Билет№42.Государственный и консолидированный бюджеты. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный федерализм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет№42.Государственный и консолидированный бюджеты. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный федерализм



  • Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства.
  • С одной стороны, бюджет (в переводе с фр. – кожаный кошелек, сумка для хранения денег) – это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья); с другой – бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, соответствие между поступлением и расходованием средств в течение определенного времени, обычно года.
  • Бюджетная политика – это формирование и использование средств всех уровней как единого целого с целью реализации стратегических целей государства.
  • Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хозяйства, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования. Государственный бюджет выступает в качестве материального средства реализации функций государства.
  • В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением – с другой.
  • Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использования бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. С учетом общественных нужд бюджетные средства могут выделяться: на нужды народного хозяйства; на социально-культурные мероприятия; на оборону; на управление.
  • Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов входят расходы на текущие нужды. В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвестиций, связанных с социально-экономическим развитием территорий, с инновационной деятельностью, с осуществлением крупных экономических программ.
  • В тех случаях, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит.
  • Необходимо иметь в виду, что если дефицит носит временный характер и не превышает 10 % от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень 20 %, является критическим.
  • Преодоление бюджетного дефицита в первую очередь должно опираться на развитие производства, на достижение финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий различных форм собственности, на активизацию предпринимательской деятельности.
  • Секвестр. В целях обеспечения стабильности в области бюджетных отношений могут устанавливаться размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестирования расходов, который заключается в том, что осуществляется пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям.
  • Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Государственный долг может быть внутренним и внешним.
  • Консолидированный бюджет – это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для проведения сопоставимых расчетов и анализа.
  • Внебюджетные фонды – это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. По целевому назначению внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; по уровню управления – на федеральные, региональные и местные.
  • К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:
  • Фонд государственного социального страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд обязательного медицинского страхования и др.
  • Фонд государственного социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Этот фонд создается страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций.
  • Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую структуру, которая обслуживает пенсионеров. Он занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей. Доходы Пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий и организаций; граждан, занимающихся трудовой деятельностью; а также средств из республиканского бюджета для выплаты государственных пенсий и пособий военным.
  • Государственный фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения другой специальности. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов.
  • Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. В Петербурге, например, учреждения здравоохранения, включенные в систему оказания обязательных медицинских услуг, выдают гражданам страховые медицинские полисы, владельцы которых получают право на бесплатную медицинскую помощь.
  • Бюджетный федерализм – это совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления, предполагающая децентрализацию финансовой системы и расширение бюджетных прав регионов.
  • Основными принципами бюджетного федерализма являются:
  • самостоятельность бюджетов различных уровней;
  • законодательное разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходованию доходов между федеральными, региональными и местными органами управления;
  • установление правовых методов регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи субъектам Федерации;
  • обеспечение соответствия (сбалансированности) между функциями по расходованию средств и поступлениями доходов, закрепленными за данным бюджетным уровнем.
  • Российская система бюджетного федерализма включает:
  • систему полюсов бюджетных потоков: федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты;
  • налоговый федерализм, т. е. разграничение налогов на федеральные, региональные и местные;
  • создание блока финансовых трансфертов в виде федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;

Билет№50Проблемы распределения и дифференциации доходов. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др. натуральные доходы включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Классификация доходов

Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные дохо ды характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Но минальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% приросте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Распределение доходов

Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).

Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл. 28.1). Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).

Таблица 28.1. Структура денежных доходов населения России в 1990—1996 гг., % к итогу

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Дифференциация доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 28.1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных (табл. 28.2).

Билет№18. Рыночная цена, функция и виды цен, структура. Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги; важный показатель конъюнктуры рынка; фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства; инструмент образования прибыли и управления эффективностью; фактор налогообложения; главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику; фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп; мощное орудие конкурентной борьбы.

Виды цен
Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
  • цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции, границы), с учетом или без включения стоимости погрузки, расходы на остальной путь покрывает покупатель (например, франко-судно порт отправления ФОБ – поставщик оплачивает расходы до порта отправления, включая стоимость погрузки груза с причала на теплоход).
  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения (например, франко-судно порт назначения и страхование СИФ – поставщик оплачивает все расходы до порта назначения без выгрузки и страховку от риска гибели или порчи товара). Разновидность – франко-склад потребителя: поставщик оплачивает все транспортные расходы, включая пошлину.

По формам продаж:

  • контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
  • биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены.

По стадиям продажи:

  • цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар;
  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
  • цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

  • жестко фиксированные;
  • регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством на продукты повышенного социального назначения);
  • свободные (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

  • твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
  • подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
  • скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
  • с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
  • справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.
  • цены прейскурантов и ценников.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

  • трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
  • мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т.е. цены отдельных стран – основных производителей товара).

Структура цены
Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля, оптовая торговля – розничная торговля, розница – потребитель.

Соответственно этим стадиям выделяют основные составляющие цены:

  1. оптовая цена предприятия (отпускная), состоит из себестоимости и прибыли предприятия;
  2. оптовая цена промышленности (торговли), включает кроме отпускной цены снабженческо-сбытовую наценку, т.е. цену на снабженческие и сбытовые услуги, возмещающую издержки сбыта и приносящую прибыль соответствующим организациям;
  3. розничная цена, включает торговую наценку на оптовую цену или, часто, торговую скидку с розничной цены (назначается в %, состоит из затрат и прибыли розничной торговли).

В общем виде структура розничной цены может быть представлена следующим образом:

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки прибыль издержки прибыль издержки прибыль
           

Структура – удельный вес составляющих цены, выраженный в %, долях, единицах.

P = ATC + ATP

ATC = AVC + HFC

AVC/P; AFC/P; ATP/P – Структура цены в долях на единицу.

где, АТС – средние издержки; АТР – удельная прибыль; AVC – удельные переменные издержки; HFC – удельные постоянные издержки

структуре цены можно выделить издержки на упаковку; весовые надбавки и скидки; ценовые скидки.

Билет№49сущность и основные направления в социальной политике государства. Социальная политика государства - это меры, направленные на социальное развитие государства, рост доходов, потребления и благосостояния населения, повышение качества и уровня жизни населения, социальной защиты и социальной поддержки граждан РФ. Важнейшими сферами, в которых государство проводит социальную политику, выступают сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, социального обеспечения, социальной защиты.
Необходимо выделять следующие формы реализации социальной политики:
1) Коллективные, - это назначение стипендий, пенсий;
2) Индивидуальные, - это назначение льгот матерям-одиночкам, инвалидам и т.п..
Методы социальной политики государства - это способы, используемые уполномоченными органами государственной и муниципальной власти РФ для реализации направлений социальной политики государства.
Методы социальной политики:
1) экономические - понижение цен, тарифов, налогов;
2) административно-распорядительные - установление квот и выдача лицензий, запрет на продажу;
3) правовые - правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области социального обслуживания, законы о пенсиях и труде.
Социальная политика строится исходя из следующих принципов:
1) социальной справедливости;
2) равенства в получении необходимых социальных благ и услуг.
Социальная сфера в РФ представлена здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, культурой, спортом, социально-производственной инфраструктурой жизнеобеспечения населения.
Выделяют следующие услуги:
1) социально-культурные услуги (просвещение, образование);
2) социально-бытовые услуги (торговля, бытовое обслуживание, ЖКХ).
Главная задача социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения. Направления социальной политики:
1) регулирование доходов населения;
2) помощь социально-уязвимым категориям населения;
3) обеспечение занятости населения;
4) улучшение демографической ситуации в стране.
Социальная защита населения - это одна из основных функций государства, которая должна осуществляться при любых условиях.
Возможности социальной защиты могут различаться в зависимости от:
1) характера общественно-политического строя;
2) социально-экономической и политической ситуации в РФ.
Система социальной защиты - это такие механизмы и способы, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов от экономически активных слоев населения в пользу больных, пожилых, нетрудоспособных, малообеспеченных граждан.

Билет№51.социальная справедливость и социальная защита населения. Под социальной защитой предлагается понимать комплекс мер, направленных на устранение социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ.

В социальном государстве одновременно с расширением и совершенствованием организационно-правовых форм удовлетворения социальных потребностей граждан утверждается принцип всеобщности социальной защиты, означающий самую широкую сферу её действия по кругу лиц. Социальная защита осуществляется путём наделения граждан социальными правами и гарантиями их реализации, предоставления гражданам социальной помощи и поддержки, а также оказания государством общих услуг в социальной сфере. Всеобщности социальной защиты содействует многообразие её видов. Для граждан трудоспособного возраста наиболее значимыми являются права и гарантии в сфере труда и собственности, а для молодежи – в сфере образования.

В основе всеобщности социальной защиты находится принцип солидарности человеческих поколений, а социальная политика опирается на налоговый1 потенциал всего общества. Данный принцип срабатывает и в области социального страхования.

Производным от указанных принципов является принцип равенства социальной защиты населения. Действие принципа выражается в запрете дискриминации граждан в социальных отношениях. Например, запрещается дискриминация граждан по признаку профсоюзного членства. Равенство социальной защиты – это также установление гарантированного минимального уровня жизнеобеспечения для всех граждан, использование в государственной политике единых социальных нормативов, обеспечение равной юридической защиты прав и гарантий граждан.

Принцип социальной справедливости обеспечивает необходимую дифференциацию в области социальной защиты, способствует выравниванию стартовых условий жизнедеятельности субъектов (дополнительные гарантии в сфере образования детям-сиротам). Социально справедливым в одних случаях будет распределение равным образом, в других – по заслугам (труду), в третьих – по законам рынка, в четвертых – посредством поддержки редких, необычных талантов.

Принцип гуманизма социальной защиты предполагает уважительное отношение к человеку, а на законодательном уровне – закрепление таких условий социальной защиты, которые обеспечат достойное для человека существование и не носят унизительного характера, являются доступными. Государственная помощь и поддержка в соответствии с данным принципом ограничивается предоставлением социальных пенсий, ночлежных домов, благотворительных столовых, домов-интернатов С целью избежать социальное иждивенчество.

Принцип многоуровневости социальной защиты, возможности улучшать обеспечение граждан на основе законодательной деятельности субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, социального партнерства, деятельности негосударственных организаций в социальном секторе, развития дополнительных систем помощи и поддержки населения.

Принцип научной и экономической обоснованности социальной защиты населения. Организуется всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, а его данные используются в прогнозировании социально-экономического развития, при подготовке социальных программ и проектов социально-правовых актов.

 

Билет№52. Государство в экономической системе общества. Экономическая система при всей своей самодостаточности не может существовать в вакууме, изолировано от других подсистем человеческого социума. Она может эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности при соблюдении общепринятых правил игры во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике, обеспечиваемых главным образом государством.

Государству принадлежит определяющая роль в обеспечении единства и жизнеспособности общества. В отличие, например, от заинтересованных групп и политических партий, именно государство призвано выражать и защищать совокупные интересы всех членов общества. Государство представляет собой форму политической самоорганиза­ции людей на определенной, четко очерченной территории (11. С.70). Особенность го­сударства в отличие от всех других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения оно призвано выражать, защищать и реализовать интересы всего общества. Одна из главных функций государства состоит в управлении социальными, экономическими, технологическими и иными процессами, происходящими в обществе.

Государство призвано обеспечить:

- правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики;

- защиту конкуренции;

- перераспределение доходов;

- корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

- стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста (11. С.84).

Государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Но все же тесные связи между бизнесом и государством вытекают из самой сущности либерально-демократической системы правления и правового государства, основанных принципах политического равенства и признания, наряду с политическими правами, социальных прав граждан на достойные человека условия и стандарты жизни. Политики избираются и переизбираются на выборах, личный успех на политическом поприще зависит от состояния экономики, поскольку первейшей заботой избирателей является занятость и, следовательно, здоровая экономика.

Билет№53. Государственное регулирование экономики. Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктурув целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основныеэкономические функции государства (правительства):

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.032 с.)