Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Один из подходов к формированию и оценке компетентности группы экспертов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При формировании группы экспертов на стадии выявления знаний необходимо учитывать такие характеристики экспертов как: · компетентность – степень квалификации эксперта в данной области знаний; · креативность – способность решать творческие задачи; · отношение к экспертизе – негативное или пассивное отношение, или занятость существенно влияет на качество работы эксперта в группе; · конформизм – подверженность влиянию авторитетов, при котором мнение авторитета может подавлять лиц, обладающих более высокой компетентностью; · коллективизм и самокритичность. Рассмотрим один из возможных путей количественного описания характеристик эксперта, основанный на вычислении относительных коэффициентов компетентности по результатам высказывания специалистов о составе экспертной группы. Суть методики сводится к тому, что ряду специалистов предлагается высказать мнение о списочном составе экспертной группы. Если в этом списке появляются лица, не вошедшие в исходный список, им тоже предлагается назвать специалистов для участия в экспертизе. После нескольких этапов будет получен достаточно полный список кандидатов в группу. По результатам опроса составляется матрица, по строкам и столбцам которой записываются фамилии экспертов, а элементами таблицы являются переменные
При этом эксперт может включать себя или не включать в экспертную группу (то есть xij=0 или xij=1). По данной таблице можно вычислить относительные коэффициенты компетентности, используя алгоритм решения задач о лидере [1]. Введем относительные коэффициенты компетентности h-порядка для каждого эксперта (3) где m – число экспертов в списке (размерность матрицы ||xij||), h – номер порядка коэффициента компетентности. Коэффициенты компетентности нормированы так, что их сумма равна единице: . (4) По формуле (3) можно вычислить значение компетентности для различных порядков, начиная с первого. При h=1 выражение (3) будет иметь вид: . (5) Смысл этой формулы в том, что подсчитывается число голосов, поданных за i-го эксперта и делится на общее число голосов, поданных за всех экспертов. Таким образом, коэффициент компетентности первого порядка – это относительное число экспертов, высказавшихся за включение i-го эксперта в группу. Относительный коэффициент компетентности второго порядка получают из (1) для h=2 при условии, что kj1(j= 1,2 ...m) определены по (5):
Коэффициенты второго порядка представляют собой относительное количество голосов, взвешенных коэффициентом компетентности первого порядка. Последовательно вычисляя относительные коэффициенты компетентности более высокого порядка, можно убедиться, что процесс быстро сходится после 3-4 вычислений, то есть относительные коэффициенты быстро стабилизируются. В общем случае коэффициенты относительной компетентности определяются как:
Пример: В результате опроса трех экспертов о составе экспертной группы получены данные (xij) о мнении каждого из них по включению экспертов в рабочую группу. Эти данные сведены в таблицу
Результаты пошаговой обработки полученных данных по описанному выше алгоритму будут иметь вид. На первом шаге, полагая равную компетентность всех экспертов, принимаем k0 = [ 1 1 1 ]т и вычисляем коэффициенты относительной компетентности первого порядка:
На втором шаге, используя полученные значения, вычисляем коэффициенты относительной компетентности второго порядка:
Продолжая аналогичные вычисления до тех пор, пока не будут отличаться от с точностью 0.01, получим
При h®¥ Можно показать, что предельные значения коэффициентов компетентности представляют собой компоненты собственного вектора для максимального собственного числа матрицы Х=||xij|| [1]. Собственные числа матрицы Х определяются как корни алгебраического уравнения
где – вектор собственных чисел матрицы голосования , – единичная матрица. Собственный вектор матрицы, соответствующий максимальному собственному числу, вычисляется из системы m+1 порядка линейных алгебраических уравнений
где - вектор компетентности, являющийся собственным вектором матрицы Х для максимального собственного числа. Существуют подходы к оценке компетентности, основанные на учете апостериорных данных, то есть результатов экспертного оценивания. Например, в работе [2] предложен способ оценки компетентности эксперта, базирующийся на вычислении среднего расстояния в пространстве признаков товаров, оцениваемых экспертами. Считается, что если расстояние мало, то эксперт подходит к оценке товара в целом, не различая отдельные стороны товара и, следовательно, такой эксперт недостаточно компетентен.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.006 с.) |