В коррекционно-логопедической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В коррекционно-логопедической



ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Методическое пособие

Санкт-Петербург

«Детство-Пресс»

Буденная Т. В.

Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—64 с. + вкл. 8 с.

Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений.



ВВЕДЕНИЕ

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Че­ловек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он* может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопро­сы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, ру­ководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затруд­няет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовнос­ти ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малы­ша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно-шения, год ох года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происхо­дит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошколь­ного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, еже­часно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты


звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Воспитание чистой речи у детей — задача большой общест­венной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано на­стоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными зна­ниями, а также практическими навыками работы по предупреж­дению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее.

Материал, изложенный в пособии, является результатом глу­бокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в ло­гопедии, изложена методика ее проведения, представлены ком­плексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выра­ботку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного про­изнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости). В числе упраж­нений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором.

Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для пред­отвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляци­онных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) бу­дут способствовать специально подобранные комплексы уп­ражнений.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом не­достаточно для выработки прочных навыков правильного звуко­произношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подби­рает необходимые упражнения и составляет комплекс для каж­дого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требую­щего доработки дома.


Пособие будет также полезно для реабилитационной рабо­ты — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстанов­ления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие.

Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать пра­вильность положения речевых органов в упражнениях.

В пособии рассмотрены далеко не все вопросы исполь-^ зования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвя­щенным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме.

Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспита­телей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения.

РОЛЬ ГИМНАСТИКИ

В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

РАБОТЕ

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса дви­жений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых зву­ков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительно­го аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разно­образнейших артикуляторно-мимических движений языком, гу­бами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука­ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики


органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвиж­ные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция свя­зана с работой многочисленных мышц, в том числе жеватель­ных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким обра­зом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следу­ет иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки (см. рис.).


Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Маленький язычок

Задняя стенка / глотки
Надгортанник
Гортань Голосовые связки Пищевод

Верхние зубы Верхняя губа Кончик языка Нижняя губа Нижние зубы

Передняя часть языка

Средняя часть языка

Корень языка,

Задняя часть языка

Профиль артикуляционного аппарата

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и прак­тиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хват-цев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферен-цированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.


Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляцион­ной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз­личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее по­движным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и пе­реднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (и) и задне­язычные (к, г, х).

Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей сте­пенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за ниж­ние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать шель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движе­ниях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверх­ности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.

Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округлять­ся (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п,


б, л/), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зу­бам (как при звуках ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изме­няя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м\ н, н'. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, «')•

Таким образом, при произнесении различных звуков каж­дый участвующий в речевом процессе орган занимает опре­деленное положение. В речи звуки произносятся не изолиро­ванно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать коорди-нированно.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуля­ционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика вос­питания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроиз-носительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформи­ровавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые.

I. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в ис­ходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в ис­ходное положение (выдох ртом).

3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо
(вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

Движения I, 2, 3 сначала ВЫПОЛНЯЮТ без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответ­ствующую часть головы в противоположном движению направле­нии.

4. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом.
выдох ртом на полном повороте.

5. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием
подбородка на кулаки обеих рук.

6. Ладони к ушам: наклоны головы в стороны с сопротив­
лением рук.


7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произне­
сением
звуком u-j-u-o-y.

8. Круговые движения головой.

9. Круговые движения головой с произнесением на выдохе

ЗВУКОВ.

ГИМНАСТИКА ЖЕВАТЕЛЬНО-АРТИКУЛЯ ТОРНЫХ

МЫШЦ

Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции

эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга. Мощные и короткие пучки мышц, малый рычаг и ампли­туда движений обусловливают быструю утомляемость жеватель­ной мускулатуры, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава. От состояния его функции зависит участие зубо- челюстной системы в актах жевания, мимики, ре- чеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрак­тур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии, и особенно при хирур­гическом лечении детей с дефектами нёба. При проведении ле­чебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физи­ческую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражне­ний и число их повторений, изменяя исходное положение, амплитуду движения пли количество мышечных групп, участву­ющих в выполнении упражнения.

1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание
и закрывание рта свободное и с преодолением сопротивления
рук).

2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Дви­
жение нижней челюсти вперед на счет «три»:

а) без нажима на нижнюю челюсть языком;

б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней
челюсти при движении вперед.

При движении челюсти вперед — вдох через нос, при закры­тии рта — выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или i.

3. Оттягивание нижней челюсти назад на счет «три»:

а) язык пассивен,

б) язык с силой оттягивается назад.

4. Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим от-
гягиванием ее назад. Закусив кончик карандаша, поднимать ка


рандаша к носу и опускать вниз. (Дыхание, положение языка звуки - как в упр. 2).

5. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос1

а) язык пассивен:

б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению

6. Движение нижней челюсти влево (производится так же
как и вправо).

7. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево
непосредственно одно за другим:

а) язык пассивен;

б) язык подталкивает нижнюю челюсть.

8. Имитация жевания.

9. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик
языка у нижних резцов.

 

10. Круговое движение нижней челюстью (подбородком ри­
суем букву о) при открытом и закрытом рте.

11. Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать
зубы на два счета и медленно разжать их на счет «три»),

12. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание).

13. Максимально частое открывание рта с произнесением
звуков па-па-па.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается
в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет
до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался
нижних зубов.

2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка
наружу «лопатой» (1)*: языку придается плоская широкая фор­
ма — так, чтобы он боковыми краями касался углов рта. В спо­
койном, расслабленном состоянии положение удерживается под
счет до 5—10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась,
широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался да­
леко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую
форму, то: а) произносить с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;

б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);

в) нараспев тянуть звук и.

3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его
по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая.
Покусывания должны быть легкими.

4. Широкий язык с силой протискивается между зубами на­
ружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в
улыбке.

5. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка
наружу «иголочкой» («жадом») (2); языку придается возможно
более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не заги­
бался. Если это движение долго не удается, то: а) язык протис-

В скобках указаны номера иллюстраций на вкладке, с. I —VIII.


кивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков; б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или конфете; в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.

6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

7. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать по­переменно широко распластанным («лопатой») и узким («жа­лом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвиж­ными.

8. Такие же движения языком, но внутри ротовой полости;
кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот
открыт. Губы в улыбке (следить, чтобы они оставались неподвиж­
ными).

9. Рот широко открыт, губы растянуты — оскал. Высовы­
вание широкого языка как можно дальше изо рта, а затем
втягивание его как можно глубже в рот, чтобы образовался
лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы.

 

10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высу­
нутого изо рта языка вправо и влево так, чтобы кончик языка
касался уголков рта (3, 4). Следить, чтобы челюсть и губы не
двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

11. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь кончик
языка доводить до верхнего внешнего края губы. Следить,
чтобы губы не натягивались на зубы, язык доходил до уголков
рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двига­
лась.

12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до
внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на
зубы, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без
скачков, нижняя челюсть не двигалась.

13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать
губы, делая движение по кругу. Кончик языка доходит до внеш­
него края губ. Следить, чтобы движение языка было плавным,
без скачков, язык доходил до уголков рта. губы не натягивались
на зубы, челюсть не двигалась.


14. Рот закрыт. Облизывание зубов пол верхней губой из сто­
роны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

15. Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из сто­
роны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше
Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не раздвигались.

16. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, за­
гибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы челюсть
не двигалась, губы не раздвигались.

17. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кон­
чик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот
не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

18. Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как
можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот не
закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

19. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя
движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить,
чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.

20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в
одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась (5,6).

21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком
упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть
и губы не двигались.

 

22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается
движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двига­
лась.

23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верх­
ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного
зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой сто­
роны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива­
лись на зубы.

24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по ниж­
ним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного
зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой сто­
роны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива­
лись на зубы.

 

25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок,
горох и т. п. (Рекомендуется при малоподвижном языке).

26. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ­
кий язык соответственно к верхней и нижней губе. Следить,
чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на
зубы, язык не сужался (7. 8).


27. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вста­
вить между верхней губой и зубами (9). затем между нижней
губой и
зубами (10). Следить, чтобы губы и нижняя челюсть не
двигались, язык не сужался.

28. Рот открыт. Губы в улыбке Поднимать и опускать широ­
кий язык к верхним и нижним зубам (11). Следить, чтобы ниж­
няя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык
не сужался.

29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к
носу и опускать к подбородку (12). Следить, чтобы губы не на­
тягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло­
жить на бугорки за нижними зубами с внутренней стороны (13),
затем поднять на бугорки за верхними зубами, тоже с внутренней
стороны (14). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя че­
люсть и губы оставались неподвижными.

31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за
нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять вверх к мяг­
кому нёбу. Следить, чтобы язык все время оставался широким,
нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

32. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить нёбо, делая движения назад-вперед. Следить, чтобы
язык оставался широким, а его кончик доходил до внутренней
поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта. Губы и
челюсть должны быть неподвижны.

При выполнении упражнений 29—32, чтобы предотвратить закры­вание рта. пользуются роторасширителем или пробкой. Проше способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной руко­яткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец.

33. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем
языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык
в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время
широким, а его кончик завернутым. Нижняя челюсть и губы
должны оставаться неподвижными.

34. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к
носу, затем опустить к верхней губе, вставить между верхней
губой и зубами, прикоснуться к краю верхних зубов, дотронуться
до бугорков за верхними зубами, погладить твердое нёбо, делая
движение кзади. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были
неподвижны, язык не сужался.


35. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к
подбородку, затем поднять к нижней губе, вставить между ниж­
ней губой и зубами, дотронуться до бугорков за нижними резца­
ми. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык
не сужался.

36. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончи­
ком языка прикасаться к верхним резцам с наружной стороны,
затем с внутренней («язычок перешагивает через зубы»). Следить,
чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, язык не сужал­
ся при втягивании в рот.

37. Рот открыт. Губы в улыбке Широким кончиком языка
прикасаться к нижним резцам с наружной стороны, затем с внут­
ренней. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык при
втягивании в рот не сужался.

38. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить верхние резцы с внутренней стороны, делая движения
сверху вниз. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны,
язык не сужался и не выходил за зубы.

39. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
погладить бугорки за нижними зубами с внутренней стороны
снизу вверх. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык
не сужался и не выходил за зубы.

40. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронуться до нижних резцов с внутренней стороны, затем до
альвеол. Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны.

41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка
дотронуться до верхних резцов с внутренней стороны, затем до
альвеол. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались не­
подвижными.

42. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону
ложки всей поверхностью кончика языка. Следить, чтобы ниж­
няя челюсть и губы были неподвижны.

Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кон­чик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений

43. Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка,
оставляя свободным только его кончик; б) при этом положении
языка загибать его широкий кончик к верхней и нижней десне.
Следить, чтобы губы оставались неподвижными.

44. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями
языка в боковые верхние зубы почти до клыков, поднимать и


опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягива­лись на зубы.

Упражнения 43—44 довольно трудные, так как требуют активнос­ти края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому должны тщательно отрабатываться

45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка под­
водится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягива­
ясь вниз, в рот. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

46. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком»,
«лодочкой» (15): боковые края лопатообразного языка подни­
маются, и по средней продольной линии языка образуется впа­
дина. Если это движение долго не удается, то полезно помо­
гать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая
ими на боковые края языка. Иногда помогает надавливание
ребром шпателя (еще лучше — зондом) по средней линии язы­
ка, дети также могут помогать себе руками (следить за чисто­
той рук!).

47. Рот открыт. Язык высунут «желобком» («лодочкой»), не­
подвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются
«желобка».

48. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком»
(«лодочкой»).

49. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой»,
«ковшиком» (16, 17): боковые края и кончик языка поднимаются
вверх, спинка посредине ямкой опускается. Удержать положение
под счет до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
нижняя губа не поддерживала язык.

50. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой».
Сдувать ватку с кончика носа. Воздух при этом должен идти
посередине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы ниж­
няя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны
быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно их
слегка прижать. Нижняя губа не должна подворачиваться и на­
тягиваться на нижние зубы.

51. Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. За­
дувать на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить,
чтобы язык и губы были расслаблены, не напрягались. Язык
зубами не закусывать. Щеки не должны надуваться.

52. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упира­
ются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напря­
женным широким кончиком языка по верхней десне: т-т-т,


постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер чет­кою удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так. чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться.

53. То же. что в упражнении 52, но произносится звук д-д-д

54. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка
поднимать за верхние зубы и многократно произносить да-ды
сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и
нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. Следить,
чтобы произнесение носило характер четкого удара, кончик
языка не подворачивался и ощущалась выдыхаемая струя воз­
духа. Для контроля надо поднести ко рту полоску бумаги.
При правильном выполнении упражнения она будет откло­
няться.

55. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на
верхнюю губу и производить движения вперед-назад, стараясь не
отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала нужно
производить медленные движения, потом, постепенно убыстряя
темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки бл-бл (как
индюк «болбочет»). Следить, чтобы язык был широким. Язык
должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед. Ниж­
няя челюсть не двигается.

56. Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на ниж­
нюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек
липкой конфеты. Попросите ребенка приклеить конфету к нёбу
за верхними зубами. Следить, чтобы работал только язык: ниж­
няя челюсть должна быть неподвижна. Если нижняя челюсть
участвует в выполнении движения, можно поставить указатель­
ный палеи или пробку сбоку между коренными зубами. Упраж­
нение надо сначала выполнять медленно, постепенно убыстряя
темп.

 

57. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при­
жать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пошел -
кать кончиком языка). Сначала упражнение выполняется медлен­
но, потом темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не
двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вы
тяги вались в «трубочку».

58. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при
жать к нёбу за верхними зубами и беззвучно оторвать (беззвучне
пощелкать кончиком языка). Следить, чтобы губы и нижняя че­
люсть были неподвижны, кончик языка не загибался внутрь, кон-


чик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта.

59. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, спинка языка выгибается, затем вырав­
нивается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оста­
вался у зубов и не оттягивался назад, челюсть и губы были не­
подвижны.

60. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкну­
тых челюстях, а затем при разомкнутых челюстях.

Если присасывание не удается, то:

а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок ста­
рается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку;

б) полусогнутый указательный палеи наложить сверху на под­
бородок, а большим пальцем той же руки надавливать снаружи,
снизу вверх, на дно ротовой полости, подталкивая спинку языка
к нёбу.

61. Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от
него спинки языка; кончик языка упирается в нижнюю десну,
челюсть не двигается.

62. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв
от него со щелчком спинки языка; кончик языка упирается в
нижнюю десну. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были
неподвижны.

63. Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка
«лопатой» к нёбу и последующий отрыв от него со щелканьем
при сомкнутых челюстях.

64. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка
«лопатой» к нёбу и отрыв от него со щелканьем. Следить, чтобы
кончик языка не подворачивался внутрь, губы не вытягивались
в «трубочку», нижняя челюсть не двигалась.

Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются рото­расширителем или пробкой. Можно использовать палец.

65. Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в
нижнюю десну. Раскрывание и закрывание рта при таком поло­
жении языка. Губы в улыбке.

66. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижнюю десну; передне-средняя часть спинки языка
приподнимается до соприкосновения с нижними резцами, а
затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,
а нижняя челюсть не двигалась.

67. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается
в альвеолы за нижними резцами. Язык с силой протискивается


между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спин­ке языка.

68. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижние резцы. Выдвижение передней части спинки язы­
ка вперед (язык как бы «выкатывается» изо рта), а затем втяги­
вание ее в рот. Следить, чтобы язык не сужался, кончик его от
зубов не отрывался, губы и нижняя челюсть не двигались (18).

69. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается
вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опуска­
ется вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.114 с.)