Раздел 2. Организация психологической диагностики обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и школьников с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения
Для проведения диагностической работы предлагаем методики, направленные на изучение высших психических функций, личностных особенностей, лежащих в основе развития учащихся с ОВЗ.
Блок методик составлен на основании карты психолого-медико-социальной помощи ребенку Ф-4, рекомендованной к использованию Письмом Департамента образования Владимирской области от 28.04.2007 № ДО-1600-04-07 (см. Приложение №1).
Блок методик исследования степени развития психических функций
И эмоционально- личностного развития обучающихся
Блок методик позволяет осуществлять экспресс-диагностику функциональных особенностей детей и составить по её итогам психологическое заключение и рекомендации.
Направления изучения:
§ психические процессы,
§ эмоциональная сфера,
§ личностная сфера,
§ сфера межличностных отношений.
Методики. Младший школьный возраст 7 - 10 лет
Сфера изучения
| Методика
| Назначение
| Тип семейного воспитания
| Тест «Стиль воспитания»
| Стиль семейного воспитания ребенка
| Сфера нарушения школьной адаптации
| Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
| Стиль приспособления к школьной адаптации
| Сложности в воспитании
| Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»
| Нарушения в поведении
| Взаимоотношения ребенка с педагогами
| Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
| Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
| Взаимоотношения ребенка со сверстниками
| Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
| Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
| Интеллектуальные особенности
| Цветные прогрессивные матрицы Равена
| Общие способности: невербальный интеллект
| Мышление
| Методика «Исключение слов»
Методика «Простые аналогии»
| Вербально-логическое мышление
Определение понимания логических связей и отношений между понятиями
| Внимание
| Методика «Корректурная проба»
| Определение объема внимания и его концентрации
| Память
| Методика «10 слов» А.Р. Лурия
| Особенности памяти
| Эмоционально-личностные характеристики
| Самооценка
| Тест "Лесенка" В.Г. Щур
| Уровень самооценки
| Тревожность
| Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)
| Уровень тревожности
| Агрессивность
| Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы)
| Уровень агрессивности
| Мотивация
| - Тест А.Л. Венгера
«Мотивационная готовность»
(для учащихся 1 кл.)
- Опросник мотивации (для школьников 2-5 кл.)
| Мотивация учения
| Интересы
| Беседа с родителями
| Ведущие интересы
| Представления о будущем
| Беседа с родителями
| Временная перспектива
|
Методики. Средний школьный возраст 11 - 14 лет
Сфера изучения
| Методика
| Назначение
| Тип семейного воспитания
| Тест «Стиль воспитания»
| Стиль семейного воспитания ребенка
| Сфера нарушения школьной адаптации
| Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
| Стиль приспособления к школьной адаптации
| Сложности в воспитании
| Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»
| Нарушения в поведении
| Взаимоотношения ребенка с педагогами
| Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
| Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
| Взаимоотношения ребенка со сверстниками
| Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
| Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
| Интеллектуальные особенности
| Цветные прогрессивные матрицы Равена
| Общие способности: невербальный интеллект
| Мышление
| Методика «Исключение лишнего»
Методика «Простые аналогии»
| Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки Определение понимания логических связей и отношений между понятиями
| Внимание
| Тест «Избирательность внимания» (тест Г.Мюнстерберга)
| Степень избирательности внимания
| Память
| Методика «10 слов» А.Р. Лурия
| Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)
| Эмоционально-личностные характеристики
| Самооценка
| Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования
(опросник Казанцевой Г.Н.)
| Уровень самооценки
| Тревожность
| Шкала личностной тревожности
(А. М. Прихожан)
| Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность
| Агрессия
| Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В. Резапкиной)
| Формы агрессивного поведения
| Мотивация
| Методика «Учебная мотивация» (5 - 8 кл.)
| Уровень мотивации
| Интересы
| Анкета «Мои интересы»
| Ведущие интересы
| Представления о будущем
| Анкета «Образ будущего»(для учащихся среднего звена)
| Временная перспектива
|
Методики. Старший школьный возраст 15 - 18 лет
Сфера изучения
| Методика
| Назначение
| Тип семейного воспитания
| Тест «Стиль воспитания»
| Стиль семейного воспитания ребенка
| Сфера нарушения школьной адаптации
| Таблица «Теоретическая модель школьной адаптации»
| Стиль приспособления к школьной адаптации
| Взаимоотношения ребенка с педагогами
| Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
| Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
| Взаимоотношения ребенка со сверстниками
| Цветовой тест отношений (ЦТО)
Цветовой тест Люшера
| Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
| Интеллектуальные особенности
| Цветные прогрессивные матрицы Равена
| Общие способности: невербальный интеллект
| Мышление
| Методика «Исключение лишнего»
| Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
| Внимание
| - Б. Бурдон. «Корректурная проба»
- Тест «Избирательность внимания» (тест Г. Мюнстерберга)
| Определение особенностей внимания
| Память
| Методика «10 слов» А.Р. Лурия
| Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)
| Эмоционально-личностные характеристики
| Самооценка
| Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»
| Уровень самооценки
| Тревожность
| Шкала личностной тревожности
| Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность
| Агрессия
| Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)
| Формы агрессивного поведения.
| Мотивация
| Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»
(Домбровская И.С.)
| Уровень мотивации
| Интересы
| Анкета «Мои интересы»
| Ведущие интересы
| Представления о будущем
| Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант)
| Временная перспектива
|
Раздел 3. Диагностический инструментарий для обследования
Школьника с ОВЗ
Для заполнении я графы - сфера нарушения школьной адаптации карты Ф-4 рекомендуется использование таблицы 1. Данная таблица составлена на основании теоретических разработок Дорожевец Т.В., которая предложила теоретическую модель школьной адаптации, включающую три сферы: академическую, социальную и личностную.
Инструкция по использованию таблицы: ознакомьтесь с типами школьной адаптации и выберете те, которые по Вашим наблюдениям могут проявляться в учебной жизнедеятельности обследуемого.
Теоретическая модель школьной адаптации
Таблица 1.
Типы школьной адаптации
| академическая
| социальная
| личностная
| Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.
| Успешность вхождения ребенка в новую социальную группу зависит от социальной адаптации.
| Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком своего нового социального статуса (Я — школьник).
| На уровне академической адаптации наблюдается снижение успеваемости и учебной мотивации, негативное отношение к школьным требованиям.
| На уровне социальной адаптации наряду с нарушением конструктивности поведения в школе происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников.
| На уровне личностной адаптации искажается соотношение «самооценка—уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
| Преобладание у ребенка одного из стилей приспособления ведет к нарушениям во всех сферах школьной адаптации
|
|