Раздел 2. Организация психологической диагностики обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Организация психологической диагностики обучающихся



с ограниченными возможностями здоровья и школьников с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения

 

Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ.

Блок методик составлен на основании карты психолого-медико-социальной помощи ребенку Ф-4, рекомендованной к использованию Письмом Департамента образования Владимирской области от 28.04.2007 № ДО-1600-04-07 (см. Приложение №1).

 

Блок методик исследования степени развития психических функций

И эмоционально- личностного развития обучающихся

Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.

Направления изучения:

§ психические процессы,

§ эмоциональная сфера,

§ личностная сфера,

§ сфера межличностных отношений.

 

Методики. Младший школьный возраст 7 - 10 лет

Сфера изучения Методика Назначение
Тип семейного воспитания Тест «Стиль воспитания» Стиль семейного воспитания ребенка
Сфера нарушения школьной адаптации Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации» Стиль приспособления к школьной адаптации
Сложности в воспитании Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» Нарушения в поведении
Взаимоотношения ребенка с педагогами Цветовой тест отношений (ЦТО) Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками Цветовой тест отношений (ЦТО) Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Интеллектуальные особенности Цветные прогрессивные матрицы Равена Общие способности: невербальный интеллект
Мышление Методика «Исключение слов»   Методика «Простые аналогии» Вербально-логическое мышление Определение понимания логических связей и отношений между понятиями
Внимание Методика «Корректурная проба»     Определение объема внимания и его концентрации
Память Методика «10 слов» А.Р. Лурия Особенности памяти
Эмоционально-личностные характеристики
Самооценка Тест "Лесенка" В.Г. Щур Уровень самооценки
Тревожность Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) Уровень тревожности
Агрессивность Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы) Уровень агрессивности
Мотивация   - Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (для учащихся 1 кл.) - Опросник мотивации (для школьников 2-5 кл.) Мотивация учения
Интересы Беседа с родителями Ведущие интересы
Представления о будущем Беседа с родителями Временная перспектива  

 

Методики. Средний школьный возраст 11 - 14 лет

Сфера изучения Методика Назначение
Тип семейного воспитания Тест «Стиль воспитания» Стиль семейного воспитания ребенка
Сфера нарушения школьной адаптации Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации» Стиль приспособления к школьной адаптации
Сложности в воспитании Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» Нарушения в поведении
Взаимоотношения ребенка с педагогами Цветовой тест отношений (ЦТО) Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками Цветовой тест отношений (ЦТО) Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Интеллектуальные особенности Цветные прогрессивные матрицы Равена Общие способности: невербальный интеллект
Мышление Методика «Исключение лишнего»   Методика «Простые аналогии» Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки Определение понимания логических связей и отношений между понятиями
Внимание Тест «Избирательность внимания» (тест Г.Мюнстерберга) Степень избирательности внимания
Память Методика «10 слов» А.Р. Лурия Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)
Эмоционально-личностные характеристики
Самооценка Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) Уровень самооценки
Тревожность Шкала личностной тревожности (А. М. Прихожан) Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность
Агрессия Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной) Формы агрессивного поведения
Мотивация   Методика «Учебная мотивация» (5 - 8 кл.) Уровень мотивации
Интересы Анкета «Мои интересы» Ведущие интересы
Представления о будущем Анкета «Образ будущего»(для учащихся среднего звена) Временная перспектива  

 

Методики. Старший школьный возраст 15 - 18 лет

Сфера изучения Методика Назначение
Тип семейного воспитания Тест «Стиль воспитания» Стиль семейного воспитания ребенка
Сфера нарушения школьной адаптации Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации» Стиль приспособления к школьной адаптации
Взаимоотношения ребенка с педагогами Цветовой тест отношений (ЦТО) Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками Цветовой тест отношений (ЦТО) Цветовой тест Люшера Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Интеллектуальные особенности Цветные прогрессивные матрицы Равена Общие способности: невербальный интеллект
Мышление Методика «Исключение лишнего»     Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Внимание - Б. Бурдон. «Корректурная проба» - Тест «Избирательность внимания» (тест Г. Мюнстерберга) Определение особенностей внимания
Память Методика «10 слов» А.Р. Лурия Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)
Эмоционально-личностные характеристики
Самооценка Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника» Уровень самооценки
Тревожность Шкала личностной тревожности Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность
Агрессия Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) Формы агрессивного поведения.  
Мотивация   Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы» (Домбровская И.С.) Уровень мотивации
Интересы Анкета «Мои интересы» Ведущие интересы
Представления о будущем Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) Временная перспектива  

 

 

 

Раздел 3. Диагностический инструментарий для обследования

Школьника с ОВЗ

Для заполнении я графы - сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1. Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.

Инструкция по использованию таблицы: ознакомьтесь с типами школьной адаптации и выберете те, которые по Вашим наблюдениям могут проявляться в учебной жизнедеятельности обследуемого.

Теоретическая модель школьной адаптации

Таблица 1.

Типы школьной адаптации
академическая социальная личностная
Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни. Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник).
На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям. На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников. На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.007 с.)