Тема 2.4. Исследование эмоциональных реакций, состояний и свойств



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.4. Исследование эмоциональных реакций, состояний и свойств



При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Определение эмоций. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Характеристики эмоций. Формы эмоций. Классификация эмоций.

Связь эмоций с другими психическими явлениями. Эмоции и память. Эмоции и перцептивные процессы, эмоции и интеллектуальные процессы. Эмоции и творческая продуктивность. Эмоции и речь. Эмоции и деятельность внутренних органов (пищеварительная система, система кровообращения, скелетная мускулатура). Влияние эмоций на биохимические реакции. Эмоции и болезни. Болевое поведение.

Изучение вегетативных проявлений эмоций. Изучение экспрессивного компонента эмоций методом наблюдения эмоциональной экспрессии. Распознавание эмоций по выражению лица. Самооценка и самоконтроль эмоционального состояния. Изучение эмоциональных свойств личности.

При изучении данной темы следует рассмотреть эмоции как отражение человеком его отношения к значимым для него явлениям мира. Необходимо выделить три функции эмоций: сигнальную, оценочную и регуляторную.

По силе и длительности проявлений нужно выделить и рассмотреть следующие виды эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения и чувства.

Следует рассмотреть метод самооценки эмоциональных состояний с применением шкалы К. Изарда. Познакомиться с диагностикой особенностей эмоциональных состояний с помощью опросников Спилбергера-Ханина, Тейлор, Бека, Вассермана, Бойко, Хека и Хесса. Также необходимо рассмотреть эмоциональные свойства личности, познакомиться с метдикой Б.И. Додонова на определение общей эмоциональной направленности, экспресс-диагностикой эмпатии с помощью методики И.М. Юсупова и др. методиками

Следует подчеркнуть, что репертуар человеческих эмоций очень богат. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Необходимо рассмотреть классификации эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные, на стенические и астенические эмоции, на низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.

Следует подчеркнуть, что эмоции не следует отождествлять с чувствами. Чувства — более сложная форма отражения, свойственная только человеку, которая включает не только эмоциональное, но и понятийное отражение. Чувства выработались у человека как средство приспособления к общественному образу жизни.

В большей мере чувства определяются особенностями личности, ее индивидуальным опытом. Субъективный фактор в эмоциях и чувствах имеет основное значение. Одни и те же предметы могут вызывать в разное время и в разной обстановке самые различные, даже противоположные чувства, чем объясняется сложность изучения чувств.

При рассмотрении самоконтроля эмоций, необходимо выделить, что самоконтроль является условием адекватной, целенаправленной, интегрированной психики. Особенности проявления эмоциональной сферы зависят от того, насколько она находится под контролем субъекта. Нарушение или ослабление способности к самоконтролю влечет за собой появление эмоциональных проблем у человека.

Следует рассмотреть также нарушения самоконтроля эмоций. Интенсивное развитие эмоционального реагирования (радость, страх, гнев и др.) сопровождается нарастанием дефицита самоконтроля, вплоть до полной его утраты. Люди различаются между собой в способе и силе выражения своих эмоций, умении осуществлять за ними контроль. Обычно человека, у которого ослаблен эмоциональный самоконтроль, характери­зуют как возбудимого, вспыльчивого, импульсивного, неуравновешенного и т.д. Человек с легко возбудимой эмоциональной сферой особенно склонен к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений и недостаточно обоснованных суждений.

В данной теме следует рассмотреть методы эмоционального самоконтроля: релаксация, дыхательные упражнения, концентрация, отреагирование чувств.

Литература по теме

1. Глуханюк Н.Д., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. — М., 2003.

2. Изард К. Эмоции человека. — М., 1999.

3. Ильин. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб., 2001.

4. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. – М., 1998.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб., 2005.

6. Практическая психодиагностика /под ред. Д.Я Райгородского. — Самара., 2005.

Тема 2.5. Исследование воли

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Понятия воли, волевого действия, волевого усилия. Волевая регуляция личности. Волевые качества личности. Нарушения волевого контроля. Методы изучения воли. Методики самооценки волевых свойств. Исследование произвольности и самоконтроля. Методы исследования организованности, терпеливости и решительности. Уровень волевого контроля (ВСК). Уровень субъективного контороля (УСК). Шкала контроля за действием Куля.

При рассмотрении воли, следует подчеркнуть, что она, с одной стороны, направляет действия человека или сдерживает их, с другой — организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований (что выражается в преднамеренных видах психических процессов). При изучении данной темы волевую регуляцию деятельности личности следует рассмотреть на основе имеющихся общепсихологических представлений о механизме волевой регуляции поведения и деятельности личности.

Необходимо подчеркнуть, что воля включает человека из состояния временно приостановленной деятельности в процесс целенаправленной деятельности, соответствующей удовлетворению потребности. Также следует остановиться на том, что волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностной, но и объективной необходимости.

При изучении волевого действия следует подчеркнуть, что оно, прежде всего, сознательное и целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель. В своем протекании оно индивидуально у каждого человека, поскольку отражает его индивидуальность.

Необходимо рассмотреть условия для возникновения волевой регуляции: наличие препятствий, внешних или внутренних преград.

Следует подчеркнуть, что, в ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности: целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость.

Следует рассмотреть волевые качества личности и их проявления: инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др. Необходимо уделить внимание вопросу возможности развития волевых качеств личности. Следует уделить внимание нарушению волевого контроля и таким негативным чертам личности как упрямство, внушение и негативизм.

При изучении волевого действия следует подчеркнуть, что оно, прежде всего, сознательное и целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель. В своем протекании оно индивидуально у каждого человека, поскольку отражает его индивидуальность.

Необходимо уделить внимание вопросу возможности развития волевых качеств личности. Также уделить внимание нарушению волевого контроля и таким негативным чертам личности как упрямство, внушение и негативизм, и возможности их коррекции.

Следует познакомиться с методиками диагностики волевых качеств личности, уровнем волевого и субъективного контроля личности.

Литература по теме

1. Немов Р.С. Психодиагностика. — М., 2003.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, — СПб., 2005.

3. Практическая психодиагностика /под ред. Д.Я Райгородского. — Самара, 2005.

4. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. — М., 1998.

5. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. — М., 1997.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.179.111 (0.009 с.)