Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальная проблема методологии политической науки. Эволюция методов политологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод – совокупность средств и приемов, используемых исследователем при решении интересующих его проблем – от постановки задач до интерпретации результатов. 1. общенаучные методы: системный метод, анализ и синтез, индукция, дедукция. 2. специально политологические: Социологический подход - выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений. Психологический подход - изучение субъективных механизмов политического поведения, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Бихевиористский подход - изучение политики через исследование политического поведения в различных группах, его типизации и моделирования. Функциональный подход - изучение зависимости между политическими явлениями и окружающей средой (уровень соц-эконом развития – степень демократизации общества). Структурно-функциональный анализ - политика как система, обладающей структурными элементами, подчиняющимися закономерностям функционирования. Системный подход – политика как сложная, саморегулирующаяся система, у которой есть «вход» и «выход» в «общество», функции деятельности, периоды «активности» и «спада», перехода (преобразования) в политические системы иного типа. Институциональный подход - изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность. Сравнительный подход - сопоставление политических явлений, выявление в них общего и особенного. Исторический подход - исследование политической истории для моделирования политического будущего. Моделирование политических процессов - разработка и изучения моделей политических процессов. Метод экспертных оценок - проведение экспертных оценок в той области политической деятельности, которая подвергается проверке. Методы эмпирических исследований: социологические опросы, анализ статистических данных, лабораторные эксперименты и др. Категории политологии - это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Общие категории используются всеми общественными науками: цивилизация, общество, население, народ, свобода, власть, право, культура. Категории, используемые собственно политологией или науками, находящимися на стыке с ней: политика, политическая власть, правовое государство, частная собственность, политическая система, политическая культура, общественное мнение. Функции П: 1. теоретико-познавательная (формирование знания о политике и ее роли в обществе); 2. методологическая (выводы политической науки могут служить основой для более частных теорий); 3. мировоззренческая (выработка определенного видения политической действительности); 4. регулятивная (усвоение полит. знаний оказывает непосредственное влияние на политическое поведение); 5. прогностическая (раскрытие тенденции политических процессов и изменений); 6. аксеологическая (оценка политическим институтам, политическому строю, событиям и др.). Современный период еще более усложнил сочетания и комбинации использования всех методов анализа политики. Но все же можно выделить две главные тенденции в развитии сов методов изучения политики. 1.) наряду с совершенствованием разл подходов в русле утилитаристской тенденции идет чисто техническое совершенствование способов познания мира политики; в частности разрабатываются: методики многомерного статистического анализа, способы имитационно-математического моделирования, пат -методы (!) (изучающие альтернативы деят-ти в рамках статистического равновесия), векторный анализ, динамические модели политики, техники искусственного интеллекта и т.д. Наряду с утилитаристскими методами совершенствуются и методы, способные вложить в понятие «цель полит деят-ти» смысл, убеждение, ценность, отразив тем самым чисто челов свойства полит взаимодействия, не постигаемые количественными методами. Наиболее показательным примером качественного обновления исследоват программ и методов в этом направлении изучения политики явл форм-е нового институционализма, к-й «сочетает прежний институционализм с теориями развития». Его осн установка такова: разум, интеллект представляют собой ограниченный ресурс в полит сфере, а, ->, полит эволюция не укладывается в эволюцию только институтов власти. Новые институционалисты понимают полит институты как тесно связанные группы, пронизанные собственными неформал традициями и обладающие локал солидарностью. Поэтому характер их функционирования полностью зависит от национал характера личности, действующих в об-ве традиций. 2.) Тенденция к синтезу исследовательских методик. При этом идет как бы разделение сфер применения методов: одни из них больше приспосабливаются к объяснению локал ситуаций, другие – к концептуальному изучению политики. Методы универсализируются (т е методы одной науки начинают использоваться другими), а концепции дифференцируются (науки начинают изучать те или иные предметы более детализировано – полит психология, полит антропология, полит социология). Эволюция методов политологии – бихевиорализм, структурно-функц метод (Парсонс, Мертон), системный (Д. Истон), информационно-кибернетический (К. Дойч), коммуникативный (Ю. Хабермас), политико-культурный (Г. Алмонд).
Торстейн Веблен — основоположник, Джон Коммонс, Генри Адамс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэсли Клэр, Гэлбрейт, Джон Кеннет. Вплоть до начала XX в. в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью к-х осуществляется полит деят-ть: гос-ва, партий, других организаций и объединений, права, правительст программ и др регуляторов полит деят-ти. Попытки институциональных подходов без труда обнаруживаются уже в работах полит философов. В значительной степени они связаны со стремлением выявить определенные юрид нормы, проанализировать основные законы общества, начиная от конституции, и их смысл для существования и нормального развития общества. Немалую услугу оказали здесь идеи Ш. Монтескье, Дж. Локка, Э. Берка, Т. Джефферсона и американских "федералистов". В данном подходе основное внимание уделяется полит институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституционному устройству). Представители данного направления не обязательно являются по своему профилю и интересам юристами, но непременно строят свой анализ, исходя из сложившихся и общественно укорененных политических форм. Эти формы или институты, с одной стороны, являются логическим продолжением и закреплением социальных отношений и норм, а с другой стороны, призваны вносить в общество стабилизирующее, упорядочивающее начало. Представители институционального подхода в своих исследованиях политических режимов описывают процессы их функционирования и перехода, главным образом, на языке смены и упорядочения институтов. Общепринятые в политической науке типологии режимов составляются преимущественно с учетом того, какие институты существуют в данном режиме, в какой комбинации и каким образом они функционируют. Демократия, например, понимается, прежде всего, как система, организованная в соответствии с процедурой всеобщих, равных и тайных выборов; легитимизирующая все, в том числе, оппозиционные партии и движения; предоставляющая своим гражданам широкий набор прав и свобод и т.д. Авторитаризм, согласно такому объяснению, напротив, характеризуется наличием одной, правящей партии или институциональной группировки, осуществляющей руководство с опорой на силовые структуры. Тем самым, при всех достоинствах институционализма из его поля зрения выпадают те политические явления и процессы, которые по различным причинам находятся за пределами существующих институтов. Построенные таким образом рассуждения едва ли способны адекватно объяснить, например, в чем причина падения Веймарской республики с существовавшими в ней демократическими политическими институтами. Критика институционализма: 1.) не учитывает человеческий фактор (в отл-е от бихевиорализа), 2.) не учитывает полноту имеющихся в обществе полит позиций Неоинституционализм -«совокупность формальных и/или неформальных инструментов и механизмов, организующих и координирующих социально-экономические отношения субъектов». Неоинституциональная революция - всплеск внимания к политическим институтам. Разные институциональные условия вызывают разное поведение индивидов (ноб лауреат Норт-экономист). Неоинституционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение (англ. institutions matter) и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории[1]. Основное внимание неоиституциональная теория уделяет анализу таких факторов как трансакционные издержки, права собственности, контрактные агентские отношения. Неоинституционалисты критикуют традиционную неоклассическую теорию за отступления от принципа «методологического индивидуализма». По сравнению с неоклассической теорией неоинституционализм вводит новый класс ограничений обусловленных институциональной структурой общества и сужающей поле индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки — ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Первая предпосылка означает, что человек обладающий ограниченной информацией может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства» (англ. self-interest-seeking-with-guile), то есть возможность нарушения контрактов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.247 (0.007 с.) |