Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет№28.. основной и оборотный капитал. Амортизация капиталаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для производства других товаров (проф. Самоэльсон, "Экономикс"). Капитал, занятый в любом секторе экономики, постоянно находится в движении, совершает кругообороты и обороты. Весь капитал делится на основной и оборотный. Критерии деления- характер переноса своей стоимости на создаваемый продукт. Часть капитала, переносящая свою стоимость на продукт не сразу, в одном цикле, а частями, постепенно, во многих циклах называется основным капиталом. К нему относят стоимость производственных зданий, транспорта, оборудования. Та часть капитала, которая переносит свою стоимость на продукт в одном цикле, называется оборотным капиталом. Это сырьё, комплектующие, вспомогательные материалы. В процессе производства основной капитал подвергается износу. Физический износ – утрата основным капиталом части своей потребительной стоимости. Моральный износ – утрата капиталом части своей стоимости. Происходит в результате роста производительности труда и в результате создания новых видов оборудования. Билет№29Кругооборот капитала, Кругооборот капитала - это движение капитала, в котором он последовательно проходит две стадии обращения и стадию производства, меняя при этом свои функциональные формы (деньги, товар, пр-во). Движение капитала не ограничивается кругооборотом. Кругооборот, рассматриваемый не как однократный акт, а как постоянно повторяющийся, возобновляющийся процесс, называется оборотом капитала. Амортизация – специфическая форма оборота основного капитала. Это перенос части стоимости основных фондов на создаваемый продукт, который отражается в норме амортизации – это отражение отношения суммы ежегодно переносимой стоимости основных фондов к начальной стоимости этих фондов в %. Билет№22.Олигополия:сущность, характеристикака. Олигополия ("немного продавцов") – тип рынка, когда несколько фирм контролируют основную его часть. Черты олигополии: 1. Немногочисленность фирм, господствующих на рынке (3, 5 и более фирм). Важно, чтобы эти фирмы доминировали в пр-ве и сбыте продукции. 2. Ограниченность вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, т.е. с величиной капитала, необходимого для внедрения в отрасль. Также большие расходы на рекламу, действия ведущих фирм отрасли препятствуют внедрению новых фирм. 3. Взаимозависимость господствующих в отрасли фирм. Т.к. на рынке конкурируют несколько фирм, то каждый участник олигополии следит за конкурентами и взвешивает свои действия в соответствии с этим. Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая должна оглядываться на осталные. Чистая олигополия – предприятия производят однородный, стандартный продукт, идентичность определяет единую цену на него. Дифференцированная олигополия – предприятия, производящие разнообразную продукцию одного функционального назначения. Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы. Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 80 % рынка, остальные фирмы – оставшуюся часть. Для ценообразования в условиях олигополии характерно: 1. Жесткие, негибкие цены, т.е. изменяющиеся реже, чем при монополистической конкуренции. 2. Когда олигополистические цены изменяются, все фирмы изменяют цены вместе. Наиболее простая форма тайного сговора между фирмами – картель. Это соглашение об уровне цен и о выпуске продукции, определяется единая цена между фирмами, а объём пр-ва квотируется. Билет№4. Сущность экономической системы и ее структура. Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих преимуществ, т.е. производственных отношений и организационных форм. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем благ и услуг. Элементы экономической системы: 1. Социально-эконом производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на эк ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. 2.Хозяйственный механизм-способ регулирования эк деятельности на макроуровне. 3. Конкретные эконномические связи между хозяйственными субъектами. Экономическая система имеет трудовые, природные ресурсы, средства производства, науч-технич ресурсы, образовательные. В экономической системе имеется общественное разделение труда и специализация производства. Виды экономических систем. 1. Рыночная экономика – такая форма организации хохяйства, при которой потребители и производители продукции решают свои экономиеские проблемы посредством рынка. Они сами, в основном без давления извне, принимают решения по проблемам пр-ва и реализации товаров. 2. Командно-административная система – основные экономические проблемы решаются централизованно правительством. Она предполагает: 1) Безраздельное господство госсбственности на ср-ва пр-ва, глобальную монополизацию экономики. Монополизация исключает конкуренцию в пр-ве, не способствует снижению издержек и повышению производительности. 2) Эта система предполагает жесткое централизованное руководство с помощью планирования всеми звеньями экономики, т.е. она исключает самостоятельность ппредприятий. Это исключает инициативу предприятия и поиск более эффективных решений. Эта система порождает низкую эффективность пр-ва, нерациональное использование ресурсов. Приоритет в распределении продукции принадлежит центру. Общественные интересы рассматриваются как главные, личные интересы подчиняются интересам общества, государства. Из этого следует низкий уровень оплаты труда, отсутствие материальной заинтересованности людей в результате труда. 3) Тормозила научно-технический прогресс, т.к. внедрение НТП – риск для предприятия. Не было смысла внедрять новшества, главное – выполнить план. Все недостатки проявлялись в низких темпах экономического роста (в 1980х гг. в СССР – менее 1 % в год). 3. В чистом виде ни рыночная, ни командно-административная экономика не существуют. Современная рыночная экономика является смешанной экономикой. Частная система в смешанной экономике действует через рыночный механизм, оно доминирует, но дополняет её и способствует её развитию госсистема. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы. Билет №3. Генезис(происхождение) экономической системы. Экономическая теория – общественная наука. С глубокой древности развивалась экономическая мысль, одна теория сменялась другой. Уже в трудах Аристотеля и Платона содержались отдельные элементы экономических знаний. Экономия – экономия (оэкос – дом, хоз-во, номос – правило, закон). Изначально экономия – наука о домашнем хоз-ве. Аристотель в своих трудах использует термины экономия, экономика, рассматривает обмен, происхождение и сущность денег. На последующих этапах развития общества идёт становление политэкономики как науки, изучающей теоретические вопросы экономики. Этапы развития. 1. Антуан де Монкретьен "Трактат о политической экономии" (1616 г.) ввел термин "полит. экономия", рассматривал её как свод правил хозяйственной деятельности. 2. Школа меркантелизма (сформировалась в 15-17 вв.). Представители – Томас Манн, Кольбер. Исходили из того, что источником богатства общества является торговля. Предмет исследования – отношения в области торговли. 3. Школа физеократов. Представители – Кенэ и Тюрго. Акцент исследования переносят в сферу пр-ва (ограничена сельским хоз-вом). Кенэ в "Экономических таблицах" рассматривает процесс пр-ва как непрерывно повторяющийся и возобновляющийся, т.е. как воспроизводство. Впервые обосновал необходимость соблюдения определённых пропорций в развитии пр-ва. Социальная структура общества состоит из 3х классов: производительного (сельское хоз-во), собственников (владельцы) и бесплодного (все остальные). 4. Становление классической буржуазной политэкономии (18 в.) Представители – Адам Смит, Давил Рикардо. А. Смит "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.) Основной объект исследования – пр-во, независимо от отраслевой особенности. Смит полагал, что каждый человек, стремясь к личному обогащению, удовлетворяет интересы общества в целом. Оснвой учения Смита был принцип свободной конкуренции. Д. Рикардо считал, что фундамент экономических отношений – закон стоимости. Капитализм – рациональная система пр-ва. 5. Теория марксизма (19 в.) Маркс, "Капитал". Разработано учение об общественных экономических формациях (первобытное, рабовладельческое, феодальное общ-во и т.д.); об элементах экономической формации – производительных силах, производственных отношениях; продолжено исследование трудовой теории стоимости А. Смита. Дан анализ эволюции форм стоимости, создана теория прибавочной стоимости. Но в той форме, в которой она сложилась в СССР, приобрела ряд негативных черт. Главной задачей была защита социалистического строя. Многие правильные экономические теории превратились в догмы, не отвечали реалиям своего времени. 6. Школа монетаризма. Мильтон Фридман, "История денежного обращения в США". Школа современной экономической мысли, акцент на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении. Полагали, чо существует связь между темпом роста кол-ва денег и национального дохода. Инфляция – опрежения темпа роста денег темпов роста пр-ва. Деньги – главный фактор всей рыночной экономики. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать денежную массу на уровне 3-5 % от ВНП. Современный подход: специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов. Билет№13. Деньги: сущность и функции. Деньги – это товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Им отводится общественная роль выражать стоимость остальных товаров. С появлением денег ими стала измеряться стоимость всех товаров. В деньгах, как и в любом другом товаре, выражаются общественные отношения между людьми в процессе производства и обмена. Вместе с тем простой обмен превратился в обмен посредством денег. Деньги стихийно возникают в процессе исторического развития товарного производства и обмена. Сущность денег наиболее полно проявляется в их функциях: меры стоимости, средства обращения, средства накопления (образование сокровищ), средства платежа, мировых денег. Функция денег как меры стоимости проявляется в том, что деньги выступают в роли всеобщего эквивалента и выражают стоимость всех других товаров. Для того, чтобы обменять продукты труда, необходимо измерить их стоимость в таком товаре, который сам обладает стоимостью. Таким товаром выступает золото. Мера стоимости – функция социальна, так как за выражением стоимости товара в золоте скрывается сведение всех видов конкретного индивидуального труда к общественному труду. В этой функции заключается глубокое противоречие товарного производства, основанного на частной собственности. Функцию денег как меры стоимости нельзя смешивать с масштабом цен. Определенное весовое количество золота принимается за единицу измерения его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Для удобства измерения денежные единицы делятся на более мелкие части: доллар – на 100 центов, франк – на 100 сантимов и т.д. Средство обращения – вторая функция денег. С появлением денег обмен товара на товар заменяется куплей-продажей товаров при помощи денег. Его формула: товар-деньги-товар (Т-Д-Т΄). Здесь деньги играют роль посредника в обмене товаров, они выполняют функцию средства обращения товаров. Особенность функции денег как средства обращения – их постоянное пребывание в сфере обращения. Деньги не задерживаются в руках отдельного товаровладельца. А переходят из рук в руки. Третьей функцией денег является функция средства накопления (образования сокровищ). Деньги оседают в руках их владельцев, накапливаются и «окаменевают в виде сокровищ». Сокровище- это деньги, изъятые из обращения. Данная функция денег стихийно играет существенную роль в регулировании денежного обращения. С развитием товарного обращения возникают функции денег как средства платежа. Товары могут продаваться с отсрочкой платежа в долг, в кредит, под долговые обязательства, называемые векселями. В этом случае передача товара из рук в руки покупателя совершается без оплаты. Уплата денег должна быть произведена к определенному сроку. Деньги выполняют функцию средства платежа при уплате налогов, выплате заработной платы, пенсий, стипендий и т.д. Деньги обслуживают как внутреннюю торговлю, так и международный товарооборот. В последнем случае они функционируют в качестве мировых денег. Реальными мировыми деньгами служат благородные металлы. Все функции денег органически связаны между собой и в разных формах выражают сущность денег как всеобщего эквивалента.
Особенностью денег в современных условиях является то, что сегодня в мире нет чеканки золотых монет, цена на золото не влияют на цены товаров, золото не образует масштабы цен денежных единиц (официальный масштаб цен ликвидирован). Товары «идеально» приравниваются не к золоту, а к бумажным деньгам, связь которых с золотом прервана (прекращен их обмен на золото). С развитием кредитных отношений связано появление кредитных денег – долговых обязательств: векселей, банкнот, чеков. В современной экономике деньги в функции средства обращения являются одной из сторон почти в каждой торговой сделке. Бумажные деньги вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс. Поэтому выпуск денег сверх потребностей товарооборота означает их обесценение, инфляцию. В ходе исторического развития деньги все чаще стали использоваться не только как всеобщий эквивалент, но и как капитал.
Билет№19. Конкуренция: сущность и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция. Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы. Австрийский экономист Ф.Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, не раскрытых пока возможностях общества. Конкуренция рассматривается также как важнейший элемент механизма рыночного регулирования либо как инструмент лишения или ограничения рыночной власти. Различают 4 основных типа, или модели, рынка (рыночных структур): чистая (совершенная) конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Совершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой:
Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии фирмы (предприятия), отрасли как результате предшествующей конкуренции. Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукции, как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем, или «прайстейкером». В реальной действительности совершенная конкурентная фирмы является довольно редким случаем, и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынки зерна, ценных бумаг, валют и др.) Однако совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией и дает исходный, эталонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков и по которому может оцениваться эффективность рыночных процессов. Рынок совершенной конкуренции имеет ряд конкретных преимуществ 1.Оптимальное ценообразование. Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается не в результате проявления рыночной власти, административного диктата или действий отдельной фирмы. Только все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену. 2.Оптимальное размещение ресурсов. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, что они направляются в отрасли, где могут наиболее эффективно использоваться. 3.Оптимальные затраты. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками на единицу продукции, чтобы не быть вытесненными с рынка. В то же время совершенная конкуренция имеет недостатки, т.к. она: Создает для фирм равенство возможностей, но не гарантирует равенство достигаемых результатов; Учитывает лишь издержки, окупаемые фирмами, но не издержки, осуществляемые обществом и связанные с производством общественных благ; Предполагая огромное число фирм, не всегда может обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития наукоемких и капиталоемких отраслей, развития фундаментальных исследований; Не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, т.к. отсутствует дифференциация продуктов и услуг. Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции. Признаки несовершенной конкуренции:
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек: (MC = MR) < AC < P Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести привеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др. Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.
Билет№5. Собственность хар-ет системы эконом. и юрид. отношений по поводу обладания имуществом, присвоения и использования материальных условий и их результатов. Первоначально соб-ность практиковалась как правовое отношение, включающее: владение, пользование, распоряжение. По мере развития общ. про-ва и появление различных форм предприн-кой деятельности, соб-сть приобретает значение и в эконом. аспекте, и рассматривается как эконом. отношения м/д людьми по поводу присвоения и использования средств про-ва и произведенной продукции. Собственность это прежде всего присвоение. Главная форма присвоения - произ-во, но присвоение шире про-ва, присвоить можно и не производя (налоги, дар, наследство). Процесс противоположный присвоению - отчуждение. Оно состоит в том, что для опред. лиц средства про-ва и произведенный продукт выступают как чужая собственность. Отношения соб-ти включает субъект и объект соб-ти. Объект – имущество. Субъект – собственник. Отношения м/д субъектом и объектом соб-ти хар-ет меру обладания объектом и ф-ю субъекта, а отношения м/д различными субъектами соб-ти касаются форм распределения имущества, доходов и ценностей м/д соб-ками. Экон. форма соб-ти не существует вне юрид. распоряжаться имуществом можно и не имея его в соб-ти (аренда, траст, концессия). Соб-ть экономически реализуется когда приносит доход собственнику. Формы соб-ти: Частная, групповая, общая (гос-ная) – эти формы базовые. Кроме них сущ-ет смешанная соб-ть – это сочетание нескольких базовых форм (акционерное общество).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.215 (0.016 с.) |