Современная теория организации (основные подходы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная теория организации (основные подходы)



Основные положения современной теории организации следующие:

  1. Экономический субъект осуществляет выбор формы защиты трансакции (сделки) из таких возможных типов экономической организации, как рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия, а также нерыночне отношения в рамках рыночных систем.
  2. Границы и размер организации (фирмы) определяются на основе учета трансакционных издержек, что предполагает ограниченную рациональность поведения экономических субъектов и небесплатность рыночных трансакций. Кроме этого, учитывается и форма защиты трансакции (гарантии, обеспечиваемые определенной формой экономической организации).
  3. Принципиальные изменения происходят при определении элементарной единицы организации. Технологическая и функциональная единицы построения организации заменяются экономической - бизнес-процессом, имеющим своего конечного потребителя, находящегося как вовне, так и внутри фирмы.
  4. Иной “атом” организации предполагает и иной ответ на вопрос о способе упорядочивание ее элементов, им становится координация совокупности бизнес-процессов, отрицающая бюрократическую организацию и внутрифирменную иерархию как таковые.
  5. Реакция фирмы на изменения во внешней среде принципиально отличается от рассмотренных выше. Компания, построенная на основе координации совокупности бизнес-процессов, становится гибкой, ее структура находится в постоянном движении. Изменение структуры фирмы (управление структурой фирмы) становится одним из важнейших специфических менеджерских ресурсов, позволяющих повышать эффективность функционирования компании.

Развитие теории организации, как нам представляется, приводит к изменению самой концепции менеджмента. Сейчас справедливо говорить (во второй половине 90-х годов) о современной концепции менеджмента в противовес всем существовавшим до этого школам и подходам (научному менеджменту, “классической” школе менеджмента, школам “человеческих отношений” и “поведенческих наук”, количественному, системному и ситуационному подходам).

Сразу же оговоримся, авторы не предлагают отбросить все, что было наработано в науке и хозяйственной практике до настоящего времени, и встать на позиции “единственно правильного учения”. Речь идет о становлении новой парадигмы менеджмента, которая закрепляет все позитивное и ценное, что было сделано учеными и практиками-менеджерами, и разрешает накопившиеся в системе менеджмента противоречия, создавая и мобилизуя новые стимулы и источники повышения эффективности функционирования фирм.

Попытаемся теперь сформулировать основные положения этой концепции.

11.4. Современная концепция менеджмента (новая парадигма)

Современная концепция менеджмента (новая парадигма). Роль трансакционных издержек, фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменную иерархию. Значение бизнес-процессов для построения современных организаций. Важность институционального подхода. Роль теории организации в формулировании новой парадигмы менеджмента.

Концепция менеджмента, которая в настоящее время все больше и больше находит сторонников в среде не только ученых-теоретиков, но и менеджеров-практиков, основывается на следующих базовых постулатах:

  1. Обязательный учет трансакционных издержек и гарантий, которые дают трансакции (сделке) различные формы экономической организации: рынок, контрактная система, внутрифирменная иерархия и нерыночные отношения в рамках рыночных систем.
  2. Развитие форм экономической организации принимает вид фундаментальной трансформации рыночных отношений во внутрифирменные, что непосредственным образом сказывается на организационных формах фирм. Фактически рыночные отношения (экономические по своей природе) заменяются юридическими и административными или их смешанными формами.
  3. Происходит отказ от одного из фундаментальных положений менеджмента всех школ и направлений - принципа разделения труда и координации разделенного процесса в новое целое, обеспечивающее более высокую производительную силу труда и эффективность функционирования фирмы. Элементарной единицей организации становится не технологическая, или функциональная, единица, а бизнес-процесс, имеющий своего конечного потребителя как вовне компании, так и внутри ее.
  4. Принципиальное значение приобретает институциональный подход к экономическим реальностям. Возрастает роль “встроенных институтов” и общественных организаций. Фирма все больше и больше воспринимается не как определенный иерархически построенный экономический субъект, а как некая “сумма контрактов” (неэкономических по форме отношений, выражающих отношения экономические) между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.

Легко заметить, что эти принципиальные положения новой концепции менеджмента в значительной степени отражают изменения, происшедшие в последнее время в теории организации. Теория менеджмента все более и более сливается (объединяется) с теорией организации, образуя как раз новую менеджерскую парадигму.

В практическом плане это теоретическое осмысление незыблемых доселе основ, отказ от некоторых из них означает, по сути, мобилизацию новых специфических менеджерских ресурсов, использование которых способствует повышению общей эффективности функционирования фирм.

По мнению авторов, которое нашло развернутое изложение в данном исследовании, таким ресурсом становится управление собственно структурой организации. Представляется, что в наступающем веке именно он будет востребован менеджерами и в конечном итоге позволит придать новый импульс экономическому развитию и сможет обеспечить нашему Отечеству достойное место среди развитых стран мира.

Приложение 1. Порядок определения издержек при принятии финансовых решений

Общая концепция издержек в финансовом менеджменте: фирма должна компенсировать ВСЕ свои издержки, связанные с деятельностью всех экономических субъектов, оказывающих воздействие на нее в ходе ее воспроизводства. Следовательно, фирма должна компенсировать не только затраты, связанные с ведением хозяйственной (экономической) деятельности, но и нормальную прибыль. Все элементы прибыли (балансовой) можно представить в виде издержек: выплаты налогов (издержки, налагаемые на фирму государством), дивиденды (издержки с точки зрения менеджеров), затраты на развитие производства (издержки с точки зрения собственников). Центральное понятие финансового менеджмента - нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) строится на данной основе при необходимости соотнесения результата и затрат при превышении в конечном итоге первого над вторым.

Существует следующая классификация издержек:

  1. Явные и неявные. Первые - затраты, связанные с приобретением ресурсов на стороне, прямое расходование денежных средств фирмы (тождественны бухгалтерским издержкам), вторые - связаны с использованием фирмой собственных ресурсов (собственник - работник, собственник - арендатор земли, собственник - заемщик капитала). Их иногда в России не совсем справедливо называют вмененными. С одной стороны, их как бы и нет, но при определении издержек мы обязаны все это включать в издержки (упущенная зарплата, упущенная рента, упущенные проценты по капиталу, неявные элементы затрат).
  2. Постоянные и переменные. Первые - затраты, не зависящие от объема выпускаемой продукции (амортизация, выплаты процентов по кредитам, арендная плата, оплата коммунальных услуг, заработная плата руководителей), вторые - зависят от объема выпускаемой продукции (прямая зависимость в широком смысле слова, например, с учетом скидок в ценах при закупке больших партий материалов). Сюда следует отнести затраты на основные материалы, сырье, заработную плату основных производственных рабочих. Имеются также промежуточные (переходные) виды издержек - полупеременные, полупостоянные или смешанные. Пример таких издержек - затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Чаще всего их самостоятельно не определяют, присоединяя пропорционально к постоянным и переменным.
  3. Имеются издержки, которые нельзя получить из существующей системы бухгалтерского учета. Они рассчитываются. Их необходимо учитывать при ограниченности ресурсов (см. пример ниже). Данные издержки получили в России название вмененных.
  4. Учитываемые или не учитываемые при принятии управленческих решений (релевантные или иррелевантные). Будет рассматриваться практическая ситуация (см. ниже). В зависимости от выбора варианта будут учитывать те или иные издержки. Здесь также стоит специально выделить безвозвратные издержки. Их нельзя изменить ни при каком решении в будущем.

Пример. Определить релевантные издержки:

основные материалы -  
зарплата основных рабочих -  
прочие переменные издержки -  
постоянные издержки (общецеховые, общезаводские) -  
Итого:  

Определить релевантные издержки по каждому из вариантов: 1) производить самому или 2) купить товар по цене 280?

При собственном производстве релевантные издержки равны: 100 + 100 + 50 = 250 (не включаем постоянные издержки). Релевантные издержки при покупке товара равны 280 (т. е. затратам на его приобретение).

  1. В связи с выделением центров финансовой ответственности и центров финансового учета (этот класс задач непосредственно связан с основными вопросами теории организации и построением организационных структур) следует различать регулируемые и нерегулируемые издержки. Они отражают возможность и невозможность менеджера влиять на издержки в рамках данных ЦФО и ЦФУ.
  2. Следует заметить, что некоторые виды издержек (в том числе и некоторые из отмеченных выше) не могут быть получены из бухгалтерских документов. Такими являются:

o неявные издержки (см. выше),

o вмененные издержки (см. выше),

o трансакционные издержки, которые возникают в случае изменения организационной структуры фирмы (создание холдингов, выделение дочерних фирм и т.д.), а также заключения контрактов. Эти издержки специально выделяются нами, так как им принадлежит большая роль в определении размеров и границ организации, способа внутреннего упорядочивания элементов организации (соответственно первый и второй вопросы, решаемые теорией организации).

 

  1. Издержки, возникающие в связи с появлением монополистических тенденций во внутренней среде фирмы (еще один срез организации фирмы, когда она представляется нам совокупностью фактически только трех функциональных подразделений, охватывающих стадии движения капитала: закупка ресурсов - производство - реализация продукции. Монополистические тенденции могут возникнуть на стадиях закупки ресурсов и реализации продукции, когда у соответствующих служб появится и оформится свой экономический интерес, который будет реализовываться посредством закупки ресурсов у “своих” поставщиков по более высоким ценам и продажи продукции “своим” клиентам по более низким ценам. Эту ситуацию не нужно путать с наличием у фирмы постоянных партнеров, с которыми отношения строятся либо на основе долгосрочных контрактных соглашений, либо на основе доверительных отношений. Преодоление монополизма - определение лимитов денежных средств на закупку и минимального предела цен реализации. На Западе основной источник сокращения издержек находится именно на стадиях закупки и продажи.
  2. Издержки, определяемые в зависимости от пользователя информации: внешние пользователи информации - издержки бухгалтерские, внутренние пользователи информации - все издержки (не только бухгалтерские, см. 1 - 8).
  3. Издержки, зависящие от временного интервала: краткосрочные и долгосрочные. При определении краткосрочного и долгосрочного временного интервала нас интересует не количество единиц времени, а качество самого понятия (экономические процессы и явления в жизни фирмы). Вспомним всеобщую формулу капитала:

Д - Т (с. п., р. с.)...П...Т’- Д’

Краткосрочный период связан с оборотом стоимости капитала, долгосрочный - с оборотом капитала в натурально-вещественной форме. Принципиальное значение имеет основной капитал, который полностью принимает участие в процессе производства, но по частям переносит свою стоимость на произведенный товар. Отсюда примеры действия краткосрочного периода - производственная программа, управление текущими активами и текущими пассивами, запасами, дебиторской задолженностью, определение финансово-эксплуатационных потребностей и т. д. Пример действия долгосрочного периода - реализация инвестиционного проекта. Соответственно, и решения делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Определение конкретных рамок краткосрочного и долгосрочного периодов: Д - Т (с. п., р. с.)...П...Т’ - Д’.

Например, основной капитал стоимостью 10 000 служит 10 лет, а оборотный капитал осуществляет 4 оборота в год и равен 500. Долгосрочный период - воспроизводство элементов капитала в натуре, краткосрочный - по стоимости. Имея данные цифры, мы можем определить границы периодов. За один год происходит воспроизводство 1000 + 2000 = 3000 единиц капитала. Общая величина капитала - 10500. Следовательно, продолжительность краткосрочного периода – менее 3,5 лет, а долгосрочного, соответственно, больше.

Приведем условный пример расчета издержек при принятии решений.

Пример. Определение минимальной договорной цены на ближайший период:
Фирма выполнила заказ, но не успела доставить его заказчику (он потерпел банкротство). Коммерческий директор нашел потенциального заказчика, который согласился приобрести продукцию с некоторыми переделками. Фирма уже затратила 20 000 руб. на производство и для переделки должна потратить еще 6 350 руб., а именно:

затраты на материалы 2 000
зарплата основных рабочих (4 человека) 2 000
переменные накладные расходы  
амортизация 1 000
выплаты мастеру  
постоянные производственные накладные расходы  
Итого: 6 350

Фирма определяет цену на продукцию на 25% выше ее себестоимости, при этом цена будет равна:

(20 000 + 6 350) * 1,25=32 937,5 руб.

Материалы для переделки имеются на складе. Они могли бы быть использованы для производства другого товара вместо материала, покупка которого обойдется фирме в 4000 руб. Четверо рабочих для переделок будут переведены с участка, который имеет резервные мощности и не задействован полностью. Для переделки будет использовано оборудование, закупленное 8 лет назад по цене 120 000 руб. Срок его службы - 10 лет. Амортизационные отчисления производятся равномерно. Работой будет руководить мастер, нанятый фирмой. Оклад мастера 1 500 руб. в месяц, работы по переделке займут 10% рабочего времени мастера.
Дополнительная информация:

1. работа по переделке займет месяц,

2. основной заказчик уже внес невозвратный депозит 3 000 руб.,

3. постоянные накладные расходы начисляются по норме 40% от затрат на материалы,

4. в существующем виде товар может быть реализован как лом за 1 000 руб.

Какова должна быть минимальная цена? Обоснуйте включение (исключение) тех или иных статей в расчеты.

Решение

  1. Вмененные издержки по материалам (в данном случае это затраты по ограниченным ресурсам) равны 4 000 руб., их придется затратить, чтобы производить то изделие, на которое можно было бы использовать данный для переделок материал (+ 4 000).
  2. Статью “основные рабочие” можно вообще “обнулить”, т.к. речь идет об использовании работников, не загруженных полностью (-2 000).
  3. Издержки следует уменьшить на 3 000 руб. за счет невозвратного депозита
    (-3000).
  4. Использование товара в существующем виде в качестве лома могло бы дать 1000 руб., следовательно это вмененные издержки (+ 1000).

Итоговый расчет: + 4 000 – 2 000 – 3 000 + 1000 = 0

Следовательно, минимальная цена определена верно, но это случайное совпадение, т. к. структура сметы расходов на переделку товара имеет другой вид с учетом вмененных издержек. Здесь издержки при принятии решений совпали с бухгалтерскими.

Приложение 2. Использование выбора формы защиты трансакции при принятии решений о размерах и границах фирмы

Рассмотрим следующую задачу.

Фирма стоит перед выбором: или сбыт собственной продукции поручается специализированному торговому предприятию на основе заключения долгосрочного контракта, или его осуществляет собственное сбытовое подразделение фирмы, которое необходимо создать. Что она предпочтет, какую форму защиты трансакции выберет?

Все необходимые данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изделие Объем производства Оптовая цена Розничная цена
А      
Б      
В      

Общая выручка в случае заключения контракта составит:

10 000 * 10 + 20 000 * 12 + 15 000 * 15 = 565 000.

Общая выручка при создании собственного сбытового подразделения, доводящего продукцию фирмы до конечного потребителя, составит: 10 000 * 12 + 20 000 * 15 + 15 000 * 19 = 705 000.

Трансакционные издержки, связанные с заключением контракта (все четыре вида трансакционных издержек), - 20000.

Дополнительные затраты на организацию сбыта продукции конечным потребителям (дополнительные средства производства, дополнительная рабочая сила, хранение, транспортировка, упаковка, реклама) - 150 000.

Дополнительные затраты на управление фирмой в связи с усложнением ее внутренней структуры (дополнительные общецеховые и общезаводские расходы) - 12 000. При условии совмещения работ и использования работников, получающих повременную зарплату, их можно снизить на 2000 (вмененный доход 2 000). Итого: дополнительные затраты на управление составят 12 000 - 2 000 = 10 000.

Рассчитаем общие доходы по обоим вариантам:

Контракт со специализированным оптовиком даст доход:

565 000 - 20 000 = 545 000.

Создание собственного сбытового подразделения даст доход: 705 000 - 150 000 - 10 000 = 545 000.

Доходы в обоих случаях оказались одинаковыми, следовательно, наш выбор будет обусловлен вариантом, который даст большие гарантии по защите трансакций.

По нашему мнению, заключение контракта даст большие гарантии, так как вариант создания собственного сбытового подразделения не дает никаких дополнительных гарантий сбыта, по сравнению, например, с рыночной формой данной трансакции, хотя она и становится частью внутрифирменной организации.

Конкретизируем задачу, приблизим ее к реальной действительности.

  1. Появляются дополнительные непредвиденные издержки по защите контракта в размере 10. Представляется, что это не должно повлиять на наш выбор.
  2. Появляются дополнительные непредвиденные издержки по защите контракта в размере 40. Это уже почти 7% общего дохода. Вероятно, это много. Решение может быть принято исходя из склонности менеджеров к риску. Для одних, 7% выручки - это достаточная плата за стабильность (они будут заключать контракт). Для других - это много, они будут создавать собственное сбытовое подразделение.
  3. Рассматривается российский вариант: оптовый торговец расплачивается “безналом”, кроме того, он имеет возможность воспользоваться отсрочкой платежа, потребители же оплачивают мгновенно и “налом”. В этой ситуации для предприятия предпочтительнее будет создание структурного подразделения по сбыту готовой продукции. Таким образом можно будет решать проблемы хотя бы оплаты труда в условиях всеобщих неплатежей, бартерных сделок и прочих суррогатных расчетов.

Предложенную ситуацию можно развивать и дальше, все более ее конкретизируя, приближая к российской действительности.

Для нас же важно, что, с одной стороны, имеются определенные правила выбора организационной формы защиты трансакции (см. 3.3), с другой - выбор предполагает учет склонности менеджеров к риску, специфики расчетов между экономическими субъектами и многих других конкретных факторов.

Приложение 3. Определение границ и размеров организации

Задача 1

Производить самому (включить во внутрифирменную иерархию) или покупать (доверить рынку или контрактной системе)?

Основные материалы -  
Зарплата основных рабочих -  
Прочие переменные издержки (вспомогательные материалы, зарплата вспомогательных рабочих и проч.) -  
Постоянные издержки (общецеховые, общезаводские) -  
Итого:  

Что Вы предпочтете:

  1. Производить самому или купить товар по цене 280?

Ответ: производить самому, т.к. релевантные издержки в данном случае равны 250 (не включают постоянные) и они меньше внешних издержек на покупку товара (280);

  1. Производить самому или покупать товар по цене 280 при условии, что для производства в нужном объеме у Вас не хватает производственных мощностей и Вам придется отказаться от производства изделия №100, которое сейчас дает доход фирме в 40 единиц?

Ответ: покупать, т.к. релевантные издержки для собственного производства равны 250 + 40 = 290, что меньше внешних издержек на покупку товара на стороне (280);

  1. Производить самому или покупать за 280 при сохранении всех условий варианта 2) и сокращении общезаводских расходов на 10 при замене изделия № 100, (фирма узкоспециализированная, рынок поделен)?

Ответ: производить самому. Релевантные издержки в данном случае (250 + 40 - 10 = 280) равны внешним издержкам, но решающим становится узкоспециализированный характер фирмы. Поиски другого заказа, вероятность получения которого не равна единице, связаны со значительными дополнительными затратами.

Задача 2

Заключение контракта

Фирма является малым специализированным предприятием по производству электронных компонентов, основную часть ее продукции используют в самолетостроении (гражданском и военном). Одно из предприятий предложило фирме контракт на производство 400 одинаковых компонентов в течение следующих 12 месяцев. Исходные данные для производства каждого компонента:

А. Потребность в материалах:

3 кг материала М1, 2 кг материала Р2, 1 деталь № 678.

М1 используется фирмой и имеется в наличии в количестве 100 кг по балансовой стоимости 4,7 руб. за кг. При последующих закупках его цена будет 5,5 руб.

Имеется в наличии 1 200 кг Р2. Первоначальная его стоимость - 4,3 руб. за кг. В нем не было потребности 2 года и его списали по цене 1,5 руб. Единственная возможность использования этого материала - вместо Р4 (используется в настоящее время), но в этом случае потребуются дополнительные затраты по обработке материала в размере 1,6 руб. за кг. Текущая стоимость материала Р4 равна 3,6 руб. за кг.

Деталь № 678 будет закуплена по цене 5 руб.

Б. Трудовые затраты

Изготовление каждого компонента потребует 5 часов квалифицированного и 5 часов малоквалифицированного труда. Высококвалифицированные рабочие имеются и их зарплата 5 руб. в час, но им придется искать замену с оплатой 4 руб. в час. Оплата малоквалифицированного труда - 3 руб. в час и для выполнения данной работы потребуется еще 1 рабочий.

В. Накладные расходы

Фирма распределяет накладные расходы по норме 20 руб. за 1 станко-час, 7 руб. из которых переменные и 13 руб. постоянные накладные расходы.

В случае заключения контракта постоянные расходы возрастут на 3200 руб.

Имеются запасные мощности оборудования, и производство каждого компонента потребует 4 машино-часа.

Предложена цена 145 руб. за компонент.

Должна ли фирма заключать контракт? Обоснуйте свое решение при помощи расчетов.

Решение

  1. Затраты по материалам

М1 - 1 000 * 4,7 + 200 * 5,5 = 5 800.

Р2 - 800 * 1,5 = 1 200, плюс вмененные издержки 800 * 3,6 = 2 880 (это дополнительные затраты, которые нужно понести в связи с необходимостью покупки Р4 на рынке), минус вмененные доходы (800 * 1,6) - не придется тратиться на переделку Р2 в Р4. Итого - общие затраты на Р2 1 200 + 2 880 - 1 280 = 2 800. (При жестком формулировании стоит вспомнить о безвозвратных потерях по Р2 в связи с их уценкой. Это (4,3 - 1,5) * 800 = 2 240).

Деталь № 678 - 50 * 400 = 20 000.

Общие затраты по материалам: 5 800 + 2 800 + 20 000 = 28 600. С учетом безвозвратных потерь 28 600 + 2 240 = 30 840.

  1. Трудовые затраты

Придется дополнительно нанять двух работников, и затраты на это составят 4 * 5 * 400 + 3 * 5 * 400 = 14 000.

  1. Накладные расходы

Необходимо 4 * 400 = 1 600 станко-часов, всего накладные расходы будут равны 20 * 1 600 = 32 000:

- переменные накладные 7: 20 * 32 000 = 11 200,

- постоянные накладные 13: 20 * 32 000 = 20 800 + 3 200 = 24 000.

Общие затраты (релевантные) = 28 600 + 14 000 + 11 200 + 3 200**= 57 000. ** В качестве релевантных выступают постоянные издержки (их прирост произойдет в результате заключения контракта)

Общий доход 145 * 400 = 58 000. Контракт стоит подписать!

Мы принимаем решение при условии, что имеется бухгалтерский убыток, т. к. фактические бухгалтерские издержки будут включать в себя и безвозвратные потери, т. е. будут равны 59 240. Но не стоит забывать, что текущие затраты мы покрываем, а, кроме этого, фирма получает гарантированную работу в течение года. Имеет место высокая степень защиты данной трансакции (сделки).

Приложение 4. Использование расчетов внутрифирменных финансовых потоков для организационного проектирования фирм

Рассмотрим следующую задачу.

Фирма занимается производством двух видов продукции, каждый из которых выпускается определенным цехом (цех 1 и цех 2).

Основные данные представлены в таблице 2:

Таблица 2

 

Основные параметры Товар 1 / цех 1 Товар 2 / цех 2
Выручка    
Переменные издержки    
Общецеховые издержки      
Общезаводские издержки (пропорционально выручке)    
Прибыль    
Издержки, не разнесенные на производственную деятельность* (всего - 25)    
Прибыль после компенсации всех издержек (всего - 100)    
Норма прибыли по каждому производимому фирмой товару (нормативная (средняя) прибыль по фирме: 100 / 1000 = 0,1 (10%)) 14% 4%

* Издержки, не разнесенные на производственную деятельность, - это затраты на приобретение сырья, комплектующих, иных средств производства и сбыт готовой продукции.

Структура фирмы на основе выделения ЦФУ и ЦФО выглядит следующим образом:

ЦФУ (1) - занимается производством товара 1 (соответствует цеху 1),

ЦФУ (2) - занимается производством товара 2 (соответствует цеху 2),

ЦФО (1) - занимается закупкой сырья, комплектующих и прочих средств производства,

ЦФО (2) - занимается сбытом готовой продукции.

Для недопущения монополистических тенденций во внутренней среде фирмы руководство фирмы использует практику лимитирования расходов ЦФО. Полученные данные можно свести в следующую таблицу (табл. 3):

 

Таблица 3

Основные параметры ЦФО (1) ЦФО (2) ЦФУ (1) ЦФУ (2) Всего
Закупки средств производства          
Добавленная стоимость* 5,5 5,5 193,56 95,44  
Сбыт готовой продукции          
Общецеховые расходы          
Общезаводские расходы 7,5 7,5      
Прибыль** - 7 - 7 92,56 21,44  

* Добавленная стоимость рассчитывалась посредством определения внутрифирменных финансовых потоков фирмы с использованием механизма трансфертного ценообразования и средней нормы прибыли по фирме. Общецеховые расходы разносились на ЦФУ с ЦФО (1) пропорционально закупкам (в пропорции 4: 3), с ЦФО (2) пропорционально сбыту готовой продукции (в пропорции 3: 2). Например, добавленная стоимость по ЦФУ (1) = 600 - 400 - 3,14 - 3,3 = 193,56.

** Прибыль по подразделениям определяется как разница между его добавленной стоимостью и общецеховыми и общезаводскими издержками.

Произвести соответствующие расчеты и обосновать возможные действия по изменению (сохранению) структуры фирмы при следующих вариантах развития событий:

  1. ликвидации цеха 2 и производства товара 2.
  2. ликвидации цеха 2 и перенесения производства товара 2 в цех 1, при условии, что это потребует дополнительных затрат в размере 25 (технологические и производственные возможности позволяют перенести только 85% сегодняшнего производства товара 2 в цех 1).
  3. долгосрочном изменении на рынке товара 2, приведшем к снижению цены данного товара на 6%.

Решение:

  1. Экономия средств = 40 (за счет сокращения общецеховых расходов цеха 2) + 2,14 (за счет сокращения доли общецеховых расходов ЦФО (1)) + 2 (за счет сокращения доли общецеховых расходов ЦФО (2)) = 44,14. Недополученный доход = 95,44 (добавленная стоимость). Предлагаемое решение неудачное - общие потери = 95,44 - 44,14 = 51,3.
  2. Экономия средств = 40 (за счет сокращения общецеховых расходов 2) + 0,535 (за счет сокращения общецеховых расходов ЦФО (1)) + 0,5 (за счет сокращения доли общецеховых расходов ЦФО (2)) = 41,035. Недополученный доход = 25 (дополнительные издержки в связи с переводом производства товара 2 в цех 1) + (0,15 * 95,44) = 25 + 14,32 = 39,32. Предлагаемое решение удачное - общий доход = 41,035 - 39,32 = 1,715.
  3. Сохраняем цех 2. Потери от снижения цены = 0.06 * 400 = 24. Общая прибыль по товару 2 (ЦФУ (2)) = 21,44 - 24 = - 2,56 (т. е. имеет место убыток). При ликвидации цеха в этом случае убыток будет еще больше (см. п. 1).

Вывод: в сложившейся ситуации необходимо производить товар 2 в рамках цеха 2, так как переменные издержки покрываются (выручка от продажи товара 2 превышает переменные издержки, т.е. 400 - 24 > 300). Стоит даже наращивать его производство, при наличии, конечно же, свободных производственных мощностей. Порог рентабельности в этом случае будет равен = 84: (376 - 300) / 376 = 415,6.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.076 с.)