Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «Исключение слов». Оценка вербально-логического мышленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии – по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов в таблице.
Протокол исследования вербально-логического мышления
Бланк методики «Исключение слов» 1. Книга, портфель, чемодан, кошелек. 2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка. 3. Часы, очки, весы, термометр. 4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед. 5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор. 6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы. 7. Дерево, этажерка, метла, вилка. 8. Дедушка, учитель, папа, мама. 9. Иней, пыль, дождь, роса. 10. Вода, ветер, уголь, трава. 11. Яблоко, книга, шуба, роза. 12. Молоко, сливки, сыр, хлеб. 13. Береза, сосна, ягода, дуб. 14. Минута, секунда, час, вечер. 15. Василий, Федор, Семен, Иванов.
Процедура проведения Инструкция: «Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе. Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0. КЛЮЧ: 1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов. Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т.
Поправка Т на время выполнения задания
Интегральный показатель вербально-логического мышления (А), объединяющий показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т), вычисляется по формуле: А = В + Т Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую величину по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки.
Шкальные оценки показателей мышлeния
Методика «Исключение лишнего» Цель. Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки. Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале. I. Предметный вариант Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос. В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы.
! Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых Тест
II. Словесный вариант Ход выполнения данного варианта теста идентичен выше изложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет. Тестовый материал Обработка результатов. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения Число баллов Характеристика решения задач Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности. Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам. Методика " Простые аналогии" Цель. Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач. Для детей 8-10лет Инструкция. "Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье слово с одним из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это четвертое слово". Прекратить исследование после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно
Оценка результатов: 4 балла - выполняет все задания, выделяя существенные признаки, 3 балла - выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора 2 балла - выполняет 5 заданий, из них 4 - с направляющей и программирующей помощью экспериментатора 1 балл - отвечает не по существу, помощь неэффективна Для детей от 10 лет Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с третьим, как второе с первым? Например: песня: композитор = самолет:? а) аэродром б) горючее в)конструктор г)летчик д)истребитель Функциональные отношения (песню сочинил композитор): ответ - конструктор (конструктор сделал самолет)
Время выполнения -15 минут, предлагается 10 заданий
1. школа: обучение = больница:? а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной 2. песня: глухой = картина:? а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой 3. нож: сталь = стул:? а) вилка б ) дерево в) стул г) пища д) скатерть 4. паровоз: вагоны = конь:? а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня 5. лес: деревья = библиотека:? а) город б) здание в) библиотекарь г) книги д) театр 6. бежать: стоять = кричать:? а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать 7. утро: ночь = зима:? а) мороз б) осень в) день г) январь д) сани 8. волк: пасть = птица:? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение 9. слагаемое: сумма = множители:? а) разность б) делитель в ) произведение г) умножение д) деление 10. роза: цветок = кислород:? а) газ б) дыхание в) горение г) прозрачный д) мак Оценка результатов: 4 балла - 8 - 10 правильных ответов, помощь взрослого не требуется. 3 балла - 5 - 7 правильных ответов, использует помощь взрослого. 2 балла - 2 - 4 правильных ответов, помощь использует частично. 1 балл - задание недоступно.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 8131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.008 с.) |