Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В коррекционно-логопедической↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Методическое пособие Санкт-Петербург «Детство-Пресс» Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.—64 с. + вкл. 8 с. Раскрыта значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. даны краткие описания и методические указания по выполнению комплексов специальных упражнений. ВВЕДЕНИЕ Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он* может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизно-шения, год ох года не уменьшается, а растет. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Воспитание чистой речи у детей — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать все: логопеды, родители, воспитатели, учителя. Им и адресовано настоящее пособие. Оно поможет в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов звукопроизношения у детей и взрослых, хотя последнее уже значительно труднее. Материал, изложенный в пособии, является результатом глубокого изучения научно-методической литературы и обобщения собственного 20-летнего опыта работы автора в данной области. В пособии раскрыта значимость специальной гимнастики в логопедии, изложена методика ее проведения, представлены комплексы упражнений, направленных на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков речи, даны краткое описание и методические указания по выполнению этих упражнений, показана специфика гимнастики языка при ринолалии (гнусавости). В числе упражнений есть известные логопедам, малоизвестные и разработанные автором. Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада. И здесь пособие будет очень полезно. Логопед, используя данное пособие, подбирает необходимые упражнения и составляет комплекс для каждого конкретного случая. Давая домашнее задание родителям, педагогам, он указывает страницу и номер упражнения, требующего доработки дома. Пособие будет также полезно для реабилитационной работы — восстановления речи у больных с моторной афазией (детей и взрослых) в посттравматический или постинсультный период. Взрослые могут использовать его самостоятельно для восстановления утраченных движений звукопроизносительного аппарата. Для улучшения дикции эти упражнения могут выполнять все желающие. Прилагаемые фотоиллюстрации помогут контролировать правильность положения речевых органов в упражнениях. В пособии рассмотрены далеко не все вопросы исполь-^ зования гимнастики в коррекционно-логопедической работе. В дальнейшем предполагается дополнить его разделом, посвященным дыхательной гимнастике. Что касается пальчиковой гимнастики, то, по мнению автора, в последние годы появилось достаточное количество работ, посвященных этой безусловно важной теме. Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя пособие вызовет интерес специалистов-логопедов всех уровней, воспитателей и родителей, а главное — принесет пользу в их совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения. РОЛЬ ГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки (см. рис.). Альвеолы Твердое нёбо Мягкое нёбо Маленький язычок
Верхние зубы Верхняя губа Кончик языка Нижняя губа Нижние зубы Передняя часть языка Средняя часть языка
Задняя часть языка Профиль артикуляционного аппарата Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хват-цев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.). Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифферен-цированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (и) и заднеязычные (к, г, х). Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать шель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ). Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке и и мягких согласных). Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х). Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, л/), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в). Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м\ н, н'. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м', н, «')• Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать коорди-нированно. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроиз-носительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые. I. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом. 2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом). 3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо Движения I, 2, 3 сначала ВЫПОЛНЯЮТ без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении. 4. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом. 5. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием 6. Ладони к ушам: наклоны головы в стороны с сопротив 7. Опускание, запрокидывание, повороты головы с произне 8. Круговые движения головой. 9. Круговые движения головой с произнесением на выдохе ЗВУКОВ. ГИМНАСТИКА ЖЕВАТЕЛЬНО-АРТИКУЛЯ ТОРНЫХ МЫШЦ Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга. Мощные и короткие пучки мышц, малый рычаг и амплитуда движений обусловливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава. От состояния его функции зависит участие зубо- челюстной системы в актах жевания, мимики, ре- чеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии, и особенно при хирургическом лечении детей с дефектами нёба. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражнений и число их повторений, изменяя исходное положение, амплитуду движения пли количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнения. 1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание 2. Челюсти в спокойном положении (счет «раз, два»). Дви а) без нажима на нижнюю челюсть языком; б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней При движении челюсти вперед — вдох через нос, при закрытии рта — выдох через рот с произнесением в конечный момент звука с или i. 3. Оттягивание нижней челюсти назад на счет «три»: а) язык пассивен, б) язык с силой оттягивается назад. 4. Выдвигание нижней челюсти вперед с последующим от- рандаша к носу и опускать вниз. (Дыхание, положение языка звуки - как в упр. 2). 5. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос1 а) язык пассивен: б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению 6. Движение нижней челюсти влево (производится так же 7. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево а) язык пассивен; б) язык подталкивает нижнюю челюсть. 8. Имитация жевания. 9. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик
10. Круговое движение нижней челюстью (подбородком ри 11. Статическое напряжение жевательных мышц (плотно сжать 12. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание). 13. Максимально частое открывание рта с произнесением УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА 1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается 2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка б) на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух); в) нараспев тянуть звук и. 3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его 4. Широкий язык с силой протискивается между зубами на 5. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка В скобках указаны номера иллюстраций на вкладке, с. I —VIII. кивать между зубами или губами, сжимая его губами с боков; б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или конфете; в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении. 6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом» («иголочкой»). Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны. 7. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным («лопатой») и узким («жалом», «иголочкой»). Следить, чтобы губы оставались неподвижными. 8. Такие же движения языком, но внутри ротовой полости; 9. Рот широко открыт, губы растянуты — оскал. Высовы
10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивание сильно высу 11. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать 12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать 13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать 14. Рот закрыт. Облизывание зубов пол верхней губой из сто 15. Рот закрыт. Облизывание зубов под нижней губой из сто 16. Рот закрыт. Облизывание зубов под губами по кругу, за 17. Рот открыт. Облизывание зубов под верхней губой, кон 18. Рот открыт. Облизывание нижних зубов под губой, как 19. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя 20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в 21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком
22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается 23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верх 24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по ниж
25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, 26. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широ 27. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вста 28. Рот открыт. Губы в улыбке Поднимать и опускать широ 29. Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать широкий язык к 30. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поло 31. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить за 32. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка При выполнении упражнений 29—32, чтобы предотвратить закрывание рта. пользуются роторасширителем или пробкой. Проше способ с пробкой: в угол между челюстями вставляется пробка, она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удержания между зубами. Можно использовать чистый палец. 33. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем 34. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к 35. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к 36. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким завернутым кончи 37. Рот открыт. Губы в улыбке Широким кончиком языка 38. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 39. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 40. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 41. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка 42. Рот открыт. Губы в улыбке. Вылизывать вогнутую сторону Слизывание капель с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы, можно добиться более тонких и точных движений 43. Губы в улыбке: а) закусывать зубами боковые края языка, 44. Рот открыт. Губы в улыбке. Упираясь боковыми краями опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы. Упражнения 43—44 довольно трудные, так как требуют активности края языка; в то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому должны тщательно отрабатываться 45. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка под 46. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «желобком», 47. Рот открыт. Язык высунут «желобком» («лодочкой»), не 48. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык внутри рта «желобком» 49. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой», 50. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой». 51. Губы в улыбке. Широкий язык лежит между губами. За 52. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упира постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук т носил характер четкою удара, а не хлюпал. Звук т надо произносить так. чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Кончик языка не должен подворачиваться. 53. То же. что в упражнении 52, но произносится звук д-д-д 54. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка 55. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на 56. Губы в улыбке. Положить широкий кончик языка на ниж
57. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при 58. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при чик языка упирался в нёбо за верхними зубами и не высовывался изо рта. 59. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упи 60. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкну Если присасывание не удается, то: а) на спинку языка положить липкую конфету; ребенок ста б) полусогнутый указательный палеи наложить сверху на под 61. Рот закрыт. Присасывание к нёбу и отрыв со щелчком от 62. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание к нёбу и отрыв 63. Рот закрыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка 64. Рот открыт. Губы в улыбке. Присасывание всего языка Чтобы избежать движения нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Можно использовать палец. 65. Спинка языка прижимается к нёбу, кончик упирается в 66. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи 67. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончик языка упирается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. 68. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи 69. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упи Если это движение не удается, то на первых
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.013 с.) |