Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет№28.. основной и оборотный капитал. Амортизация капитала

Поиск

Капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для производства других товаров (проф. Самоэльсон, "Экономикс"). Капитал, занятый в любом секторе экономики, постоянно находится в движении, совершает кругообороты и обороты.

Весь капитал делится на основной и оборотный. Критерии деления- характер переноса своей стоимости на создаваемый продукт. Часть капитала, переносящая свою стоимость на продукт не сразу, в одном цикле, а частями, постепенно, во многих циклах называется основным капиталом. К нему относят стоимость производственных зданий, транспорта, оборудования. Та часть капитала, которая переносит свою стоимость на продукт в одном цикле, называется оборотным капиталом. Это сырьё, комплектующие, вспомогательные материалы.

В процессе производства основной капитал подвергается износу. Физический износ – утрата основным капиталом части своей потребительной стоимости. Моральный износ – утрата капиталом части своей стоимости. Происходит в результате роста производительности труда и в результате создания новых видов оборудования.

Билет№29Кругооборот капитала, Кругооборот капитала - это движение капитала, в котором он последовательно проходит две стадии обращения и стадию производства, меняя при этом свои функциональные формы (деньги, товар, пр-во). Движение капитала не ограничивается кругооборотом. Кругооборот, рассматриваемый не как однократный акт, а как постоянно повторяющийся, возобновляющийся процесс, называется оборотом капитала. Амортизация – специфическая форма оборота основного капитала. Это перенос части стоимости основных фондов на создаваемый продукт, который отражается в норме амортизации – это отражение отношения суммы ежегодно переносимой стоимости основных фондов к начальной стоимости этих фондов в %.

Билет№22.Олигополия:сущность, характеристикака. Олигополия ("немного продавцов") – тип рынка, когда несколько фирм контролируют основную его часть. Черты олигополии: 1. Немногочисленность фирм, господствующих на рынке (3, 5 и более фирм). Важно, чтобы эти фирмы доминировали в пр-ве и сбыте продукции. 2. Ограниченность вступления новых фирм на рынок. Ограничения связаны с эффектом масштаба, т.е. с величиной капитала, необходимого для внедрения в отрасль. Также большие расходы на рекламу, действия ведущих фирм отрасли препятствуют внедрению новых фирм. 3. Взаимозависимость господствующих в отрасли фирм. Т.к. на рынке конкурируют несколько фирм, то каждый участник олигополии следит за конкурентами и взвешивает свои действия в соответствии с этим. Олигополия существует тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая должна оглядываться на осталные.

Чистая олигополия – предприятия производят однородный, стандартный продукт, идентичность определяет единую цену на него. Дифференцированная олигополия – предприятия, производящие разнообразную продукцию одного функционального назначения. Жесткая олигополия – на рынке господствуют 2-3 фирмы. Расплывчатая олигополия – 6-7 фирм делят 80 % рынка, остальные фирмы – оставшуюся часть.

Для ценообразования в условиях олигополии характерно: 1. Жесткие, негибкие цены, т.е. изменяющиеся реже, чем при монополистической конкуренции. 2. Когда олигополистические цены изменяются, все фирмы изменяют цены вместе. Наиболее простая форма тайного сговора между фирмами – картель. Это соглашение об уровне цен и о выпуске продукции, определяется единая цена между фирмами, а объём пр-ва квотируется.

Билет№4. Сущность экономической системы и ее структура. Экономическая система – совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе действующих преимуществ, т.е. производственных отношений и организационных форм. Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителем и потребителем благ и услуг. Элементы экономической системы: 1. Социально-эконом производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на эк ресурсы и результаты хозяйственной деятельности. 2.Хозяйственный механизм-способ регулирования эк деятельности на макроуровне. 3. Конкретные эконномические связи между хозяйственными субъектами. Экономическая система имеет трудовые, природные ресурсы, средства производства, науч-технич ресурсы, образовательные. В экономической системе имеется общественное разделение труда и специализация производства.

Виды экономических систем. 1. Рыночная экономика – такая форма организации хохяйства, при которой потребители и производители продукции решают свои экономиеские проблемы посредством рынка. Они сами, в основном без давления извне, принимают решения по проблемам пр-ва и реализации товаров. 2. Командно-административная система – основные экономические проблемы решаются централизованно правительством. Она предполагает: 1) Безраздельное господство госсбственности на ср-ва пр-ва, глобальную монополизацию экономики. Монополизация исключает конкуренцию в пр-ве, не способствует снижению издержек и повышению производительности. 2) Эта система предполагает жесткое централизованное руководство с помощью планирования всеми звеньями экономики, т.е. она исключает самостоятельность ппредприятий. Это исключает инициативу предприятия и поиск более эффективных решений. Эта система порождает низкую эффективность пр-ва, нерациональное использование ресурсов. Приоритет в распределении продукции принадлежит центру. Общественные интересы рассматриваются как главные, личные интересы подчиняются интересам общества, государства. Из этого следует низкий уровень оплаты труда, отсутствие материальной заинтересованности людей в результате труда. 3) Тормозила научно-технический прогресс, т.к. внедрение НТП – риск для предприятия. Не было смысла внедрять новшества, главное – выполнить план. Все недостатки проявлялись в низких темпах экономического роста (в 1980х гг. в СССР – менее 1 % в год). 3. В чистом виде ни рыночная, ни командно-административная экономика не существуют. Современная рыночная экономика является смешанной экономикой. Частная система в смешанной экономике действует через рыночный механизм, оно доминирует, но дополняет её и способствует её развитию госсистема. Она действует через административное регулирование и налоговые стимулы.

Билет №3. Генезис(происхождение) экономической системы. Экономическая теория – общественная наука. С глубокой древности развивалась экономическая мысль, одна теория сменялась другой. Уже в трудах Аристотеля и Платона содержались отдельные элементы экономических знаний. Экономия – экономия (оэкос – дом, хоз-во, номос – правило, закон). Изначально экономия – наука о домашнем хоз-ве. Аристотель в своих трудах использует термины экономия, экономика, рассматривает обмен, происхождение и сущность денег. На последующих этапах развития общества идёт становление политэкономики как науки, изучающей теоретические вопросы экономики.

Этапы развития. 1. Антуан де Монкретьен "Трактат о политической экономии" (1616 г.) ввел термин "полит. экономия", рассматривал её как свод правил хозяйственной деятельности. 2. Школа меркантелизма (сформировалась в 15-17 вв.). Представители – Томас Манн, Кольбер. Исходили из того, что источником богатства общества является торговля. Предмет исследования – отношения в области торговли. 3. Школа физеократов. Представители – Кенэ и Тюрго. Акцент исследования переносят в сферу пр-ва (ограничена сельским хоз-вом). Кенэ в "Экономических таблицах" рассматривает процесс пр-ва как непрерывно повторяющийся и возобновляющийся, т.е. как воспроизводство. Впервые обосновал необходимость соблюдения определённых пропорций в развитии пр-ва. Социальная структура общества состоит из 3х классов: производительного (сельское хоз-во), собственников (владельцы) и бесплодного (все остальные). 4. Становление классической буржуазной политэкономии (18 в.) Представители – Адам Смит, Давил Рикардо. А. Смит "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.) Основной объект исследования – пр-во, независимо от отраслевой особенности. Смит полагал, что каждый человек, стремясь к личному обогащению, удовлетворяет интересы общества в целом. Оснвой учения Смита был принцип свободной конкуренции. Д. Рикардо считал, что фундамент экономических отношений – закон стоимости. Капитализм – рациональная система пр-ва. 5. Теория марксизма (19 в.) Маркс, "Капитал". Разработано учение об общественных экономических формациях (первобытное, рабовладельческое, феодальное общ-во и т.д.); об элементах экономической формации – производительных силах, производственных отношениях; продолжено исследование трудовой теории стоимости А. Смита. Дан анализ эволюции форм стоимости, создана теория прибавочной стоимости. Но в той форме, в которой она сложилась в СССР, приобрела ряд негативных черт. Главной задачей была защита социалистического строя. Многие правильные экономические теории превратились в догмы, не отвечали реалиям своего времени. 6. Школа монетаризма. Мильтон Фридман, "История денежного обращения в США". Школа современной экономической мысли, акцент на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении. Полагали, чо существует связь между темпом роста кол-ва денег и национального дохода. Инфляция – опрежения темпа роста денег темпов роста пр-ва. Деньги – главный фактор всей рыночной экономики. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать денежную массу на уровне 3-5 % от ВНП.

Современный подход: специфика современной ЭТ – предметом анализа является рыночная экономика, в центр исследования ставится проблема эффективности, т.е. как в условиях ограниченных экономических ресурсов добиться максимальной отдачи от затрат; экономические законы, действующие в обществе. В западных странах ЭТ получила название экономикс. Предмет экономикс: (Робинс) – изучение, каким образом делают выбор в распределении редких ресурсов, чтобы производить, обменивать и потреблять товары и услуги для своих неограниченных потребностей. (Макконель и Брю, учебник "Экономикс") –исследование поведения людей в процессе производства, распределение и потребление благ в мире ограниченных ресурсов.

Билет№13. Деньги: сущность и функции. Деньги – это товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Им отводится общественная роль выражать стоимость остальных товаров. С появлением денег ими стала измеряться стоимость всех товаров. В деньгах, как и в любом другом товаре, выражаются общественные отношения между людьми в процессе производства и обмена. Вместе с тем простой обмен превратился в обмен посредством денег.

Деньги стихийно возникают в процессе исторического развития товарного производства и обмена. Сущность денег наиболее полно проявляется в их функциях: меры стоимости, средства обращения, средства накопления (образование сокровищ), средства платежа, мировых денег.

Функция денег как меры стоимости проявляется в том, что деньги выступают в роли всеобщего эквивалента и выражают стоимость всех других товаров. Для того, чтобы обменять продукты труда, необходимо измерить их стоимость в таком товаре, который сам обладает стоимостью. Таким товаром выступает золото.

Мера стоимости – функция социальна, так как за выражением стоимости товара в золоте скрывается сведение всех видов конкретного индивидуального труда к общественному труду. В этой функции заключается глубокое противоречие товарного производства, основанного на частной собственности.

Функцию денег как меры стоимости нельзя смешивать с масштабом цен. Определенное весовое количество золота принимается за единицу измерения его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Для удобства измерения денежные единицы делятся на более мелкие части: доллар – на 100 центов, франк – на 100 сантимов и т.д.

Средство обращения – вторая функция денег. С появлением денег обмен товара на товар заменяется куплей-продажей товаров при помощи денег. Его формула: товар-деньги-товар (Т-Д-Т΄). Здесь деньги играют роль посредника в обмене товаров, они выполняют функцию средства обращения товаров.

Особенность функции денег как средства обращения – их постоянное пребывание в сфере обращения. Деньги не задерживаются в руках отдельного товаровладельца. А переходят из рук в руки.

Третьей функцией денег является функция средства накопления (образования сокровищ). Деньги оседают в руках их владельцев, накапливаются и «окаменевают в виде сокровищ». Сокровище- это деньги, изъятые из обращения.

Данная функция денег стихийно играет существенную роль в регулировании денежного обращения.

С развитием товарного обращения возникают функции денег как средства платежа. Товары могут продаваться с отсрочкой платежа в долг, в кредит, под долговые обязательства, называемые векселями. В этом случае передача товара из рук в руки покупателя совершается без оплаты. Уплата денег должна быть произведена к определенному сроку. Деньги выполняют функцию средства платежа при уплате налогов, выплате заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.

Деньги обслуживают как внутреннюю торговлю, так и международный товарооборот. В последнем случае они функционируют в качестве мировых денег. Реальными мировыми деньгами служат благородные металлы.

Все функции денег органически связаны между собой и в разных формах выражают сущность денег как всеобщего эквивалента.

 

Особенностью денег в современных условиях является то, что сегодня в мире нет чеканки золотых монет, цена на золото не влияют на цены товаров, золото не образует масштабы цен денежных единиц (официальный масштаб цен ликвидирован). Товары «идеально» приравниваются не к золоту, а к бумажным деньгам, связь которых с золотом прервана (прекращен их обмен на золото).

С развитием кредитных отношений связано появление кредитных денег – долговых обязательств: векселей, банкнот, чеков.

В современной экономике деньги в функции средства обращения являются одной из сторон почти в каждой торговой сделке.

Бумажные деньги вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс. Поэтому выпуск денег сверх потребностей товарооборота означает их обесценение, инфляцию.

В ходе исторического развития деньги все чаще стали использоваться не только как всеобщий эквивалент, но и как капитал.

 

Билет№19. Конкуренция: сущность и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция. Понятие конкуренции используется в экономике в различных значениях. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, при котором происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов рыночного хозяйства в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, средства производства и капиталы.

Австрийский экономист Ф.Хайек трактовал конкуренцию как процедуру открытия. Он считал, что в процессе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее не доступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, не раскрытых пока возможностях общества.

Конкуренция рассматривается также как важнейший элемент механизма рыночного регулирования либо как инструмент лишения или ограничения рыночной власти.

Различают 4 основных типа, или модели, рынка (рыночных структур): чистая (совершенная) конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Совершенная конкуренция - это экономическая ситуация, в которой:

  • Никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;
  • Никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии фирмы (предприятия), отрасли как результате предшествующей конкуренции.

Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукции, как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем, или «прайстейкером». В реальной действительности совершенная конкурентная фирмы является довольно редким случаем, и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынки зерна, ценных бумаг, валют и др.) Однако совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией и дает исходный, эталонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков и по которому может оцениваться эффективность рыночных процессов.

Рынок совершенной конкуренции имеет ряд конкретных преимуществ

1.Оптимальное ценообразование. Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается не в результате проявления рыночной власти, административного диктата или действий отдельной фирмы. Только все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену.

2.Оптимальное размещение ресурсов. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, что они направляются в отрасли, где могут наиболее эффективно использоваться.

3.Оптимальные затраты. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками на единицу продукции, чтобы не быть вытесненными с рынка.

В то же время совершенная конкуренция имеет недостатки, т.к. она:

Создает для фирм равенство возможностей, но не гарантирует равенство достигаемых результатов;

Учитывает лишь издержки, окупаемые фирмами, но не издержки, осуществляемые обществом и связанные с производством общественных благ;

Предполагая огромное число фирм, не всегда может обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития наукоемких и капиталоемких отраслей, развития фундаментальных исследований;

Не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, т.к. отсутствует дифференциация продуктов и услуг.

Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.

Признаки несовершенной конкуренции:

  • наличие входных барьеров в отрасль;
  • дифференцированность продукции;
  • основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
  • возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:

(MC = MR) < AC < P

Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести привеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

 

Билет№5. Собственность хар-ет системы эконом. и юрид. отношений по поводу обладания имуществом, присвоения и использования материальных условий и их результатов.

Первоначально соб-ность практиковалась как правовое отношение, включающее: владение, пользование, распоряжение. По мере развития общ. про-ва и появление различных форм предприн-кой деятельности, соб-сть приобретает значение и в эконом. аспекте, и рассматривается как эконом. отношения м/д людьми по поводу присвоения и использования средств про-ва и произведенной продукции.

Собственность это прежде всего присвоение. Главная форма присвоения - произ-во, но присвоение шире про-ва, присвоить можно и не производя (налоги, дар, наследство). Процесс противоположный присвоению - отчуждение. Оно состоит в том, что для опред. лиц средства про-ва и произведенный продукт выступают как чужая собственность.

Отношения соб-ти включает субъект и объект соб-ти. Объект – имущество. Субъект – собственник. Отношения м/д субъектом и объектом соб-ти хар-ет меру обладания объектом и ф-ю субъекта, а отношения м/д различными субъектами соб-ти касаются форм распределения имущества, доходов и ценностей м/д соб-ками. Экон. форма соб-ти не существует вне юрид. распоряжаться имуществом можно и не имея его в соб-ти (аренда, траст, концессия). Соб-ть экономически реализуется когда приносит доход собственнику.

Формы соб-ти:

Частная, групповая, общая (гос-ная) – эти формы базовые. Кроме них сущ-ет смешанная соб-ть – это сочетание нескольких базовых форм (акционерное общество).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.215 (0.016 с.)