Тест прогрессивных матриц Равена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест прогрессивных матриц Равена



Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressiv Matrices) – тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития.

Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому, построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» – испытуемый не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Закрыть таблицы».

После этого взять таблицу и открыть для показа 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры.

По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть таблицы!

БЛАНК

ФИО (№)

№ задания А В С D Е
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Интерпретация
Серия А. Линейное визуальное мышление

Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального интеллекта. Оно позволяет проводить в уме (но с опорой на непосредственное зрительное восприятие) операции сравнения различных изображений и их деталей, а так­же продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление по­зволяет проводить операции, которые нельзя реализовать, оста­ваясь только в рамках зрительного восприятия.

Зона 1. Уровень патологии. Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные отклонения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер.

Зона 2. Слабый уровень развития линейного визуально­го мышления. Попытки использовать рисунки, схемы и другие графические вспомогательные материалы при объяснении уро­ков успеха иметь не будут, так как они сами по себе непонятны ребенку (непонимание не распространяется на предметные и сю­жетные изображения, несущие образно воспринимаемое содер­жание). Ребенка надо учить разбираться в чертежах и схематичес­ких рисунках с помощью речевых рассуждений, находить «эталон­ные» фигуры (прямоугольники, треугольники, параллельные и пер­пендикулярные линии, углы и пр.) в различных положениях на плос­кости и в пространстве, в условиях «помех». Таким способом можно в некоторой степени сформировать навыки, необходимые для ре­шения задач по физике и математике, заданных графически, но полноценное линейное визуальное мышление в средней школе уже не развить. Ребенок будет испытывать трудности при анализе про­стейших схематических рисунков, где визуальная информация не будет явно систематизирована. Ему будет трудно выделить какие-то части, соотнести их, проследить зависимости, восстановить частично нарушенное изображение, мысленно дополнить скрытые детали, самостоятельно представить и изобразить информацию в виде чертежа или схематического рисунка.

Зона 3. Средний уровень развития визуального линей­ного мышления. Ребенок может понять смысл схематического рисунка, поясняющего условия задачи или изложение текстово­го материала, но затрудняется с переводом вербальной инфор­мации в визуально-графическую. Именно этим ему нужно как можно больше заниматься, помогая себе рассуждениями, иначе затруд­нения с простейшими видами графического анализа будут со­провождаться задержкой формирования визуального интеллек­та в целом.

Зоны 4 и 5. Хороший и высокий уровни развития визу­ального линейного мышления. Ребенок без затруднений пользу­ется вспомогательным графическим материалом, может созна­тельно прибегать к рисункам, чтобы лучше разобраться в инфор­мации. Если он испытывает затруднения при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуально­го мышления, а в незнании самого материала.

Серия Б. Структурное визуальное мышление

Структурное визуальное мышление позволяет видеть про­стейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими законо­мерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть мыслить по аналогии. Отличие заданий этой серии от предыду­щей заключается в том, что требуется «продублировать» прин­цип связи между элементами, а не сами элементы.

Зона 1. Уровень патологии. Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные нарушения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять ме­дицинское и дефектологическое обследование.

Зона 2. Слабый уровень развития структурного визуаль­ного мышления. Ребенок не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяс­нения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изоб­ражение точно, хотя и схематично передает содержание текста, то ребенку оно может быть понятно. Если графически выделены связи, отношения, то рисунок становится непонятным. Взрослые не всегда сами осознают «уровень отвлеченности» графического изображения и поэтому недоумевают, почему ребенок перестает понимать. В этом случае использование рисунков следует пред­варять рассуждениями. Ребенок должен с помощью речевого анализа сначала представить то, что будет изображено графи­чески. Его надо научить изображать алгоритмы с помощью блок-схем, то есть выделять и акцентировать сам принцип действия, последовательность связей; при анализе чертежей к задачам учить искать сначала графическое выражение правила или теоремы, на которых основывается решение. Уделять больше внимания по­строению чертежей к задачам. Любая графическая работа долж­на предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

Зона 3. Средний уровень развития визуального струк­турного мышления. Ребенок может понимать смысл информа­ции, когда он передан графически, но самостоятельно не пользу­ется визуальными способами выделения логических связей или закономерностей, содержащихся в тексте. Обычно предпочита­ет прочесть пояснения к схемам и чертежам, чем разбираться самостоятельно. Если визуальное мышление не будет активно использоваться, то оно деградирует и развить его в старших клас­сах будет невозможно. Если визуальное мышление будет посто­янно задействовано, то оно может развиться и без каких-либо дополнительных усилий. Рекомендуется на первых порах все же сопровождать визуальный анализ рассуждениями.

Зоны 4 и 5. Визуальное структурное мышление развито хорошо (или высоко). Ребенок легко выделяет связи, законо­мерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи. Самостоятельно применяет рисунки и схемы для лучшего понимания материала. Может использовать визуальные аналогии и тем самым частично компенсировать не­достатки в развитии понятийного логического мышления.

Серия С. Структурно-динамическое визуальное мышление

В заданиях серии С симультанно (одновременно и целост­но) представлены разнонаправленные, но взаимозависимые из­менения структуры изображения. Эти изменения происходят одновременно по нескольким параметрам (элементам, свойствам), но образуют в итоге некий единый результирующий вектор, кото­рый и надо «увидеть». Можно сказать, что в заданиях серии С моделируется (визуально упрощенно) процесс развития.

Для кинестетиков задания серии С представляются наиболее простыми, так как в них отражено движение, динамика. Кинестетики обычно посредственно справляются с серией А, совсем не справляются с серией В и хорошо выполняют задания серии С.

Зона патологии для структурно-динамического визуально­го мышления не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Ребенок не умеет «читать» таб­лицы, не понимает смысл информации, представленной в таб­личном виде. Если таблицы содержатся в тексте, то он ограничи­вается чтением поясняющих их фраз. Может испытывать трудно­сти с систематизацией материала по истории, биологии и хи­мии. Мышление в целом может оставаться статичным, описа­тельным. Ребенок может пересказывать материал, но не пони­мать, например, законы исторического развития или биологи­ческой эволюции. Будут трудны для понимания те разделы мате­матики, где используются таблицы и графики. Развитие струк­турно-динамического мышления надо начинать с активизации визуально-двигательных схем. Ребенок должен учиться выклады­вать таблицы из материала, в котором одновременно и взаимо­связано изменяются два свойства (например, из кружочков, раз­личающихся по размеру и интенсивности окраски). Можно иг­рать в «Морской бой» и аналогичные игры. Следует помогать ребенку в использовании табличной формы для обобщения ма­териала по истории, биологии, географии, акцентируя внима­ние на последовательной изменчивости показателей, учить изоб­ражать в виде таблиц числовые массивы. Все игры и действия должны предваряться и сопровождаться рассуждениями.

Зона 3. Средний уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Ребенка можно научить пользо­ваться таблицами, чертить графики функций без дополнитель­ных развивающих игр. Он в принципе способен все это понять, но придется приложить много усилий, чтобы не только сформи­ровать эти конкретные визуальные навыки, но и развить мышле­ние в целом, «внедрить» в него динамический вектор.

Зона 4. Хороший уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Использование таблиц способ­ствует лучшему пониманию и усвоению материала. Простейшие функциональные зависимости ребенок легче понимает, когда они выражены графически. Однако структурно-динамическое мышле­ние может действовать только при условии визуально-графичес­кой представленности материала, и широкого переноса может не быть. Необходим опыт самостоятельного перевода вербальной информации в табличную форму. Этому ребенок может научиться при обобщении материала по истории, биологии, географии.

Зона 5. Высокий уровень развития структурно-динами­ческого визуального мышления. Операциональные механиз­мы структурно-динамического мышления могут быть перенесе­ны и использованы в других видах мышления (образном, вер­бальном, символическом). Ребенок легко идентифицирует объект, явление во всех фазах развития, быстро понимает принцип, со­гласно которому происходят преобразования, может прогнози­ровать характер изменения объекта еще до того, как они про­изойдут. Он не только легко воспринимает информацию, пред­33А33ем33ную в табличном виде, но и сам обычно старается преоб­разовать различные описания в таблицы для лучшего понимания и запоминания. Способен быстро понять принцип функциональ­ной зависимости, обучиться графически ее выражать, пользо­ваться координатными осями для нахождения возможных значе­ний изменяемого признака. За счет высокого уровня развития структурно-динамического визуального мышления может не только обеспечиваться компенсация недостатков понятийного логичес­кого мышления и операции категоризации, но и стимулировать­ся их развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.013 с.)