Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет №1. Предмет, функции и методы эконом теории.

Поиск

Билет№24.Рынок труда. Заработная плата.

Развитая рын. эк-ка предполагает товарный характер продуктов труда и раб. силы. Задача – формирование и эффект исп-ния рынка рабочей силы. На этом рынке определяется зарплата, условия труда, возможности профессионального роста, гарантия занятости. Рынок труда отражает осн. тенденции занятости, её структуру, динамику безработности; множество отн-ний по поводу спроса и предложения раб. силы. Отн-ния имеют территор. хар-р, проявляют себя в рамках региона, именно там, где протекает процесс воспроизводства населения, трудовых ресурсов.

Различные экон. школы по-разному трактуют рынок труда. Сторонники совр. неокласс. теории рассматривают его как обычный рынок, не видят специфики, подчеркивая, что он действует на основе ценового равновесия. Спрос и предложение раб. силы регулируется зарплатой. Инвестиции в образование и квалификацию – аналог инвестиций в машины и оборудование. Маркс.школа рассматривала рынок труда как особенный. Специфика товара раб. сила в том, что он создаёт стоимость, а все пр. ресурсы лишь переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. Раб. сила как субъективный фактор пр-ва м. активно влиять на спрос и предложение, на свою рын. стоимость.

- Большинство экон-стов полугают, что рынок труда подчиняется законам спроса и предложения. На него влияют не только макроэкон. факторы, но и соц-ные. Факторы, влияющие на рынок труда: 1. Демограф. факторы – уровень рождаемости в стране, половозрастная система. 2. Динамика миграц.процессов. В совр. процессах в рез-те иммиграции растёт процент рабочих-мигрантов в раб. силе. 3. Спрос на труд зависит от величины з/п: при росте з/п спрос на труд снижается, и наоборот.

Стоимость раб. силы – з/п. Под з/п понимают также оплату челов. капитала (термин впервые появился у Фишера) – это тот капитал, к-ым располагает раб. сила – уровень образования, проф.подготовки, опыт труд.деят-ти, уровень здоровья, т.е. совокупность всех производств. качеств работника. Чем выше уровень развития пр-ва, тем выше требования к работнику и зарплата. Различают номинальную и реальную з/п. Номинальная – сумма денег, к-ую работник получает за свой труд. Реальная – кол-во благ, к-ые он м. приобрести на свою з/п. з/п зависит от величины номинальной з/п и от уровня цен (инфляции). Чем выше цена, тем ниже реальная з/п.

-

 

Билет№36.ВНП и методы его расчета. ВВП.

Для измерения объема нац. продукта экон.теория и практика исп-ют ряд показ-лей, среди к-ых центральное место занимает показ-ль валового нац-ого продукта. ВНП представляет рын. стои-ть товаров и услуг, произведенных в гос-ве за опр-ый период. В состав ВНП входит стоимость всех созданных в гос-ве в каком-либо году средств произ-ва, предметов потребления и услуг с пом. факторов произ-ва, к-ыми владели в тот период граждане и орг-ции данной страны как на ее территории, так и за рубежом.

Д.т.ч. правильно измерить ВНП, необ-мо включить в его стоимость не все созданные продукты и услуги, а только конечные. Конечными товарами и услугами явл. только те, к-ые предназначены для непосредственного потребления и не исп-ются в целях промежуточного потребления. Существенный недостаток ВНП – он не в состоянии оценить и вобрать в себя ряд качеств. хар-тик продукции и услуг. Как обобщающий показ-ль экон-ой деят-ти людей он фактически не способен фиксировать и выражать издержки общества, связанные с исп-ем в хоз. целях среды обитания.

ВНП-совокупн стоим продукции и услуг нац. предприят независимо от их местонахожд.Т обр,ВНП отлич от ВВП на сумму факторных доходов ВНП=ВВП+факторн доходы, ВНП=ВВП+ (Дс-Ди) (факторн дох), Дс- дох собств предпр страны, Ди -доходы иностр. предприят,нах-ся в данн стране. Разв странах разница м/у ВВП и ВНП сост прибл 1%

Для практич. анализа нужно знать, какой объем продукта и услуг произведен исключительно на территории данной страны, вне завис-ти от того, кто явл. его собственником. В этих целях исп-ется модификация ВНП – валовой внутренний продукт ВВП – общая сумма рын. стоимости конечных продуктов и услуг, произведенных на территории данной страны (за опред. время всеми производителями). Для большинства стран различия ВНП и ВВП невелики, поэтому на практике для расчетов оба показателя исп-ся параллельно. В наст.вр. более распространен - ВВП. ВВП – гл. базовый показ-ль; результат функционирования нац.эк-ки. Оба этих показ-ля отражают рын. стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в эк-ке за опр-ый период вр. (год). à Т.о. гл. хар-ками этих показ-лей явл.:

1.они отражают стои-сть конечных, т.е. готовых к употреблению, товаров и услуг. (Но стои-ть промежуточных товаров в расчет не берется);

2.охватывают рез-ты деят-ти всех отраслей как матер., так и нематер. произв-ва;

3.отличаются др. от др.: ВНП рассчитывается по нац. признаку (как рез-т деят-ти граждан данной страны), ВВП – по территор. признаку (как результат деят-ти экон-их субъектов, находящихся на территории данной страны).

ВВП = ВНП + доход иностранцев на тер. данной страны – доход нац. факторов за границей.

ВВП считается 3осн.способами:

1) по расходам, при расчете ВНП выделяют 4 осн. Границы расходов:

- Спотребит. расходы – стои-ть тов. и услуг, приобретаемых домохоз-вами à включают расходы на потребит-ие товары длит. пользования и расходы на услуги.

- Iинвестиционные расходы (Валовые частные внутр. инвестиции) – стоимость инвестиц-ых товаров, приобретаемых бизнесом à включают стоимость машин и оборудования или все строительство (произведенное и жилищное), изменение запасов. Все, что связано с расширением произв-ва.

- Gгос-ые закупки – все расходы на приобретение конечных продуктов фирм и р-сов домохоз-в, осущ-ые правительствами разных уровней (воен. расходы, строительство гос-ых и т.д.) à не включают трансфертные платежи, т.к. эти расходы не связаны с текущим произв-ом.

- NXчистый импорт – внешние экон-ие расходы à это величина, на к-ую заруб-ые расходы на тов. и услуги превышают нац-ые расходы на заруб-ые тов. и услуги, т.е. разница м/д экспортом и импортом: NX = X – M.

GIP = C+I+G+NX. ß основное макроэк-ое тождество

2) по доходам, при расчете ВВП суммируют:

- все виды факторных доходов (получают нац-ый доход) à Это: 1- з/п (оплата труда работников, к-ая осущ-ется бизнесом и гос-вом), а также все виды дополнит-ых выплат; 2- рента – доход домохоз-в и фирм от владения землей и капиталом; 3- процент – денежный доход, выплачиваемый частным бизнесом поставщикам денежного капитала; 4- прибыль – доход от собственности некорпорированной предпринимателей и доход корпораций.

- Два вида платежей недоходного хар-ра: 1- амортизация (связана с износом оборудования) – расходы на потребление основного капитала, т.е. возмещение износа оборудования, зданий и т.д.; 2- косв. налоги на бизнес – такие, к-ые увеличивают цену товаров (НДС, акцизы и т.д.).

- Чистый доход, созданный иностр. факторами на территории данной страны (т.е.: доходы иностранцев данной страны – доходы нац-ых субъектов за границей).

3) в произв-ве, расчитывается по добавленной стоимости, т.е. учитывается стоимость, к-ая добавляется каждой фирмой и отраслью в создании ВВП.

Добавочная стоимость – доход фирмы за вычитом стои-сти материалов, купленных ею для производства продукции. Величина ВВП здесь представляет собой суммированную по эк-ке добавленную стоимость.

ВВП различают:

Номинальный à опр-ет кол-во произведенной в стране продукции с учетом изм-ий цен на нее (т.е. опр-ет стоимостной объем выпуска). Рассчитывается в ценах текущего года.

Реальный à кол-во, произведенной в стране продукции без учета изм-ия цен на нее (т.е. физ. объем). Рассчитывается в сопоставимых ценах.

Т.о. на величину Номин. ВВП оказывают влияние 2 фактора: динамика реального объема произв-ва и динамика уровня цен.

Отн-ние номин. ВВП к реальному наз. дефлятором ВВП.

Т.е. он показывает изм-ие общего уровня цен,т.е. дефлятор показывает во ск-ко раз выросли цены в данном году по сравнению с базисным. Дефл=номин ВНП/реальн ВНП.

 

 

Билет №35.Сущность сичтемы национальных счетов и основные ее показатели.

Добавленная стоимость

Добавленная стоимость — это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая его реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию.

Выводы

1. Система национальных счетов которая принята в мировой практике и переход к которой осуществляется в России, позволяет применять статистическую информацию для оценки и анализа макроэкономических процессов.

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) как основной показатель экономического состояния общества (ВНП — его модификация) представляет собой добавленную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года. Промежуточные продукты (их повторный счет) исключаются при исчислении ВВП.

3. ВВП по отраслям (по производству) рассчитывается как сумма добавленной стоимости всех отраслей национальной экономики, в том числе сферы услуг.

4. ВВП по расходам (по методам использования) определяется как сумма конечных потребительских расходов на товары и услуги, государственных закупок товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.

5. ВВП по источникам доходов рассчитывается как сумма оплаты труда, валовой прибыли и чистых налогов.

6. На основе ВВП можно определить другие важные показатели: чистый внутренний продукт и национальный доход.

 

Билет№37. Потребление, сбережение и накопление. Потребление — это использование товаРа или услуги для удовлетворения определенной потребности.
Сбережение — это использование дохода для тезаврации (хранения ценностей без их прибыльного использования), вклада, представления кредита или прямой инвестиции.
Сбережения = Доход — Потребление.
Накопление — это процесс превращения части прибавочного продукта в дополнительные факторы производства (элементы нового производства, капитал).
Инвестиции — это способ вложения денежных, материальных и нематериальных средств в объекты предпринимательской деятельности с целью получения дохода.
лассификация инвестиций осуществляется по определенным признакам.
По объектам вложения средств выделяют:
—реальные инвестиции (капиталовложения)
—финансовые
По характеру участия в инвестировании:
—прямые
—недрямые (косвенные)
По формам собственности:
—частные, образуемые из средств
—государственные
—совместные.
По национальному признаку:
—внутренние;
—иностранные.
В качестве источника финансирования инвестиций служат денежные средства населения, собственный, привлеченный и заемный капитал предприятий, инвестиционные ассигнования из госбюджета и т.п. Источники
выделяются:
—собственные финансовые ресурсы
—заемные финансовые средства
—привлеченные финансовые средства
—прочие.
Различают внутренние и внешние источникu:
- К внутренним источникам инвестиций относятся сбережения населения, собственные средства предприятий, бюджетные ассигнования, долгосрочные кредиты и займы, отечественные научные разработки, интеллектуальные права, сырьевые запасы, недра, земля;
-к внешним источникам — прямые иностранные инвестиции, портфельные иностранные инвестиции, иностранные кредиты и займы, бартерные (товарные) инвестиции, иностранные научные разработки, новейшие технологии.

Билет№39. Денежный рынок. Денежные агрегаты. Деньги - важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д.

Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег - их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов. Обычно выделяют три основные функции денег:

1) средство обмена, 2) мера стоимости - (измерительный инструмент для сделок), 3) средство сбережения или накопления богатства.

Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк. Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: Ml, М2, МЗ, L (в порядке убывания степени ликвидности). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.

Ml - наличные деньги вне банковской системы, депозиты до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;
М2 - Ml плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100000 долл.), однодневные соглашения об обратном выкупе и др.;
МЗ - М2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. долл., срочные соглашения об обратном выкупе, депозитные сертификаты и др.;
L - МЗ плюс казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр.
Динамика денежных агрегатов зависит от многих причин, в том числе от движения процентной ставки. Так, при росте ставки процента агрегаты М2, МЗ могут опережать Ml поскольку их составляющие приносят доход в виде процента. В последнее время появление в составе Ml новых видов вкладов, приносящих проценты, сглаживает различия в динамике агрегатов, обусловленные движением ставки процента.

Модель денежного рынка соединяет спрос и предложение денег. Вначале для простоты можно предположить, что предложение денег контролируется Центральным Банком и фиксировано на уровне М. Уровень цен также примем стабильным, что вполне допустимо для краткосрочной модели5. Тогда, реальное предложение денег будет фиксировано на уровне и на графике представлено вертикальной прямой Is.

Спрос на деньги (кривая L) рассматривается как убывающая функция ставки процента для заданного уровня дохода (при неизменном уровне цен номинальные и реальные ставки процента равны). В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению.

 

Классификация доходов

Совокупные доходы представляют собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные дохо ды характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Но минальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% приросте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Распределение доходов

Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).

Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл. 28.1). Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).

Таблица 28.1. Структура денежных доходов населения России в 1990—1996 гг., % к итогу

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Дифференциация доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 28.1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Одним из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является квинтильный (децильный) коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 20% (10%) наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% (10%) наименее обеспеченных (табл. 28.2).

Билет№18. Рыночная цена, функция и виды цен, структура. Рыночная цена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги; важный показатель конъюнктуры рынка; фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, объема и территориального размещения производства; инструмент образования прибыли и управления эффективностью; фактор налогообложения; главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику; фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп; мощное орудие конкурентной борьбы.

Виды цен
Рынок как система взаимоотношений различных покупателей и продавцов характеризуется большим разнообразием видов цен. Классификация их осуществляется по нескольким направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

  • оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения;
  • розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
  • закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
  • цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

  • цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции, границы), с учетом или без включения стоимости погрузки, расходы на остальной путь покрывает покупатель (например, франко-судно порт отправления ФОБ – поставщик оплачивает расходы до порта отправления, включая стоимость погрузки груза с причала на теплоход).
  • цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения (например, франко-судно порт назначения и страхование СИФ – поставщик оплачивает все расходы до порта назначения без выгрузки и страховку от риска гибели или порчи товара). Разновидность – франко-склад потребителя: поставщик оплачивает все транспортные расходы, включая пошлину.

По формам продаж:

  • контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
  • биржевые котировки – это уровень цены товара, реализуемого через биржу;
  • цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  • аукционные цены.

По стадиям продажи:

  • цены предложения (цены продавца или стартовые), по которым продавец желает продать товар;
  • цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
  • цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

  • жестко фиксированные;
  • регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством на продукты повышенного социального назначения);
  • свободные (формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

  • твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
  • подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
  • скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
  • с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  • расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
  • справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.
  • цены прейскурантов и ценников.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

  • трансфертные (внутрифирменные – для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
  • мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т.е. цены отдельных стран – основных производителей товара).

Структура цены
Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля, оптовая торговля – розничная торговля, розница – потребитель.

Соответственно этим стадиям выделяют основные составляющие цены:

  1. оптовая цена предприятия (отпускная), состоит из себестоимости и прибыли предприятия;
  2. оптовая цена промышленности (торговли), включает кроме отпускной цены снабженческо-сбытовую наценку, т.е. цену на снабженческие и сбытовые услуги, возмещающую издержки сбыта и приносящую прибыль соответствующим организациям;
  3. розничная цена, включает торговую наценку на оптовую цену или, часто, торговую скидку с розничной цены (назначается в %, состоит из затрат и прибыли розничной торговли).

В общем виде структура розничной цены может быть представлена следующим образом:

Оптовая цена производителя Торговая наценка оптовой торговли Торговая наценка розничной торговли
издержки прибыль издержки прибыль издержки прибыль
           

Структура – удельный вес составляющих цены, выраженный в %, долях, единицах.

P = ATC + ATP

ATC = AVC + HFC

AVC/P; AFC/P; ATP/P – Структура цены в долях на единицу.

где, АТС – средние издержки; АТР – удельная прибыль; AVC – удельные переменные издержки; HFC – удельные постоянные издержки

структуре цены можно выделить издержки на упаковку; весовые надбавки и скидки; ценовые скидки.

Билет№49сущность и основные направления в социальной политике государства. Социальная политика государства - это меры, направленные на социальное развитие государства, рост доходов, потребления и благосостояния населения, повышение качества и уровня жизни населения, социальной защиты и социальной поддержки граждан РФ. Важнейшими сферами, в которых государство проводит социальную политику, выступают сферы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, социального обеспечения, социальной защиты.
Необходимо выделять следующие формы реализации социальной политики:
1) Коллективные, - это назначение стипендий, пенсий;
2) Индивидуальные, - это назначение льгот матерям-одиночкам, инвалидам и т.п..
Методы социальной политики государства - это способы, используемые уполномоченными органами государственной и муниципальной власти РФ для реализации направлений социальной политики государства.
Методы социальной политики:
1) экономические - понижение цен, тарифов, налогов;
2) административно-распорядительные - установление квот и выдача лицензий, запрет на продажу;
3) правовые - правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области социального обслуживания, законы о пенсиях и труде.
Социальная политика строится исходя из следующих принципов:
1) социальной справедливости;
2) равенства в получении необходимых социальных благ и услуг.
Социальная сфера в РФ представлена здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, культурой, спортом, социально-производственной инфраструктурой жизнеобеспечения населения.
Выделяют следующие услуги:
1) социально-культурные услуги (просвещение, образование);
2) социально-бытовые услуги (торговля, бытовое обслуживание, ЖКХ).
Главная задача социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения. Направления социальной политики:
1) регулирование доходов населения;
2) помощь социально-уязвимым категориям населения;
3) обеспечение занятости населения;
4) улучшение демографической ситуации в стране.
Социальная защита населения - это одна из основных функций государства, которая должна осуществляться при любых условиях.
Возможности социальной защиты могут различаться в зависимости от:
1) характера общественно-политического строя;
2) социально-экономической и политической ситуации в РФ.
Система социальной защиты - это такие механизмы и способы, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов от экономически активных слоев населения в пользу больных, пожилых, нетрудоспособных, малообеспеченных граждан.

Билет№51.социальная справедливость и социальная защита населения. Под социальной защитой предлагается понимать комплекс мер, направленных на устранение социального неравенства, обеспечение всех членов общества определенным минимумом социальных благ.

В социальном государстве одновременно с расширением и совершенствованием организационно-правовых форм удовлетворения социальных потребностей граждан утверждается принцип всеобщности социальной защиты, означающий самую широкую сферу её действия по кругу лиц. Социальная защита осуществляется путём наделения граждан социальными правами и гарантиями их реализации, предоставления гражданам социальной помощи и поддержки, а также оказания государством общих услуг в социальной сфере. Всеобщности социальной защиты содействует многообразие её видов. Для граждан трудоспособного возраста наиболее значимыми являются права и гарантии в сфере труда и собственности, а для молодежи – в сфере образования.

В основе всеобщности социальной защиты находится принцип солидарности человеческих поколений, а социальная политика опирается на налоговый1 потенциал всего общества. Данный принцип срабатывает и в области социального страхования.

Производным от указанных принципов является принцип равенства социальной защиты населения. Действие принципа выражается в запрете дискриминации граждан в социальных отношениях. Например, запрещается дискриминация граждан по признаку профсоюзного членства. Равенство социальной защиты – это также установление гарантированного минимального уровня жизнеобеспечения для всех граждан, использование в государственной политике единых социальных нормативов, обеспечение равной юридической защиты прав и гарантий граждан.

Принцип социальной справедливости обеспечивает необходимую дифференциацию в области социальной защиты, способствует выравниванию стартовых условий жизнедеятельности субъектов (дополнительные гарантии в сфере образования детям-сиротам). Социально справедливым в одних случаях будет распределение равным образом, в других – по заслугам (труду), в третьих – по законам рынка, в четвертых – посредством поддержки редких, необычных талантов.

Принцип гуманизма социальной защиты предполагает уважительное отношение к человеку, а на законодательном уровне – закрепление таких условий социальной защиты, которые обеспечат достойное для человека существование и не носят унизительного характера, являются доступными. Государственная помощь и поддержка в соответствии с данным принципом ограничивается предоставлением социальных пенсий, ночлежных домов, благотворительных столовых, домов-интернатов С целью избежать социальное иждивенчество.

Принцип многоуровневости социальной защиты, возможности улучшать обеспечение граждан на основе законодательной деятельности субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, социального партнерства, деятельности негосударственных организаций в социальном секторе, развития дополнительных систем помощи и поддержки населения.

Принцип научной и экономической обоснованности социальной защиты населения. Организуется всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы, а его данные используются в прогнозировании социально-экономического развития, при подготовке социальных программ и проектов социально-правовых актов.

 

Билет№52. Государство в экономической системе общества. Экономическая система при всей своей самодостаточности не может существовать в вакууме, изолировано от других подсистем человеческого социума. Она может эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности при соблюдении общепринятых правил игры во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике, обеспечиваемых главным образом государством.

Государству принадлежит определяющая роль в обеспечении единства и жизнеспособности общества. В отличие, например, от заинтересованных групп и политических партий, именно государство призвано выражать и защищать совокупные интересы всех членов общества. Государство представляет собой форму политической самоорганиза­ции людей на определенной, четко очерченной территории (11. С.70). Особенность го­сударства в отличие от всех других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю всех своих граждан и с этой точки зрения оно призвано выражать, защищать и реализовать интересы всего общества. Одна из главных функций государства состоит в управлении социальными, экономическими, технологическими и иными процессами, происходящими в обществе.

Государство призвано обеспечить:

- правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики;

- защиту конкуренции;

- перераспределение доходов;

- корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

- стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста (11. С.84).

Государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Но все же тесные связи между бизнесом и государством вытекают из самой сущности либерально-демократической системы правления и правового государства, основанных принципах политического равенства и признания, наряду с политическими правами, социальных прав граждан на достойные человека условия и стандарты жизни. Политики избираются и переизбираются на выборах, личный успех на политическом поприще зависит от состояния экономики, поскольку первейшей заботой избирателей является занятость и, следовательно, здоровая экономика.

Билет№53. Государственное регулирование экономики. Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктурув целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основныеэкономические функции государства (правительства):

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

  • через государственный сектор;
  • посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Билет №1. Предмет, функции и методы эконом теории.

Экономическая теория изучает поведение людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Функции:

1) познавательная – через ст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.82.182 (0.021 с.)