Патогенные грибы и простейшие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патогенные грибы и простейшие



ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Ознакомить студентов с патогенными грибами и простейшими.

2. Изучить принципы лабораторной диагностики микозов и протозойный инфекций.

3. Ознакомить с препаратами, применяемыми для диагностики, лечения и профилактики.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Принципы классификации патогенных грибов и простейших.

2. Методы микробиологической диагностики заболеваний, вызванных простейшими

(токсоплазмоз, малярия, амебиаз) и грибами (кандидоз).

3. Препараты дл специфической профилактики и лечения.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- дифференцировать токсоплазмы, плазмодий, амебы, кандид в микропрепаратах;

- классифицировать бакпрепараты в соответствии с их назначением.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о возбудителях эпидермикозов (дерматомикозов) Epidermophyton floccosum,Microsporum canis, Trichophyton rubrum и т.д.

- о возбудителях глубоких микозов Coccidioides immitis, Histoplasma capsulatum, Criptococcus neoformans,Blastomyces dermatidis и т.д.

- о возбудителях оппортунистических микозов- различные виды родов Aspergillus,Mucor,Penicillium;

- о возбудителях протозоозов, лейшманиозов, трихомонодоза и т.д.

 

Дата______________

Работа № 1. Микробиологическая диагностика микозов и протозоозов

Разбор логической структуры темы "Патогенные простейшие и протозоозы", алгоритма по микробиологической диагностике микозов.

Алгоритм диагностики микозов:

 
 
 

 

 


Работа № 2. Морфологическая характеристика некото­рых представителей грибов и простейших

 

Самостоятельная работа

Микроскопировать демонстрационные препараты: токсоплазмы, малярийный плазмодий, дизентерийная амеба, кандида. Зарисовать.

Токсоплазма:

Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Малярийный плазмодий

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дизентерийная амеба

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Кандида

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3. Препараты

Цель: классифицировать препараты, применяемые при лечении, профилактике и диагностике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выполните задания для самоконтроля:

 

ПРОСТЕЙШИЕ

Протозойные инфекции- это__________________________________________________________________________

 

ТОКСОПЛАЗМОЗ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________

Иммунитет __________________________________________________________________

Лабораторная диагностика _________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) _______________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) _________________________________________________________________

Лечение (препараты) _________________________________________________________

 

ЛЯМБЛИОЗ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза______________________________________________________________________

Иммунитет _____________________________________________________________________

Лабораторная диагностика ____________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) __________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) ____________________________________________________________________

Лечение (препараты) ____________________________________________________________

МАЛЯРИЯ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________

Иммунитет _____________________________________________________________________

Лабораторная диагностика ____________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) __________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) _____________________________________________________________________

Лечение (препараты) ____________________________________________________________

ЛЕЙШМАНИОЗ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________

Иммунитет _____________________________________________________________________

Лабораторная диагностика ____________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) __________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) _____________________________________________________________________

Лечение (препараты) ____________________________________________________________

ТРИХОМОНОЗ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________

Иммунитет _____________________________________________________________________

Лабораторная диагностика ____________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) __________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) _____________________________________________________________________

Лечение (препараты) ____________________________________________________________

Микозы это_____________________________________________________________________________

КАНДИДОЗ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции_______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________

Иммунитет _____________________________________________________________________

Лабораторная диагностика ____________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) __________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) ____________________________________________________________________

Лечение (препараты) ____________________________________________________________

 

КЕРАТОМИКОЗ

Классификация:

Класс_______________________________________________________________________

Семейство___________________________________________________________________

Род_________________________________________________________________________

Вид_________________________________________________________________________

 

Морфологические и тинкториальные свойства ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антигенная структура _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Резистентность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпидемиология:

Источник инфекции______________________________________________________________

Механизм передачи________________________________________________________________________

Пути передачи________________________________________________________________________

Факторы передачи________________________________________________________________________

Патогенез и клиника:

Патогенность для животных_______________________________________________________________________

 

Основные фазы патогенеза_______________________________________________________________________

Иммунитет _____________________________________________________________________

Лабораторная диагностика ____________________________________________________________________

Неспецифическая профилактика (мероприятия) __________________________________________________________________

Специфическая профилактика (препараты) ____________________________________________________________________

Лечение (препараты) ____________________________________________________________

К особо опасным микозам относят_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя _________________________________________________________

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Возбудитель амебиаза

Класс: Casrcodina

Семейство: Entamoebaceae

Род: Entamoeba

Вид: En. histolytica

Передвигается с помощью псевдоподий или цитоплазматических выростов. Размножается простым делением. Образует цисты. Возбудитель вызывает воспалительный процесс слизистой стенки толстого кишечника. В организме человека существует в четырёх формах:

 

1. Вегетативная, крупная тканевая форма (размер 30 - 50 мкм), питающаяся эритроцитами, бактерий

не захватывает.

2. Вегетативная, мелкая, комменсальная,

полостная форма, обитающая в

просвете толстого кишечника, питается

микроорганизмами.

3. Преддистная форма, малоподвижна,

пищевых включений не содержит.

4. Цисты, образующиеся из мелких форм.

 

Лабораторная диагностика: используют в чистом виде материал больного, его микроскопируют с использованием нагревательного столика, что бы амебы ни утратили подвижность. Для выявления зёрен гликогена и цист в препарат добавляют конценфированный раствор Лкл оля. Лечение: применяют гидрохлорид эметина, метронидазол (трихопол), хиниофон (ятрен), делагил (резохин), хлорохин.

Возбудители лейшмаииозов.

Класс: Flagellata

Семейство: Leishmaniaceae

Род. Leishmania

Вид: L. tropica L. donovani

Простейшие, которые передвигаются с помощью одного или нескольких жгутиков. Размножение продольным делением, реже - половым путём. Различают две основные формы лейшманиоза - кожный и висцеральный. Это зоонозная инфекция, переносчиками паразитов служат москиты. Возбудителем кожного лейшманиоза является L. tropica, висцерального - L. donovani. В поражённых тканях лейшмании представляют собой круглые или овальные неподвижные формы (2-Зх2-6мкм), в организме москитов и культуре образуются жгутиковые формы (3x20 мкм). Лейшмании выращивают на среде с кровью при 18-22 градусах. Для лабораторной диагностики берут мазки из язвы (при кожной форме), пунктат костного мозга из грудины, пунктат из печени и лимфоузлов при висцеральной форме. Делают мазки и окрашивают их по Романовскому-Гимзе, производят посевы на агар с дефибринированной кровью. Для лечения применяют солюсурьмин.

Возбудитель токсоплазмоза:

Класс: Sporozoa

Семейство: Sporozoaceae

Род: Toxoplasma

Вид: Т. gondii

Характеризуется сложным

жизненным циклом, включающим

бесполую и половую стадию.

Возбудитель имеет форму

полумесяца, груши или овала, концы клеток иногда заострены, размер 7-4x5 мкм. По Романовкому-Гимзе цитоплазма окрашивается в голубой, а ядро в рубиново -красный цвет. Токсоплазмоз является зоонозной инфекции, человек заражается от кошек и других животных через пищеварительные и дыхательные пути. Возможно, заражение плода от матери через плаценту. Для лабораторной диагностики берут плевральную жидкость, при пневмониях - мокроту, используют материал, взятый путём биопсии или аутопсии. Делают микроскопическое исследование мазков, окрашенных по Романовкому-Гимзе. Заражают чувствительных животных, у которых паразиты накапливаются во внутренних органах. Используют серологические методы: РСК, РНГА. Ставят внутрикожную аллергическую пробу. Для приготовления антигена используют перитонеальный экссудат белых мышей или материал куриных эмбрионов, зараженных токсоплазмами. Для лечения токсоплазмоза используют хлоридин и сульфаниламидные препараты.

Возбудитель малярии:

Род: Plasmodium

Вид: P. vivax - трёхдневная малярия

P. malariae - четырёхдневная малярия

P. falciparum - тропическая малярия Каждый вид плазмодиев имеет свои характерные признаки в соответствии со стадией развития паразита. Для микробиологической диагностики берут кровь во время приступа. Исследуют мазок, окрашенный по Романовскому-Гимзе, и препарат «толстая капля», который позволяет исследовать в 30 - 50 раз большее количество крови, чем тонкий мазок. В крови обнаруживаются различной формы шизонты и гаметоциты (половые клетки). Для лечения и профилактики малярии используют препараты, действующие на эритроцитарные и тканевые шизонты и гаметоциты. Поэтому применяют комплексную терапию хиноцидом, хинином, бигумалем, хлоридином, циклохином, хлорохином.

Возбудитель балаитидиоза:

Класс: Infusoria

Семейство: Infusoriaceae

Вид: Balantidium coli

Имеет сравнительно сложное внутренне строение. Размеры клетки около 40 - 70x50 - 70 мкм. Культивируется на специальных средах. Источником распространения балаитидиоза являются свиньи. В организм человека попадают главным образом цисты. У человека происходит поражение толстого кишечника с образованием язв и абсцессов. Для лабораторной диагностики берут свежий материал. В нефиксированных мазках хорошо видны крупные, активно передвигающиеся инфузории. Для лечения используют те же препараты, что и при амебиазе.

 

Трихомониаз

Трихомониаз - антропонозная протозойная болезнь с контактным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется поражением мочеполового аппарата. Возбудитель - грушевидный или веретенообразный по форме, подвижный жгутиконосец Trichomonas vaginalis класса Zoomastigophorea отряда Trichomonadida рода Trichomonas Davaine. Помимо возбудителя мочеполового трихомониаза паразитами человека являются также Trichomonas hominis, возбудитель кишечного трихомониаза, T.tenax (T.chlongata) - условно-патогенный паразит, обитатель полости рта. T.vaginalis является облигатным паразитом. У женщин обитает во влагалище, у мужчин - в морганиевых лакунах уретры. Резервуар и источники возбудителя: человек, больной или носитель. Период заразительности источника неопределенно долгий, поскольку трихомонады являются постоянными обитателями влагалища. Механизм передачи возбудителя контактный; путь передачи - половой. Естественная восприимчивость людей, по-видимому, не очень высокая, поскольку бессимптомный трихомониаз встречается намного чаще, чем клинически выраженная его форма. Нередко наблюдается реинфекция. Основные эпидемиологические признаки. Распространение болезни носит повсеместный характер. Женщины заболевают чаще мужчин. Заболевают в основном взрослые в возрасте 16-35 лет. Распространению трихомониаза способствует беспорядочность половых связей. Инкубационный период 4-20 дней, чаще 7 дней. Основные клинические признаки: у женщин возникают трихомонадные вульвиты, вестибулиты, бартолиниты, кольпиты, цервититы, поражения тела матки и ее придатков. У мужчин наиболее частыми являются трихомонадный уретрит, везикулит, цистит и пиелит. У лиц обоих полов хроническое течение заболевания встречается чаще, чем острое.

Лабораторная диагностика основана на обнаружении генома трихомонад методом ПЦР в выделениях из мочеполовых органов больных, на обнаружении трихомонад в выделениях из мочеполовых органов больных с помощью микроскопирования мазков, окрашенных по Романовскому - Гимзе. Определение титра антител (ИФА, РСК).

Грибы

Грибы являются эукариотами и относятся к безхлорофильным низшим растениям. Они отличаются как своим более сложным строением, так и более совершенными способами размножения. Среди большого разнообразия грибов, приспособившихся к жизни в почве и воде, выделяется группа паразитических, вызывающих заболевания человека, животных, птиц и поражающих растения. Заболевания эти получили название микозов. Клетки грибов - гифы - покрыты оболочкой, имеют ядро с ядрышком, цитоплазму и включения.

Размножение грибов может происходить двумя путями: половым и бесполым. К совершенным относятся те, для которых характерны оба пути размножения; несовершенными называются грибы, у которых нет или ещё не описан половой путь размножения. Бесполое размножение осуществляется у низших грибов с помощью эндогенных спор, созревающих внутри круглой структуры -спорангии, и экзогенных - конидий, формирующихся на кончиках плодоносящих гиф. Возможен и третий путь размножения - вегетативный - при почковании клеток или оторвавшимися участками мицелия.

Согласно ботанической классификации, грибы подразделяются на две категории: низшие, к которым относятся классы архимицеты и фикомицеты, и высшие, включающие также два класса - аскомицеты и базидиомицеты. В пятый класс - дейтеромицеты, или несовершенные грибы, объединены грибы, у которых не описан половой путь размножения. Самостоятельную группу составляют дрожжи и дрожжеподобные грибы. Возбудители микозов относятся к различным классам.

Антибиотики, выделенные из грибов. Грибы -активные продуценты антибиотиков, применяющиеся и сейчас в медицинской практике. Продуцентами антибиотиков явились, во - первых, некоторые штаммы Penicillium, из которых получается широко используемый в практике пешщиллин. Наиболее активный препарат был получен из Penicillium chrysogenum

1. Архимицеты. Среди этого класса грибов патогенных видов для человека нет. По своему строению это наиболее просто организованные грибы; большинство из них являются внутриклеточными паразитами водорослей. Клетки этого класса грибов редко образуют мицелий и являются одноядерными небольшими гифами.

2. Фикомицеты. Объединяют большую группу грибов, имеющих несептированный хорошо развитый мицелий и различающихся по способам полового размножения. Среди фикомицетов выделяют хигридиомицеты или водные грибы, как ведущие сапрофитический образ жизни, так и вызывающие поражения водорослей, водных растений.

3. Аскомицеты. Объединяют в группу высших грибов, имеющих септированный мицелий и отличающихся особенностью полового размножения. Своё название аскомицеты получили от основного органа спорошения -аска (сумка), являющегося зиготой. Аск содержит 4 или 8 гаплоидных половых спор. В результате разрыва аска споры освобождаются и, прорастая, дают начало новому мицелию. К аскомицетам относятся грибы родов Aspergillus, Penicillium, отличающиеся особенностями формирования плодоносяпщх гиф. У Aspergillus (леечная плесень) на концах плодоносящих гиф -конидиеносцах имеются утолщения - стеригмы, на которых образуются цепочки экзоспор - конидии. Стеригма с отходящими от неё конидиями напоминает струи жидкости, льющиеся из лейки. Некоторые виды аспергилл могут вызывать поражения кожи и легких у человека. Плодоносящая гифа у грибов рода Penicillium (кистевик) напоминает кисточку, так как на кодиеносце образуются утолщения, разветвляющиеся на более мелкие структуры - стерильны, на которых находятся терминальные цепочки сферических конидий. Из некоторых видов зеленой плесени был получен первый антибиотик - пенициллин. Среди пенициллиумов есть патогенные виды, вызывающие заболевания у человека, - пенициллиоз.

4. Базидиомицеты. Шляпочные грибы, съедобные и ядовитые, а также некоторые паразиты деревьев и растений. Бесполое размножение происходит посредствам образования конидий; при половом зигота превращается в булавовидную клетку - базидию. Ядро, разделившееся внутри базидии на четыре новых, вместе с частью цитоплазмы отстреливается от базидии

5. Несовершенные грибы. Объединяют более 25000 видов высших грибов, у которых отсутствуют или ещё не определен половой путь размножения. К несовершенным грибам относятся многие патогенные виды, такие, как возбудители трихофитии, микроспории, парши, эпидермофитии. Классификация несовершенных грибов основывается на формах спороношения и имеет практическое значение

6. Дрожжевые грибы (дрожжи). Одноклеточные организмы, не образующие мицелий. Клетки имеют овальную форму, размер 2-20 мкм. Обычно размножаются почкованием, некоторые виды - бинарным делением. Большинство видов дрожжей -сапрофиты; их способность вызывать брожение широко используется в пищевой и многих других видах промышленности (хлебопечение, пивоварение). Заболевания, вызываемые некоторыми видами дрожжей, получили название дрожжевых микозов.

7.Дрожжеподобные грибы. Отличаются от истинных дрожжей способностью образовывать псевдомицелий: почкующиеся дочерние клетки не отходят от материнской, а вытягиваются в нити. Дрожжеподобные грибы рода Candida относятся к несовершенным грибам. Они имеют овальную или круглую форму, диаметр 2-5 мкм, делятся почкованием, образуют псевдомицелий, на концах которых могут появляться споры, покрытые двойной оболочкой (хламидоспоры). С. albicans, С. tropicalis, и др. вызывают у человека кандидоз - поражение кожи, слизистых оболочек и внутренних органов. Возможно экзогенное заражение при контакте с больным человеком, но чаще кандидоз возникает как эндогенная инфекция. Последнее обстоятельство объясняется тем, что С. albicans является представителем нормальной микрофлоры человека и заболевание кандидозом возникает при нарушении обычных соотношений в микробных ассоциациях: например, при длительной и неправильной антибиотикотерапии, при хронических заболеваниях и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.098 с.)