Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система финансовых отношений организации

Поиск

Содержание финансов организаций (предприятий)

Это сфера, охватывающая широкий круг денежных обращений, которые связаны с формированием, использованием капитала, доходов и денежных фондов в процессе круговорота средств предприятий.

Именно в этой сфере, финансовой сфере страны формируется основная часть доходов, которая в последующем, по различным каналам, перераспределятся в народно-хозяйственном комплексе страны. И естественно служит основным источником экономического роста и социального развития общества.

Предприятие – это хозяйствующий субъект, который создан для организации хозяйственной деятельности.

Экономическая цель предприятие – извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность по своему содержанию включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, различные операции на фондовом рынке.

В процессе хозяйственной деятельности, предприятие взаимодействует с различными экономическими агентами.

Финансы предприятия – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятия, имеющие распределительный характер, денежную форму выражения и выражающаяся в доходах, различных поступлениях, накоплениях, которые формируются субъектами хозяйствования для цели обеспечения производственной деятельности.

Материальной основой финансов предприятия, служит кругооборот капитала, который в условиях товарно-денежных отношений принимает форму денежного оборота.

Система финансовых отношений организации

Необходимое условия финансовых отношений – движение денежных средств.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

1. Это отношения между учредителями в момент организации предприятия по поводу формирования уставного капитала;

2. Отношения между самими предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции и возникновением вновь созданными стоимостью;

3. Это отношения между поставщиками, покупателями, подрядчиками и др. субъектами экономики;

4. Это отношения между различными подразделениями (между цехами и филиалами);

5. Между предприятием и работниками. Могут возникать при распределении полученного дохода, при размещении ценных бумаг, при выплате дивидендов, при взыскании штрафов и компенсаций и при выплате заработной платы;

6. Между предприятием и вышестоящей организацией. (внутри холдинга, внутри финансово-промышленной группы, отношения с различными ассоциациями.). Эта группа отношений может возникать при формировании, распределении и использования ресурсов, получаемых для финансирования целевых программ, для проведения исследований и для осуществления инвестиционных проектов;

7. Между предприятием и государством. (Уплата налогов, взносов в внебюджетные фонды, пени, штрафы. Предоставление налоговых льгот и различных субвенций.);

8. Отношения между предприятием и банковской системой. (покупка-продажа валюты, погашение/предоставление кредитов.);

9. Отношения между предприятием и страховыми компании (при заключении договора страхования);

10. Отношения между предприятием и инвестиционными институтами по поводу размещения инвестиций.

Финансовые потоки имеют прямую и обратную направленность, т.е. имеют двусторонний характер.

Финансовые отношения предполагают наличие групп заинтересованных лиц:

1. Кредиторы. Заинтересованные в устойчивом финансовом состоянии компании, которая позволяет своевременно погасить кредит:

- банки

- поставщики компании

- покупатели продукции (по поводу, форм, сроков расчетов и различных обязательств);

- участники рынка долговых ценных бумаг (Банки, финансовые компании, ПИФ’ы, государственные пенсионные фонды, др. предприятии и частные лица.);

4. Собственники предприятий (Они заинтересованы в сохранении вклада и начислении доходов). Само владение предприятием может осуществлять путем приобретения акций или выкупом паев или долей (если это не АО);

5. Работники предприятий. (В некотором роде их отношения носят кредитный характер, по поводу отработанной, но не уплаченной зарплаты, налогов, взносов в пенсионный фонд и т.д.). Среди работников нужно выделить менеджеров, которые лично заинтересованы в состоянии и позиции фирмы на рынке. Руководители, как правило, являются и совладельцами компании, дают им право на получении дивидендов;

6. Государство, заинтересовано в получении налогов, отношения могут быть двусторонними (например, в случае финансирования из бюджета или внебюджетных фондов).

В процессе экономической деятельности предприятия могут возникать специфические виды экономических отношений, которые связаны с несостоятельности организации.

Роль финансов хозяйствующих субъектов:

1. С их помощью происходит обслуживание круговорота фондов, т.е. смена форм собственности. (Денежная форма => товарная => денежная.);

2. Происходит распределении выручки от реализации товаров после уплаты налогов (акцизы и НДС);

3. Происходит перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет и прибыли которая остается в распоряжении предприятия;

4. Происходит использование прибыли отстающего у распределении предприятии на фонды потребления, накопления, в резервный фонд и др. цели, которые предусмотрены в финансовом плане;

5. Контроль за соблюдением соответствия между материальными и денежными средствами в процессе индивидуального финансового кругооборота.

Финансовые отношения регламентируются гражданским законодательство (порядок приватизации, порядок списания средств с расчетного счета, порядок учетной политики, объекты налогообложения и т.п.)

 

Особенности финансов хозяйственных товариществ

Участниками полных товариществ, товариществами на вере, могут быть Юридические и физические лица. Хоз товарищества не в праве выпускать акции. Участники должны вносить вклады в порядке установленных сроков и размеров установленных в учредительных документа. Хоз товарищества могут ликвидироваться:

1. В случае решения учредителей или участников;

2. По решению суда. (при нарушении лицензии и т.п.);

3. В случае объявление в судебном порядке банкротом;

4. Добровольного объявление в соответствии с кредиторами о своей несостоятельности или банкротстве или самоликвидации;

В случае ликвидации Юр. Лица, требования кредиторов будут удовлетворяться в очередности:

- Будут оплачиваться требования граждан, перед которыми юр лицо несет ответственность за причиненный вред жизни или здоровью;

- Производятся расчеты о выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам или контрактам, а так же по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- Удовлетворяются задолженности по обязательным платежам в гос бюджет.

- Удовлетворение требований залоговых обязательств перед налоговыми кредиторами;

- Осуществляются расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди, удовлетворяются после полной оплаты требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой организации его распределяют между кредиторами соответствующей очереди, пропорционально сумма требований подлежащих удовлетворению. Это общие принципы, но порядок очередности могут меняться законом.

По решению суда, требования кредиторов, могут быть удовлетворены за счет остающегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, которые заявлены после истечению срока, установленные ликвидационной комиссией, оплачиваются из имущества юридического лица, которое осталось после удовлетворения требований установленных в срок.

Требования кредиторов, которые остались не удовлетворенными из-за недостаточности имущества, считаются погашенными.

Товарищества

Полным товарищество признают организацию, участники которой или полные товарищи, в соответствии с заключенным договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществу.

ЮР или ФЗ лицо может быть участником одного полного товарищества. Оно создается и девствует на основании учредительного договора, который подписывают все его участники. Учредительный договор содержит следующие данные:

1. Состав и размер складочного капитала;

2. Порядок изменения долей участников;

3. Ответственность участников за нарушения обязательств.

Управление деятельностью полного товарищества, осуществляется по общему согласию, в порядке который зафиксирован в договоре.

Участник должен внести не менее 50% своего вклада в складочный капитал моменту его регистрации. Остальная часть капитала, должна быть внесена в сроки, установленным договором.

Прибыли и убытки полного товарищества, распределяются между его участниками, в пропорциональной доле складочного капитала. При этом, не допускается соглашение об устранении какого либо из участника от участия в прибыли или убытков.

Участники полного товарищества несут солидарную ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом или активами. Участник полного товарищества, который не является его учредителем, отвечает на равнее с другими участниками по обязательствам, возникшим до вступления его в товарищества.

Участник выбывший из товарищества в праве с согласия остальных его участников, передать свою долю в складочном капитале или его часть, другому участнику или доверительному лицу.

Товарищества на вере (коммандитные) – коммерческая организация, в которую на ряду с участниками осуществляющими предпринимательскую деятельность т.е. полными товарищами входят 1 или несколько участников складчиков – коммандистов, которые несут риск убытков от деятельности товарищества на вере. Риск убытков вкладчиков равен сумме, внесенного вкладчиками в складочный капитал. Они (коммандисты) не принимают участи в предпринимательской деятельности. Но имеют право получать часть прибыли товарищества, причитающегося на его долю в складочном капитале. Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере их ответственность по ее обязательствам устанавливают в порядке, определяемом для полного товарищества.

Физическое лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Участники полного товарищества на вере не могут быть участником товарищества на вере. Полные товарищи в товариществе на вере не могут быть участниками полного товарищества.

Товарищество на вере формируется и действует на основании учредительного договора. Его подписывают все полные товарищи.

Вкладчик товарищества на вере обязан внести вклад в складочный капитал. Внесение вклада удостоверяют свидетельством об участии, которое выдается вкладчику товариществом. Вкладчик вправе:

1. Поучить часть прибыли товарищества на вере, которая приходится на его долю в складочном капитале.

2. Знакомиться с годовым бухгалтерским отчетом товарищества.

3. По окончанию финансового года выйти из товарищества и поучить свой вклад исходя из учредительного договора.

4. Передать свою долю в складочном капитале 3-у лицу.

Товарищество на вере сохраняется, если в нем остается один полный товарищ и один вкладчик.

При ликвидации товарищества на вере, т.ч. при банкротстве, вкладчики имею преимущественное право в поучении имущества товарищества, которое остается после удовлетворения потребностей кредитора. Оставшееся после этого имущество распределяется пропорционально долям в складочном капитале.

Финансовые отношения в товариществе на вере возникают между полными товарищами и вкладчиками по поводу формирования складочного капитала, распределения прибыли, возмещения понесенных убытков, взаимоотношений с кредиторами и т.д.

 

По праву собственности.

В этом случае элементами являются: собственные ресурсы, заемные ресурсы, временно привлеченные (используемые) ресурсы.

Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия. В практике хозяйствования эти ресурсы используются главным образом для финансирования основных фондов, долгосрочных инвестиций и частично для формирования оборотных средств. Как мы помним, право собственности является важнейшим фактором мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: прибыль от различных видов деятельности, амортизационные начисления. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов распределяется на накопление и потребление. Прибыль, направляемая на накопление используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль направляемая на потребление используется для решения со- циальных задач. Амортизационные отчисления - это денежное выражение стоимости износа основных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т.к. включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации возвращаются на расчетный счет, становясь внутренним источником финансирования.

Заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия и их использование чревато для него потерей независимости. Заемные средства предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в конечном итоге обуславливает их более быструю, по сравнению с собственными ресурсами, оборачиваемость. К заемным средствам относятся разнообразные виды кредитов привлекаемые от других звеньев кредитной системы (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств).

Привлеченные ресурсы – средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы - задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др.

Соотношение между данными элементами финансовых ресурсов определяет финансовую устойчивость субъекта хозяйствования.

Следующим признаком выделения элементов финансовых ресурсов является срочность использования. Как правило, ресурсы классифицируются на: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

Временной горизонт каждой группы может быть установлен индивидуально.

Ресурсы краткосрочного назначения – срок их действия – до года. Предназначены для финансирования текущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетов с дебиторами.

Ресурсы среднесрочного назначения – от года до 3 лет – используются для замены отдельных элементов основных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило, не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования.

Ресурсы долгосрочного назначения – привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются для финансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений, венчурного (рискового) финансирования. На наш взгляд, минимальная временная граница (3-5 лет) этих средств обусловлена сроком действия основных фондов. Именно столько времени, в среднем, эксплуатируются машины и оборудование в экономически развитых странах. Сверх этого срока их использование чревато завышением себестоимости выпускаемой продукции (вследствие морального и физического износа). Коль скоро, нижняя временная граница использования этих ресурсов обусловлена функционированием машин и оборудования, то логично здесь выделить еще одну группу ресурсов – для финансирования объектов сверх долгосрочного назначения, т.е. зданий, сооружений. Временная граница может составить 10-15 и более лет. Именно на такие сроки возможно получение ипотечного кредита.

 

Сущность и функции прибыли

Прибыль – конечная цель и движущая сила пр –ва в рыночной экономике. Прибыль рассчитывается как остаток после вычета расходов на пр – во и объем прода.

В усл. рын. эк – ке прибыль отдельно взятой организации явл. важнейшим показателем оценки д – ти организации. При этом прибыль явл. источником благосостояния любой организации и залогом ее дальнейшего развития. Получение прибыли позволяет не только поддерживать производственную д – ть коммерческой организации, но и при этом удовлетворить различные соц. интересы.

Т.о. стремление получить прибыль и увеличить ее явл. мощным фактором производственной д – ти ком. организации. Создание и распределение прибыли определяется ее важнейшими функциями:

1. Прибыль как измеритель эф – ти хоз. д – ти организации.

2. Прибыль как ср – во стимулирования…..

При этом в рын. условиях прибыль явл. основным источником накопления, расширения хоз. д – ти,явл. стимулом и источником стимулирования, целью и источником бюджета организации. Если роль прибыли в хоз. д – ти организации предопределяется ее функциональным назначением, то проявляется она в использовании производящих от нее категориях, таких как:

1. Доля прибыли, направленная на расширение д – ти организации;

2. Доля прибыли, направленная на начисление доходов ее участникам, собственникам.

3. Доля прибыли, направленная на образование различных резервов.

Факторы, влияющие на величину прибыли.

Факторы внутреннего и внешнего воздействия:

1. Технологические

2. Управленческие

3. Соц.

Знание факторов позволяет сознательно и целенаправленно принимать организационные и управленческие решения и создавать благоприятные усл. для реализации программ увеличения прибыли.

Использование факторов внутреннего воздействия на повышение прибыли целиком и полностью явл. прерогативой управления организацией и соот – но объектом управленческого учета.

Учесть все факторы невозможно это связано с тем, что на величину этих показателей сильно влияют многочисленные внешние факторы. Среди них принято выделять:

Рыноч. – конъюнктурные

Хоз. – правовые

Административно – командные

По своей сути это регуляторы пр – ва, действия которых м. б. направлены как на увеличение прибыли организаций, так и на ее снижение. Поэтому и значение формирования предприятий ≈ очень велико. Особое значение имеет хоз. – правовое регулирование прибыли.

Т. о. формирование прибыли организаций корректируется воздействием гос – ва через налоговый механизм и ценовую политику и ряд других факторов.

Выделяют 4 основные зоны эк. состояния любой организации:

1. Когда прибыль есть и растет;

2. Когда прибыль есть и она стабильная

3. Когда прибыль есть, но она при этом уменьшается

4. Когда прибыли нет и появл. убыток.

Для определения зоны эк. состояния организации необходим процесс прогнозирования. При этом основным инструментом прогнозирования соц – эк. процессов выступают имитационные модели.

Построение различ. имитационных моделей на базе использования соответствующего фактора позвол. обеспеч. рук – во комп – и соотв. грандами.

Такое моделирование осуществляется в т. ч. и по данным БУ.

 

Распределение прибыли

Сущность созданной прибыли создает (порождает) сложные эк. взаимоотношения по поводу ее объемов и границ распределения. Эти взаимоотношения складываются м/д коммер. орг – цией как хоз. субъектом с одной стороны и рядом др. субъектов с др.

Например, взаимоотношения организации с раб – ми по поводу оплаты труда.

Отношения с гос – вом по поводу взаимоотношений с бюджетом.

В настоящем взаимоотношения ком. орг – ции как хоз. субъекта по поводу распределения прибыли в большей части формируется не гос – вом, а регулируется эк. д – тью самой организации. Именно в этом проявляется основная специфическая черта прибыли ком. орг – ции, которая в то же время порождает определенную систему отношений.

Качественность таких отношений характеризуется удовлетворением прибыли, важных эк., соц., обществен. Потреб – й орг – ции.

С помощью своей прибыли организации участвуют в формировании гос. бюджетов различных уровней, в соц. программах своих регионов.

Внутри самой орг – ции в прибыли отражается все эк. процессы, а также исходит свое конкретное выражение все основ. фин. инструменты. (налоги, отчисления, нормы и нормативы).

Процесс распределения прибыли:

1. Распределение м/д гос – вом и ком.орг - ми.

2. Распределение остающейся в распоряжении орг – ции части прибыли только м/д собственниками; м/д собственниками и трудовым коллективом.

Распределение прибыли м/д гос. и ком. орг – ми осущ – ся через систему гос. регулирования, где определяются критерии и усл. работы всех субъектов отношений.

Такое распределение как правило сопровождается прямым изъятием части прибыли в виде налогов и сборов в бюджете гос – в.

В свою очередь распределение прибыли, остающ. в распоряжении организации зависит от конкретной соц – политич. обстановки и регулир. гос – вом.

Такое регулирование может осуществляться в жесткой или косвенной форме, а может и вообще не осуществ.

Все это происходит в зависимости от сферы д – ти, от орг. Форм и форм собственности орг – ции.

Методы распределения прибыли м. б. административными и экономическими, а также сочетаться м/д собой.

В 80 – х гг. прошлого века получ. прибыль распределялась по 3- м осн. направлениям:

1. На основании балансов дох. и расх. орг – ции в бюджет гос – ва вносились установлен. платежи;

2. После внесения платежей прибыль направлялась на удовлетворение потребностей орг – ции, в т. ч. на создание фонд. эк. стимулирования и на покрытие убытков от эксплуатации ЖКХ в пределах жестких нормативов.

3. Перечисление части прибыли по соответ- м нормативам вышестоящему органу.

После этого рассчитывался свободный остаток прибыли в виде разницы м/д общей суммой прибыли и перечислен. платеж. и отчислениями, кот. и направл – ся в доходы бюджета..

Такая сис-а распред-я носила чрезвыч. жесткий характер и лишало предп-ие многих стимулов хоз. д – ти.

В наст. Время распределение прибыли осущест – ся по 4 осн. напрвлениям:

1. В первую очередь пред – тия направляют доход на платежи налогов и сборов в бюдж. систем.

При этом с т. з. орг – ции и ее собственников такие платежи по сущ – ву явл. одним из видов расходов.

2. Обязательные отчисления.(в резервный фонд или в др. аналогич. по назначению фонды)

Разница м/д прибылью и платежами в бюдж. сист. и резервы представл. собой прибыль оставшуюся в распоряжении орг – ции.

3. ЕЕ распределение на выплату доходов участн- м орг – ции.

4. Накопление прибыли в качестве фин. обеспечения роста объемов фин- хоз. д – ти.

В распределении прибыли через систему гос. регулирования должно контролировать правильность и полноту информации, влияющей на величину платежей в бюджет засчет прибыли в сочетании со стимулирующ. воздействием самого регулирования на д- ть орг – ции.

Эта задача как правило решается при помощи правильного и обоснованного применения на практике законодат. и нормативных актов, регулирующих д –ть ком. орг – ций.

В полной мере это относится к нормативному регулированию системы БУ и распределения прибыли, а также законодательству по н/о прибыли.

При этом распределение прибыли внутри ком. структур распределяется в зависимости отмн – ва факторов. Прежде всего оно зависит от планов самой ком.орг – ции по соответ. направлениям:

1. Развитие пр- ва; 2. Стимулирование персонала; 3. Личное потребление участников орг – ции.

Контроль за распределением прибыли на практике осущ – ся с пом. Предоставления соотв-ей отчетности.

В современ. усл. БУ фин. результатов и распределенная прибыль направлены на формирование показателей в интересах собственников, кредиторов и инвесторов, т. е. должен содействовать интересам предпринимателей.

 

Инвестиционный прогноз

Расширенное воспроизводство не возможно без поиска дополнительных материалов и финансовых ресурсов. Поиск их источников, определение требуемого объема это острейшие проблемы, решение которых возможно, прежде всего, на основе прогноза. Кратко- и среднесрочные прогнозы фирмы основываются на долгосрочных расчетах. В числе долгосрочных прогнозов первостепенное значение имеют инвестиции и инновации. Во многом особую роль этих прогнозов связана с тем, что они требуют долговременного действия и значительного капитала. Задача рациональной деятельности фирмы заключается в определении оптимального количества продукции для производства или для производства или продажи и требующихся для этого издержек с учетом существующих и перспективных технологий.

Таким образом главное при определении оптимального объема деятельности и затрат является расчет необходимого размера основного капитала для будущего. Из всех решений фирмы наибольшей сложностью, неопределенностью и риском обладает именно обоснование долговременных затрат, таких как капитальные вложения, затраты на научные исследования и инвестиции. В перспективе именно они буду определять положение фирмы на рынке. Инвестиционная политика является частью её общей стратегии, направленной на прирост активов с целью получения прибыли в будущем. Естественно как любой стратегический план, она должна содержать в своей основе прогноз эффективности проекта.

Для прогнозов инвестиций требуется обоснование выбора проектов и выбора наилучшего из них. Для этих целей чаще всего используются:

1. Метод потока денежной наличности.

2. Метод нормы рентабельности капитала.

3. Метод дисконтирования средств.

Метод потока денежной наличности является самым простым. Он основывается на применении данных о начальных инвестициях и сроке окупаемости. Метод предполагает расчет суммы прибыли по годам эксплуатации объекта. Эта сумма будет итоговым экономическим эффектом от вложения инвестиций.

Метод нормы рентабельности капитала основан на учете инвестиционных проектов. Окончательный выбор проекта будет зависеть от целей фирмы. В том числе надо учесть что важнее, большая сумма прибыли или большая рентабельность.

Метод дисконтирования средств построен на поведении суммы прибыли будущего в текущих измерителях, и сопоставлении её с суммой инвестиций, то есть при превышении прибыли над инвестициями можно говорить о целесообразности, эффективности вложений или инвестиций в объект, при превышении инвестиций наоборот. Существует несколько вариантов этого метода. Все они построены на недопущении, что деньги, полученные в будущем будут иметь меньшую ценность, чем сегодня. Это связано с тем, что имеющаяся сегодня сумма инвестиций будет сокращаться под воздействием рациональных факторов.

Требования, предъявляемые к аналитической информации

Основные требования:

1. Полезность.

2. Уместность.

3. Достоверность.

4. Нейтральность.

5. Понятность.

6. Сопоставимость.

Полезность.

Полезность информации означает возможность её применение для принятия обоснованных решений при совершении коммерческих сделок.

Уместность.

Уместность информации подтверждает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое производителем. Информация считается уместной, если она обеспечивает возможности для проведения технического, ретроспективного и прогнозного анализа, то есть разработки будущих решений производителя. Уместность предполагает так же своевременность поступления нужной информации в установленные сроки, иначе утрачивается её значимость.

Достоверность.

Определяется её правдивостью, а также возможностью проверки документальной обоснованности, а также нейтральности данных. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не приукрашивает события жизни.

Нейтральность

Предполагает, что бухгалтерская отчетность не зависит от интересов какой-то одной группы производителей, при этом каждый пользователь может получить из отчетной формы интересующие в полном объеме.

Понятность.

Принцип понятности означает, что пользователи могут понять содержание бухгалтерской отчетности без специальной профессиональной подготовки.

Сопоставимость.

Принцип сопоставимости последовательность использования методов бухгалтерского учета на данном предприятии сохраняется и тем самым обеспечивает сопоставимость данных о деятельности фирмы за ряд отчетных периодов.

В сопоставлении финансовой и бухгалтерской отчетности в условиях рыночных отношений основаны на ряде базовых принципов:

1. Принцип двойной записи. Обеспечивается запись каждой хозяйственной операции дважды, дебет одного счета и кредит другого.

2. Принцип экономической единицы учета. Хозяйствующая единица, представленная в отчетности отделяется от её собственником и других хозяйствующих лиц.

3. Принцип периодичности. Предприятие периодически отчитывается перед заинтересованными организациями о результатах своей хозяйственной деятельности за определенные периоды (поквартально).

4. Принцип функционирующего предприятия, что предприятие будет продолжать хозяйственную деятельность достаточно длительное время, и в ближайшее время не будет ликвидировано.

5. Принцип денежной оценки. Означает использование денежного измерителя в качестве стандартного. На практике используются следующие методы оценки:

а) фактическая себестоимость ‑ первоначальна сумма денежных средств, уплаченная или начисленная при производстве либо покупке активов или при учете обязательств.

б) техническая или восстановительная себестоимость – это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена в настоящий момент при замене каких-либо активов.

в) техническая рыночная стоимость – это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов по рыночным ценам или при наступлении срока их ликвидации.

г) остаточная стоимость – первоначальная стоимость бюджетных активов за вычетом начисленной амортизации.

д) чистая стоимость реализации – стоимость денежных средств, которая должна быть получена или уплачена для продажи активов даже по цене за вычетом расходов на реализацию в дисконтированную стоимость (приведенную стоимость денежных поступлений по выбранной ставке дисконтирования с учетом альтернативных вариантов инвестирования).

6. Метод начислений, который позволяет бухгалтеру принимать решение о том, к какому отчетному периоду отнести соответствующие расходы и доходы. Этот метод предполагает, что доходы относятся к тому периоду, где ГП отгружетно покупателю, не зависимо от времени поступления денежной выручки на счет поставщика. Жтот метод =- альтернатива кассовому.

Принципы финансовой отчетности:

1. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам этого периода. Он означает, что в данном отчетном периоде показывают только те расходы, которые обусловили получение доходов предстоящего периода. Если между отдельными видами доходов и расходов трудно установить четкую границу, то расходы распределяются между несколькими отчетными периодами исходя из какой-либо базы распределения.

2. Принцип оптимального соотношения затрат и выгод. Он означает, что затраты на разработку отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, получаемыми предприятием от предоставления информации заинтересованным пользователям.

3. Принцип осторожности предполагает, что отчеты фирмы не должны допускать завышения оценок активов, имущества и прибыли и также занижение оценок, обязательств. Всё это означает также, что для учета потенциальных потерь или убытков организации необходимо меньше оснований, чем для отрицания потенциальной прибыли. Одной из характерных особенностей данного принципа является правило минимизации оценки активов, будь то по себестоимости или по реальной цене.

4. Принцип конфиденциальности требует, чтобы отчетная информация не содержала сведений, которые могли бы нанести ущерб конкурентным позициям предприятия на товарном рынке. Это требование относится к публикации отчетности акционерных компаний, которые по действующему законодательству обязаны предоставлять отчетность широкому кругу пользователей. Исходя из различных экономических принципов, всю отчетную информацию систематизируют в отдельные укрупненные статьи, которую в мировой практике называют элементами финансовой отчетности. В их состав входят активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента отчетности характеризуют средства предприятия и источники их формирования на определенную дату. Остальные характеризуют операции и события хозяйственной деятельности, которые воздействовали на положение организации в течение отчетного периода и общее изменение в активах, обязательный и составной капитал.

 

25. Состав и содержание бухгалтерской отчетности, порядок ее составления

Финансовая (бухгалтерская) отчетность выражает единую сумму данных об имущественно и финансовом состоянии предприятия о результатах его хозяйственной деятельности. Она формируется по регистрации бухгалте5рского учета по установленным формам:

Форма 1. Бухгалтерский баланс

Форма 2. Отчет о прибылях и убытках

Форма 3. Об изменениях капитала

Форма 4. О движении денежных средств

Форма 5. Приложения к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках, а также аудиторское заключение, подтверждающая достоверность бухгалтерской отчетности предприятия. Если оно отсутствует, то в соответствии с законодательством подлежит аудиту.

Бухгалтерская отчетность должна представлять объективную, полную картину финансового положения организации на определенную дату. Достоверна и полна та БО, которая составлена в соответствии с нормативными актами и документами по БУ.

Если при разработке БО выявляется недостаточность данных для формирования данных для формирования полного представления о финансовом положении предприятия, то в БО включается дополнительные показатели и пояснения. По каждому числовому показателю БО, кроме БО за первый отчетный период, должны приводиться данные за 2 года (отчетный и предшествующий отчетному). Если данные зав отчетный период и предшествующий отчетному не сопоставима с данными за отчетный период, то первый из них подлежат корректировке исходя из правил определенные нормами БУ. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших данную корректировку. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах, а также хозяйственных операциях должны приводиться в случае их существенности, в случае если без знания о них невозможна оценка финансового положения предприятия или финансовых результатов его деятельности заинтересованным пользователям. В случае если эти показатели неизменны, то они могут отражаться в балансе и отчете о прибылях и убытках общем, суммарным, с раскрытием и пояснением в соответствующих формах.

Предприятия, составляющие сводный БО с учетом данных по своими дочерними и зависимыми обществами, определяют объем представляемых ему данных дочерними и зависимыми предприятиями. Предприятие обязано проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состоя<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1880; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.02 с.)