Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Экран работы над звукопроизношением (4-я неделя октября)
Фамилия, имя ребёнка
| Звук
| Подготовительный этап
| Изолированное произношение
| В слогах
| В словах
| Всловосочетаниях
| В словосочетаниях
| В предложениях
| В стихах, связной речи
| Слава И.
|
[ш] -
[р ]-
|
|
|
|
|
|
|
|
| Света П.
|
[с] -
[с] -
[ц] -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ира Ф.
|
[л] -
[с] -
[ш] -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Артем Ш.
|
[ч] -
[щ] -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Настя М.
|
[ч] -
[з] -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка. Но у него не всегда есть возможность отследить те моменты, которые могут помешать в работе правильного закрепления речевого материала. В массовой литературе не всегда напечатаны подходящие чистоговорки, скороговорки, стихотворения. Рассмотрим чистоговорку «Суду - суду - суду - Лариса мыла посуду». Ее нельзя использовать для автоматизации звука [С], если у ребенка нет звуков [Л и Р]. Об этом воспитатель может и не знать, если ориентируется только на звук [С]. Можно посоветовать самим или с помощью логопеда ее переделать («Суду - суду - суду - я буду мыть посуду» или «Суду - суду - суду - мама моет посуду»).
Поэтому мы помогаем подбирать речевой материал, который соответствует норме звукопроизношения детей с речевыми нарушениями. Рекомендуем воспитателям работать с готовыми печатными изданиями, советуем использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
Немаловажная роль отводится и речевому дыханию Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Логопед и воспитатель следят, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены.
Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).
Графы с лексико-грамматическими заданиями направлены на повтор пройденного материала у логопеда. Это дает возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребенка и помочь в их преодолении. В свободное игровое время предложите ребенку поиграть не просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме (лото «Зоопарк», игра «Подбери пару» - антонимы).
Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне их. В начале учебного года логопед составляет перспективный тематический план, который согласовывается с воспитателем. Лексические темы подбираются и сочетаются таким образом, чтобы материал, усвоенный при изучении одних тем, обобщался и расширялся при изучении других. Например, темы «Фрукты и овощи», «Грибы и ягоды» находят отражение в теме «Осень», а «Зимующие птицы» и «Дикие животные зимой» - в теме «Зима». Либо они согласуются таким образом, чтобы пройденный материал повторялся, закреплялся в следующей теме. Например, тема «Моя семья» закрепляется при изучении «Моего дома», а на занятиях по теме «Одежда» закрепляются знания по «Мебели». Подобным образом согласуются темы «Транспорт» и «Животные жарких стран», «Библиотека» и «Сказки» и др.
Примерное содержание работы воспитателя и логопеда
(2-я неделя сентября, старшая группа, тема «Овощи»)
Коррекционные задачи недели
| Содержание работы воспитателя
| Содержание работы логопеда
| Фонематическое восприятие: выделение звука [а] среди прочих звуков
| Формирование слухового внимания: дидактическая игра «Найти овощ» (с колокольчиком); «Да – нет»; «Что слышишь?»
| Понятие «речевые и неречевые звуки»; знакомство со звуком [а] и буквой а (игра «Поймай звук [а])
| Звукобуквенный анализ и синтез: выделение ударного гласного в начале слова; анализ звукоряда из двух звуков
| Работа по заданию логопеда на закрепление условных навыков (вторая половина дня)
| Выделение ударного гласного в начале слова; проведение анализа звукоряда из двух звуков
| Лексика: овощи
| Расширение, активизация и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и в процессе всех режимных моментов
| Введение условных слов в связную речь ребенка
| Словоизменение: единственное и множественное число существительных
| Формирование представления о единичности и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке). Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течение дня («Один – много», «Собери овощи в корзины и др.)
| Знакомство с новой лексико-грамматической категорией
| Синтаксический уровень: одушевленные и неодушевленные предметы
| Закрепление понятий в играх по заданию логопеда (прогулка, режимные моменты, коррекционный час)
| Знакомство с понятием «одушевленный – неодушевленный»
| Развитие связной речи: составление предложений по следам выполняемых действий
| Пробуждение детей к проговариванию выполняемых ими действий в течение всех режимных моментов
| Обучение отвечать на вопросы полным предложением в игре «Живые картинки» и оречевлять выполняемые действия
| Звукопроизношение: выработка направлений воздушной струи, отработка артикуляции
| Упражнения на силу выдоха «подуй на укроп» (вариант: повесить в дверях комнаты гигиены картинку), Отработка общего комплекса динамических и статистических артикуляционных упражнений по заданию логопеда (утро, вечер)
| Выработка направленной воздушной струи для постановки конкретных звуков, отработка специального комплекса артикуляционных упражнений для постановки конкретных звуков
| Речь – движение
| Разучивание и проигрывание в течение дня игры «Овощи»
| Использование их в качестве физкультминуток
| Мелкая моторика
| Разучивание упражнений пальчиковой гимнастики «Хозяйка однажды с базара пришла» (время подготовки к завтраку, обеду); мозаика, шнуровки, волчки и т. д. (вторая половина дня) Работа по заданию логопеда (вторая половина дня)
| Работа по подгруппам с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики
|
Для оптимизации организационных и содержательных объектах коррекционно-педагогической деятельности был создан лист рабочих контактах логопеда и воспитателя как на всю группу детей, так и на каждого ребенка.
К каждой лексической теме логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную жизнь.
Совершенствование связного высказывания проходит в формировании полного ответа на фронтальных и индивидуальных занятиях, составления рассказов и описаний по лексической теме, в играх и упражнениях, играх-драматизациях, играх-инсценировках: «Я сказочник», «Ты спроси, а я расскажу», «Я загадаю, а вы угадайте». Продолжительность индивидуального занятия воспитателя — 10-15 минут. Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы должны быть навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Воспитатель организует такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от этапа логопедической работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка. Утренние и вечерние прогулки укрепляют физическое состояние детей, обеспечивают полноценный сон.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон — именно эти качества необходимы при работе с детьми с речевыми нарушениями.
2. Роль других специалистов в коррекционно-образовательном процессе
Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития. Что касается медиков и узких специалистов, то, помимо задач формирования правильной речи ребенка в повседневном общении, у каждого из них существует четко очерченный круг влияния.
Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.
Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д.
Руководитель изодеятельности развивает мелкую моторику на основе обучения ребенка техническим приемам рисования, лепки, аппликации.
Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей (восприятие различной модальности, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухоречевая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление). Осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.
Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.
В ходе занятий педагоги стараются варьировать требования к устным ответам воспитанников, стимулируя умения практически использовать разные модели высказывания - от простых до более сложных.
|