Институт профсоюзного движения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт профсоюзного движения



ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Академия труда и социальных отношений"

Институт профсоюзного движения

Центр социологических исследований

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

на тему:

 

«Корпоративная социальная отчетность в условиях инновационной экономики»

 

 

Москва – 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..………………...3

Глава 1. Развитие системы корпоративной социальной отчетности………………………………………………………………………..…………………..4

Глава 2. освоение международных стандартов корпоративной социальной ответственности.. 35

3.1. Global Reporting Initiative (GRI) 49

3.2. Account Ability 1000 Series (AA 1000SES) 51

3.3. APEC Code of Business Conduct (APEC) 61

3.4. Balanced Business Scorecard (BBS) 63

3.5. Caux Round Table Principles for Business (Caux) 67

3.6. EFQM Business Excellence Model (EFQM) 70

3.7. Eco-Management and Audit Scheme (EMAS) 73

3.8. Ethical Trading Initiative Base Code (ETI) 78

3.9. Forest Stewardship Council`s Principles and Criteria for Forest Management (FSC) 79

3.10. FTSE4 Good Selection Criteria....... (FTSE4Good) 81

3.11. International Organization for ISO9000/14001 Standardization (ISO 9000, ISO 14001, ISO 26000) 82

3.12. London Benchmarking Group (LBG) 88

3.13. Social Accountability 8000 (SA 8000) 90

3.14. The Triple Bottom Line. 93

3.15. UN Global Compact (UN GC) 94

3.16. Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprises (ASPI) 96

3.17. Principles for Global Corporate Responsibility: Bench Marks for Measuring Business (Bench Marks) 96

3.18. EU Eco-label criteria (Eco-label) 96

3.19. Organization for Economic Co-operation and Development Guidelines for Multinational Enterprises (OECD) 97

3.20. Global Sullivan Principles (Sullivan) 97

3.21. International Code on Marketing of Breast-milk Substitutes (WHO/UNICEF) 98

3.22. Стандарт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) 98

3.23. Стандарт ISAE 3000. 104

3.24. CERES. 105

3.25. Социальная хартия российского бизнеса.. 105

3.26. Стандарт CSR/КСО – 2008. 110

3.27. Investors in People. 110

3.28. Amnesty International - Руководящие принципы по соблюдению корпорациями прав человека.. 111

3.29. Dow Jones Sustainability.. 113

3.40. SIGMA - Устойчивое развитие - комплексные руководящие принципы по вопросам управления.. 114

3.41. The Natural Step. 114

3.42. Лесной попечительский совет (The Forest Stewardship Council) 115

3.43. Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство The International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM) 116

Заключение. 119

Словарь. 123

Библиография.. 129

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 131

Список основных стандартов социальной отчетности.. 131

Руководящие принципы, этика и кодексы поведения.. 132

 

 


Введение

Социальная ответственность бизнеса в последние годы приобретает все большую актуальность. Появляются специализированные общественные организации, издания, проводятся многочисленные конкурсы. Многие, особенно крупные корпорации, публикуют ежегодные отчеты по социальной политике, изучают международные стандарты нефинансовой отчетности. Социальная ответственность сегодня охватывает вопросы не только внутрикорпоративных отношений, но и внешних связей компании. Решение проблемы соотношения качества корпоративной социальной отчетности и постановки социального учета, как требования международных стандартов социальной ответственности, обусловливает необходимость дальнейшего исследования системы стандартов корпоративной социальной ответственности (КСО), а также изменений в существующей практике корпоративного управления.

На сегодняшний день ряд вопросов по широкому использованию стандартов корпоративной социальной отчетности остается нерешенным или носит дискуссионный характер. К ним, в частности, относятся: легитимность корпоративной социальной отчетности в системе отчетов предприятия; предметная область корпоративной социальной стандартизации; существование структурных взаимосвязей видов учета и социального учета; организация структуры контроля за внедрением, реализацией социальных программ и формированием социальной ответственности бизнеса.

В этой связи авторы данной работы ориентировались на важность формирования системного представления о корпоративной социальной ответственности в рамках изучения международных стандартов нефинансовой отчетности, что предполагает постановку ряда проблемных вопросов по особенностям проведения аудита существующих международных стандартов КСО. Это даст возможность всесторонне исследовать динамику развития КСО в российских условиях, концептуально подойти к обоснованию теоретических положений и разработать практические рекомендации по оптимизации и внедрению стандартов корпоративной социальной отчетности.

Объект исследования: стандарты КСО как результат гармонизации отношений государства, общества и предприятий на основе реализации принципов устойчивого развития и формирования социально ответственного бизнеса.

Предмет исследования: совокупность теоретических, методических и практических вопросов постановки и организации социальной стандартизации и совершенствование информационного обеспечения управления социальной деятельностью организаций.

Цель исследования состоит в научно-практическом обосновании корпоративной социальной ответственностина основе анализа эффективности социальных практик зарубежных и отечественных организаций по освоению стандартов социальной отчетности в условиях инновационной экономики.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

· на основе анализа деятельности отечественных и зарубежных предприятий обосновать базовые идеи и принципы построения системы корпоративной социальной ответственности;

· выявить структуру и функции корпоративной социальной ответственности;

· проанализировать инновационную практику деятельности отечественных компаний в области КСО;

· выявить основные направления стандартизации корпоративной социальной ответственности;

· выявить основные направления совершенствования корпоративной социальной политики современных российских предприятий;

· провести анализ социальных стандартов определяющих и регламентирующих нефинансовую отчетность;

· проанализировать сложившуюся практику по освоению стандартов социальной отчетности;

· определить основные факторы, оказывающие влияние на развитие корпоративной социальной ответственности современных российских предприятий;

· дать рекомендации, направленные на прогрессивное развитие корпоративной социальной отчетности в современной России.

Рабочая гипотеза: чем выше уровень поддержки предприятия со стороны государства и общественных объединений, тем более эффективно развивается практика по освоению компаниями стандартов корпоративной социальной ответственности.

Для получения и обработки исходных материалов использовались методы: сравнительного анализа, экспертных оценок, выбора предпочтений и анализа иерархий.

Информационной базой исследования послужили данные, размещенные в статистических сборниках, массив 40 корпоративных социальных отчетов, а также наработки и выводы авторов, полученные в ходе исследований Центра социальных технологий Института социального партнерства АТиСО.

Результаты исследования основываются также на использовании статистических данных Госкомстата РФ, федеральных, региональных программ и других нормативных и аналитических документов органов исполнительной и законодательной власти, информации периодических изданий на тему корпоративной социальной политики и ответственности, ресурсов глобальной информационной сети Интернет, справочной правовой системы «Консультант+» и «Гарант», материалов обследований независимых аналитических организаций и прикладных исследований, опубликованных в периодической печати, а также статистических материалов и аналитических работ международных организаций и всероссийских исследовательских центров.

При решении поставленных задач применялись программные продукты российских и зарубежных производителей (Microsoft Excel, «ДА-система»).

Данная аналитическая записка подготовлена на основе плановой научно-исследовательской работы Центра социологических исследований Института Профсоюзного Движения АТиСО и является продолжением серии исследовательских работ, проводимых Центром социальных технологий Института социального партнерства АТиСО, и включает в себя анализ освоения практики работы компаний по освоению корпоративной социальной ответсвенности. Кроме того, в отчет вошли новеллы в области внедрения стандартов ISO, ISAE, EFQM, стандарты Amnesty, ASPI, DJSGI, FSC, IFOAM, SIGMA и др., переведенные сотрудниками Центра.

Структура представленной работы включает в себя введение, три главы, заключение и приложение.

В первой главе «Развитие системы корпоративной социальной отчетности» анализируются основные предпосылки формирования корпоративной социальной отчетности как у нас в стране, так и за рубежом. Основное значение в ней придается освоению принципов КСО, определяются барьеры на пути формирования корпоративной социальной ответственности.

Во второй главе «Особенности освоения существующих международных стандартов КСО» оценивается эффективность существующих стандартов социальной ответственности применительно к оценке, управлению и представлению отчетности по результатам деятельности компаний в области КСО.

В третьей главе «Обзор стандартов корпоративной социальной ответственности» приводится краткая характеристика стандартов социальной ответственности.

В заключении формулируются выводы и даются рекомендации по освоению принципов корпоративной социальной ответственности на федеральном уровне.

 

 

Авторский коллектив: канд. юрид. н. В.И. Наумов; д-р социол. н. С.Ю. Иванов, в.н.с. А.С.Иванов.

Редактор: Т.Ю. Абросимова – научный сотрудник Центра социологических исследований Института профсоюзного движения.

Перевод стандартов корпоративной социальной ответственности проведен ведущим научным сотрудником А.С Ивановым.

 


Общие принципы

Принцип 1. Обязательства в ходе деловой активности: не только перед держателями акций, но и всеми теми, кто прямо или косвенно участвует в бизнесе.

Ценность бизнеса для общества состоит в том, что он обеспечивает материальное благосостояние и занятость населения плюс качественные товары и услуги для потребителей по приемлемым ценам.

Предприятия призваны сыграть свою роль в улучшении жизненных условий своих клиентов, сотрудников, партнёров, инвесторов, выделяя им долю того состояния, которое они все вместе создали.

Поставщики и конкуренты тоже вправе рассчитывать на то, чтобы с ними считались, причём в духе честности и справедливости. Как сознательные члены общества на местном, региональном, государственном и мировом уровнях бизнесмены несут долю ответственности за то, как эти сообщества будут выглядеть в будущем.

Принцип 2. Экономическое и социальное воздействие бизнеса: к обновлению, справедливости и мировому сообществу.

Компании, созданные в зарубежных странах для производства или торговли, должны вносить свой вклад в социальный прогресс этих стран, обеспечивая эффективную производственную деятельность и помогая повышать покупательную способность жителей этих стран.

Бизнес должен оказывать также положительное воздействие на образование, права человека, благосостояние и общее оздоровление тех стран, в которых он действует.

Компании должны способствовать экономическому и социальному развитию не только в тех странах, где они действуют, но и во всём мировом сообществе в целом, в ходе рачительного и разумного использования ресурсов, свободной и честной конкуренции и особого внимания к совершенствованию технологии, методов производства, маркетинга и средств связи.

Принцип 3. Стиль поведения в бизнесе: от инструкций, указаний и формуляров - к атмосфере доверия.

Признавая, что коммерческая тайна имеет право на существование, бизнесмен должен понимать, что искренность, доброжелательность, честность, умение держать слово и открытость не только способствуют укреплению их репутации и стабильности, но и привносят четкость и эффективность в проведении сделок, особенно на международном уровне.

Принцип 4. Уважительное отношение к «правилам игры».

Во избежание трений и для обеспечения более свободной торговли, а также создания равных возможностей для конкуренции, справедливого отношения ко всем участникам бизнеса, бизнесмен должен уважать свои и чужие законы. Кроме того, он должен признавать, что некоторые действия, даже если они законны, могут иметь непредсказуемые последствия.

Принцип 5. Содействие многосторонней торговле.

Компании должны поддерживать систему многосторонней торговли…

Они должны объединить усилия по обеспечению прогрессивной и законной либерализации торговли, а также ослаблению местных ограничений, которые неоправданно тормозят торговлю в целом, при этом уважая политические цели каждой страны.

Принцип 6. Уважительное отношение к окружающей среде.

Предприятия должны защищать и, по возможности, улучшать состояние окружающей среды, способствовать её развитию, предотвращать нерачительное использование природных ресурсов.

Принцип 7. Неучастие в противозаконных действиях.

Компания не должна участвовать в действиях, попустительствующих взяточничеству, отмыванию денег или других действиях, связанных с коррупцией: напротив, она должна объединять свои усилия с другими для борьбы с этими проявлениями. Недопустима торговля оружием или другими материалами для ведения террористической деятельности, торговля наркотиками и другие виды организованной преступности».

 

3.6. EFQM Business Excellence Model (EFQM) [48]

 

EFQM (European Foundation for Quality Management) Excellence model – одна из реализаций подхода Total Quality Management – Тотального Управления Качеством.

EFQM – некоммерческая организация, организованная в 1988 г. европейскими компаниями (Электролюкс, Фиат, КЛМ, Филипс, Рено, Фольксваген и др.) и работающая под эгидой Европейской Комиссии. Ее задача – помочь европейским компаниям и их менеджерам в становлении Тотального Управления Качеством как решающего фактора для достижения глобального конкурентного преимущества. На данный момент в организацию входит около 800 компаний из 38 стран. Учрежденная EFQM Европейская Премия Качества (The European Quality Award) присуждается ежегодно вот уже 12 лет.

Европейская Модель Превосходства Бизнеса (The European Model for Business Excellence) – теперь EFQM Excellence Model – была представлена в 1991 г. как структура для организационной самооценки и как база для присуждения Европейской Премии Качества. Она призвана способствовать практике использования принципов Тотального Управления Качеством (TQM). Последняя версия Модели вышла в 2003 г.

Модель совершенства EFQM – это нестрогая схема, основанная на девяти критериях. Пять критериев включены в группу «возможности», четыре – в группу «результаты». Критерии-«возможности» описы­вают то, что делает организация. Критерии-«результаты» – то, чего организации удалось достичь. «Результаты» есть следствие «возмож­ностей».

Девять элементов модели – это критерии, с помощью которых оценивается движение организации к совершенству. Каждый из де­вяти критериев имеет определение, которое объясняет его глубинный смысл.

Чтобы лучше понять смысл каждого критерия, следует изучить подкритерии, каждый из которых, в свою очередь, предлагает ряд во­просов, требующих ответа в ходе оценки.

Содержание стандарта «Универсальная система показателей деятельности и модель совершенства EFQM»

1. Лидерство

В рамках этой области оценивается создание личной и организацион­ной миссии, видения будущего и ценности, и, кроме того, организация и управление развитием.

2. Политика и стратегия

В рамках этой области оценивается, каким образом выбирают лич­ные и организационные факторы успеха, а также каковы показатели результативности и целевые значения для организации в целом, для каждого центра прибыли, команды, должности и отдельных сотруд­ников. Все это усиливает акцент на факторы успеха по мере того, как организация движется в сторону желаемого будущего.

3. Сотрудники

В рамках этой области оценивается, насколько определены требования к компетенциям сотрудников.

4. Партнерство и ресурсы

В рамках этой области оцениваются отношения с поставщиками, про­веряется, как формулируются требования к их развитию.

5. Процессы

В рамках этой области оценивается, как организация определяет, когда следует развивать тот или иной продукт, услугу или процесс.

6-9. Результаты

В рамках этой области оценивается, какого рода результатов орга­низация достигла посредством развития и внедрения универсальной системы показателей деятельности, призванной упростить работу менеджмента.

Критерии оценки

(Номер в скобках обозначает подкритерий соответствующего критерия Европейской премии качества (EQA)).

1. Формулирование индивидуальной сбалансированной системы показателей и непрерывное самосовершенствование

1.1 Моя личная миссия характеризует меня как личность (1а).

1.2.Мое личное видение будущего говорит о том, куда я хочу дви­гаться (1а).

1.3.Мои основные роли и их содержание говорят о моем отноше­нии к другим (1с).

1.4.Мои личные ключевые факторы успеха говорят о том, что делает меня уникальным (2Ь).

1.5.Мои личные цели свидетельствуют о том, чего я хочу достичь для реализации моей миссии и видения будущего (2с).

1.6.Мои личные показатели результативности свидетельствуют об уровне достижения поставленных мною целей (2d).

1.7.Целевые значения, основанные наличных целях, показывают, чего я хочу достичь и в какой срок (2d).

1.8.Мой процесс совершенствования свидетельствует о том, как я хочу достичь поставленных целей и задач (2d).

1.9.Модель PDAC применяется к процессу личного самосовер­шенствования (ЗЬ).

2. Формулирование организационной сбалансированной системы показателей

2.1.Миссия организации говорит о том, почему организация су­ществует (1а).

2.2.Видение будущего организации говорит о том, куда мы дви­жемся вместе (1а).

2.3.Мы хотим реализовать свое видение в определенных областях (1а).

2.4.Миссия и видение будущего выработаны совместно в процес­се совершенствования (1а).

2.5.Ключевые ценности организации направляют и поддержива­ют всех участников организации в процессе работы (1а).

2.6.Этика организации касается человеческого долга и принци­пов, на которых основан этот долг (1а).

2.7.Устремления персонала и организации сбалансированы (2d).

2.8.Основные факторы успеха организации указывают на то, что делает ее уникальной (2Ь).

2.9. Задачи организации говорят о том, чего мы хотим достичь для реализации собственной миссии и видения будущего (2с).

2.10.С помощью показателей результативности организации мы оце­нили, насколько задачи организации были реализованы (2d).

2.11.Целевые значения, поставленные в соответствии с целями организации, показывают, чего мы хотим достичь и за какое время (2d).

2.12.Действия по улучшению организации говорят о том, как мы хотим достичь наших задач и целей (2d).

3. Информирование и связывание сбалансированных систем показателей и развитие компетенций

3.1.Концепция сбалансированной системы показателей передает­ся в ясной и понятной форме внутри организации (2d).

3.2.Корпоративная сбалансированная система показателей свя­зана с определенным подразделением и командой, а также с индивидуальными планами сотрудников (2d).

3.3.Индивидуальные планы сотрудников говорят о том, каких результатов можно ожидать от членов организации (2d).

3.4.Требования к компетенциям, необходимым для работы на конкретной должности, говорят о том, что мы должны знать, делать и какие навыки нам еще необходимо приобрес­ти (ЗЬ).

3.5.Личное развитие каждого основано на индивидуальном плане и требованиях; к компетенциям, необходимым для работы на конкретной должности (ЗЬ).

3.6.Обучение организовано как на личном, так и на групповом уровне (ЗЬ).

4. Непрерывное совершенствование продуктов, услуг и процессов

4.1.Оценка ориентации на клиентов и поставщиков выявляет об­ласти для совершенствования (5е и 4а).

4.2.Необходимые улучшения продуктов и услуг основаны на изу­чении потребностей (5с).

4.3.Оценивая риски, мы предотвращаем их (5а).

4.4.Определение процессов, требующих улучшения, основано на данных исследований (5Ь)

4.5.Оценка процессов и стандартизация выявляют массу возмож­ных областей улучшения (5Ь)

4.6.Совершенствование процессов осуществляется с помощью модели решения проблем (5Ь)

5. Развитие команды

5.1.Развитие команды есть систематический процесс (5Ь)

5.2.Межличностное общение поддерживает команды, а также сти­мулирует развитие и применение сбалансированной системы показателей (5Ь)

5.3.Коучинг членов команды (5Ь)

5.4.Развитие различных стилей руководства поддерживает ко­мандную работу (5Ь)

5.5.Результативные собрания способствуют эффективной команд­ной работе (5Ь)

6. Организация и управление изменениями

6.1.Развитие и постоянное совершенствование происходят на раз­ных уровнях организации (1е)

6.2.Изменениями можно управлять (1е)

6.3.Оценка и развитие организационной культуры (1е)

7. Результаты

7.1.Результаты для клиентов (6а и 6Ь)

7.2.Результаты для сотрудников (7а и 7Ь)

7.3.Результаты для общества (8а и 8Ь)

7.4. Основные результаты (9а и 9Ь)

3.7. Eco-Management and Audit Scheme (EMAS) [49]

 

Что представляют собой экологические сертификаты?

Целью всех экологических сертификатов является пропаганда и стимулирование экологически чистого производства и потребления.

Экологический сертификат указывает на то, что предприятие осведомлено о возможных экологических воздействиях своей деятельности и/или продукции, и что оно старается последовательно уменьшать негативные воздействия. Сертификаты помогают клиентам и потенциальным инвесторам выделять в общей массе предприятий, продукции и услуг аналогичного профиля наиболее экологичные.

Сегодня экологический сертификат – дополнительный аргумент при сбыте, помогающий предприятиям конкурировать на рынке. Уже сегодня многие предприятия требуют от своих партнеров по сотрудничеству наличия сертификата системы экологического управления, ибо согласно международным стандартам предприятие несет ответственность также за управление экологическими рисками субпоставщиков.

Экологические знаки продукции получают все более широкое распространение в связи с повышением экологического сознания и покупательской способности.

Экологические сертификаты всегда являются добровольными.

Сертификаты большей частью выдаются государственными или неправительственными институтами.

Экологические сертификаты можно классифицировать на основе разных принципов: сертификаты продукции или системы управления, государственные или неправительственные, а также на основе международной классификации стандартов (ISO) и т.д.

Тем не менее, различаются две принципиально различные группы.

Сертификаты, которые присваиваются как признание экологичности деятельности предприятия. К ним относятся международные сертификаты системы управления качеством, такие как ISO 14001 и EMAS, которые подтверждают, что предприятие учитывает экологические риски, связанные с его деятельностью, продукцией или услугами, и держит их под контролем.

Сертификат системы экологического управления не подтверждает экологичность конкретного продукта, поэтому его нельзя использовать для рекламы продукции и услуг.

Сертификаты продукции (экознаки), которые выдаются на конкретный продукт и подтверждают, что данное изделие в течение всего своего жизненного цикла (Life-Cycle Assessment, LCA) является более экологичным, чем другие аналогичные изделия. Критерии экознаков разрабатываются так, чтобы присвоение экознака было возможно для не более, чем трети имеющейся на рынке аналогичной продукции.

Экознак может использоваться в рекламе продукции, он может быть нанесен непосредственно на продукцию или на ее упаковку.

Основная цель использования экологических сертификатов – стимулирование производства и сбыта более экологичных (менее ресурсоемких) продуктов и услуг. Вместе с уменьшением ресурсоемкости и контролем за экологическими рисками уменьшаются также производственные расходы и соответственно увеличивается прибыль предпринимателя.

Замечено, что экологический сертификат дает предприятию лучшие позиции на рынке среди других аналогичных предприятий. Нередко наличие экологического сертификата является условием получение субподрядов от крупных предприятий, а также участия в конкурсах поставок (действительно, например, для кандидатов на получение средств из фондов Европейского Союза).

Сегодня потребители все больше обращают внимание на экологичность продукции, зачастую при выборе продукта или услуги определяющее значение придается наличию экологической маркировки. Таким образом, экологические сертификаты явно дают преимущество в конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

The Triple Bottom Line

 

Концепция (метод) «трех корзин» или «тройного результата».

Эта концепция учитывает три фактора: экономические, экологические и социальные результаты деятельности. Используя инструменты измерения полной стоимости деятельности, можно дать количественную оценку пользы для окружающей среды или нанесенного ей ущерба. Например, можно соотнести объем прибыли с объектом эксплуатируемых природных ресурсов, оценить социальный вклад деятельности, определив объем полученных или бесполезно израсходованных знаний и навыков или разработав инструменты количественной оценки социального капитала (включая уровень взаимного доверия и взаимопомощи участников социума). По словам Дж. Элкингтона, основателя и представителя SustainAbility: «Если мы хотим, чтобы устойчивое развитие на глобальном уровне превратилось из желаемого в действительное, правительства, сообщества, компании и индивиды должны работать вместе с целью улучшения «тройного итога» своей деятельности. Для этого мы нуждаемся не только в новых формах отчетности, но и в новых формах финансового и бухгалтерского учета, хотя это и не означает, что оценка всех сторон деятельности компании может или должна быть сведена к некому «всеобщему денежному эквиваленту». Однако для эффективной оценки работы компании мы должны быть способны представить эту оценку количественно. Мы должны найти точные, адекватные и надежные показатели, способные дать полную картину экономического развития, качества окружающей среды и социальной справедливости».

Одной из первых компаний, применивших Triple Botoom Line на практике, стала в 1998 г. Royal Dutch Shell. Позже к ней присоединились BP Amoco, Conoco, British Telecommunication, Uniliver, Novo Nordisk, BC Hydro, Dow Cheminal и др.

 

UN Global Compact (UN GC)

Глобальный Договор ООН [56]

В 1999 г. ООН выступила с инициативой добровольного глобального договора (Global Compact) с деловым сообществом. Цель договора – содействовать формированию «общих ценностей, которые придадут глобальному рынку «человеческое лицо». Договор предлагает бизнесу принять девять универсальных принципов в сфере соблюдения прав человека (два пункта), трудовых отношений (четыре пункта) и защиты окружающей среды (три пункта). Участие в Global Compact предполагает ежегодное публичное подтверждение компаниями следования его принципам.

По нашему мнению, GC не является стандартом социальной отчетности, скорее, это декларация принципов и набор пожеланий из цикла «что такое хорошо и что такое плохо». Ничто не мешает компании провозгласить, что она придерживается этих принципов, причислив себя к стану цивилизованного бизнеса.

Принципы Global Compact

Права человека

Бизнес должен:

- поддерживать и уважать защиту прав человека,

- быть уверенным, что он не участвует в нарушение прав человека.

Стандарты труда

Бизнес должен придерживаться:

- свободы ассоциаций и эффективного признания права на коллективные переговоры,

- эффективного запрещения детского труда,

- искоренения всех форм принудительного и обязательного труда,

- искоренения дискриминации в отношении найма и профессии.

Окружающая среда

Бизнес должен:

- бережно относиться к проблемам окружающей среды,

- выдвигать инициативы для обеспечения большей экологической ответственности,

- поощрять развитие и распространение экологически щадящих технологий.

К этим принципам в 2004 г. был добавлен десятый принцип, относящийся к борьбе с коррупцией: бизнес должен действовать против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Стоящая за «Глобальным Договором» идея заключается в том, чтобы глобальная экономика стала более устойчиво и приемлемо с экологической точки зрения развиваться с помощью упомянутых принципов, которые должны «укорениться» в качестве разделяемых всеми ценностей. Этого можно достичь двумя путями.

Первый – «интернационализация» этих десяти принципов компаниями через их включение в свою обычную повседневную деятельность и в их «стратегию».

Второй – использование этих принципов в качестве основы для сотрудничества бизнеса и других участников «Глобального Договора», с помощью четырех «механизмов вовлечения»: диалога, учебы, местных организационных сетей и партнерских проектов.

Любой компании совсем не трудно стать участницей «Глобального Договора». Для этого нужно лишь написать письмо Генеральному Секретарю ООН о поддержке компанией этого договора и его десяти принципов, а также заявить в нем о готовности участвовать в деятельности в соответствии с договором. В частности, компания должна ежегодно публиковать в виде отчета (или доклада) сведения о своей деятельности в поддержку «Глобального Договора».

3.16. Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprises (ASPI) [57]

(Агенство социального и экологического рейтинга предприятий) Индексы устойчивых показателей деятельности для компаний, котирующихся на Европейском фондовом рынке.

 

Стандарт ISAE 3000

Международный стандарт, выпущенный в 2000 году и предназначенный для аудита нефинансовой отчётности. Нефинансовый аудит включает проверку социальной, экологической отчётности, отчётности об устойчивом развитии, информации, касающейся корпоративного управления и внутреннего контроля. В 2003 году сфера применения стандарта была расширена, и в настоящее время так же включает соблюдение этических требований, контроль качества, экспертизу материалов и др.[64]

 

CERES

Принципы CERES (Коалиция за создание экологически ответственной экономики) – данные нормы были разработаны некоммерческой коалицией инвесторов, общественных пенсионных фондов, профсоюзов и общественных групп по интересам в сотрудничестве с коммерческими компаниями в целях осуществления общей цели распространения корпоративной экологической ответственности во всем мире. Принимая к исполнению принципы CERES, компании не только формализируют свою приверженность принципам экологической сознательности и ответственности, но и принимают на себя обязательства по активному участию в соответствующем процессе постоянного совершенствования, диалога и всеобъемлющего систематического информирования общественности в области экологической ответственности.[65]

3.25. Социальная хартия российского бизнеса [66]

 

Социальная хартия российского бизнеса была разработана по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и одобрена XIV Съездом РСПП в 2004 г.

Приведем выдержки из Социальной хартии:

«Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, члены Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), являясь гражданами Российской Федерации, понимая и принимая свою долю ответственности за судьбу нашего Отечества, …заключили настоящую Хартию об основополагающих социальных принципах ведения бизнеса, которым мы намерены добровольно следовать.

Социальная миссия бизнеса

Свою социальную миссию мы видим в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.

Мы убеждены, что:

● предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность равнозначны, не противоречат, а дополняют друг друга;

● разумная, сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний снижает предпринимательские риски, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию предпринимателей, компаний и бизнес – сообщества в целом;

● достижение высоких долгосрочных экономических и социальных результатов возможно только на основе разумного баланса интересов наших акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других сторон, затрагиваемых нашей деятельностью;

● принятие социальных обязательств российским деловым сообществом и отдельными компаниями - не альтруизм и не выкуп «социальной лицензии» на коммерческую деятельность. Социальная ответственность бизнеса может и обязана быть полезна для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, как и полезна для общества в целом;

● важнейшее условие экономического и социального благополучия страны – формирование солидарной ответственности государства, бизнеса и гражданина, в основе которой - демократия, соблюдение гражданских прав и свобод, включая право частной собственности, равенство возможностей, уважение человеческого достоинства и приоритет закона.

● взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на публичной правовой основе.

Основные принципы

Права человека

Мы признаем неприкосновенность прав человека, не допускаем их нарушения, поддерживаем соблюдение любых прав человека, имеющих отношение к деятельности компаний.

Экологическая безопасность

Мы считаем сохранение природной среды важнейшей общечеловеческой ценностью.

Мы поддерживаем меры по защите окружающей среды; по достижению экологической безопасности производства, экономному потреблению природных ресурсов, а также их повторному использованию и утилизации отходов.

Мы стремимся делать реальные шаги по сохранению природной среды.

Мы используем наши знания и опыт в области экологической безопасности и сохранения здоровья для улучшения безопасности и благополучия граждан на территориях размещения наших производств и в обществе в целом.

Заключительные принципы

Мы считаем, что настоящие основополагающие социальные принципы в равной степени применимы к деятельности любой компании, организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.13 с.)