Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные течения и движения второй половины 19 в.

Поиск

Общественные течения и движения второй половины 19 в.

Модернизационные реформы в России стимулировали подъем общественного движения. Они в определенной мере демократизировали общество, вовлекли в общественную жизнь крестьянство, расширили рамки и разнообразили формы общественной активности. Однако их непоследовательность, ограниченность, незавершенность усиливали социальную напряженность.

«Хлопоманство» возникло в среде полонизированной украинской шляхты ПБУ. Идеологом хлопоманов стал студент Киевского университета Владимир Антонович. Его взгляды разделяли Т.Рыльский, Б.Познанский, К.Михальчук, П.Житецкий и др. Чтобы продемонстрировать единство с народом, они разговаривали исключительно на украинском языке, носили национальную одежду, придерживались народных обычаев. Они путешествовали по селам. Собирали народные песни, сказки, пословицы, обряды. Одновременно студенты рассказывали о славном прошлом Украины, о ее бедственном положении и возможном выходе из него (1860). Их действия настораживали сельскую власть. Хлопоманы попали под наблюдение полиции и вынуждены были прекратить свою деятельность и примкнуть к тем громадовцам, которые действовали в городах.

Возникновение «Громад».

Громады – культурно-просветительские организации украинской интеллигенции. Одна из первых «Громад», в которую входили Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский и др., объединившиеся вокруг журнала «Основа», была создана в 1859 г. в Петербурге. В Украине «громады» возникли в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве, Одессе. Киевская «Громада», возглавляемая историком В.Антоновичем, выросла из организации «хлопоманов».

Основные программные положения громадовцев: украинский народ является отдельной нацией, каждый сознательный украинец должен отдавать все свои силы для развития самосознания народа, ко всем братьям-славянам украинец должен относиться дружески и помогать им в борьбе с угнетателями. Провозглашалась солидарность с политическими и социальными идеалами прогрессивной российской интеллигенции. К «Украинской громаде» стали присоединяться украинские патриоты как из ПБУ, так и ЛБУ, где вначале к ее участникам относились с недоверием и считали «недоляшками». Так на рубеже 50-60-х гг. в среде интеллигенции началось массовое громадовское движение, названное властями «украинофильским».Деятельность громадовцев носила культурно-просветительский характер. Они открывали воскресные и ежедневные школы, работали в них учителями, выступали с лекциями, организовывали публичные библиотеки, становились инициаторами создания гимназий, школ для подготовки народных учителей, распространяли произведения Т.Шевченко, М.Вовчок и др., организовывали составление и издание популярных книжек для народа. Деятельность громадовцев вызывала тревогу властей. Их отождествляли с членами революционных организаций. Заверения громадовцев в своем аполитизме и лояльности мало помогали. В 1862 г. были арестованы и наказаны активные члены нескольких громад, закрыты воскресные школы. Прекращена деятельность журнала «Основа». В период польского восстания 1863 г. царское правительство, опасаясь распространения сепаратизма на украинские земли, запретило деятельность «Громад» и ограничило использование украинского языка. Однако в конце 60-х гг., пользуясь ослаблением административного давления, деятельность громад возобновилась. Вступление в громады не афишировалось, заседания проходили тайно, а деятельность носила полулегальный характер.

В 1873 г. громадовцы основали Историческое общество Нестора-летописца. В том же году начало работать Юго-Западное отделение Российского географического общества, которое выдвигало задачу всестороннего изучения родного края, собрало и издало разнообразный материал по истории, географии, природоведению, статистике и экономике края. Проводилась работа по подготовке истории украинской литературы и украинско-русского языка. Проведенный в 1874 г. 3-й Археологический съезд продемонстрировал высокий научный потенциал украинских ученых, большинство которых входило в громады. Фактически печатным органом киевской громады в 1874-1875 гг. стала газета «Киевский телеграф». С усилением репрессий после смерти Александра ІІ (1881) громадовцы сосредоточились на литературной, научной или преподавательской деятельности. Оживление деятельности громад наблюдалось в начале 80-х гг. в связи с выходом в свет журнала „Киевская старина”.

„Громады”, являясь либерально-просветительским движением, способствовали не только возникновению либеральных политических организаций, но и стояли у истоков национальных социалистических организаций.

Валуевский циркуляр 1863 г.

В июле 1863 г. министр внутренних дел П.Валуев обнародовал циркуляр, которым запретил издавать на украинском языке педагогическую, церковную, научную литературу и учебники. В нем, в частности, заявлялось, что „никакого украинского языка не было, нет и не может быть», что есть только малорусское „наречие” русского языка. Разрешалось писать на „украинском наречии” только художественные произведения.

Эмский указ 1876 г.

Был издан императором Александром в немецком городе Эмс. По этому указу запрещалась украинская печать и книгоиздание, закрывалось Юго-Западное отделение Российского географического общества, запрещалось писать, петь и давать спектакли на украинском языке, печатать учебники, переводить на украинский язык произведения классиков мировой литературы. Не разрешалось даже печатать тексты к музыкальным произведениям на «малорусском наречии». Запрещалось использовать украинский язык в начальных школах, судах и государственных учреждениях. Переименовывались географические названия: «Малороссийская» губерния была разделена на Черниговскую и Полтавскую, а Слободско-Украинская на Харьковскую.

Была закрыта газета «Киевский телеграф». Началось преследование активных деятелей украинофильского движения. Ф.Вовк, С.Подолинский, М.Драгоманов вынуждены были выехать за границу.

Народническое движение в Украине.

В конце 60-в- 80-е гг. 19 в. в Украине, как и во всей России распространяется революционное движение. Ведущая роль в революционном движении принадлежала народникам, создавшим в начале 70-х гг. кружки в Киеве, Одессе, Харькове. Народники стремились вести пропаганду среди крестьян с целью поднять их на восстание. Идеологами народничества были А.Герцен и П.Чернышевский. Они, отрицая необходимость развития в России капиталистической стадии, считали возможным непосредственный переход к социализму через крестьянскую общину, в которой видели зародыш социализма.

В народничестве боролись два направления – революционное, т.е. достижение своих целей через революцию, и реформаторское, пропагандистское.

Особенно отчетливо различие идеологий школ народничества проявилось в 70-е гг. в деятельности таких народников, как М.Бакунин, олицетворявший революционно-бунтарское направление, П.Лавров – пропагандистское, умеренное, П.Нечаев – заговорщическо - террористическое.

В Украине действовали народовольцы А.Желябов, В.Фигнер, В.Засулич, С.Перовская и др. Активную роль в деятельности первой народнической организации «Земля и воля» играли украинские народники: И.Андрущенко, А.Красовский, А.Потебня.

После убийства народовольцами 1 марта 1881 г. Александра ІІ и казни „первомартовцев” деятельность „Народной воли” пошла на спад. Надежды на эффективность террора не оправдались. В 80-90-е гг. народничество перерождается в либеральное, представители котрого в Украине – М.Левитский, Б.Гринченко, Т.Осадчий – ставили своей целью не революцию, а борьбу за реформы.

Народническое движение Украины сыграло огромную роль в борьбе против самодержавия. Вместе с тем, террористическая деятельность народовольцев затормозила ход либеральных реформ в стране, принятие конституции и законсервировала общественный и государственный строй России вплоть до революции 1905 г.

«Хождение в народ» 1874 г.

Новая волна народнического движения началась в 70-е гг. «хождением в народ» революционеров с целью пропаганды социалистических идей и организации крестьянства на революцию. В Украине в подготовке этого движения видную роль сыграли кружки «чайковцев» в Одессе и Киеве.

«Хождение в народ» охватило все губернии. Народники призывали крестьян покончить с господством помещиков, отобрать у них землю и передать ее крестьянам. Однако крестьяне массово выдавали агитаторов властям, и для многих стало ясно, что крестьянство к революции не готово.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на «Черный передел» - «деревенщиков», которые хотели продолжать пропагандистскую работу в деревне, и «Народную волю», которая своей целью поставила политическую борьбу против царского самодержавия заговорщическими методами и террором.

«Чигиринский заговор».

Группа народников во главе с Я.Стефановичем («Южные бунтари», 1875 г.), организовав в Чигиринском уезде в 1877 г. крестьянскую «Тайную дружину», сделала неудачную попытку с помощью поддельного царского манифеста призвать крестьян к восстанию против помещиков. Народники сфабриковали «царскую грамоту», в которой призвали крестьян создавать в селах «тайные дружины», которые должны были в назначенное время подняться на восстание против помещиков. Но в 1877 г. заговорщики были разоблачены и арестованы. К следствию были привлечены 1000 крестьян. Их руководителей осудили на каторгу и выслали в Сибирь.

Литературное товарищество им. Т.Шевченко было организовано в 1873 г. в Львове по инициативе Г.Конисского и М.Драгоманова. В 1882 г. оно было преобразовано в Научное Товарищество им. Шевченко (НТШ). В нем было три секции: историко-философская, филологическая и математико-природно-медицинская, в состав которых входили комиссии – археологическая, библиографическая, этнографическая, правовая, статистическая.

С НТШ сотрудничали М.Грушевский (председатель 1897-1913), И.Франко, И.Горбачевский, Н.Гнатюк и др. НТШ выпустило около 100 разнообразных научных и литературных изданий («Записки НТШ», «Этнографический сборник» и др.). НТШ пыталось даже создать Могилянско-Мазепинскую академию наук, но австро-венгерские власти игнорировали эту идею.

Михаил Драгоманов родился в 1841 г. в Гадяче в семье мелкого дворянина, потомка казачьей старшины. Во время обучения в Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вскоре стал одним из ее лидеров. С 1864 г. – преподаватель КУ.

МД преследовал цели превращения России в демократическую федерацию, в которой Украина получит широкую автономии, и будет развиваться по пути, проложенному передовыми странами Западной Европы (капиталистические отношения без пережитков феодализма, буржуазно-демократические институты и свободы: парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний и т.д.).

МД предлагал следующий механизм выполнения поставленных задач: создание широкого национально-освободительного движения на Украине с участием всех слоев населения, которое было бы в силах добиться от царизма демократических реформ.

В 1875 г. был уволен из КУ и выслан за границу. В 1878-1882 гг. на средства громадовцев МД издавал первый украинский журнал за границей «Громада», на страницах которого пропагандировал свои идеи, печатал социально-экономические, политические, национально-культурные, исторические и др. статьи из жизни Украины.

Там он окончательно сформулировал идею федерализма как справедливого общественного устройства государства. Он не призывал к немедленному разрыву связей между народами России, но считал возможным их дальнейшее развитие только на началах федерализма. Политические свободы граждан и народов должны были гарантировать политически свободные и самостоятельные в решении местных дел громады свободных людей, объединенных для общего труда на общей земле или фабрике, заводе. МД не выступал за независимость Украины, а только за ее политическую автономию, в которой должна была воплотиться и автономия национальная, был поборником дружбы и равенства всех народов. Он разделял взгляды Оуэна, Сен-Симона, Прудона на социализм и одновременно отвергал учение К.Маркса о научном социализме и классовой борьбе.

Не воспринимая крайностей народников (террор), МД в то же время выступал на их защиту во время репрессий. Одновременно МД критиковал и громадовцев, призывал их перейти от просветительства и этнографизма к политической борьбе за автономию Украины. Старые громадовцы не согласились с МД и прекратили финансирование журнала «Громада». Но МД не остановился и перенес акцент своей деятельности на западноукраинское национально-освободительное движение, через него воздействуя на интеллигенцию во всей Украине. Со временем идеи Драгоманова заложили основу для формирования первой украинской социалистической партии на Украине.

«Братство тарасовцев».

В конце 80-х гг. под влиянием идей «неполитической культуры» среди молодого поколения интеллигенции усилилось стремление вывести украинство на широкий путь национального развития и придать ему политическое звучание. Первой такой организацией стало «БТ», организованное в 1891 г. студентами из Харькова И.Липой, Н.Байздренко, М.Базькевичем. Наибольший успех имели «тарасовцы» в Харькове, где по их инициативе более 20 человек объединились в «Молодую громаду». Общество установило связи с аналогичными кружками в Полтаве, Чернигове, Киеве, Александрии, Херсоне и Одессе. В своем программном документе «Кредо молодыхукраинцев» «тарасовцы» заявили о несогласии с украинофилами из-за их связей с российской культурой и о стремлении стать космофилами (любящими весь мир). Развивалась идея единства всех украинских земель. Важное место отводили решению экономических вопросов, справедливо считая, что только материально обеспеченный народ способен решать национально-просветительские задачи. «БТ» прекратило свое существование в 1893 г. в результате арестов.

Деятельность «БТ» активизировала студенческое громадовское движение. По инициативе Д.Антоновича в Киеве, а августе 1898 г. состоялся нелегальный съезд студенческих громад. Он объединил все громады в одну Всеобщую украинскую партийную организацию и создал исполнительный комитет, который должен был координировать их деятельность. Всеукраинский студенческий союз И.Франко назвал «Молодой Украиной», считая, что ему принадлежит будущее Украины.

Народовцы и москвофилы.

В Западной Украине после поражения революции 1848 г. образовалось два течения - народовство и москвофильство.

Народовство - это либеральное политическое движение, представители которого выступали за объединение украинских земель, развитие украинского языка и литературы. Народовцы организовали в 1861 г. товарищество «Русская беседа» во Львове, а в 1864 г. – украинский театр и товарищество им. Т.Шевченко. Центральным представительным органом народовцев была избранная в 1885 г. Народная рада, считавшая себя преемницей Главной русской рады. В деятельности народовцев важную роль играло культурно-просветительское товарищество «Просвита».

В 1899 г. народовцы организовали Украинскую национально-демократическую партию, которая сыграла основную роль в будущем правительстве ЗУНР. Лидерами народовцев были В.Шашкевич, К.Климкович, Ф.Заревич.

Со временем в народовском движении произошло размежевание. Часть его заняла соглашательские позиции, другая – радикальные. В 1890 г. несколько лидеров народовцев заключили с наместником в Галичине соглашение, согласно которому народовцы обязались поддерживать политику австрийского правительства взамен за предоставление им нескольких депутатских мест в парламенте, открытие 3 украинских гимназий, увеличение численности украинских кафедр в Львовском университете и др. После этого была провозглашена т.н. «новая эра» в отношениях народовцев с правительством и поляками.

Другая часть народовцев в 1899 г. объединилась с частью радикалов в Русско-украинскую радикальную партию, которая выдвигала задачи: укрепление чувства национального единства с «российским украинцами», пробуждение национального духа среди украинцев Закарпатья и др. Руководящий орган партии Народный комитет выступил с призывом к украинцам бороться за независимую Украину.

Москвофилы – наиболее правое, консервативное крыло в украинском национальном движении, объединявшее украинских помещиков, буржуазию, священников. Лидеры – Б.Дидыцкий, И.Наумович, М.Енчковский. Москвофилы ориентировались на Россию. Они не признавали существования украинского народа, пропагандировали идею «единой, неделимой российской народности» от Карпат до Камчатки. Они имели материальную поддержку Москвы, что позволило им создать мощную издательскую базу. Кроме того, они имели собственные учреждения, общества, через которые пропагандировали свои идеи, пытались навязать украинцам «язычие» - смесь русского, украинского, польского, церковнославянского языков, которую представляли как «русский» или «панрусский» язык.

«Просвита». Для развития украинского языка и культуры в 1868 г. группа из 60 студентов, близких к народовцам, во главе с А.Вахняниным создала во Львове культурно-просветительское общество «Просвита», занимавшееся «изучением и просвещением народа» и развитием украинского театра. Деятельность «Просвит» способствовала существенному росту национального самосознания и патриотизма. Под их влиянием находилась одна из наиболее популярных в Галичине газет «Дело» (1880-1939).

Деятельность «Просвит».

Украинские самодеятельные культурно- просветительные организации – «Просвиты» находились под влиянием демократических и либеральных деятелей из среды национально сознательной украинской интеллигенции. Активное участие в работе «Просвит» принимали выдающиеся деятели украинской культуры и науки Б.Гринченко, Лариса Косач (Леся Украинка), Н.Лысенко, М.Коцюбинский, А.Рудченко (Панас Мирный), Д.Дворницкий, М.Комаров. «Просвиты» организовывали библиотеки и читальни, выпускали популярную литературу на украинском языке, организовывали лекции по истории и культуре Украины, спектакли и концерты.

Деятели «Просвит» настойчиво боролись за введение украинского языка в народное образование, пытались открыть школы с украинским языком преподавания. Одну такую школу открыл в с.Богдановка на Николаевщине Н.Аркас.

Власти всячески препятствовали деятельности «Просвит», поскольку одним из первостепенных своих заданий просвитяне объявили развитие национального самосознания украинцев. Вместе с тем «Просвиты» не замыкались в узконациональных рамках, устанавливая деловые связи с культурными деятелями других народов РИ.

Открытие новых вузов.

Возросшие потребности народного хозяйства в эпоху утверждения капиталистического строя вызвал появление новых, специализированных вузов – институтов. Были открыты политехнические институты в Киеве и Львове, ветеринарные – в Харькове и Львове, технологический – в Харькове, сельскохозяйственный – в Одессе, горный – в Екатеринославле. Количество студентов в трех университетах Надднепрянской Украины выросло с 1200 (1865 г.) до 4000 чел. (1895 г.). И все-таки, как и раньше, только немногим людям из недворянских и малосостоятельных семей удавалось получить высшее образование.

Открытие кафедры истории Украины в Львовском университете.

Во второй половине 19 в. западноукраинские общественные деятели провозгласили «новую эру» в отношении с поляками. Единственным реальным последствием этого соглашения было открытие кафедры истории Украины во Львовском университете. С 1894 г. ее возглавлял М.Грушевский. В 1900 г. открыли и кафедру украинской литературы, которую возглавил К.Студинский. В основанном в 1875 г. Черновицком университете также действовала кафедра украинского языка и литературы, возглавляемая С.Смаль-Стоцким.

Литература.

Основной особенностью украинской литературы этого периода стало развитие направления критического реализма. Произведения М.Вовчок («Институтка»), И.Нечуй-Левицкого («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Бурлачка»), Панаса Мирного («Хиба ревуть воли, як ясла повни?») преисполнены пафоса за «свет правды», глубокой веры в счастливое будущее своего народа. И.Франко первым в украинской литературе показал жизнь и социально-политическую борьбу западноукраинских рабочих. Ю.Федькович написал большое количество произведений главным образом из жизни украинцев – гуцулов Буковины. В этом регионе, как отмечали современники Федьковича, его творчество для «утверждения и расширения украинской национального самосознания» имело не меньшее значение, чем произведения Т.Шевченко для всей Украины.

Продолжал писать произведения с призывами разворачивать борьбу за свержение царского самодержавия поэт П.Грабовский, который был сослан в Сибирь за свои национально-патриотические и революционные убеждения.

Критиковал самодержавие М.Коцюбинский в серии публицистических очерков «Свет и тени русской жизни».

Ненавистью к угнетателям своего народа, сочувствием к бедствиям угнетенных всех национальностей пронизано творчество Л.Украинки.

Становление национального театра.

Создателями украинской драматической классики стали М.Кропивницкий («Дай серцю волю, заведе в неволю», «Доки сонце зійде, роса очі виїсть”, „Глитай або ж Павук”), М.Старицкий („Циганка Аза”, „Не судилося”, „Талан”, „Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці”), И.Карпенко-Карий (Тобилевич) („Хазяїн”, „Безталанна”, „Мартин Боруля”, „Суєта”, „Житейське море”). Каждый из них написал десятки пьес разного жанра и содержания. Наиболее популярными были пьесы, которые затрагивали вечные проблемы человеческой морали и социальной справедливости, осуждали угнетательский строй, превозносили чувства национального достоинства, воспитывали национальное самосознание.

М.Кропивницкий и М.Старицкий стали основателями, а так же режисерами и ведущими актерами украинского профессионального театра, который был образован в 1882 г. в Елисаветграде. Это был период реакции. Театральные спектакли можно было показывать только с позволения губернаторов, что порой бывало очень трудно. Киевский генерал-губернатор, например, запретил, начиная с 1883 г., на 10 лет во всех подчиненных ему 5 губерниях спектакли украинских театральных трупп. Поэтому актерам приходилось немало гастролировать за пределами Украины (Москва, Петербург, Казань, в городах Белоруссии, Грузии, Польши). Захватывала зрителей своим мастерством игра М.Заньковецкой. Выступая в 1897 г. в Москве на всероссийском съезде театральных деятелей, она высказала протест против ущемления властями украинского театра, заявила о необходимости сделать этот театр действительно народным, а обязательным условием этого провозгласила, «чтобы как содержание пьес, так и язык их были близки и доступны народу». Заньковецкую поддержал и Кропивницкий: «Пора уравнять украинское слово во всех правах с русским, так как только родной язык в театре, в литературе, в церкви и в школе, неограниченный цензурой, дает возможность применять угнетенные силы с пользой и успехом на благо дорогой Отчизны».

Существенный вклад сделал Кропивницкий также в оживление театральной жизни на западноукраинских землях, когда в 70-х гг.19 в. возглавлял в Львове украинский театр культурно-просветительского общества «Русская беседа».

Музыка.

В 1862 г. появилась первая украинская опера «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. Первой оперой на сюжет Т.Шевченко была «Катерина» Н.Аркаса. Композитор П.Сокальский создал оперы «Мазепа», «Майська ніч”, «Облога Дубна», либретто которых были созданы по произведениям А.Пушкина и Н.Гоголя. На стихи Т.Шевченко, И.Франко, Ю.Федьковича западноукраинские композиторы М.Вербицкий, И.Воробкевич и Д.Сичинский создали песни и романсы. А.Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы «Купало». Как и раньше, украинские композиторы увлекались профессиональной обработкой музыкального фольклора. В творческом наследии выдающегося украинского композитора Н.Лысенко насчитывается около 600 песен, как профессионально обработанных народных, так и написанных на тексты отечественных и зарубежных авторов. Лысенко – создатель репертуара украинской оперной классики, в частности опер «Наталка Полтавка» и «Тарас Бульба», первых украинских опер для детей – «Коза Дереза», «Пан Коцький», «Зима и весна». Композитора постоянно преследовали царские власти за его последовательную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры и за активное участие в украинском национальном движении.

Украина в начале 20 в.

Новые явления в социально-экономическом развитии.

К началу 20 в. Украина заняла одно из ведущих мест в экономике Российской империи. Здесь производилось 50% общероссийского производства чугуна и стали,76% рельсов, 57,2% железной руды, 67,7% угля. Украина давала 99,5% кокса,100-ртути, 63-соды, 71-сахара, 47,5- пшеницы.

Однако большинство народа жило в условиях политического бесправия, жестокой эксплуатации, необеспеченности существования. Тяжелое экономическое положение усугублялось политическим, духовным и национальным гнетом со стороны царского самодержавия, превратившего Россию в «тюрьму народов».

Затяжной экономический кризис, вызванный как противоречиями капитализма (монополизация производства, создание финансовых пирамид, узость внутреннего рынка), так и феодальными пережитками (политическая и экономическая неравноправность сословий, сохранение помещичьего землевладения и системы отработок, выкупные платежи) поставили Россию перед угрозой революционного взрыва.

Положение населения.

Нищее и голодное село, отягощенное крепостническими пережитками, не могло стать надежной основой для создания стабильного внутреннего рынка. За свое имущество крестьянин должен был платить значительные налоги в пользу государства. Кроме того, он продолжал выплачивать выкупные платежи. Малоземелье вынуждало большинство крестьян постоянно арендовать у помещиков землю за отработки. Немало украинских крестьян в обеих империях переезжало на постоянное место жительство в города и фабричные поселки. Тем самым они создавались излишки рабочей силы, которые давали возможность капиталистам навязывать рабочим низкую зарплату, не учитывал роста цен на основные продукты питания.

На передний край массовой социально-экономической и политической борьбы в Украине начала ХХ в. выдвинулся рабочий класс. Этому содействовал и высокий уровень его концентрации на больших промышленных предприятиях. Среди рабочих активно пропагандировались социалистические идеи.

Н.Михновский.

В 1900 г. один из бывших «тарасовцев», харьковский адвокат Николай Михновский, издал брошюру «Самостийная Украина». Эта книга впервые на восточноукраинских землях провозглашала идеал «единой, неделимой, свободной Украины от гор Карпатских до Кавказских» Однако, в отличие от Галичины, где все украинские партии перешли на самостоятельные позиции, постулат политической самостоятельности Украины не принялся на восточноукраинской почве. РУП, которая вначале приняла брошюру Н.Михновского в качестве своей программы, вскоре отказалась от нее и перешла на автономистско-федералистские позиции в вопросе самоопределения Украины. Михновский вышел из РУП и в 1902 г. создал Украинскую народную партию, принявшую за основу постулат политической самостоятельности Украины.

Образование украинских национальных партий.

1897 г. в Харькове студенты Д.Антонович, Л.Мациевич, М.Русов и Н.Михновский создали студенческую громаду, на основе которой в 1900 г. возникла Революционная украинскаяпартия (РУП). В 1902 г. РУП состояла из 6 организаций: в Киеве, Харькове, Полтаве, Лубнах, Прилуках, Екатеринославле. РУП своей целью провозгласила борьбу за национальные права и социальную революцию, защиту интересов крестьянства, которое считала основой украинской нации. Партия имела свои нелегальные печатные органы: газету «Селянин» и журнал «Гасло». Благодаря РУП украинское национальное движение впервые слилось с массовым крестьянским движением.

Практически сразу в РУП выделились три направления. Большинство членов РУП во главе с Н.Поршем, С.Петлюрой, В.Винниченко считало, что эта организация должна быть национальной партией социал-демократической ориентации, представляющей интересы украинцев и объединяющей в своей идеологии национализм и марксизм. Группа Н.Михновского выступала за «самостийную Украину» под лозунгом «Украина для украинцев». Группа М.Меленевского считала, что РУП должна отказаться от национальной ориентации и стать автономной частью РСДРП. Нарастание социальной борьбы в канун российской революции 1905-1907 гг. ускорила размежевание группировок внутри партии.

В 1902 г. группа Михновского вышла из состава РУП и организовала Украинскую народную партию, стоявшую на радикальных позициях борьбы за независимое украинское государство.

В 1904 г. группа Меленевского образовала Украинский социал-демократический союз («Спилку»), которая в 1905 г. на правах региональной организации вошла в состав РСДРП (меньшевиков).

В 1905 г. оставшаяся часть РУП была переименована в Украинскую социал-демократическую рабочую партию. Лидеры УСДРП В.Винниченко, Н.Порш, Д.Антонович, С.Петлюра выдвигали требование демократизации общественного строя, автономии Украины в составе будущей Российской федеративной республики. Конфискации крупной земельной собственности.

В 1904 г., часть членов РУП, увлеченных идеей крестьянского социализма, создала Украинскую демократическую партию во главе с национально ориентированными либералами А.Лотоцким и Е.Чекаленко. В партии сразу начались разногласия, Б.Гринченко, С.Ефремов, М.Левицкий, Д.Дорошенко в 1905 г. вышли из УДП и создали Украинскую радикальную партию. Обе партии стояли на либерально-национальных позициях. Они выступали за конституционную монархию с предоставлением автономии Украине, земельную реформу, демократические свободы.

Общественные течения и движения второй половины 19 в.

Модернизационные реформы в России стимулировали подъем общественного движения. Они в определенной мере демократизировали общество, вовлекли в общественную жизнь крестьянство, расширили рамки и разнообразили формы общественной активности. Однако их непоследовательность, ограниченность, незавершенность усиливали социальную напряженность.

«Хлопоманство» возникло в среде полонизированной украинской шляхты ПБУ. Идеологом хлопоманов стал студент Киевского университета Владимир Антонович. Его взгляды разделяли Т.Рыльский, Б.Познанский, К.Михальчук, П.Житецкий и др. Чтобы продемонстрировать единство с народом, они разговаривали исключительно на украинском языке, носили национальную одежду, придерживались народных обычаев. Они путешествовали по селам. Собирали народные песни, сказки, пословицы, обряды. Одновременно студенты рассказывали о славном прошлом Украины, о ее бедственном положении и возможном выходе из него (1860). Их действия настораживали сельскую власть. Хлопоманы попали под наблюдение полиции и вынуждены были прекратить свою деятельность и примкнуть к тем громадовцам, которые действовали в городах.

Возникновение «Громад».

Громады – культурно-просветительские организации украинской интеллигенции. Одна из первых «Громад», в которую входили Н.Костомаров, П.Кулиш, В.Белозерский и др., объединившиеся вокруг журнала «Основа», была создана в 1859 г. в Петербурге. В Украине «громады» возникли в Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве, Одессе. Киевская «Громада», возглавляемая историком В.Антоновичем, выросла из организации «хлопоманов».

Основные программные положения громадовцев: украинский народ является отдельной нацией, каждый сознательный украинец должен отдавать все свои силы для развития самосознания народа, ко всем братьям-славянам украинец должен относиться дружески и помогать им в борьбе с угнетателями. Провозглашалась солидарность с политическими и социальными идеалами прогрессивной российской интеллигенции. К «Украинской громаде» стали присоединяться украинские патриоты как из ПБУ, так и ЛБУ, где вначале к ее участникам относились с недоверием и считали «недоляшками». Так на рубеже 50-60-х гг. в среде интеллигенции началось массовое громадовское движение, названное властями «украинофильским».Деятельность громадовцев носила культурно-просветительский характер. Они открывали воскресные и ежедневные школы, работали в них учителями, выступали с лекциями, организовывали публичные библиотеки, становились инициаторами создания гимназий, школ для подготовки народных учителей, распространяли произведения Т.Шевченко, М.Вовчок и др., организовывали составление и издание популярных книжек для народа. Деятельность громадовцев вызывала тревогу властей. Их отождествляли с членами революционных организаций. Заверения громадовцев в своем аполитизме и лояльности мало помогали. В 1862 г. были арестованы и наказаны активные члены нескольких громад, закрыты воскресные школы. Прекращена деятельность журнала «Основа». В период польского восстания 1863 г. царское правительство, опасаясь распространения сепаратизма на украинские земли, запретило деятельность «Громад» и ограничило использование украинского языка. Однако в конце 60-х гг., пользуясь ослаблением административного давления, деятельность громад возобновилась. Вступление в громады не афишировалось, заседания проходили тайно, а деятельность носила полулегальный характер.

В 1873 г. громадовцы основали Историческое общество Нестора-летописца. В том же году начало работать Юго-Западное отделение Российского географического общества, которое выдвигало задачу всестороннего изучения родного края, собрало и издало разнообразный материал по истории, географии, природоведению, статистике и экономике края. Проводилась работа по подготовке истории украинской литературы и украинско-русского языка. Проведенный в 1874 г. 3-й Археологический съезд продемонстрировал высокий научный потенциал украинских ученых, большинство которых входило в громады. Фактически печатным органом киевской громады в 1874-1875 гг. стала газета «Киевский телеграф». С усилением репрессий после смерти Александра ІІ (1881) громадовцы сосредоточились на литературной, научной или преподавательской деятельности. Оживление деятельности громад наблюдалось в начале 80-х гг. в связи с выходом в свет журнала „Киевская старина”.

„Громады”, являясь либерально-просветительским движением, способствовали не только возникновению либеральных политических организаций, но и стояли у истоков национальных социалистических организаций.

Валуевский циркуляр 1863 г.

В июле 1863 г. министр внутренних дел П.Валуев обнародовал циркуляр, которым запретил издавать на украинском язык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.02 с.)