Организация финансовой работы на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация финансовой работы на предприятии



Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия.

Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены Положением о финансовой дирекции.

В функции финансовой дирекции входят:

— обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;

— разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;

— разработка инвестиционной политики;

— определение кредитной политики;

— установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;

— разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;

— финансовое планирование, участие в составление бизнес-планов;

— осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;

— обеспечение страхования от финансовых рисков;

— проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;

— анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;

— ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.

В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия или выпуском собственных акций, средства от размещения которых должны быть использованы наилучшим способом.

Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке.

Поскольку в западных странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.

По соображениям экономической целесообразности на небольших предприятиях финансовым менеджментом может заниматься один человек.

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.

Основные направления финансовой работы на предприятии —финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

 

Этапы бюджетирования

Бюджетирование - это процесс, в ходе которого сотрудники и руководители компании составляют в табличном виде планы по доходам, расходам, инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности. Обычно эти планы делаются на год вперед, в разбивке по месяцам. На основе этих плановых данных обычно формируются прогнозные финансовые отчеты (бюджеты), такие как Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС), Баланс. В результате, руководство компании может заранее увидеть, в каком направлении будет развиваться финансово-экономическое положение компании, и если тенденции развития негативны, руководство будет иметь время для принятия управленческих решений с целью исправления ситуации.

При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, то есть бюджеты цехов являются вложенными в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

На практике можно выделить ряд этапов процесса бюджетирования.

1) Сообщение основных направлений развития хозяйствующего субъекта лицам, ответственным за разработку бюджетов. Также на данном этапе определяются предполагаемые индексы изменения цен, курсы валют (если предприятие осуществляет операции, требующие расчетов в валюте), темпы инфляции. Следует заметить, что в условиях многопродуктовых производств, потребляющих широкую номенклатуру ресурсов, индексы изменения цен в расчетах могут не учитываться, а вместо этого может использоваться сводный индекс изменения цен либо принимается допущение, что все бюджетные статьи изменяются одинаково на индекс инфляции.

2) Формирование бюджета реализации. Бюджет реализации является основой, на которой базируются все последующие бюджеты, и составляется для определения плановой выручки в денежном выражении. Разрабатывается данный бюджет на основе информации центров дохода. Данный этап является наиболее сложным в процессе планирования, что объясняется влиянием на сбыт целого ряда неконтролируемых факторов с большой долей неопределенности, в частности, таких, как деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, общее положение на национальном и мировом рынках, циклические, сезонные и другие случайные колебания. Существует два вида оценки будущего объема продаж: статистическая (на основе математического анализа показателей объемов продаж предыдущих периодов) и экспертная (на основе опроса специалистов центров доходов). Оптимальным для хозяйствующего субъекта является сочетание этих двух методик.

3) Формирование производственной программы. На данном этапе на основе бюджета реализации и данных о необходимой величине производственных запасов по каждому виду продукции рассчитывается объем производства в плановом периоде:

Формирование бюджетов прямых переменных затрат в расчете на производственную программу хозяйствующего субъекта. В данный раздел входит бюджет затрат на основные сырье и материалы, бюджет затрат на заработную плату основных производственных рабочих, бюджет затрат на основные энергоносители. Основой для расчетов этих видов бюджетов являются нормативы расходования ресурсов на производство различных видов продукции и базовые цены на соответствующие ресурсы.

4) Разработка функциональных бюджетов накладных расходов по отдельным структурным подразделениям хозяйствующего субъекта. На данном этапе на основе организационной структуры хозяйствующего субъекта по каждому структурному подразделению составляется смета расходов, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В бюджеты структурных подразделений входят такие виды затрат, как заработная плата вспомогательных рабочих, администрации, работников обслуживающих хозяйств; амортизация; затраты на электроэнергию, услуги связи; затраты на канцтовары и прочие виды расходов, характерные для различных структурных подразделений предприятия.

5) Составление прогноза рентабельности различных видов продукции. На данном этапе на основе полученных бюджетов прямых переменных затрат и бюджетов функциональных подразделений делаются выводы о предварительной рентабельности продукции и составляются плановые калькуляции.

6) Разработка кредитного и налогового бюджетов. Данные бюджеты планируются только в целом по предприятию. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

7) Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей. Ответственным лицом за формирование данных видов бюджета, как правило, является начальник финансового отдела, согласующим подразделением - бухгалтерия.

8).Подготовка сводного бюджета. На этом этапе данные всех сформированных ранее бюджетов объединяются в сводный бюджет, состоящий из двух частей: доходной и расходной.

9. Координация (согласование) доходной и расходной частей сводного бюджета. Анализ факторов риска невыполнения бюджета. Основная цель координации доходной и расходной частей сводного бюджета - не допустить возникновения дефицита бюджета, то есть ситуации, при которой итоговая сумма расходной части бюджета превышает итоговую сумму доходной части бюджета. Для текущего управления доходами и расходами хозяйствующего субъекта чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции: удельные веса поставок продукции за предоплату; поставок, оплачиваемых в течение одного-трех месяцев после отгрузки; поставок по бартеру. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств.

10) Составление прогноза движения денежных средств. Данный этап ставит перед собой две цели: показывается конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для составления прогнозного бухгалтерского баланса; выявляются периоды излишка или нехватки денежных средств. Для формирования прогноза движения денежных средств чрезвычайно важны данные о разнице между временем отгрузки и временем оплаты продукции, удельные веса поставок продукции за предоплату, поставок по взаимозачетам. Кроме того, необходимо учитывать политику платежей и выплат самого хозяйствующего субъекта по приобретению материальных ценностей, оплаты труда и других расходов. На основе информации прогноза движения денежных средств составляются более детальные графики платежей и поступлений на каждый период, входящий в срок действия бюджета (неделя, месяц, квартал и т. д.)

11) Разработка проектного бухгалтерского баланса и прогноза финансового положения хозяйствующего субъекта.

12) Предоставление бюджета на утверждение руководству хозяйствующего субъекта.

13) Последующий контроль, анализ и корректировка бюджета в соответствии с изменившимися условиями.

 

Финансовые риски

Любая предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с определенным предпринимательским риском. В практике финансового анализа под предпринимательским риском понимают вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления деятельности. Основные виды рисков:

- производственный риск — риск, обусловленный чисто производственными факторами: брак в производстве, невыполнение производственной программы, аварии и т.п. Причины его возникновения: возможное снижение объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров, уплата повышенных отчислений и налогов и др.;

- коммерческий (маркетинговый) риск — риск, обусловленный неопределенностью спроса: непродажа товара или упущенная выгода от отсутствия товара при наличии спроса на него возникает в процессе реализации товаров и услуг или их приобретения. Причины его возникновения: снижение объема реализации продукции, повышение закупочной цены материальных ресурсов, непредвиденное снижение объема закупок, повышение издержек обращения, экономические колебания и изменения вкуса клиентов, действия конкурентов;

- финансовый риск — риск, обусловленный высоким соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств). Причины его возникновения: зависимость от кредиторов, пассивность капиталов, одновременное размещение больших средств в одном проекте. В составе финансовых рисков различают:

- кредитный риск — опасность потери денежных средств организации в результате невозврата суммы кредита и процентов по нему;

- процентный риск — опасность потери денежных средств организации вследствие превышения процентов по привлекаемым источникам над процентами по размещаемым средствам;

- валютный риск — опасность потери денежных средств организации вследствие изменения курсов валют;

- риск упущенной выгоды — опасность потери денежных средств организации в результате наступления косвенного ущерба от событий. Например, при продаже товаров в кредит невыполнение условий оплаты их стоимости в срок ведет к росту дебиторской задолженности. Иммобилизация средств организации в дебиторскую задолженность может быть оценена размером упущенной выгоды, т.е. размером неполученного дохода вследствие более выгодного размещения этих средств. Исходя из классификации факторов, определяющих финансовые риски, принято выделять систематический и несистематический (специальные) риски.

Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов. Это — снижение деловой активности, инфляция, изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок, введение квот и ограничений на хозяйственные операции и т.п. Они характерны для всех видов инвестиций и определяются состоянием рынка в целом, возможными изменениями макроэкономического характера.

Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. Это — потеря рынков сбыта товаров, продукции, работ, услуг вследствие ухудшения их качества, неэффективной ценовой политики, низкого уровня маркетингового анализа, а также снижение доходности продаж и рентабельности капитала, снижение ликвидности активов и баланса, рост дебиторской задолженности, иммобилизация оборотных средств и другие факторы.

Уровень систематического риска относительно одинаков для различных хозяйствующих субъектов, уровень несистематического риска сильно колеблется даже у организаций, сопоставимых по масштабу, сфере деятельности и другим общим признакам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.014 с.)