Серия D. Комбинаторное визуальное мышление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Серия D. Комбинаторное визуальное мышление



Статистика последних лет показывает, что у абсолютного боль­шинства учащихся комбинаторное визуальное мышление оказы­вается развитым лучше, чем структурно-динамическое. Причина этого явления заключается в том, что в нашей культуре в дошколь­ных дидактических играх широко используется разнообразный геометрический материал, оперируя которым дети учатся клас­сифицировать, решать простые логические задачки.

Развитое комбинаторное мышление позволяет легко осва­ивать математику, решать задачи по физике и химии, но гумани­тарные науки и теоретические закономерности естественных наук воспринимаются с трудом.

Уровень патологии в комбинаторном визуальном мышле­33А33 не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень развития визуального комби­наторного мышления. Встречается редко, обычно сочетается с общим слабым интеллектуальным развитием (в этом случае в первую очередь нужно заниматься развитием понятийного мыш­ления). В некоторой степени способствовать развитию визуаль­ной комбинаторики могут манипулятивные игры с визуальным стимульным материалом. Если понятийное и абстрактное мыш­ление развито, то ребенок может не испытывать никаких особых трудностей из-за отсутствия визуальной комбинаторики. Скорее всего, математика не станет его любимым предметом, но задач­ки он решать сможет, хотя и другим способом, не используя об­разных манипуляций.

Зона 3. Средний уровень развития визуального комби­наторного мышления. Встречается как результат усиленной на­грузки аудиальной системы и приостановки развития визуаль­ного мышления. Также характерен для посредственно развитого визуального мышления в целом. И в том, и в другом случае опе­рации визуального мышления ребенком активно не используют­ся. Развить комбинаторный компонент удается только при усло­вии активизации визуального мышления в целом.

Зона 4. Хороший уровень развития визуального комби­наторного мышления. Часто развивается в процессе обучения в начальной школе по программам Занкова или Петерсон. Помо­гает в решении задач не только в курсе математики, но и физики, химии, биологии. Может вплоть до 9 класса компенсировать не­развитость абстрактного мышления, обеспечивая хорошую ус­певаемость по математике. Может частично компенсировать недостатки понятийного мышления и одновременно тормозить его развитие. Если ребенок увлекается математикой и усиленно ею занимается, то понятийное мышление так и не разовьется, а абстрактное будет формироваться на базе комбинаторики. При этом по гуманитарным и естественным наукам (в том числе и по физике) успеваемость будет посредственной. Следует помнить, что компенсаторные возможности визуальной комбинаторики не безграничны, но если понятийное и абстрактное мышление раз­вито, то беспокоиться не о чем.

Зона 5. Высокий уровень развития визуального комби­наторного мышления. Формируется на базе сильного визуаль­ного интеллекта в целом. Существует высокая вероятность разви­тия абстрактного мышления даже при недостаточном развитии понятийного и становления математических способностей. Если развито и понятийное мышление, то возможно развитие физико-математических способностей и сильного интеллекта в целом.

 

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл. Затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

КЛЮЧ

1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2

2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8

3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2

4-я серия 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6

5-я серия 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Обработка. Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста.
В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

 

Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта

Проценты Степень
95 и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-95 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
25-74 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
5-24 4 степень: интеллект ниже среднего.
5 и менее 5 степень: дефектная интеллектуальная способность


Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ

К-во баллов Возраст в годах
  8,5   9,5   10,5   11,5   12,5   13,5 16-30
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                          -
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                      96    
                      91    
                           
                        99  
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

 

Таблица 3
Шкала умственных способностей

Показатели IQ Уровень развития интеллекта
Свыше 140 очень высокий, выдающийся интеллект
Более 120 высокий, незаурядный интеллект
110-120 незаурядный, хороший интеллект
100-110 нормальный, выше среднего интеллект
90-100 средний интеллект
80-90 слабый, ниже среднего интеллект
70-80 небольшая степень слабоумия
50-70 дебильное слабоумие
20-50 имбецильность, средняя степень слабоумия
0-20 идиотия, самая большая степень слабоумия

 

Цветовой тест отношений (Тест А. И. Лутошкин)

 

Цель. Изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и к себе и отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень этих отношений.

Описание теста.
При разработке ЦТО использован набор цветовых стимулов из восьми цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный, желтый), два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов.
Инструкция к тесту. Вам нужно будет подобрать к каждому из людей и понятий, которые будут зачитываться, подходящие на Ваш взгляд, цвета. Выбранные цвета могут повторяться. Цвета должны подбираться в соответствии с Вашим личным восприятием, а не по их внешнему виду.

 

Тест

Проведение ЦТО включает в себя следующие этапы:
1. Исследователь составляет список лиц, а также понятий, имеющих для испытуемого существенное значение.
2. Перед испытуемым раскладываются на белом фоне в случайном порядке цвета. Затем исследователь просит испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов исследователь разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду.

Тест имеет два варианта проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемого требуется подобрать к каждому лицу или понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте испытуемый ранжирует все восемь цветов в порядке соответствия их понятию или лицу, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс – диагностики, полный вариант — для исследовательских целей.

3. После завершения ассоциативной процедуры испытуемый ранжирует цвета в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого», приятного для глаза, и кончая самым «некрасивым», неприятным.

Обработка результатов.

Интерпретация результатов теста осуществляется в два этапа:
а) сопоставление цветов, ассоциируемых с определенным понятием, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен своим отношением к нему. И, наоборот, если с понятием или лицом ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, значит, испытуемый относится к нему негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может меняться от 1 до 8. В полном варианте соответствующий показатель может быть рассчитан как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассоциативной раскладкой и раскладкой по предпочтению;
б) интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения.
Таким образом, ЦТО основывается на двух исходных положениях:
Первое — каждый из испытуемых цветовых стимулов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением;
Второе — существует закономерность переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются.

Применение данного теста прежде всего требует изучения эмоциональных значений используемых цветов. Каждый из цветов ЦТ обладает собственным, ясно определенным эмоционально-личностным значением.

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО
1. Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6. Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, не самостоятельный, слабый, пассивный.

Цветовой тест Люшера

Инструкция для психолога: цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом белом (но не ослепительно) листе бумаги. Ответы ребенка следует записывать в верхней части его ответного бланка в специально отведенном для этого месте.

Инструкция к тесту Люшера: «На какой из этих цветов боль­ше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь вшколу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем. А дома в выходные дни? На уроках математики? Русского язы­33А? Чтения? Природоведения? И т. Д. Когда у доски отвеча­ешь? А перед контрольной работой? Когда на перемене с ребятами играешь (общаешься)? Когда с классным руково­дителем разговариваешь? (Последовательно записывайте но­мера цветов, которые выбирает ребенок, отвечая на вопросы.! А теперь выбери из всех этих цветов тот, который тебе боль­ше всего нравится, кажется красивее других. (Выбранную цве­товую карточку следует убрать, а ее номер записать.) А из ос­тавшихся?» Далее предлагайте ребенку делать аналогичный выбор из остающихся цветов, выбранные карточки убирайте, пока они все не закончатся. Последовательность предпочтения цве­тов записывайте в ответном бланке.

Цветовой выбор не занимает много времени и дает необходимую информацию о физиологическом состоянии ребенка, его работоспособности в день проведения

тестирова­нния.

Процедура исследования цветовых ассоциаций (когда ребе­нок выбирает, на какой цвет похоже его настроение дома, в школе, на конкретных уроках и пр.) позволяет выявить, насколько комфор­тно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуаци­ях.

Мы предлагаем использовать в таблице следующие услов­ные обозначения:

0 Эмоциональные состояния и установки:

+ - положительное отношение, установка, эмоциональное состо­яние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зеленого, красного, желтого и фиолетового цветов);

О – нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное не­приятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужно­сти (отмечается при выборе серого цвета);

- - отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое
неприятие, преобладание плохого настроения (отмечается
при выборе черного цвета).

С – тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные фи­зиологические ощущения (болит живот, голова, подташни­вает и пр.), отмечается при выборе коричневого цвета.

И – инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответ­ственность, сохранение «позиции ребенка» (отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочув­ствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем).

N – нормальное фоновое эмоциональное состояние, примерно одинаковое соотношение приятных и неприятных эмоциональ­ных переживаний (отмечается в том случае, если расчетное значение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) находится в пределах от 10 до 18).

2. Эмоциональная самооценка:

+ - позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хороши­ми детьми (отмечается в том случае, если цветовой выбор ре­бенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов);

- - негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том слу­
чае, если цветовой выбор ребенка начинается с черного, серого, коричневого цветов);

И – инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохране­ние установок и манеры поведения, свойственных более млад­шему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой вы­бор ребенка начинается с фиолетового цвета).

1 Энергия (отмечается на основе расчета значения вегета­тивного коэффициента ВК):

N - норма, отсутствие утомления, хорошая работоспособность;

↓- состояние компенсируемой усталости;

↓↓ - состояние хронического переутомления;

↑ - состояние перевозбуждения, компенсирующее усталость.

 

Не­благополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех ли иных уроков, неуверенность в ситуации проверки знаний, не сложившиеся отношения с учителем или однокласс­никами – все это может существенно нарушать самочувствие ре­бенка и, как следствие, сам процесс обучения. Страх школы, кон­кретных предметов, проверки знаний или отрицательное отно­шение к учителю может иметь объективную основу в недостатках интеллектуального развития учащихся. Осложнение взаимоотно­шений с окружающими может быть вызвано особенностями его поведения, наличием неадекватных реакций. Информация об эмоциональном состоянии ребенка должна быть проанализирована.­33

Ниже мы приводим интерпретации цветовых выборов и цве­товых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюде­ниями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в ка­честве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они часто отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развити­ем. Состояние грусти и печали является для них приятным эмоци ональным переживанием. Они имеют потребность в глубоком лич­ном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потреб­ность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Но даже если потребность долго не нахо­дит удовлетворения, она «трансформируется» в состояние ожи­дания с сохранением положительной эмоциональной окраски.

Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высо­ким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испы­тывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. Обычно этот цвет выбирается детьми на начальном этапе подростко­вого кризиса. Такой выбор свидетельствует об активизации по­требности в самоутверждении, о необходимости уважитель­ного отношения к личности ребенка. Если окружающие про­должают обращаться с ним, как с маленьким, управлять и по­мыкать, то потребность в самоутверждении гипертрофирует­ся и трансформируется в подростковый негативизм (подрос­ток в качестве предпочитаемого начинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и соответствующим образом изме­няют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникает.

Детям, которые ассоциируют с зеленым цветом свое настро­ение дома, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их мнению, интересам и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего на­строения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пятерки», хотят быть отличниками, проявляют очень высокую чувствительность во взаимоотношениях с учите­лями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной работой, если она повышает их статус в классе.

Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энер­гичные, напористые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обычно оптимистичны, шумны и веселы, часто несдержанны.

Желтый цвет (4), Этот цвет предпочитают мечтательные дети с богатым воображением, обычно полные надежд, но не го­товые активно действовать, склонные в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Они живут больше в будущем, чем в настоящем. Такие дети любят составлять планы, но не все­гда доводят их до реализации. Если желтый цвет ассоциируется с обстановкой в школе или дома, то это означает, что ребенок связывает с ними только хорошие ожидания.

Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у ко­торых доминируют инфантильные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в школе, то он не чувствуют ответственности, не готов преодоле­вать учебные трудности, ходит в школу, чтобы общаться с одно­классниками. Таким детям нравится в школе, когда там бывает ин­тересно и когда их хвалят. Однако если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отношение к школе резко меняется: они могут капризни­чать, устраивать истерики, отказываться идти в школу. Если ребе­нок ассоциирует с фиолетовым цветом свои отношения с учите­лем, то от него он ожидает повышенной заботы и индивидуализи­рованного отношения. Может обижаться и капризничать, если учи­тель строит отношения с ним только на «деловой» основе и не ока­зывает эмоциональных знаков внимания. Такой ребенок не соблю­дает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается любыми способами добиться расположения любимого учителя.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться с подростком, как с маленьким ребенком, потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по принципу гиперопеки.

Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный или физичес­кий дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне не­хорошо», «тошнит», «у меня болит живот» и т. П.), страх. Если ко­ричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых пред­почтений ребенка, то обычно это связано с наличием у него ка­ких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняют его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе, обычно плохо себя в ней чувствует: боится школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то кон­кретным предметам (например, неграмотные ученики вплоть до 7-8 класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка).

Черный цвет (7). Выбирают учащиеся, негативно настроен­ные по отношению к себе и ко всему окружающему, выражая ак­тивное, резкое неприятие, протест. Они ненавидят школу, уроки и все, что связано с учебой, и открыто об этом говорят. Дома находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями. Ро­дители их наказывают (иногда жестоко), но дети все равно дей­ствуют по-своему. Если ребенок выбирает черный цвет как наибо­лее предпочитаемый (первое место), то внутренне он уже согла­сился с той отрицательной оценкой, которую получает от окружа­ющих («да, я плохой»). Первоклассниками черный цвет выбирает­ся крайне редко, но достаточно часто его выбирают дошкольники в детских садах и особенно дети, занимающиеся в центрах разви­тия и подготовки к школе (до 20%). Дети устают от нудных заня­тий, от принуждения со стороны родителей и заранее ненавидят школу (само собой, и центры подготовки тоже). Когда они прихо­дят в школу, то у большинства отношение меняется: оказывается, в школе совсем не так плохо, как они думали (мы проводили спе­циальное обследование и беседы с детьми).

Серый цвет (0). Связан с инертностью и безразличием. Для детей, выбирающих этот цвет, характерно пассивное неприятие, равнодушие к школе. Дома они предоставлены сами себе, бро­шены, какое-либо эмоциональное участие взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми необходимо учитывать их доминирую­щие установки, особенно в период адаптации к школе и для оп­тимизации семейной ситуации. Установка – это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Необходимо искать причины неконструктивных детских устано­вок, менять необходимым образом окружающую ребенка ситуа цию, отношение к нему взрослых, чтобы страх и равнодушие не сковывали его деятельность, и не было необходимости в агрес­сивной защите.

На основании сделанного ребенком последовательного вы­бора цветовых предпочтений рассчитываются показатель сум­марного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК).

Порядок выбора цветов 34251607, соответствующий ауто­генной норме – индикатору психологического благополучия – был предложен Вальнеффом. Чтобы получить суммарное откло­нение (СО) от аутогенной нормы, нужно: 1) для каждого из 8 цветов вычислить разницу между его номером в реальном ряду предпочтений ребенка и номером в нормативном, «идеальном» ряду, 2) суммировать эти разности (их абсолютные величины, без учета знака). Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным.

Зона 2 (20<С (К32). Преобладание отрицательных эмоций.

У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные пережива­ния, причины которых необходимо выяснить. Плохое настроение сви детельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии про­33А33ем, которые он не может преодолеть самостоятельно. Преоблада­ние плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка со­стояния и в соответствии с этим планировать оказание помощи.

Зона 3 (10<СО<18). Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспо­койства нет, адаптация протекает в целом нормально.

Зона 4 (0<СО<8). Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергети­ческий баланс организма: способность к энерготратам или уста­новку на сбережение энергии. В «психологической характерис­тике» он обозначается как «физиологическая энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

 

 
 

Для приведенного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится следующим образом:

 
 

Значение ВК изменяется от 0,2 до 5 баллов. Полученное зна­чение сравнивается с данными нормативных таблиц (Приложе­ние 1) и интерпретируется следующим образом:

2 зона. Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требует­ся их существенное снижение. Обычно переутомление связано с на­личием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сер­дечной, легочной недостаточности и пр.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

2 зона. Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимиза­ция рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

3 зона. Оптимальная работоспособность. Ребенок отли­чается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энерготратам. Нагрузки соответствуют его
возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью
постанавливать затраченную энергию.

4 зона. Перевозбуждение. Чаще всего является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном режиме, что приводит к быстрому истощению. Требует­
ся нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха,
иногда необходимо и снижение нагрузок.

Широко известно, что в состоянии хронического переутомления память, внимание, мышление не могут полноценно функ­ционировать, нарушается адекватность реагирования, снижает­ся способность к самоуправлению. Все это, естественно, отри­цательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше вре­мени ребенок начинает уделять урокам и меньше – отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении, и первую очередь, требуется снижение нагрузок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.06 с.)