Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления науки о связях с общественностью↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История становления науки о связях с общественностью
Становление пиарологии как относительно самостоятельной науки началось только в конце XX в., что объяснялось двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, во второй половине прошлого века резко возросла востребованность теоретических знаний в области паблик рилейшнз, что было обусловлено расширением Р.К-деятельности в сфере политики, бизнеса, культуры, образования и др., а также развитием системы подготовки РЯ- специалистов. Во-вторых, накопленные знания и идеи в области PR за многовековую историю человечества и особенно за период второй половины XIX — начала XX в., когда произошло становление PR как профессиональной деятельности, требовали своего обобщения и систематизации. Во второй половине XX в. теоретические проблемы PR анализировались в работах многих ученых. Среди них американцы Карл Ботан, Винсент Хазлтон,Скотт М. Катлип, Аллен X. Сентер, Глен М. Брум, Джеймс Грюнинг и др. Существенный вклад в становление пиарологии как науки внес британский ученый Сэм Блэк. Значительный вклад в развитие пиарологии внесли отечественные исследователи в 90-х гг. прошлого столетия И. Алешина, Л. Варустин, А. Зверинцев, Г. Почепцов, Г. Туль-чинский, М. Шишкина, И. Яковлев и др. Среди работ, посвященных теории паблик рилейшнз, следует особо выделить монографию М. А. Шишкиной «Паблик рилейшнз в социальном управлении» (1989), в которой автор ставит и решает проблему обоснования пиарологии как науки.
Предмет науки о связях с общественностью
Одной из самых сложных проблем в любой науке является определение ее предмета; в первую очередь это касается молодой науки. Сложность данной проблемы проявляется, прежде всего, в неоднозначном толковании объекта и предмета науки. В тех немногих работах, в которых напрямую анализируется вопрос о предмете пиарологии, имеют место существенные различия в подходе к решению данной проблемы. В частности, Л. Варустин предмет науки о PR определяет как «связи, которые возникают между двумя сторонами (субъектами общественных отношений) на основе общих интересов и потребностей и которые осуществляются и поддерживаются при помощи постоянно действующих контактов и общения». Не вдаваясь в детальный анализ приведенной дефиниции, отметим лишь то, что в ней отсутствует конкретность в определении границ исследования пиарологии как науки. М. Шишкина, решая проблему объекта и предмета пиарологии, пишет: «Объектом науки о связях с общественностью как социаль ной науки является социальная реальность. Но поскольку пиарология — это информационно-коммуникационное знание, ее объектом выступает социальная коммуникация». Предмет пиарологии она определяет следующим образом: это «паблик рилейшнз, понимаемый как совокупность социальных практик, направленных на производство и воспроизводство эффективных публичных дискурсов и оптимизацию информационных взаимодействий между социальными субъектами и их целевыми группами». Несомненно, рассуждения М. Шишкиной по вопросу об объекте и предмете пиарологии представляют существенную методологическую ценность и дают возможность для более глубокого научного проникновения в эту сложную теоретическую проблему. Опираясь на признанную методологию в определении объекта и предмета науки в современной научной мысли и исходя из тех принципиальных положений о сущности паблик рилейшнз, которые раскрыты выше, попытаемся дать свое понимание объекта и предмета пиарологии. Определяя методологию подхода к решению обозначенной проблемы, авторы учебника по социологии Г. В. Осипов, А. В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. пишут: «Объект науки - это данная реальность, представляющая тот или иной аспект объективного мира. Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить те закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой другой». Исходя из вышесказанного, объектом пиарологии являются сферы деятельности паблик рилейшнз, а ее предметом - закономерности, принципы и механизмы функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик. Таким образом, пиарологию можно определить как науку о закономерностях, принципах и механизмах функционирования связей с общественностью как социальных коммуникативных практик. В зависимости от направленности и содержания предмета, пиарология, как и другие науки, дифференцируется по своим отраслям. Сегодня вполне определенно можно говорить о таких отраслях пиарологии, как политическая пиарология, экономическая пиарология (бизнес-пиарология), культурно-досуговая пиарология (шоу-бизнес-пиарология), административная пиарология, историческая пиарология и др.
Задачи науки о связях с общественностью
Задачи науки непосредственно связаны с ее объектом и предметом. В задачах науки ее предмет конкретизируется по различным сторонам и аспектам объекта исследования, а также по степени теоретической глубины проникновения в этот объект и характера прикладного знания науки. Иначе говоря, задачи науки отражают ее актуальное состояние и уровень развития. На наш взгляд, наиболее актуальными задачами пиарологии на современном этапе являются: ♦ систематизация и обобщение теоретических знаний и практического опыта по связям с общественностью; ♦ уточнение содержания предмета пиарологии как науки; ♦ разработка методологических основ пиарологии, ее связей с другими науками, методологии РR-исследований; ♦ разработка иобоснование теоретических основ РRдеятельности в различных сферах социальной действительности; ♦ исследования в области истории и становления PR; ♦ определение перспектив создания и внедрения новых РR-технологий; ♦ анализ и оценка социальных и социально-политических последствий реализации тех или иных проектов, а также применения тех или иных РR-технологий. Задачи пиарологии составляют основное содержание ее функций. Основными функциями пиарологии являются: познавательная, ценностная, прогностическая, практически-преобразовательная и воспитательно-образовательная. В зависимости от целей, задач и функций можно говорить о фундаментальной и прикладной пиарологии. Познавательный потенциал фундаментальной пиарологии направлен на решение задач, связанных с систематизацией и обобщением теоретических знаний и практического опыта по связям с общественностью, уточнением содержания предмета науки, разработкой ее методологических основ и других задач, составляющих теоретико-методологическую базу развития различных отраслей пиарологии. Прикладная же пиарология призвана решать задачи, связанные с практическим применением пиарологического знания. Свое конкретное выражение прикладная пиарология находит в выделенных ранее отраслях рассматриваемой науки.
Методы пиарологии
Особенности пиарологии как молодой и междисциплинарной науки определяют состав и содержание ее методов. В этом отношении следует отметить то, что основу методов пиарологии составляют прежде всего, общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент, опросы и др. Особое место среди них занимают методы социологических исследований, которые получили свое развитие в рамках социологии и используются практически всеми гуманитарными и социально-экономическими науками, став по сути своей междисциплинарными методами. Такие методы широко используются и в пиарологии. К ним относятся: ♦ опросы (выборочные, панельные, телефонные, газетные, почтовые, анкетные и др.); интервью (стандартизированное, нестандартизированное); контент-анализ; рейтинговые оценки; методы прогнозирования (стадиальный прогноз, прямой линейный прогноз, прогноз на основе ускоренного роста и др.); ♦ экспертные методы и др. Представляется важным дополнить вышеизложенную информацию по методам пиарологии следующими сведениями. В пиарологии, как и в других социальных прикладных науках, выбор тех или иных методов определяется характером исследований. По общепринятой классификации исследований в научном познании научные исследования могут быть теоретическими, связанными с выявлением причин, и эмпирическими, направленными на поиск факторов, а также чистыми и прикладными, нацеленными на решение практических задач. Есть и другие подходы к дифференциации исследований. Так, например, М. Макэлриз выделяет описательные и прогнозные типы исследований. Одна из актуальных проблем молодой науки пиарологии в рассматриваемом контексте заключается в поиске и обосновании так называемых специальных методов или собственных методов. К таким методам, можно отнести: метод ненавязчивого изучения, журналистское расследование, аудит мнения, коммуникационный аудит и др., описание которых можно найти в исследованиях американских ученых Дага Ньюсома, Джуди Ван Слайк Терк, Дина Крукеберга и др..
Содержание профессиональной деятельности РR-специалиста
Содержание профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью является одной из актуальных проблем теории и практики связей с общественностью. Без четких представлений о содержании указанной деятельности нельзя определить основные направления и конкретные ориентиры в профессиональной подготовке соответствующих специалистов Прежде всего, следует обратиться к одному из современных классиков теории и практики паблик рилеишнз Сэм Блэку, который выделяет десять основных направлений PR, которые дают возможность получить самые общие представления о содержании профессиональной деятельности специалистов но связям с общественностью и о содержании их профессиональной под готовки. Такими направлениями являются: 1) общественное мнение; 2) общественные отношения; 3) правительственные связи; 4) общественная жизнь; 5) промышленные связи; 6) финансовые отношения; 7) международные связи; 8) отношения с потребителями; 9) исследования и статистика; 10) средства массовой информации. Более конкретно содержание деятельности профессионалов в области связей с общественностью Сэм Блэк выражает в задачах, стоящих перед ними. По мнению классика, основными задачами PR - cпeциалистов являются: 1) консультации, основанные на понимании человеческого поведения; 2) анализ возможных тенденций и предсказание их последствий; 3) изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества и выработка рекомендаций для осуществления необходимых мер; 4) установление и поддержание взаимного общения, основанного на достоверности и полноте информации; 5) предотвращение конфликта и недоразумений; 6) содействие установлению взаимоуважения и социальной ответственности; 7) гармонизация личных и общественных интересов; 8) улучшение доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями; 9) улучшение промышленных связей; 10) привлечение квалифицированного персонала и снижение текучести кадров; 11) расширение рынка товаров и услуг; 12) максимальное повышение прибыльности; 13) формирование корпоративной индивидуальности. Содержание профессиональной деятельности специалиста, но связям с общественностью можно уяснить также и на основе анализа функций специалистов в области паблик рилейшнз, которые определены Ассоциацией PR в США. 1. Программирование, включающее анализ проблем, определение целей, выявление групп людей, в чьей поддержке или взаимопонимании нуждается организация, и планирование необходимых мероприятий. 2. Взаимосвязи, устанавливаемые и поддерживаемые с разными группами людей иорганизациями, что крайне необходимо для сбора, правильной оценки информации и выработки рекомендаций. 3. Подготовка и издание публикаций, докладов, статей и других ин формационных материалов для внешних и внутренних групп. 4. Установление систем распространения информации через прессу, радио и телевидение, профессиональные издания, формирование и поддержание интереса у издателей к информации. 5. Организация выпуска публикаций, фильмов, программ, мультимедиа, фотографий в тесном контакте со специалистами по этим вопросам, что требует знания технических аспектов производства. 6. Организация таких специальных мероприятий, как пресс-конференции, выставки, демонстрации,торжественные заседания, награждения и др. Это требует тщательного планирования и координации, внимания к деталям, подготовки специальных буклетови сообщений. 7. Подготовка речей для других и умение выступать с речами. 8. Исследование и оценка, связанные с умением собирать информацию разнообразными способами, включая работу в библиотеке, интервью, неформальные беседы, использование специалистов по изучению общественного мнения.
Перечень того, чем РR-специалисты в действительности занимаются на работе. 1. Написание и редактирование. Составление сообщений для печати и передачи в эфир, тематических статей, информационных бюллетеней для служащих и внешних акционеров, писем, сообщений для Web-узла и других служб оперативной информации, отчетов для акционеров и ежегодных отчетов, речей, брошюр, сценариев фильмов и слайд-шоу, статей в профессиональных изданиях, институциональных рекламных объявлений. 2. Связи со средствами массовой информации. Контакты с представителями средств массовой информации, журналов и воскресных приложений, с независимыми писателями, а также с представителями профессиональных изданий. Цель подобных контактов - склонить соответствующие издания или средства массовой информации к публикации (или передаче в эфир) новостей и сюжетов об организации (эти новости и сюжеты могут быть подготовлены самой организацией). Реагирование на запросы со стороны средств массовой информации, проверка публикуемых материалов и до ступ к влиятельным источникам информации. 3. Исследования. Сбор информации об общественном мнении, тенденциях, появляющихся проблемах, политическом климате и законодательстве, сообщениях в средствах массовой информации, группах особых интересов и прочих вопросах, касающихся акционеров данной организации. Просмотр Интернета, служб оперативной информации, государственных электронных баз данных. Планирование программ исследований, проведение опросов, организация заказов у исследовательских фирм. 4. Управление и администрирование. Составление программ и планов в сотрудничестве с другими менеджерами; определение потребностей, установление приоритетов, определение общественных групп, постановка целей, а также разработка стратегии и тактики. Администрирование персонала, бюджета и графиков выполнения программ. 5. Консультирование. Рекомендации высшему руководству компании по социальному, политическому и нормативному окружению; проведение консультаций с группой руководителей по поводу того, как избежать кризиса (и как на него реагировать, если он произойдет); работа с лицами, ответственными за принятие важнейших решений, с целью разработки стратегий управления критическими и болезненными проблемами и своевременного реагирования на эти проблемы. 6. Специальные события. Организация и проведение конференций для обсуждения новостей, совещаний, дней открытых дверей, торжественного открытия выставок и т. п. с «разрезанием ленточки», празднования годовщин, событий, связанных с передачей пожертвований в благотворительные фонды, визитов высокопоставленных лиц, конкурсов и соревнований, программ награждения и про чих нерядовых мероприятий. 7. Устные выступления. Выступления с речью перед различными группами, оказание помощи другим в подготовке выступлений, а также руководство специальным бюро докладчиков, обеспечивающим создание для организации «платформы» перед важной для нее аудиторией слушателей. 8. Производство. Создание средств коммуникации на основе знания и умения пользоваться возможностями мультимедиа, в том числе изобразительными и оформительскими средствами, фото графией, версткой и настольными компьютерными издательскими системами; запись и редактирование аудио и видеоинформации; подготовка аудиовизуальных презентаций. 9. Обучение. Подготовка руководителей и других штатных докладчиков к работе со средствами массовой информации и публичным выступлениям. Совершенствование у других сотрудников организации их устной и письменной речи. Оказание помощи во внесении изменений в организационную культуру, политику, структуру и процесс. 10. Контакт. Выполнение роли связующего звена со средствами массовой информации, местной общественностью и другими внутренними и внешними группами. Выполнение роли посредника между организацией и ее важнейшими акционерами: выслушивание их соображений, проведение переговоров, улаживание конфликтов и достижение согласия. Выполнение роли гостеприимного хозяина при встрече гостей и посетителей организации; организация их досуга.
История становления науки о связях с общественностью
Становление пиарологии как относительно самостоятельной науки началось только в конце XX в., что объяснялось двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, во второй половине прошлого века резко возросла востребованность теоретических знаний в области паблик рилейшнз, что было обусловлено расширением Р.К-деятельности в сфере политики, бизнеса, культуры, образования и др., а также развитием системы подготовки РЯ- специалистов. Во-вторых, накопленные знания и идеи в области PR за многовековую историю человечества и особенно за период второй половины XIX — начала XX в., когда произошло становление PR как профессиональной деятельности, требовали своего обобщения и систематизации. Во второй половине XX в. теоретические проблемы PR анализировались в работах многих ученых. Среди них американцы Карл Ботан, Винсент Хазлтон,Скотт М. Катлип, Аллен X. Сентер, Глен М. Брум, Джеймс Грюнинг и др. Существенный вклад в становление пиарологии как науки внес британский ученый Сэм Блэк. Значительный вклад в развитие пиарологии внесли отечественные исследователи в 90-х гг. прошлого столетия И. Алешина, Л. Варустин, А. Зверинцев, Г. Почепцов, Г. Туль-чинский, М. Шишкина, И. Яковлев и др. Среди работ, посвященных теории паблик рилейшнз, следует особо выделить монографию М. А. Шишкиной «Паблик рилейшнз в социальном управлении» (1989), в которой автор ставит и решает проблему обоснования пиарологии как науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.009 с.) |