Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Радикальное движение в Галичине.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Радикально настроенные деятели освободительного движения Галичины в 1890 г. создали Русско-украинскую радикальную партию, которая одной из главных задач выдвигала борьбу с «новоэровцами». Партия стремилась к утверждению идеалов научного социализма, демократизации общественной жизни, использованию достижений культуры и науки для подъема национального сознания и чувства солидарности среди украинского населения. Основателями и лидерами партии являлись И.Франко, М.Павлик, С.Данилович, М.Левицкий. В деятельности радикалов соединялись как социалистические, так и национальные мотивы. Украинская культура во второй половине 19 в. Образование. По реформе 1864 г. все начальные школы были преобразованы в начальные народные училища, которые стали общесословными и обучение в них велось по единым планам и программам (чтению, арифметике и Закону божьему). Качество подготовки было очень низким, особенно в селах. Часть училищ была преобразована в «образцовые» с 5-летним обучением, где дополнительно преподавались история, география, рисование, рукоделие и т.д. Часть училищ открывалась земствами и называлась «земскими школами», в которых преподавали прогрессивно-настроенные учителя-разночинцы. Уездные училища были преобразованы в 6-летние городские училища, готовившие выпускников для работы в промышленности, на транспорте, в канцелярии. В них дополнительно преподавались геометрия, черчение, физика, ботаника и др. Воскресные школы открывались громадами, где обучали и на украинском языке по расширенным программам гуманитарные и естественные дисциплины. В 1862 г. эти школы были закрыты как рассадники украинского национализма. Среднее образование давалось в 7-летних гимназиях, которые делились на классические (с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, их выпускники без экзаменов принимались в университеты), и реальные, изучавшие точные и естественные науки, готовившие своих учеников в высшие технические заведения. Высшее образование давалось в университетах Харькова (1805), Киева (1834), Одессы (Новороссийский университет) (1865), а в Западной Украине - в университетах Львова (1784 г.) и Черновцов (1875 г.). Высшее политехническое образование давалось в Харькове – в технологическом и ветеринарном институтах, в Киеве – в политехническом, Нежине – историко-филологическом, Глухове – учительском, Львове – политехническом институтах. Наука. Научным центрами стали университеты и научные общества Харькова, Киева, Одессы и других городов, проводившие исследования и издававшие труды по различным областям науки. В 1886 г. в Одессе преподаватель Новороссийского университета И.Мечников и микробиолог Н.Гамалея основали первую в Украине бактериологическую станцию и с успехом стали лечить такие инфекционные заболевания, как чума, холера, тиф, туберкулез. За исследования в области иммунологии И.Мечников был удостоен Нобелевской премии. Уроженец Украины, ученый-энциклопедист Н.Миклухо-Маклай за 17 лет путешествий по Океании, Юго-Восточной Азии и Австралии, накопил и обобщил богатейший этнографический материал, ставший основой новой науки – этнологии. Главной своей целью он провозгласил: «доказать миру, что все люди – люди, и сделать невозможным стремление оправдать колониальные завоевания, грабежи и насилие». В 1881 г. уроженец Украины Н.Бенардос изобрел и применил в промышленной практике дуговую электросварку металлов. Наиболее экономичный для своего времени паровоз сконструировал киевский инженер А.Бородин. Н.Бекетов первым в мире стал обучать студентов Харьковского университета основам физической химии. Там же открылась первая в Украине кафедра физической географии, которую возглавил А.Краснов, а Н.Пильчиков первым в Украине и России развил рентгенологию. Значительную роль в популяризации и развитии научных знаний играли научные общества, которые возникли в Киеве, Харькове, Одессе. В этот период выходят фундаментальные работы по истории М.Грушевского («История Украины-Руси»), А.Лазаревского, Д.Багалия, Александры Ефименко – первой женщины, получившей степень доктора исторических наук, автора трудов «История украинского народа», «Очерки истории ПБУ». К обширным исследованиям истории казачества приступил Д.Яворницкий. Деятельность «Просвит». Украинские самодеятельные культурно- просветительные организации – «Просвиты» находились под влиянием демократических и либеральных деятелей из среды национально сознательной украинской интеллигенции. Активное участие в работе «Просвит» принимали выдающиеся деятели украинской культуры и науки Б.Гринченко, Лариса Косач (Леся Украинка), Н.Лысенко, М.Коцюбинский, А.Рудченко (Панас Мирный), Д.Дворницкий, М.Комаров. «Просвиты» организовывали библиотеки и читальни, выпускали популярную литературу на украинском языке, организовывали лекции по истории и культуре Украины, спектакли и концерты. Деятели «Просвит» настойчиво боролись за введение украинского языка в народное образование, пытались открыть школы с украинским языком преподавания. Одну такую школу открыл в с.Богдановка на Николаевщине Н.Аркас. Власти всячески препятствовали деятельности «Просвит», поскольку одним из первостепенных своих заданий просвитяне объявили развитие национального самосознания украинцев. Вместе с тем «Просвиты» не замыкались в узконациональных рамках, устанавливая деловые связи с культурными деятелями других народов РИ. Открытие новых вузов. Возросшие потребности народного хозяйства в эпоху утверждения капиталистического строя вызвал появление новых, специализированных вузов – институтов. Были открыты политехнические институты в Киеве и Львове, ветеринарные – в Харькове и Львове, технологический – в Харькове, сельскохозяйственный – в Одессе, горный – в Екатеринославле. Количество студентов в трех университетах Надднепрянской Украины выросло с 1200 (1865 г.) до 4000 чел. (1895 г.). И все-таки, как и раньше, только немногим людям из недворянских и малосостоятельных семей удавалось получить высшее образование. Открытие кафедры истории Украины в Львовском университете. Во второй половине 19 в. западноукраинские общественные деятели провозгласили «новую эру» в отношении с поляками. Единственным реальным последствием этого соглашения было открытие кафедры истории Украины во Львовском университете. С 1894 г. ее возглавлял М.Грушевский. В 1900 г. открыли и кафедру украинской литературы, которую возглавил К.Студинский. В основанном в 1875 г. Черновицком университете также действовала кафедра украинского языка и литературы, возглавляемая С.Смаль-Стоцким. Литература. Основной особенностью украинской литературы этого периода стало развитие направления критического реализма. Произведения М.Вовчок («Институтка»), И.Нечуй-Левицкого («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Бурлачка»), Панаса Мирного («Хиба ревуть воли, як ясла повни?») преисполнены пафоса за «свет правды», глубокой веры в счастливое будущее своего народа. И.Франко первым в украинской литературе показал жизнь и социально-политическую борьбу западноукраинских рабочих. Ю.Федькович написал большое количество произведений главным образом из жизни украинцев – гуцулов Буковины. В этом регионе, как отмечали современники Федьковича, его творчество для «утверждения и расширения украинской национального самосознания» имело не меньшее значение, чем произведения Т.Шевченко для всей Украины. Продолжал писать произведения с призывами разворачивать борьбу за свержение царского самодержавия поэт П.Грабовский, который был сослан в Сибирь за свои национально-патриотические и революционные убеждения. Критиковал самодержавие М.Коцюбинский в серии публицистических очерков «Свет и тени русской жизни». Ненавистью к угнетателям своего народа, сочувствием к бедствиям угнетенных всех национальностей пронизано творчество Л.Украинки. Становление национального театра. Создателями украинской драматической классики стали М.Кропивницкий («Дай серцю волю, заведе в неволю», «Доки сонце зійде, роса очі виїсть”, „Глитай або ж Павук”), М.Старицкий („Циганка Аза”, „Не судилося”, „Талан”, „Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці”), И.Карпенко-Карий (Тобилевич) („Хазяїн”, „Безталанна”, „Мартин Боруля”, „Суєта”, „Житейське море”). Каждый из них написал десятки пьес разного жанра и содержания. Наиболее популярными были пьесы, которые затрагивали вечные проблемы человеческой морали и социальной справедливости, осуждали угнетательский строй, превозносили чувства национального достоинства, воспитывали национальное самосознание. М.Кропивницкий и М.Старицкий стали основателями, а так же режисерами и ведущими актерами украинского профессионального театра, который был образован в 1882 г. в Елисаветграде. Это был период реакции. Театральные спектакли можно было показывать только с позволения губернаторов, что порой бывало очень трудно. Киевский генерал-губернатор, например, запретил, начиная с 1883 г., на 10 лет во всех подчиненных ему 5 губерниях спектакли украинских театральных трупп. Поэтому актерам приходилось немало гастролировать за пределами Украины (Москва, Петербург, Казань, в городах Белоруссии, Грузии, Польши). Захватывала зрителей своим мастерством игра М.Заньковецкой. Выступая в 1897 г. в Москве на всероссийском съезде театральных деятелей, она высказала протест против ущемления властями украинского театра, заявила о необходимости сделать этот театр действительно народным, а обязательным условием этого провозгласила, «чтобы как содержание пьес, так и язык их были близки и доступны народу». Заньковецкую поддержал и Кропивницкий: «Пора уравнять украинское слово во всех правах с русским, так как только родной язык в театре, в литературе, в церкви и в школе, неограниченный цензурой, дает возможность применять угнетенные силы с пользой и успехом на благо дорогой Отчизны». Существенный вклад сделал Кропивницкий также в оживление театральной жизни на западноукраинских землях, когда в 70-х гг.19 в. возглавлял в Львове украинский театр культурно-просветительского общества «Русская беседа». Музыка. В 1862 г. появилась первая украинская опера «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского. Первой оперой на сюжет Т.Шевченко была «Катерина» Н.Аркаса. Композитор П.Сокальский создал оперы «Мазепа», «Майська ніч”, «Облога Дубна», либретто которых были созданы по произведениям А.Пушкина и Н.Гоголя. На стихи Т.Шевченко, И.Франко, Ю.Федьковича западноукраинские композиторы М.Вербицкий, И.Воробкевич и Д.Сичинский создали песни и романсы. А.Вахнянин стал автором первой на западноукраинских землях оперы «Купало». Как и раньше, украинские композиторы увлекались профессиональной обработкой музыкального фольклора. В творческом наследии выдающегося украинского композитора Н.Лысенко насчитывается около 600 песен, как профессионально обработанных народных, так и написанных на тексты отечественных и зарубежных авторов. Лысенко – создатель репертуара украинской оперной классики, в частности опер «Наталка Полтавка» и «Тарас Бульба», первых украинских опер для детей – «Коза Дереза», «Пан Коцький», «Зима и весна». Композитора постоянно преследовали царские власти за его последовательную деятельность в области развития украинской национальной музыкальной культуры и за активное участие в украинском национальном движении. Украина в начале 20 в. Новые явления в социально-экономическом развитии. К началу 20 в. Украина заняла одно из ведущих мест в экономике Российской империи. Здесь производилось 50% общероссийского производства чугуна и стали,76% рельсов, 57,2% железной руды, 67,7% угля. Украина давала 99,5% кокса,100-ртути, 63-соды, 71-сахара, 47,5- пшеницы. Однако большинство народа жило в условиях политического бесправия, жестокой эксплуатации, необеспеченности существования. Тяжелое экономическое положение усугублялось политическим, духовным и национальным гнетом со стороны царского самодержавия, превратившего Россию в «тюрьму народов». Затяжной экономический кризис, вызванный как противоречиями капитализма (монополизация производства, создание финансовых пирамид, узость внутреннего рынка), так и феодальными пережитками (политическая и экономическая неравноправность сословий, сохранение помещичьего землевладения и системы отработок, выкупные платежи) поставили Россию перед угрозой революционного взрыва.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.60 (0.01 с.) |