Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие полит института. Осн гос и негос полит институты и их эволюция.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие явления в жизни об-ва по научному можно назвать институтами. Т.о., эта категория рассм-ся в целом ряде дисциплин (политология, социология, юриспруденция и т.д.). В полит сфере вопрос об институтах был поставлен еще много веков тому назад, когда люди, живущие вместе, на одной тер-рии и в силу самой челов природы склонные к спорам, обнаружили, что для бесконфликтного разрешения противоречий между ними нужны какие-то всеми принятые установления, те или иные формы общест распорядка. Так возникли полит институты. Среди осн проблем класс полит теории – определение того, какие полит институты способны содействовать совершенствованию об-ва и чел. Центральными объектами осмысления были гос-во, конституция, правительство. Вплоть до конца 19-нач 20 в. в науке все еще господст представление о гос-ве как о первооснове полит жизни, а под институтами понимались лишь администрат учреждения и юрид нормы. Начиная с класс работ Дюркгейма и Вебера в политологии и социологии наметился социологический подход к институтам (вместо государственно-правового), к-й вывел проблему соотношения содержания и формы в полит контактах на новый теорет уровень. Вебе р – государство – это сообщество людей, поведение к-х основано на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т.д.). Дюркгейм – институты представл собой, с одной ст, некое идеальное образование в виде обычаев и верований, а с другой – такие обычаи и стереотипы материализуются в деят-ти соц орг-ций различных времен и народов. Дюверже (!) – полит институт: они выступают в качестве «модели челов от-й, с к-х копируются конкретные связи, приобретая, т.о., характер стабильных, устойчивых и крепких». При всей разноречивости оценок институтов политологи выработали примерно общее мнение: это формальные и неформал правила игры. В силу объективно сложившегося разнообразия подходов к пониманию полит института как такового вряд ли допустимо исчерпывающее. РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: институт в политике фиксирует реальный статус-кво, сложившийся во властвовании и в полит от-ях между индивидами, соц группами и в обществе в целом. Центральными полит институтами явл гос-во и связанные с его деят-тью структуры, а также негос институты. 1.) Осн гос и 2.) негос полит институты. 1.) ГОСУДАРСТВО (Конфуций-г-во как большая семья; Аристотель- г-во- простая совокупность граждан; Гроций - г-во- союз свобод людей для соблюдения права и общей пользы; Маркс – г-во- машина для подавления одного класса другим; Гегель – земнобожественное существо). Современный политологический подход распадается на более дробные концепции: плюрализма – Даль, Трумэн – главным для г-ва считают поиск равновесия между конкурирующими соц группами, орг-ю их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властец, строгий учет роли разл общест движений и т.д.; корпоративизма – Шмиттер - г-во как единое целое, где, несмотря на наличие разных интересов между крупными общест группами и объединениями, сильное и централизованное г-во удерживает решающие рычаги власти; неомарксисты – Милибенд (1924-1994) – г-во выражает интересы господствующего класса. ИНСТИТУТ ВЫБОРОВ. Эта категория связана с полит поведением, с электоральным процессом, с избирательной системой. 2.) НЕГОС институты – профсоюзы, партии, соц движения (гражданских инициатив, фминистского, зеленого и т.д.). На рубеже 20-21 вв. высокая полит активность партий, групп интересов и т.д. наряду с деят-тью г-ва воспринимается в демократических об-вах как естественная и неотъемлемая составляющая мира политики в целом. Полит группа – негос соц-полит институты, обладающие общностью интересов, обладающие общностью интересов и коллективных целей, некой организационной структурой и ведущие совместную полит деят-ть. В политологии к таким институтам относят партии, группы интересов, соц движения и т.д.
Понятие политического режима. Тоталитаризм и авторитаризм: сходства и отличия. Политический режим -совокупность способов функционирования институтов власти, используемых ими ресурсов и методов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Политический режим включает в себя параметры: 1.степень политического участия; 2.характер функционального отношения институтов власти к фундаментальным правам и свободам человека; 3.уровень возможной конкуренции правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти; 4.соответствие мероприятий административных органов государства правовым основам - соблюдение конституционных норм и законов страны; 5.наличие и статус государственной идеологии, отношение к оппозиционным идейным течениям, свобода деятельности СМИ; 6.методы государственного управления, доля силового принуждения при поддержании стабильности и порядка. Тоталитарный режим. Тоталитаризм -это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающиеся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия. Два основных вида тоталитарных режимов: 1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий — фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. 2. Левый тоталитарный режим, в основе которого лежит классовый (социальный) критерий — сталинизм в СССР, Мао-Цзедиизм в Китае, КНДР времен Ким Ир Сена и др. Признаки тоталитарного режима: 1.Тотальное верховенство государства. 2.Сосредоточение всей полноты власти в руках вождя партии. 3.Монополия на власть партии, сращивание партийного и государственного аппарата. 4.Ликвидация принципа разделения властей. 5.Разрушение институтов и организаций гражданского общества. 6.Господство одной государственной идеологии. 7.Централизованная система контроля и управления экономикой. 8.Полное бесправие человека. 9.Строгая цензура над всеми средствами массовой информации и издательской деятельностью. 10.Полиция и спецслужбы выступают в качестве инструмента массовых репрессий. 11.Подавление любой оппозиции и инакомыслия через массовый террор. Авторитарный режим -это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия. Х арактерные признаки: 1.Государственная власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. 2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены. 3.Политическая власть сконцентрирована в руках одного человека или одного органа государства. 4.Отсутствует четкое разделение властей. 5.Допускается политический плюрализм. 6.Формирование органов власти, осуществляются не конкурентной борьбой, а назначением. 7.Доминирование государственной идеологии, но допускаются и другие лояльные. 8.Признается относительная автономия от государства сфер жизнедеятельности общества. 9.Цензура. 10.Отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем на убеждении. 11.Полиция и спецслужбы ориентированы на выполнение функций охраны правопорядка. Классификация авторитарных режимов: традиционные и современные. Традиционные основаны на различных культах, родоплеменных, феодальных отношениях и относятся к доиндустриальному периоду. Современные основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарного к демократическому. Разновидность авторитарных режимов - теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц.
Современные модели политической демократии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.8 (0.006 с.) |