Методы и цели государственного регулирования экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и цели государственного регулирования экономики



К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

  • на прямые (или дирижистские);
  • косвенные (или экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Билет№54. Экономическая политика государства. Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

1. устойчивый рост национального производства;
2. поддержание эффективного размера занятости;
3. стабилизацию уровня цен;
4. обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

1. регулирование капиталовложений;
2. регулирование сбыта;
3. регулирование рынка рабочей силы;
4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

Билет№55. Сущность мировой системы хозяйства. Мировое хозяйство представляет собой глобальный хозяйственный механизм, сформированный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений (внешняя торговля, вывоз капитала, валютно-кредитные отношения, миграция рабочей силы, интеграция и т.д.). Мировое хозяйство неоднородно, национальные хозяйства, входящие в него, различаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами, формами международных экономических отношений. Субъектом мирового хозяйства выступает мировое сообщество. Его интересы в целом стали в наше время выше любых частных интересов (национальных, классовых, социальных). Возникла новая система ценностей, включающих мир, экономическое благополучие, социальную и политическую справедливость, экологическую безопасность, самореализацию личности. Появилась возможность создания системы глобального управления мировым хозяйством. Под глобальным управлением понимаются методы и институты, позволяющие контролировать и направлять нарастающий поток изменений таким образом, чтобы обеспечить более благоприятные условия для всемирной безопасности и сбалансированного, совместимого с сохранением окружающей среды развития в условиях свободы и демократии. К числу институтов глобального управления относятся: международное право; межправительственные организации, которые формируют общие цели мирового сообщества и призваны вводить их в мировую политику, начиная с Организации Объединенных Наций (ООН); специализированные неправительственные международные организации («Красный крест», «Гринпис» и др).

Взаимодействие национальных экономик осуществляется в форме международных экономических отношений (МЭО). Международные экономические отношения представляют собой: в широком смысле - экономические взаимосвязи между странами; в узком смысле - формы взаимодействия между экономическими субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления необходимых им благ. МЭО по своей сути противоречивы, они одновременно являются и отношениями сотрудничества, и отношениями соперничества. Обычно выделяют следующие формы МЭО: международная (мировая) торговля; международное движение капитала; международная миграция рабочей силы; международное кооперирование производства; международная передача (трансферт) технологий; международные валютные и кредитные отношения. Можно выделить три уровня взаимодействия национальных экономик: микроуровень, макроуровень и международный (наднациональный) уровень. На микроуровне национальные экономики взаимодействуют прежде всего через фирмы и предприятия, причём подразумеваются не только транснациональные корпорации и предприятия, прямо и непосредственно участвующие во внешнеэкономической деятельности: В открытых экономиках все экономические субъекты прямо или косвенно являются субъектами МЭО. На макроуровне национальные экономики взаимодействуют через взаимовлияние национальных народнохозяйственных комплексов и их / основных секторов (реальный, фискальный, денежный, внешний), макроэкономическую политику, органы государственной власти соответствующих стран и их специализированные институты (центральные банки, министерства финансов, экономики, налоговые и таможенные организации и т.

п.), прямо или косвенно участвующие в регулировании внешнеэкономической деятельности. На международном (наднациональном) уровне национальные экономики взаимодействуют в более опосредованной форме: через многочисленные международные экономические организации или через наднациональные органы, действующие в рамках различных региональных интеграционных группировок. Мировое хозяйство может рассматриваться и в узком смысле, как стадия развития мировой экономики - более высокая стадия по сравнению с предыдущими, существующая со второй половины XIX столетия, когда взаимодействие национальных экономик перерастает сферу обмена и начинает всё больше и больше охватывать сферу производства. При этом углубляется и расширяется взаимодействие национальных экономик в сфере обмена, развивается международная торговля и появляется мировой рынок.

Билет№56. Формы международных экономических отношений. В процессе труда, на основе отношений людей к природе, складываются и определенные взаимоотношения людей. Они обусловлены производством материальных благ и услуг и называются экономическими отношениями.

Экономические отношения образуют сложную иерархическую систему. Их можно рассматривать под различным углом зрения в зависимости от цели анализа и критериев классификации входящих в нее элементов. В данной системе можно выделить отношения воспроизведенного характера, т.е. производства, распределения, обмена и потребления. Можно классифицировать отношения по формам собственности: государственной и частной. Конкретизация отношений системы может осуществляться также по уровням организации общественного производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.005 с.)