Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Перечень тем практических занятий

Поиск
Номера тем дисциплин Тема практического занятия Количество часов
Раздел 1. Методы исследования в психологии. Эмпирическое исследование психических процессов и психомоторики
1.1 Метод наблюдения в психологии  
1.1 Эксперимент в психологии  
1.2. Методы интервью и беседы  
1.3. Измерения в психологии  
1.4. Исследование ощущений  
1.5. Исследование восприятия  
1.6. Исследование внимания  
1.7. Исследование памяти  
1.8. Исследование представлений и воображения  
1.9. Исследование психомоторики  
Раздел 2. Эмпирическое исследование интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения
2.1. Эмпирическое исследование мышления и речи  
2.2. Исследование структуры интеллекта  
2.3. Исследование психических состояний  
2.4. Исследование эмоциональных реакций, состояний и свойств  
2.5 Исследование воли  
2.6. Исследование поведения и деятельности  
2.7. Исследование эмоционального состояния и поведения в конфликте  
2.8 Исследование социального интеллекта  
2.9. Диагностика социально-психологических особенностей личности и группы  
2.10. Активные методы работы с группой  
Раздел 3. Эмпирическое исследование личности и сознания. Планирование психологических исследований
3.1. Исследование темперамента  
3.2. Исследование черт характера  
3.3. Исследование мотивационной сферы личности  
3.3. Исследование направленности личности  
3.4. Исследование личности проективным методом  
3.5. Исследование личности биографическим методом  
3.6. Исследование психосемантики сознания  
3.7 Корреляционные исследования в психологии  
3.8 Планирование прикладных психологических исследований  

V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Перечень контрольных работ по разделу № 1. Методы исследования в психологии. Эмпирическое исследование психических процессов и психомоторики

1. Методы исследования в психологии.

2. Измерение в психологии.

3. Метод наблюдения в психологических исследованиях.

4. Эксперимент в психологии.

5. Метод беседы в психологии.

6. Исследование ощущений.

7. Исследование восприятия

8. Исследование внимания.

9. Исследование памяти.

10. Исследование воображения.

11. Исследование психомоторики

12. Тренинг познавательных процессов: внимание, памяти, воображения.

Перечень контрольных работ по разделу № 2. Эмпирическое исследование интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения.

1. Исследование психологических характеристик речи.

2. Исследование свойств мышления.

3. Исследование экспрессивного компонента эмоции.

4. Исследование самочувствия, активности и настроения.

5. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма.

6. Исследование волевых качеств личности.

7. Исследование стрессоустойчивости и социальной адаптации

8. Исследование тревожности.

9. Исследование эмпатии.

10. Исследование помех в установлении эмоциональных контактов.

11. Исследование агрессивности.

12. Исследование конфликтного поведения.

Перечень контрольных работ по разделу № 3. Эмпирическое исследование личности и сознания. Планирование психологических исследований

1. Исследование структуры личности.

2. Исследование интеллектуальной сферы личности.

3. Исследование темперамента.

4. Исследование уровня притязаний.

5. Исследование мотивационной сферы личности.

6. Исследование коммуникативной сферы личности.

7. Исследование личности проективным методом.

8. Исследование самооценки.

9. Исследование локуса контроля.

10. Исследование ценностных ориентаций личности.

11. Исследование черт личности с помощью 16-ти факторного опросника Р. Кэттелла.

12. Эмпирическое исследование сознания.

13. Исследование личностных конструктов с помощью методики Келли «Репертуарные решетки».

14. Исследование личности биографическим методом.

15. Психологическое исследование: планирование, проведение и обработка результатов.

 

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

Основная литература

1. Глуханюк Н.Д., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии. — М., 2003.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб., 2005.

3. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: Общий психологический практикум. — М., 2005.

Дополнительная литература

1. Аследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. — СПб., 1999.

2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Личностный дифференциал: методические рекомендации. — Л., 1983.

3. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. /Избранные психологические произведения. /Под ред. В.Н.Мясищева и В.С.Мерлина. — М.: Педагогика, 1975.

4. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. — М.: Наука, 1993.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. — СПб., 1999.

6. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. — СПб., 2005.

7. Выготский Л.C., Мышление и речь. Собр.соч. Т.2. — М., 1956.

8. Гидрович С.Р. Деловые игры – инструмент выработки хозяйственных решений. — Л.:ЛФЭИ., 1985.

9. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М., 2002.

10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб., 1997.

11. Грот-Марнат Г., Робертс Л. Рисуночные тесты «Рисунок человеческой фигуры» и «дом-дерево-человек» как показатели самоуважения: количественный подход. //Психологическая диагностика, №4. — М., 2004.

12. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО). — СПб., 2002.

13. Дена Д. Преодоление разногласий. — СПБ.: Институт личности., 1994.

14. Диагностика и регуляция состояний. //Психические состояния: Хрестоматия. /Сост. И общ ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2000.

15. Диагностика социального интеллекта Дж. Гилфорда. — СПб.: ИМАТОН., 2005.

16. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. Учеб. Пособие. — М., 1997.

17. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. — СПб., 2004.

18. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методическое пособие. — М., 2001.

19. Изард К. Эмоции человека. — М., 1999.

20. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. — СПб., 2001.

21. Исследование структуры интеллекта (тест Векслера). — СПб.: ИМАТОН., 2005.

22. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла. — СПб., 2001.

23. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. — СПб., 2004.

24. Кинякина О.Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция. — М., 2007.

25. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969.

26. Куликов Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 2001.

27. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1987.

28. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: Смысл., 1992.

29. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. — М., 2003.

30. Машков В.Н. Введение в психологию человека. Учебное пособие. — СПб., 2003.

31. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. — М., 1998.

32. Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности. — СПб.: Речь, 2002.

33. Немов Р. С. Психодиагностика. — М., 2003.

34. Основы психологии. Практикум. /Под ред. Л.Д. Столяренко, — Ростов на Дону, 2005.

35. Петренко В.Ф. Лекции по пситхосемантике. — Самара, 1997.

36. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. — М., 1998.

37. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М.: ИПО Профиздат., 1991.

38. Практическая психодиагностика. /Под ред. Д.Я Райгородского. — Самара, 2005.

39. Психология. Учебник. /Под ред. А. А. Крылова. — М., 1998.

40. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. Пособие. — СПб., 1999.

41. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2005.

43. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М., 1998.

44. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб., 2001.

45. Страхов. И.В. Психология творчества. — Саратов, 1997.

46. Судохольский Г.В. Математическая психология. — СПб., 1997.

47. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии. — СПб., 1998.

48. Тест интеллекта Р. Амтхауэра. — СПб.: ИМАТОН, 2005.

49. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — Тбилиси, 1984.

50. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2005.

51. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. — М., 1987.

52. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. — Красноярск, 1996.

53. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии». /Отв. Ред. А.М. Айламазьян. — М.: КМК «Психология», 2000.

54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 2006.

55. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.

56. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. — СПб., 2003.

57. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. — М., 1997.

58. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. /Под ред. Т.В. Корниловой. — СПб.: Питер, 2004.

 

 


2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению практических занятий

 

Учебно-методический комплекс «Общий психологический практикум» предназначен для повышения уровня знаний и качества подготовки студентов в процессе проведения практических занятий, а также во время самостоятельной работы по дисциплине.

УМК раскрывает содержание тем дисциплины, рекомендации по изучению отдельных тем, рекомендации по проведению практических занятий, список тем контрольных работ и требования к ним и т.д. УМК является существенной помощью студенту для эффективного усвоения учебного материала. Особую ценность он имеет для студентов заочной формы обучения, для которых объем аудиторных занятий небольшой, а основная часть времени отводится самостоятельной подготовке.

В учебном процессе по дисциплине основное место занимают практические занятия. От формирования умения правильно организовывать психологические исследования, обрабатывать и интерпретировать их результаты, делать выводы во многом зависит успех обучения.

В содержание практических занятий входит проведение исследовательских работ по соответствующим темам. Исследовательские работы удобно проводить по схеме, представленной в приложении. В ряде работ, учитывая специфику темы исследования, возможны отступления от данной схемы.

 

 

2.2. Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины

Раздел 1. Методы исследования в психологии. Эмпирическое исследование психических процессов и психомоторики

 

Тема 1.1. Методы наблюдения и эксперимента в психологии

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы:

Роль наблюдения в появлении новых научных фактов. Виды наблюдения в психологии. Ошибки наблюдения.

Эксперимент и его разновидности в различных психологических школах. Эксперимент как метод исследования в психологии. Лабораторный психологический эксперимент: сущность, разновидности. Достоинства и недостатки лабораторного исследования. Факторы, влияющие на результаты лабораторного психологического эксперимента. Организация и условия проведения экспериментального психологического исследования.

В данной теме следует уделить внимание определению методов наблюдения и эксперимента, отметить их общие и отличительные особенности, возможности и ограничения. Особо следует подчеркнуть, что метод наблюдения является универсальным, т.к. присутствует в любом исследовании.

Следует рассмотреть основные виды наблюдения: целевое и случайное; прямое (активное и пассивное) и косвенное; непосредственное и опосредованное; не стандартизованное и стандартизованное; полевое и лабораторное; включенное и невключенное; сплошное и выборочное; констатирующее и оценивающее. Также познакомиться с требованиями, которые предъявляются к наблюдению.

При рассмотрении ошибок наблюдения в первую очередь следует учитывать субъективный фактор, всегда присутствующий в наблюдении и возможные пути его коррекции. Нужно рассмотреть основные ошибки наблюдения: ошибки усреднения, логические ошибки, ошибки контраста, ошибки, связанные с предубеждением, этническими и профессиональными стереотипами, ошибки некомпетентности наблюдателя.

При изучении эксперимента следует обратить внимание на лабораторный характер его проведения, возможность изменения условий, в которых протекает какое-либо психическое явление. Следует рассмотреть основные виды экспериментов в психологии и особенно обратить внимание на естественный эксперимент, предложенный А.Ф. Лазурским, который больше всех других видов подходит для исследования личности.

Следует обратить внимание, что методы наблюдения и эксперимента являются методами психологического исследования, задача которых установить закономерности или исследовать проявления тех или иных психических процессов или форм поведения человека. Однако наряду с этим психологов интересует степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня притязаний и т.п.), а также возможность сравнивать людей между собой, т.е. оценивать их индивидуальные различия. Для решения этих задач в психологии стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня развития психических процессов. Это направление в современной психологии получило название психодиагностика.

Литература по теме

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб., 2003.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2005.

3. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб., 2001.

4. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» /Отв. Ред. А.М. Айламазьян. — М.: КМК «Психология», 2000.

5. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. — СПб., 1994.

6. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. — М., 1998.

7. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. — М., 1998.

8. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. /Под ред. Т.В. Корниловой. — СПб.: Питер, 2004.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.01 с.)