация и реализация комплексного и коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников

 

Лист рабочих контактов логопеда и воспитателей (4 я неделя октября)

 

Звукопроизношение Результаты Буква, звук Результаты Словарь. Лексико-грамматические понятия Результаты Связная речь Результаты Общая моторика
Общий комплекс артикуляционных упражнений № 1 (со всеми). Лена, Света – работать по индивидуальным тетрадям. Рома, Дима – см. карточки. Сережа, Ира – автоматизация звука (с) в открытых слогах   а (ау) 1. Со всеми детьми игра «Подними сигнал» (выделение звуков в начале слова). 2. Упражнение на дыхание «Чья веревочка длиннее?». Рома, Таня – индивидуальная работа   Словарь (речевой материал подбирается логопедом в соответствии с изучаемой лексической темой). Игра «Один – много» (с мячом). Индивидуальная работа: Сема, Вера – согласование существительных с прилагательными; Петя, Ваня – ед. и мн. ч. существительных; Полина, Артём – согласование существительных с числительными   1.«Волшебный мешочек» (составление описательных рассказов). 2. Чтение сказки «Вершки и корешки», беседа по сказке. Индивидуальная работа: Вова, Катя – составление описательного рассказа по схеме; Петя, Ваня – составление сравнительных рассказов-описаний (помидор-огурец)   1.Проведение пальчиковой гимнастики: «Хозяйка однажды с базара пришла». 2. Речь – движение: упражнение «Овощи». 3. Разучивание физкультминутки «Мы капусту трем, трем…» 4. Выкладывание букв а, у из бобов, фасоли, гороха

 

Условные обозначения:

 

+ - справился;

З – закреплять.


Воспитатель должен четко представлять себе динамику развития фонематической стороны речи каждого ребенка. Логопедический экран, составляемый логопедом, отражает динамику работы по коррекции звукопроизношения и помогает воспитателю проводить систематический контроль за поставленными звуками. Экран сделан из материала, позволяющего использовать магнитные или клеящиеся цветные символы звуков. Размещается экран в рабочей зоне воспитателя.

ФУНКЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

Учитель-логопед

♦ Обеспечение гибкого, щадящего режима.

♦ Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.

♦ Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.

♦ Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.

♦ Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.

♦ Работа с воспитателями и родителями.

Педагог-психолог

♦ Развитие всех психических функций.

♦ Психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая).

♦ Текущее обследование.

♦ Психотренинг (консультации для педагогов и родителей).

Воспитатель

♦ Обеспечение гибкого оздоровительного режима.

♦ Наблюдение за динамикой развития детей.

♦ Коррекционная работа.

♦ Использование оздоровительных технологий.

♦ Работа с родителями. Медицинская сестра

♦ Вакцинация, витаминизация, медикоментозная помощь.

♦ Физиотерапия.

♦ Лечебно-профилактические мероприятия,

♦ Закаливание, Массажист

♦ Индивидуальный лечебно-коррекционный и общеукрепляющий массаж.


Инструктор по ЛФК

♦ Коррекция нарушений осанки, положения стоп, комбинированных дефектов.

♦ Формирование двигательного режима.

Педагоги дополнительного образования

♦ Коррекция мелкой моторики (оригами).

♦ Коррекция речедвигательной моторики (театральный кружок).

♦ Коррекция сенсорного недоразвития (кружок изодеятельности).

♦ Валеологическое образование (уроки здоровья).

ЕДИНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ТРЕБОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА.

 

1. Культура речи окружения ребенка: речь окружающих должна быть правильной, доступной, нельзя торопить с ответом, постоянно одобрять, поощрять правильную речь.


Благожелательное отношение к детям, страдающим нарушение речи. Создание благоприятной внешней среды, спокойный план, уважение, доверительное отношение.

2. Постоянная стимуляция к речевому общению. Все работники я/сада и родители обязаны постоянно требовать от детей соблюдена речевого дыхания и правильного произношения.

3. а) Воспитатели ДОУ должны знать схему нормального развития речи ребенка (А. Гвоздев) и оформить памятку для родителей;

б) Воспитатели логопедических групп должны иметь речевой профиль детей — логопатов, знать их логопедическое заключение и состояние речевого развития.

4. а) Воспитатели ДОУ должны вести систематическую работу по воспитанию звуковой культуры и развитию речи.

б) Воспитатели логопедических групп должны вести логопедическую работу перед зеркалом, выполнять задание. логопеда по индивидуальным тетрадям и альбомам, тетради для занятий.

5. а) Родители должны уделять серьезное внимание речи ребенка стимулировать правильную речь ребенка, постоянно разговаривать с ним, просто рассказывать о событиях в жизни ребенка в саду, в семье

б) Родители детей с нарушениями речи должны систематически; выполнять задания логопеда по закреплению поставленных звуков словаря по темам, грамматического строя, связной речи. Оформлять тетради красочно, аккуратно. Следить за правильным произношением.

Памятка педагогу ДО У

 

ТРЕБОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РЕЖИМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

 

Воспитатель логопедической группы не должен:

1. торопить ребёнка с ответом

2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи

3. заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками

4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить

5. выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью

НЕОБХОДИМО:

Постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи. Если звуки поставлены требовать только правильных ответов, правильной артикуляции


Если ребёнок начал заикаться:

1. не подчёркивать своего особого внимания к его речи (не замечать заикания)

2. оградить от насмешек товарищей

3. перейти с данным ребёнком к простейшей форме ответа на выдохе, голос чуть ниже обычной громкости, исключить убыстрённый темп речи

4. не требовать трудных и длинных ответов, лучше повторить ответ товарища

5. иметь постоянный контакт с логопедом, врачом, психологом, родителями

 

Список литературы

 

1. Флерова Ж.М. Логопедия. Неправильности речи, встречающиеся у детей. / Р-на-Д. «Феникс», 2000.

2. Дошкольная; педагогика /июль/ 2008. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

3. Научно-методический журнал Логопед. №2 2008. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

4. Научно-методический журнал Логопед. №3 2009. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя.

5. Научно-методический журнал Логопед. №3 2009. Лизунова Л.Р. Организация единого речевого режима в ДОУ.

6. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда. /Ред. сост. В.И. Селиверстов. М, 1987.

7. Умнякова Н.Л. Особенности занятий в режимах ограничения речи с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием. /Дошкольная педагогика /Январь, Февраль/ 2005.

8. Горшенина Е.В., Самошкина А.Л. Системы работы детского сада по вопросам семейного воспитания 2007.

9. Карпова СИ., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы./ Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).

10. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.

11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.

12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2004.

13. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.-М., 1999.

14. Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы / под ред. О.А. Степановой. М., 2008.

15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2006.

16. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: / Метод, пособие /Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.

17. Жукова Н.С., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

18. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб. - метод. пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М., 2003.

19. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Авт. сост. Г.В. Чиркина. М., 2008. Лекции

 

Интернет-лекция «Преемственность учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Введение

 

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.


Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.32 (0.008 с.)